Газета Спорт-Экспресс № 160 (5928) от 21 июля 2012 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

21 июля 2012

21 июля 2012 | Синхронное плавание

СИНХРОННОЕ ПЛАВАНИЕ

На основной тренировочной базе российских олимпийцев "Озеро Круглое" представительницы синхронного плавания впервые показали свою новую олимпийскую произвольную программу. Ту самую, с которой российская группа вот уже на четвертых Играх подряд будет бороться за олимпийское золото.

ЗАКРЫТАЯ ПРЕМЬЕРА НА "КРУГЛОМ"

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Лобни

Получив приглашение на просмотр олимпийской программы от главного тренера российской сборной Татьяны Покровской, я искренне полагала, что попаду на очередной "день открытых дверей", как на "Круглом" именуют визиты представителей прессы. А попала на закрытый премьерный показ "для своих" со всеми сопутствующими атрибутами, включая заранее приготовленные букеты цветов - артисткам.

На трибунах - помимо приглашенного "бомонда" в лице знаменитого модельера Вячеслава Зайцева - была представлена все золотая история синхронного плавания. Начиная с олимпийской чемпионки Сиднея и Афин Лены Азаровой - капитана российской сборной-1998. Той сборной, которая одержала историческую, самую первую победу на чемпионате мира в австралийском Перте.

Трехкратные олимпийские чемпионки Мария Киселева и Ольга Брусникина - то же поколение. Самые первые, кому довелось пощупать заветное золото. Именно их медали, завоеванные на Играх в Сиднее в дуэте, стали отправной точкой для всех последующих высших российских наград. Не укладывается в голове: 14 последних лет вобрали в себя в общей сложности шесть золотых олимпийских медалей (к слову, из шести возможных) и 29 побед на чемпионатах мира.

Анна Шорина - это еще две олимпийские медали. Групповые, завоеванные в Афинах и Пекине. Родители Анны всю жизнь работали тренерами по прыжкам в воду, так что во многом благодаря этой наследственности спортсменка довольно быстро освоила акробатические выбросы и поддержки, когда того стали требовать правила синхронного плавания.

Разглядывая в ожидании начала тренировки давно знакомые лица, я перебирала в голове всевозможные воспоминания. Например, о том, как в Перте-98 главный тренер той команды легендарная Мария Максимова рассказывала мне, что группа в синхронном плавании - как кордебалет в театре. Когда он хорош, репутация театра тоже на высоте. И что лицо любой группы - это прежде всего ее ноги.

Не согласиться с последним утверждением тяжело, но именно в этом, как мне кажется, заключается самая большая несправедливость синхронного плавания. Тех, кто выступает в группе, почти никогда не узнают в лицо. Выделить из общего ряда не всегда просто даже наиболее титулованных. А ведь в нынешней сборной выступают сразу пять олимпийских чемпионок. Четырехкратная - Анастасия Давыдова. Двукратные - Эльвина Хасянова и Мария Громова. 18-кратная чемпионка мира Наталья Ищенко становилась олимпийской чемпионкой лишь один раз - в Пекине, как и Светлана Ромашина, зато у этих спортсменок есть прекрасный шанс привезти из Лондона сразу по две медали - групповую и дуэтную.

Три человека в группе - новички, по олимпийским меркам. Дарья Коробова, Александра Пацкевич и Анжелика Тиманина. Все трое, правда, давно преодолели период первоначальной адаптации в команде, про который Азарова мне когда-то рассказывала так:

- Дедовщины в общепринятом смысле этого слова у нас в команде нет, но существует неписаный закон: новички носят на тренировки и соревнования всю аппаратуру - магнитофон, подводный динамик, видеокамеру. Поначалу новенькие страшно мешают в воде тем, кто опытнее. От этого, бывает, им здорово, хотя и не нарочно, достается на тренировках - локтями, пятками, коленками. Но довольно быстро все друг к другу притираются. Все понимают: раз уж попали в состав, то в их интересах работать, не щадя себя.

Олимпийскую произвольную программу главный тренер сборной Татьяна Покровская вынашивала и держала в секрете довольно долго. Даже не повезла группу на майский чемпионат Европы в Эйндховен. Думаю, тренер была откровенна, сказав мне в интервью, что на тот момент программа просто не была готова к показу. Но нельзя исключать и того, что Покровская к тому показу совершенно не стремилась по стратегическим причинам: в мире синхронного плавания тренеры, как правило, берут на заметку любой новый элемент или интересное движение. Показывать находки раньше времени - то же, что своими руками рыть себе же западню.

Особенно преуспел в плане заимствования Китай. В этой стране с синхронистками несколько лет работала россиянка Татьяна Хайцер. Вернувшись, она рассказывала:

- В умении учиться китайцам нет равных. Придумать что-то свое они, как мне кажется, не способны в прин-ципе и, похоже, не стремятся к этому. Зато блистательно копируют. И очень хорошо умеют отбирать то, что им нужно. Именно по этой причине, на мой взгляд, они посчитали в свое время, что "школу" лучше всего брать у русских. Так, как умеют отрабатывать основы техники в России, не умеют нигде. Возможно, сказываются традиции, которые исторически складывались не только в синхронном плавании, но в искусстве, балете…

Спортсменкам Поднебесной прочили медали высшей пробы еще четыре года назад, в Пекине. Но они стали третьими - после России и Испании. Что покажут китаянки на этот раз - для всего мира остается секретом.

Вполне вероятно, именно с этим были связаны опасения Покровской раньше времени демонстрировать программу. Но составить полноценное представление об олимпийской композиции оказалось невозможно даже теперь. Спортсменки выглядели по-рабочему: в шапочках, без сценического макияжа, в тренировочных купальниках. Да и музыка звучала совершенно не так, как обычно звучит на соревнованиях. Соответственно, не было привычного куража.

На просьбу прокомментировать выступление Мария Киселева (ей, кстати, предстоит работать в Лондоне в должности пресс-атташе всей олимпийской команды России) ответила коротко: "То, что девчонки делают в воде, - неимоверно сложно".

Покровская тоже была скупа на эмоции:

- Когда я вижу свои программы, мне обычно вообще мало что нравится. Но в этот раз было важно другое: чтобы девочки не свалили ни одной поддержки. Эти поддержки были выполнены не на самом шикарном уровне, я, если честно, его и не ждала, но результатом увиденного осталась удовлетворена. Программа сложная, ее пока еще не удается выполнить на одном дыхании от начала и до конца, но время у нас пока есть.

- Что именно вы считаете наиболее сложной частью программы?

- Высокий темп и сложные связки.

- Планируете ли вы показывать программу кому бы то ни было до отъезда в Лондон?

- Нет. Иначе спортсменки просто перегорят. Они сами назначили дату этого единственного показа, я пошла им навстречу, хотя первоначально планировала устроить показ вплотную к нашему отъезду. Волновалась сильно, не буду скрывать.

- Это первый случай в вашей практике, когда соревновательный дебют программы будет происходить сразу на Олимпийских играх?

- Нет. Точно так же мы заранее не показывали "Карнавал" - свою афинскую композицию. С той, что была в Пекине, выступали всего один раз на каких-то крошечных соревнованиях в Швеции. Сама программа на тот момент была совершенно сырой, поэтому тот старт мы считали просто очередной возможностью выполнить композицию в чуть более ответственных условиях.

На самом деле это не очень принципиальный момент. Гораздо важнее тренировки. Они стали менее интенсивными, большую часть времени мы занимаемся подчисткой отдельных элементов, но заканчивается каждая тренировка обязательным прогоном всей программы от начала и до конца. Как произвольной, так и технической.

- Сколько запасных в команде?

- Одна. Анна Шишкина. Она будет выступать в технической программе - подменит Наталью Ищенко.

- Кому, на ваш взгляд, бывает на Играх проще - тем, кто уже выступал на подобном уровне, или новичкам?

- Думаю, что тем, кто старше: опыт в нашем виде спорта значит многое. Молодые уже начинают трястись - я это вижу. Внутри команды ситуацию хорошо контролирует Ася Давыдова - очень мне этим помогает. Так что в целом обстановка нормальная.

Что тут можно добавить? В Лондон российская сборная по синхронному плаванию отправляется первого августа. Пятого - первый старт.