Газета Спорт-Экспресс № 146 (5914) от 5 июля 2012 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1
ФУТБОЛ
И НЕКОМУ ЗАВОПИТЬ: "ГРАБЯТ!"
Вчера в Доме футбола прошло заседание исполкома РФС, на котором было принято сразу несколько очень важных решений. Главным из них стало смягчение лимита на легионеров - отныне его формула составляет "7+4".
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
Ситуация вроде бы требует какой-то реакции на изменения в российском футбольно-телевизионном хозяйстве. Новые принципы распределения и продажи телеправ, новый футбольный канал, новая жизнь законсервированной в последние годы структуры "Лига ТВ"… Оценку всему этому, однако, даст только время. Сейчас же можно сказать лишь одно: хорошо, что у нас вообще появилась сила, которая будет вплотную заниматься продвижением футбола как товара.
Раньше такой силы не было. Существовал телеканал, продающий спутниковые "тарелки", и лига, торгующая рекламой. И то и другое по странному стечению обстоятельств никоим образом не было пристегнуто к собственно игре, качеству футбола, посещаемости стадионов, доставке сигнала максимальному числу потребителей, смотрибельности происходящего на поле и на трибунах, запрету на рекламу пива, удобному времени показа и оптимальной программной сетке. У "НТВ плюс" не хватало материально-технических мощностей и волчьей коммерческой хватки, аналогичной британским бродкастерам из BskyB, а у премьер-лиги - времени и узконаправленного ТВ-профессионализма.
Теперь появилось спецподразделение, которое возглавил директор по стратегическому развитию "Зенита" Илья Геркус. Личное, хотя и не очень давнее, знакомство с этим человеком и его программой заставляет предположить: он знает - что, и знает - как. Кроме того, Геркус, насколько я успел понять, очень хотел возглавить "Лигу ТВ" в новом ее формате, а большое желание делу еще никогда не вредило.
Существует, знаю, и другой взгляд на футбольные ТВ-новшества: современное поколение менеджеров глубоко знает теорию, но на практике и карандаша с выгодой не продаст. Справедливость и этого тезиса, однако, способно подтвердить или опровергнуть только время. В любом случае, заниматься решением проблемы всегда лучше, чем пустить ее на самотек. Вот пускай "Лига ТВ" и занимается. А мы посмотрим, что из этого выйдет.
Куда более предметных комментариев, на мой взгляд, требует вчерашнее решение исполкома РФС о смягчении лимита на легионеров. Что ни говори, а последовательность Сергея Фурсенко в отстаивании формулы "6+5" все же имела под собой какие-то основания. Более того, отнес бы эту его непреклонность к явным плюсам экс-главы РФС. Не хочется писать - редким, но что есть, то есть.
А нынче Фурсенко не начальник. И главного тренера, способного завопить: "Грабят!", у сборной России пока нет. И министр спорта Виталий Мутко, вероятно, мимолетно отвлекся. В этот самый момент исполком горделиво расправил законодательные плечи.
Можно долго спорить по поводу обоснованности лимита, как такового. Убеждать друг друга в живительной силе конкуренции. Рассказывать, с какой страшной силой начнут расти юные таланты, беря пример с заезжих суперзвезд из Румынии, Сербии или, к примеру, Малави. Мы ведь будем брать из-за рубежа исключительно лучших, самых дорогих, верно? И в Самару, и в Пермь, и в Ростов позовем только сливки, чтобы стали они путеводными звездами для будущих российских Симонянов и Стрельцовых.
А можно, напротив, уповать на то, что подавляющее большинство других условий, способствующих той самой конкуренции, в России в глубоком загоне. Что до сих пор не выстроена система подготовки футболистов, охватывающая все регионы и возраста. Что список кандидатов в сборную вчера стал короче на 16 фамилий. Что перегретый российский рынок, госбюджетное и госкорпоративное финансирование клубов, дикие для общего уровня жизни в стране футбольные зарплаты, агенты, "откаты" и "распилы", влияющие на стоимость и количество российских талантов во много крат сильнее лимита, не затронуты в последние годы вообще никак, словно всех этих кикимор не существует в природе.
Если бы правительство не поддерживало ВАЗ, какой бы уродливой ни казалась нам его продукция, - умер бы город Тольятти со всем своим населением и десятки заводов в других городах. Если дать клубам с их неприлично толстыми кошельками возможность обчищать зарубежные футбольные прилавки с их адекватными ценниками - умрет репродуктивная функция российского футбола.
К ВАЗу подпустили Renault с его маркетинговой стратегией и технологиями. Город и завод тянут за уши из комы вопреки, между прочим, мировой конкуренции с заранее известным исходом, в надежде рано или поздно взрастить в отечестве хоть что-то жизнеспособное. Пока это еще возможно, пусть и со скрипом. На человеческом и технологическом кладбище побеги и всходы исключены. Нечему будет скрипеть.
Понимаю Сергея Галицкого, выступающего за отмену лимита. Он сможет платить детским тренерам, которые растят 3 тысячи его футбольных питомцев, столько, сколько нужно для высокого КПД их работы. Вот только Галицких в России единицы. А все остальные платят детским тренерам в зависимости от спроса на продукт их труда. Вчера этот спрос стал еще меньше. Как и вероятность придания самой профессии статуса престижной и высокооплачиваемой. Совершенствуйся, детвора, как раньше - на пустырях. Конкурируй с теми, главная прелесть которых - в их дешевизне. Либо в классе, привитом другими, не нашими, более мастеровитыми и уважающими себя детскими тренерами.
Давайте уже поймем наконец: цены на российских футболистов высоки не потому, что мы создаем им искусственные вакансии, а потому, что хороших российских футболистов мало! Так какого черта бороться с этой проблемой сокращением рабочих мест, а не производством рабочей силы?!
Таким образом, повторяю, можно полемизировать довольно долго. Стремящиеся к экономии клубы будут козырять своей правдой, ответственные за сборную и развитие российского футбола - своей. Но есть вещи, которые в рамки этой полемики, да и вообще понимания, не укладываются. Одна из них - принятие решения о смягчении лимита за две с небольшим недели до начала чемпионата.
Готовились, клубы? Планировали что-то? Рассчитывали на одно - получили другое? Терпите - привычное дело. Как говаривал Остап Бендер, круша ребра Кисе Воробьянинову: "Вот тебе дороговизна стульев для трудящихся всех стран, вот тебе седина в бороду, вот тебе бес в ребро. А теперь пошел вон".
При том что возглавляемая Михаилом Гершковичем специальная комиссия, по информации "СЭ", предложила совсем другое решение вопроса о лимите: 10 иностранцев плюс 15 россиян в заявке на сезон. Создать комиссию и проигнорировать ее выводы - это очень по-нашему, правда?
Второй нонсенс - список из 32 футбольных легионеров, но паспортных россиян, оставшийся неприкосновенным. Лимиту вчера сделали моментальное обрезание, однако в который раз не тронули проблему, торпедирующую саму идею ограничения числа иностранцев и спускаемую на тормозах много лет. Как был наш лимит дырявым, так и остался. Разве что ячейка сита стала теперь еще шире.
Что ж, спасибо исполкому и самым антилимитно настроенным его членам. Не тронув игроков с двумя паспортами, они ясно дали понять: дело вовсе не в той самой животворящей конкуренции, за которую они ратуют на словах, а в стремлении сэкономить, либо добиться высокого результата максимально простым путем, не обращая внимания на среду собственного обитания. Целлюлозный комбинат, вываливающий отходы в реку, живет по похожему принципу: ему так дешевле и проще, а остальное пусть само как-нибудь выживает.
Давно уж нет, к счастью, учения марксизм, но эти строки время от времени всплывают в памяти: "Обеспечьте 10 процентов прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы".
Чрезмерно резкие эпитеты для данного случая. Но картину они отражают в целом верно. Ведущие клубы хотят взобраться повыше, не выращивая, а покупая, не инвестируя в свое, а вкладывая в чужое, не завтра, а сейчас. Вчера они стали ближе к цели.
А исполком РФС в очередной раз подтвердил свою пластилиновость.