Газета Спорт-Экспресс № 100 (5868) от 11 мая 2012 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1
ФЕХТОВАНИЕ
Татьяна ЛОГУНОВА: "НИКАКИХ АВАНСОВ!"
31-летняя Логунова - спортсменка более чем заслуженная. Двукратная олимпийская чемпионка. И ничего к этому уже можно не добавлять. Разве что вот какую деталь: свою первую медаль - сразу золотую олимпийскую - она завоевала аж в 2000 году, а последнюю - бронзовую чемпионата мира - сравнительно недавно, в 2010-м.
Сейчас знаменитая шпажистка борется за то, чтобы выступать на четвертых для себя Олимпийских играх, а потому наш разговор, состоявшийся на базе "Озеро Круглое", был из серии "вспомнить все".
- Перед поездкой к вам освежила в памяти вашу спортивную биографию. Подумать только - вы попали в сборную аж в 1996 году!
- Да, давно это было. Помню, в 94-м я в первый раз выехала на международные соревнования - первенство мира среди кадетов. С тех пор стала завоевывать медали. И пошло-поехало. Был большой потенциал, были результаты. 1996 год я закончила в российском рейтинге четвертой или пятой, но на Олимпийские игры в Атланту не поехала. Тренеры тогда говорили: "Бриллиантик надо беречь". В 97-м уже выступала на чемпионате мира за взрослую команду и довольно быстро закрепилась среди основных спортсменов.
- Часто переход во взрослый спорт бывает довольно болезненным…
- Фехтование всегда было великовозрастным видом спорта, хотя в последнее время происходит его омоложение. Время идет, появляются молодые таланты, но и те, кто вырвался в лидеры десять лет назад, пока своих позиций не сдали - держат марку.
- Вашей первой Олимпиадой стал Сидней-2000, где вы сразу выиграли золотую медаль. Это был своего рода аванс?
- Может быть, кто-то действительно так думает, но лично для меня это была цель. К осуществлению которой я долго шла и много работала. В Сиднее одним уколом я проиграла схватку за выход в финал личных соревнований. Таких результатов у нас вообще никто не показывал, а я ведь еще по большому счету была 20-летней девочкой! В командных соревнованиях моя лепта была тоже велика, так что никаких авансов.
В Афинах из сиднейского состава не было только Марии Мазиной - она завершила карьеру через два года после тех Игр. Кстати, именно она стала меня тренировать, когда я получила травму руки и ушла от старшего тренера. Два года мы работали с Мазиной - вместе выиграли Олимпиаду в Афинах.
- А травма руки - это…
- От перенапряжения. Работала очень много. Пришлось оперировать. Мне всегда казалось, что я сильная спортсменка, и тогда я взяла на себя такую ответственность - начать работать с Мазиной. Я совершенно точно знала, что вернусь, что снова буду первой. Эта уверенность зиждилась не на том, что соперницы были слабыми, просто себя я считала сильной. И я вернулась и сразу попала в сборную, вновь пришли успехи - медали. Мы попали на Олимпийские игры и выиграли их!
- Помню, тогда с получением олимпийской лицензии были большие проблемы.
- Было тяжело. Мы тогда, как говорится, в последний вагон впрыгнули. Вариантов других не было, как выигрывать чемпионат мира-2003 в Гаване. Это было просто чудо! Хотя мы ведь и в Сидней попали в последний момент. И тоже выиграли ту Олимпиаду, хотя никто и не ожидал. В личном турнире особых успехов не было, зато в командном все сплачивались, собирались и делали победный результат.
- Как говорят - везет сильнейшим!
- Не знаю, везет не везет, но есть у спортсменов какой-то, если хотите, ангел-хранитель - чтобы он в нужный момент встал с "той" ноги, чтобы звезды сложились.
- А были в вашей карьере моменты, когда могли сказать: сегодня был не мой день?
- У нас очень много стартов, и бывают дни, когда ты себя просто плохо чувствуешь, ведь подойти ко всем турнирам на пике формы невозможно. Бывает и слабость, и заболевание, бывают минуты, когда ты понимаешь, что руки-ноги действуют не в согласии с головой. Спортсмен ни от чего не застрахован. Бывает ведь и так - готовится человек всю жизнь к самым важным соревнованиям, и вдруг - травма. Если бы мы знали, почему так происходит, то всегда были бы готовы на сто процентов и все время выигрывали. В реальности происходит несколько иначе, а значит, надо пытаться собраться с силами, перебороть себя. Иногда получается, иногда нет. Самое главное - не унывать и работать дальше.
- Давайте вернемся к Олимпийским играм - Сидней, Афины. На какой результат настраивалась команда, попавшая туда в последний момент?
- У меня есть подруги - синхронистки. Их золотые медали - "считаные". Еще не вылетев на турнир, они знают, что у них будет золото. Они знают, что являются сильнейшими, но работают до седьмого пота. Они настолько сильнее остальных, что, возможно, даже имеют право на небольшую ошибку. Но слабины себе не дают.
Возьмем плавание: если ты показываешь определенные секунды на своей дистанции, то ты их покажешь и на соревнованиях, ведь никто на твою дорожку случайно не заплывет. Возьмем фигурное катание: там спортсмены работают над определенной программой, и если уж ты прыгаешь, то прыгаешь, и исполнение зависит только от тебя самого.
Фехтование - вид спорта совершенно другого типа. В нем нет никакой ясности, ведь против тебя выходит соперник. И нет никакой гарантии, что, неимоверно упорно тренируясь, ты будешь всегда выигрывать. У нас есть девять минут на все. На то, чтобы обдумать, перестроить игру, приспособиться к сопернику. В теннисе, например, на это гораздо больше времени - ты можешь по ходу игры заболеть, вызвать врача, полечиться и выиграть встречу. А у нас - девять минут. И если что-то пошло не так…
- То есть настраиваться можно лишь на то, что надо максимально хорошо выступить?
- На самом деле, конечно, все едут выигрывать. Но прекрасно понимают, что первое место одно, а в турнире двести человек и все хотят оказаться на этом месте. Кому-то оно достанется…
- После второго олимпийского золота возникло чувство: все сбылось, жизнь удалась?
- (Смеется.) Жизнь удалась, как только я появилась на свет! Самое главное - оставаться человеком, а какая ты там - двукратная, трехкратная - уже не так важно. Я, кстати, не принимаю победы как должное.
- Но хоть какое-то успокоение после больших побед наступает?
- Буквально на несколько дней. А потом все начинается заново - тренировки-тренировки. Жизнь-то продолжается. Ты продолжаешь работать, потому что получаешь от этого удовольствие. И всегда думаешь: "Если тогда я стала чемпионкой, значит, и сейчас могу". Два командных золота есть, хочется личное. И командное тоже хочется. Хочется брать все!
- Особенно после Игр в Пекине, о которых вам, наверное, не нравится вспоминать. Там ведь не было командного турнира, а в личном вы проиграли уже в первом круге.
- Это действительно было тяжело.
- Что это был за день такой неудачный?
- Я фехтовала со шведкой Эммой Самуэльсон. Много факторов было. Может быть, сбор в Новосибирске накануне Пекина был не совсем правильным решением. Мы провели там десять дней. Да, какая-то адаптация произошла, но это все равно был не Пекин, где снова пришлось адаптироваться. Может быть, слишком мало времени до старта я побыла в этой "олимпийской каше". Да и в день турнира произошла одна организационная накладка, вызвавшая стресс. Плюс мой выход был задержан почти на 40 минут, и эффект разминки уже прошел. Как могли организаторы так сильно нарушать регламент? Я проиграла 6:15, что было немыслимо. Много раз анализировала, пыталась понять, что же могло так повлиять. Теперь думаю - все понемногу.
- Отбор в Лондон для российской шпажной команды получился непростым. Все спортсменки титулованные, а в команде успешно фехтовать не получалось. В чем была проблема?
- Знаете, все вокруг говорят: надо фехтовать, надо выкладываться, надо это, надо то. Каждая из нас все это делала, но не складывалось. В команде четыре звезды, а результата нет. И никто не мог ответить почему. Кто-то может подумать, что у нас между собой какие-то конфликты. Нет. Ничего подобного. У нас замечательные отношения. Хорошо, что в итоге все наладилось. Появился и новый старший тренер Александр Глазунов, который держит нас в "ежовых рукавицах". Лед тронулся, мы встрепенулись.
- То есть тренер нашел к вам всем подход?
- Да. И в техническом плане, и в психологическом.
- Тренировались много?
- 160 - 180 дней - это минимум, который мы проводим на сборах. Мы буквально живем на базе "Озеро Круглое"! Как-то занялись подсчетами, и получилось, что за год провели дома всего три месяца, причем сроками по три-пять дней, по неделе. Все остальное время - соревнования, сборы, перелеты. А это почти 280 дней.
- То есть российское министерство спорта обеспечивает вам полную занятость!
- Надо отдать ему должное - старается! Хотя потенциал еще есть - можно ведь не только на "Круглом" тренироваться, а еще и около океана, например (смеется). Если же серьезно, на "Круглом" все прекрасно, кроме одного - слишком долгий период холодной погоды. Снег обычно лежит до мая - сейчас вот небывалый случай все растаяло еще в апреле. Осень-зима-весна - в сугробах. Плюс солнца нет - отсюда и настроение не боевое, а нам ведь заниматься надо всегда по полной программе.
Что касается олимпийской лицензии, то мы этот вопрос решили уже в 2012 году. Оставалось три зачетных турнира - в Катаре, Испании и Франции. В Дохе мы выиграли, в Барселоне стали третьими, и все было решено. Последний старт мы тоже выиграли, причем фехтовали уже только за то, чтобы повысить свой рейтинг. Все идет по плану. Я бы даже сказала, мы опережаем график. Сейчас в мире мы третьи.
- При такой важности хороших командных выступлений, личные турниры, вероятно, на время отошли на второй план?
- Не сказала бы. Здесь все дело в психологии: когда не получается преуспеть в личном турнире, хочется отыграться в командном. Когда же в личном все вышло хорошо, неплохо подтвердить свой уровень и выступая за команду.
- Кроме рейтинга Международной федерации фехтования есть еще и российский, в который входят и результаты внутрироссийских турниров. Недавняя победа на чемпионате страны что-то для вас значит?
- Что-то значит скорее не звание чемпионки, а то, что удалось выиграть у своих подруг по команде. Порадовала этим себя.
- В командном и личном турнирах Олимпийских игр фехтуют три спортсмена, четвертый - запасной. Как будет определяться боевой состав?
- Как раз по российскому рейтингу. Таким образом, внутрироссийский отбор за места в сборной идет полным ходом.
- Грядет уже ваша четвертая Олимпиада - за это время вы изменились как спортсменка?
- Мне кажется, сейчас я стала физически сильнее и больше двигаюсь на дорожке. Надеюсь, стала мудрее и умнее. И уже очень хорошо понимаю, чего стоит олимпийская медаль.
Лина ХОЛИНА