Газета Спорт-Экспресс № 78 (5846) от 11 апреля 2012 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 2

11 апреля 2012

11 апреля 2012 | Футбол

ФУТБОЛ

Главный агроном "Анжи" Геннадий Иванов, подготовивший одно из лучших на сегодня полей премьер-лиги, убежден, что против злой российской погоды, как и против лома, приема нет.

"СИСТЕМА "ОСЕНЬ - ВЕСНА" УБИВАЕТ ТРАВУ"

"Я в поле", - голос Геннадия Ивановича пробивался из телефонной трубки сквозь шум ветра, и я будто почувствовал чудотворный запах свежескошенной травы. Год назад повеяло бы еще и холодом: с 2005-го Иванов трудился в Томске. А теперь пошел на повышение. С 1 февраля 2012-го он сотрудник ФК "Анжи", у которого, как следует из большинства отзывов, сейчас лучшее натуральное поле в первой восьмерке.

- Что творится с газонами в чемпионате, Геннадий Иванович?

- Да уж, поля - бич всей нашей премьер-лиги, конечно… - вздохнул агроном. - Я считаю так: чтобы проводить турнир по системе "осень - весна", играя поздней осенью и ранней весной и порой даже залезая в зиму, необходимо иметь либо синтетические поля, либо выдвижные. Такие встречаются в некоторых европейских странах и в Японии. Только тогда газоны у нас будут в идеальном состоянии.

- Иными словами, погоду не победить.

- Естественно. Я диву даюсь: Европа собирается менять схему проведения соревнований и больше играть летом, а мы, наоборот, переходим на "осень - весну". Хотя нам, россиянам, такая система не подходит совершенно!

- То есть агрономы ни при чем? Почему тогда у вас в Дагестане нормальная поляна, а в Питере, в Химках или в Черкизове - болота?

- С одной стороны, Махачкала - это юг, но в этом году зима была аномально холодная, поэтому пришлось постараться, чтобы поле было хорошего качества. Какие бы благоприятные ни были условия, без правильного ухода и кропотливой работы ничего не будет. Но как содержать поля в Санкт-Петербурге или в Москве, когда такая погода? Конечно, можно предпринять какие-то меры, выкручиваться. Но в целом проведение чемпионата с осени по весну не позволяет делать хорошие натуральные газоны. Да дело не только в этом. Мы же для болельщиков в футбол играем?

- Вроде бы да…

- Помню, в Томске один матч проводили при "минус 24". Какой комфорт? Какие условия? Без бутылки там не высидишь! Зато когда приходит лето и народ готов идти на стадион, в премьер-лиге объявляют каникулы. Нелепица какая-то. Но наши футбольные руководители так решили.

- Тем не менее, работая в Томске, вы и в Сибири умудрялись делать так, чтобы футболисты падали лицом в траву, а не в грязь.

- Вы бы знали, на какие ухищрения я шел… Делал, к примеру, так: сверху газон накрывали дышащей пленкой, которая пропускает ультрафиолетовые лучи и защищает от снега. Стоило выглянуть солнышку и прекратиться снегу, тут же эти рулоны убирали. Работа - тяжелейшая. В том году перед матчем с "Динамо" у меня трое ребят сорвали спины. Они пленку эту с навалившим на нее снегом скручивали и вытаскивали за бровки.

- Кошмар.

- Другая проблема: постоянный подсев. В прошлом году "Томь" купила тонну семян. И она почти полностью ушла на подсев! Хотя когда засеиваешь газон, требуется килограммов 370, плюс оставить кое-что на подсев. Итого 450 кг примерно получается. А у нас уходила тонна!

- Люди спины срывают, а футболисты порой ранят их еще и словом. Как вы реагируете, когда футболисты вроде Романа Широкова критикуют вашего брата-агронома?

- Я считаю, футболисты вправе выражать свое мнение. Им ведь мучиться-то! Плохие поля нивелируют класс игроков. И сверхтехничный футболист на плохом поле играет так же, как обыкновенный. Да, некоторым агрономам нашим не хватает опыта. Но как им обучиться? В Москве два-три года назад проводили семинар на эту тему, но по сути то была рекламная кампания: предлагали синтетику, рассказывали, где и почем брать. А почему не сделать семинар, на котором агрономы, у которых есть реальный опыт и большая практика, могли бы поделиться опытом? Никто даже не задумывается…

- Газоны на "Арене Химки", "Локомотиве", казанском "Центральном" мертвы или их можно привести в чувство?

- А сколько там игр осталось: шесть туров? Значит, до мая будут терпеть и добивать эти поля. Чтобы перестелить, нет толком ни тепла, ни времени. Травка не успевает прижиться: только взошла - а на нее игрок наступил или мороз прихватил, она и погибла. Убить поле - элементарно. Оно же живое! Это не деталь какая-то, которую выкинул, если сломалась, заменил на другую - и все в порядке.

- Через год, выходит, опять всем играть на болотах.

- Да мы уже лет шесть-семь начинаем слишком рано и заканчиваем слишком поздно. Так что всякий раз в марте и апреле - одни и те же разговоры. Природу не обманешь.

- Давайте о хорошем. Все положительно отзываются о газоне на махачкалинском "Динамо". Как удалось?

- Ну да, хвалят… - заскромничал Геннадий Иванович. - Действительно, поле у нас хорошее. Но клуб еще в прошлом году принял решение и поменял газон. Как видим, сделано это было вовремя и не зря. Теперь поддерживаем на должном уровне. Хотя иногда и нам приходится бороться с погодой. Во время одного матча полило как из ведра. Мы заранее включили подогрев, высушили почву, она быстро впитала дождевую воду, и не образовалось луж.

Параллельно работаем над полем арены "Хазар". Им занимается волгоградская фирма, я в ней четыре года главным агрономом работал. Ребята ответственные, дело знают. Сейчас они получили отмашку и на следующей неделе приступают к работе. Главное - не затянуть! Подготовить плодородный слой, а потом будем стелить рулонами дернину. Не дай бог в это время начнется пекло. Перестелить потом, если что, можно, но придется ждать недели три. Лучше сразу сделать на славу. Эх, успеть бы до жары… Я все усилия приложу, чтобы у нас на "Хазаре" было самое лучшее поле в России!

- Сколько у вас людей в подчинении?

- Пять человек. Это норма. В Томске у меня работало 12. Там условия тяжелей, нужны дополнительные руки.

- А техника?

- В Махачкале есть все, что нужно. А в Томске все на собственных плечах. В 2005-м купили технику, хоть и не всю, но она уже вышла из строя. А новой нет: безденежье, сами понимаете. "Рад бы тебе помочь, - говорил мне гендиректор Степанов. - Но еле концы с концами сводим". Вот такие дела.

- В "Томи" до сих пор, наверное, поминают добрым словом?

- Да почти каждый день звонят, совета просят!

- Кто именно?

- Да кто только не звонит! Даже из областной технической лаборатории, позавчера. В Томске приняли на работу молодого агронома. Но уже затюкали. Не дают парню работать. А чаще всего звонит моя любимая, самая хорошая бригада! За время совместной работы кое-чему да научились!

- Вот мы с вами говорили про критику со стороны футболистов. А бывает, что игроки, наоборот, подходят и руку жмут: "Геннадий Иваныч, большое вам человеческое спасибо за газон!".

- В Томске случалось. Помню, поблагодарил как-то тогдашний президент "Локомотива" Наумов. Или играли против "Динамо". После матча подошел, кажется, их спортивный директор. Подарил вымпел и повел к руководству своего клуба. "Вот, - говорит, - познакомьтесь, это лучший агроном премьер-лиги!" Не скрою: мне было очень приятно.

Дмитрий СИМОНОВ