Газета Спорт-Экспресс № 297 (5767) от 28 декабря 2011 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

29 декабря 2011

29 декабря 2011 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

Ахмед БИЛАЛОВ: "СИМВОЛ РОССИИ - НЕ ЗАСТОЛЬЯ, А СПОРТ"

Как должно измениться финансирование российского спорта? Почему федерации не хотят зарабатывать сами, а ждут подачек от государства? Как сборная России выступит на Играх-2012? Что придет на смену скандальному Русскому дому? Об этом "СЭ" рассказал вице-президент ОКР, председатель наблюдательного совета АНО "Спорт высших достижений", которое управляет единым брендом наших сборных - Team Russia.

- На недавней пресс-конференции в агентстве "Интерфакс" вы сообщили, что в 2011 год ОКР впервые привлек довольно масштабные частные инвестиции в российский спорт - более 400 миллионов рублей. Это, конечно, хорошо. Но тогда же вы сказали, что дотации государства составляют сотни миллионов долларов. По-вашему, это нормальное соотношение частных и государственных денег?

- Наша страна действительно уделяет спорту огромное внимание. Бюджетное и суббюджетное финансирование спорта высших достижений выросло у нас за последний годы в несколько раз. Но парадокс в том, что увеличение финансовых вливаний далеко не всегда благотворно влияет на результаты - особенно в спорте высших достижений.

В странах с высокой спортивной культурой ситуация кардинально другая. Такой подход, как у нас, до недавнего времени практиковали разве что в Китае. Но с недавних пор и там от него стали постепенно отказываться. Самый, на мой взгляд, интересный пример участия государства в жизни спорта - это США: фактически, не получая ни одного цента от налогоплательщика, американцы добиваются прекрасных результатов и в массовом спорте, и в спорте высших достижений. Вместе с тем государство оставляет там за собой важные функции регулятора и идеолога этой индустрии.

- И что конкретно надо изменить, чтобы жить как все?

- Как все нам точно не надо! В спорте можно быть только лучше всех. За один день ничего не поменяешь. Мы сегодня идем эволюционным путем. Было время, когда наши спортсмены закладывали собственные дома и автомобили, на эти деньги готовились к Олимпиадам - и все равно умудрялись выигрывать. Во многом это было связано с их повышенной мотивацией, которая в том числе выражалась и призовых фондах. Но сегодня, когда спортсмены стали стабильно получать зарплату, когда начали появляться современные объекты инфраструктуры, надо всерьез подумать над мотивацией остальных - всех тех, кто задействован в спортивной индустрии. Главное, это конечный результат, а тут мы похвастаться можем не всегда.

Особенно удручает ситуация с массовым спортом. Вдумайтесь: у стран, с которыми мы активно конкурируем, вовлечение населения в активный образ жизни, занятия физкультурой и спортом составляет более 60 процентов. Тогда как в нашей стране мы еле дотягиваем до 8 процентов.

- Что же надо сделать в первую очередь, чтобы переломить такие тенденции?

- Думаю, если наш спорт будет меняться от некоей "социалки" к настоящей индустрии, если на спорт обратит внимание бизнес, причем бизнес не только государственный, то очень быстро картина кардинальным образом изменится.

Для меня знаковым выглядит соглашение, подписанное между Олимпийским комитетом и "Газпромом". Мы получили колоссальные средства для подготовки наших спортивных федераций к Олимпиаде в Сочи в 2014 году.

Впервые увязываем получение средств с конечными результатами. Деньги выделяем под конкретный план по получению медалей, под индивидуальные планы подготовки конкретных спортсменов. И это нормально, ведь те, кто инвестировал деньги в спорт, четко нам сказали, что хотят себя ассоциировать с победами и успехом. Таким образом у олимпийских менеджеров появилась совсем иная мотивация, теперь она должна передаваться спортсменам, тренерам, врачам, сервисменам.

* * *

- Кто помимо "Газпрома" проявляет интерес к такому сотрудничеству?

- Многие транснациональные компании, специализирующиеся на товарах народного потребления, активно продвигают себя через здоровый образ жизни. В любой стране, где они работают, в первую очередь они обращают внимание на спорт. И тут очень важно иметь продукт, который можно предложить маркетологам. Очень важно, чтобы маркетинг стал неотъемлемой частью спортивной индустрии. Сегодня это далеко не везде так. Но определенные подвижки уже есть. Особенно много надежд мы связываем с новым проектом Олимпийского комитета России - брендом "Команда России/Team Russia".

- Федерации охотно идут на контакт? По идее "питаться" из бюджета проще, чем самостоятельно зарабатывать.

- Спорт - зеркало нашего общества. В спорте, как и в других областях индустрии, есть продвинутые, прагматичные руководители, которые планируют свои действия на годы вперед, не боятся амбициозных проектов. Таким федерациям, безусловно, способствует успех.

Думаю заблуждение думать, что только наличие олигарха во главе федерации - залог удачи. Если для крупного бизнесмена вид спорта является лишь нагрузкой и обременением, то это легко увидеть - по размерам государственных вложений в его федерацию. На самом деле крупные предприниматели давно научились "эффективно" - именно так, в кавычках, - решать вопросы с государством. Им легче наладить коммуникации с чиновниками и добиться новых бюджетных вливаний, чем заниматься маркетингом и раскруткой конкретного вида спорта.

Кто хочет и дальше получать "безымянные" деньги от государства и ни за что не отвечать, тем нужна мутная вода. Потом неудачи можно свалить на погоду или на государство, или еще на что-нибудь. И попросить еще больше денег.

- В таком случае хотелось бы, чтобы вы назвали те федерации, кто предпочитает идти по прогрессивному пути.

- Могу выделить некоторые федерации из зимних видов спорта, которые начинают активные шаги в области маркетинга: это горные лыжи, лыжные гонки, биатлон, санный спорт, фристайл. Думаю, в ближайшее время себя покажет керлинг.

* * *

- Давайте вернемся к инвестициям ОКР. На что идут частные деньги, которые распределяет наш Олимпийский комитет?

- Требования очень жесткие и четкие. На выделенные средства будем приобретать все лучшее, что есть в мире, что обеспечит нам победу. Я бы сказал, что мы вкладываемся в мировой опыт.

- Под опытом, видимо, имеются в виду кадры?

- В России налицо нехватка хороших тренеров. Старые уехали за границу, новых не успели вырастить. Инвестируем также в современную медицину и диагностику, в уникальное оборудование. Причем его не всегда нужно покупать - можно производить самим. Получаются дотации на науку. Плюс индивидуальная подготовка каждого претендента на медали. Подготовить 10 чемпионов в рамках одной федерации тяжеловато. А вот одного - двух - можно, если именно на них сделать ставку. Убежден что задача Олимпийского комитета на данном этапе - это индивидуальная подготовка спортсменов к конкретным Играм.

- Если с федерациями не складываются отношения, можно как-то обойтись без них?

- Есть конкретные атлеты. Многие россияне становятся чемпионами не благодаря федерациям, а за счет мощной персональной мотивации. Вспомните, как Иван Скобрев уехал за границу на три года, готовился там и привез из Ванкувера две медали. А затем руководство федерации конькобежного спорта поменялось - и теперь Скобреву нет смысла ехать за границу.

Если поймем, что через федерацию деньги напрямую до спортсмена не дойдут, мы будем работать персонально с ним. Потому что именно топовые атлеты - это "рекламное лицо" того или иного спорта. Федерация должна выполнять роль своего рода агента. Продвигать спортсмена и вид спорта, почти как в шоу-бизнесе. Только, к сожалению, у нас этого никто не делает. Многие отличные виды в России, по сути, вообще не известны. Кто знает, что такое скелетон? Сколько человек отличат фристайл от фрирайда, хотя это принципиально разные вещи?

- С федерациями понятно. А с Министерством спорта как у вас отношения складываются?

- Сложный вопрос. Трудно ломать стереотипы. Как мне кажется, у Минспорта подход к проблеме, доставшийся нам в наследство от советских времен. Мы не относимся к спорту как к индустрии экономики, а лишь постоянно дотируем множащиеся ГУПы, чье руководство заинтересовано в основном только в увеличении бюджетных дотаций. А в результате - стагнация. Мое мнение, что вотчина Министерства - массовый спорт. Тогда как спорт высших достижений, как во всем мире, должен выйти на уровень саморегуляции, быть самодостаточным и по примеру других стран вполне может администрироваться общественной организацией - Олимпийским комитетом.

В России сейчас сплошные наслоения полномочий, а в итоге никто ни за что не отвечает. Потом каждый оправдывается, почему проиграли и почему люди отворачиваются от здорового образа жизни.

Но мы решаем задачу постепенно, без спешки. Подготовительный период - вплоть до Игр в Сочи. А вот после них спорт, объекты, спортсмены должны перейти на совсем другие принципы управления. Думаю, уже в следующем году и в парламенте, и в правительстве мы постараемся начать дискуссию по этому вопросу.

* * *

- За 2011 год вы привлекли 400 миллионов рублей. Сколько должны зарабатывать в перспективе?

- В США объем рынка спортивного маркетинга составляет 30 миллиардов долларов. В Англии - 10 миллиардов фунтов. У Канады на подготовку спортсменов к домашней Олимпиаде ушло 120 миллионов канадских долларов, это без каких-либо бюджетных средств. Но дело не в количестве. Даже те деньги, которые мы привлекли за этот год, частично остались невостребованными. Важно то, как эффективно потратить средства и что мы хотим получать на выходе. Ставишь федерации перед фактом: "Мы готовы финансировать те же самые ваши статьи расходов, которые сейчас берет на себя государство - может, даже в большем объеме, но в ответ хотим видеть ваш план, стратегию, результаты". А иные федерации - в кусты. Зачем брать деньги, думают там, если потом отчитываться придется? Лучше сидеть на господдержке и ни за что не отвечать.

Главное в финансировании любого вида спорта - чтобы нация была здорова. Спорт - это не просто медали, кубки, пьедесталы, это напрямую экономика страны. В Европе болеть не выгодно. Растет страховая сумма, от тебя хотят избавиться на работе. Чем запускать болезнь и потом долго лечиться, люди предпочитают предупредительные меры - занятия спортом. Следовательно, чем больше спортивных граждан будет в России, тем меньше государству придется тратить на медицину. Обратите внимание, как много в России тучных, полных, откровенно толстых людей. И сколько тех, кто гробит здоровье сигаретами и алкоголем.

Знаю несколько крупных компаний, которые не берут на работу тучных сотрудников. То есть тех, кто может, но не хочет быть здоровым. А регулярные занятия спортом, наоборот, поощряются. Если топ-компания платит сотруднику, допустим, 200 тысяч долларов в год, то она ждет от него соответствующей отдачи. А если тот хворый, то будет постоянно болеть, а вкалывать за него придется коллеге. Кому такой нужен?

- В последнее время в Москву приезжало немало крупных спортивных чиновников. С Жаком Рогге и Рене Фазелем устраивали круглый стол с вашим, Ахмед Гаджиевич, участием. Они тоже считают, что озвученный вами курс - верный?

- Федерации должны становиться независимыми от государства и активно сотрудничать с бизнесом - об этом говорят все руководители, а также все крупные консалтинговые компании, с которыми мы общаемся. Именно благодаря бизнесу и телевидению МОК выжил в 80-е годы. Были спасены Олимпийские игры, и постепенно они стали престижнейшим мероприятием, проведение которого благотворно сказывается на городе, который принимает Олимпиаду, и всей стране. Вот и наш Сочи полностью поменяет и свой внешний облик, и инфраструктуру.

- Все разговоры сейчас действительно про Сочи. Рассказывая про сотрудничество с федерациями, вы упомянули только зимние. А что с летними? Ближайшие Игры все-таки в Лондоне пройдут. Как летние виды спорта финансируются? На какие средства готовятся атлеты?

- У крупных российских компаний прагматичный подход к маркетингу. Они хотят ассоциироваться с домашней Олимпиадой и городом Сочи, куда многие из них инвестируют. Мы надеемся, что новый руководитель Ассоциаций летних олимпийских видов спорта Владимир Лисин выберет современную модель, а не пойдет по пути традиционного перераспределения государственных средств от зимних видов к летним и наоборот.

Лисин - человек увлеченный, работу он уже начал. Очевидных результатов можно ожидать начиная с Олимпиды в Рио-де-Жанейро-2016. К Лондону уже не успеть. Там подготовка уже, по сути, закончилась. Значит, за выступление России в 2012 году полную ответственность несет Министерство спорта.

- Чего вы ждете от этих Игр?

- Чудес не бывает. Динамика очевидна. Нынешний год превзошел наши ожидания, но, думаю, благодаря отнюдь не системности, а достижениям отдельных федераций. Которые нас из года в год выручают.

- Судя по вашему тону, настроены вы скептически.

- Не хочу выглядеть пессимистом. Но когда нет жесткой мотивации спортсменов на результат, тяжело чего-то ожидать. Надеюсь, неудача Ванкувера не повторится. Но очевидно, что в случае слабого выступления надо будет анализировать ситуацию, делать выводы - что-то менять. Подчеркиваю: что-то, а не кого-то! Должен поменяться системный подход.

* * *

- В Лондоне откроют Team Russia Park. Кажется, и в Варшаве во время чемпионата Европы по футболу - тоже. Это будет аналог Русского дома, его конкурент или что-то радикально новое?

- Стереотипы, связанные с Русским домом, у большинства людей негативные. Поэтому мы решили сделать нечто отличное с точки зрения идеологии. Team Russia Park, надеюсь, будет презентационной площадкой нашей страны, российского спорта, Олимпийского комитета, а не местом для пьянок, фотографии которых не украшают ни спортсменов, ни Россию. В Русском доме всяким папарацци было весело. У нас им точно будет скучно. Team Russia Park - экологичная зона, свободная от алкоголя и курения. Выставки, презентации - все про спорт. Сделаем кинозал, где на английском и на русском будет транслироваться нарезка знаковых российских побед.

- А где же в таком случае будут расслабляться?

- Кому очень надо, вернется в Россию и там расслабится. Понимаете, кто-то из спортсменов выступает в начале, а кто-то - в конце Игр. И тех, кто пребывает в напряженном ожидании, не должно развращать повальное чревоугодие и атмосфера разнузданности, которую устраивают околоспортивные люди с их дурными привычками.

С нами спорили. Говорили: "Россия ассоциируется с застольями! Как же без них?" Но мы не считаем, что символизировать Россию должны пьяные застолья. Наш символ России - спортивные победы.

Дмитрий СИМОНОВ