Газета Спорт-Экспресс № 278 (5748) от 6 декабря 2011 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 3

7 декабря 2011

7 декабря 2011 | Футбол

ФУТБОЛ

Исполком РФС принял вчера долго вынашиваемое решение: начиная с сезона-2013/14 футболист, не имеющий права выступать за сборные России в соответствии с нормами ФИФА, будет считаться иностранцем.

ОДНИМ ПОДЛОГОМ МЕНЬШЕ

Александр ПРОСВЕТОВ

В опрос о гражданстве в нашем футболе набил оскомину. Увязанный с лимитом на иностранцев, он из года в год вставал на повестку дня и отправлялся на юридическую доработку до лучших времен. Тем более, что звучали угрозы обратиться в суд за ущемление права на труд российских граждан. Как будто клубам было неведомо, что люди обрели паспорт с двуглавым орлом в нарушение законодательства РФ, которое требует отказа от предыдущего гражданства, и на глазах у всех цинично защищают на футбольных полях честь государств, от которых они официально отреклись (или как минимум представили фальшивые справки о том, что они это отречение совершили). Ведь, выходя играть за сборную, футболисты предъявляют делегату матча свой паспорт - белорусский, молдавский или какой-нибудь еще.

Известно, что игроки из одной бывшей советской республики обращались в посольство с заявлениями, которые получали регистрационные номера, а на следующий день их забирали, поскольку, мол, передумали. В принципе при принятии окончательного решения российские компетентные органы должны были бы потребовать документ о том, что с гражданством другого государства человек окончательно расстался, что на сей счет есть высочайшее повеление, но надо ли объяснять, что у клубов, заинтересованных в обходе лимита, достаточно рычагов и возможностей, чтобы продавить вопрос? Хотя они как бы и ни при чем: при приеме на работу никто не обязан проверять, откуда взялся российский паспорт. Ответственность за это несет обладатель документа. РФПЛ, в свою очередь, не подразделение иммиграционной службы. Лига невозмутимо фиксирует те данные, которые предоставили клубы, пусть даже имена и фамилии иностранных игроков иной раз написаны нелепо.

В прошлом сезоне разразилась шумиха вокруг гражданства полузащитника "Локомотива" Александра Алиева. Переполох подняли украинские журналисты, обнаружив, что на сайте РФПЛ против фамилии игрока значится российский флаг. Специальная комиссия премьер-лиги провела проверку и установила, что уроженец России сначала получил российский паспорт и уже впоследствии записался в украинцы. Другими словами, он, как и Одемвингие, присоединившись к "Локомотиву", восстанавливал российское гражданство. Их случай вообще особый.

Правда, стать гражданином Украины Алиев тоже мог только в случае официального отказа от прежнего, то есть российского, гражданства. Но это были уже проблемы другой стороны, которая предпочла не обращать на них внимания. Собственно, то же самое делали и у нас.

Кто-то скажет, что решение относительно футболистов с двумя гражданствами, как КВН, не решит всех проблем. И от того, что затрудняется жизнь у трех десятков игроков, сборная не станет чемпионом мира 2018 года. Это так. Но пусть в нашей жизни будет одним подлогом меньше.

В начале 2009 года мне довелось беседовать с высокопоставленным сотрудником МИД, который любезно дал справку при условии, что в газете не будет упомянуто его имя. Дело в том, что во внешнеполитическом ведомстве интервью позволительны только при официальном запросе через пресс-службу, а эта процедура отнимает время.

- Гражданство России может быть предоставлено лишь при условии отказа от иностранного подданства, - рассказал мне этот чиновник. - Соглашения о двойном гражданстве у нашей страны были только с Таджикистаном и Туркменией, но они, по сути дела, не работают. Обе стороны заявили об их неприемлемости.

- Но случаев, когда у людей на руках есть два паспорта, немало. Выходит, у нас закрывают глаза на реально существующее положение?

- Де-юре наше законодательство двойное гражданство не признает. Но в жизни таких фактов тысячи. Если российский гражданин получил гражданство Израиля или США, он никакой ответственности перед российским законодательством не несет. Мы его рассматриваем как гражданина России, и на территории нашей страны ни одно иностранное посольство не может защищать его интересы...

Имеется еще один вариант развития событий, о котором упомянул мидовский источник: человек может официально отказаться от какого-то гражданства, а получив российское, его возобновить, но тут, как заметил чиновник, мы бессильны. Некоторые государства, в частности в Латинской Америке и Африке, если узнают о такой афере, своего гражданства человека лишают. Россия такие вещи не отслеживает, хотя в моральном плане, согласитесь, это выглядит некрасиво.

Известный телекомментатор, которого моя статья не оставила равнодушным, сразу же поспешил объявить ее в ходе своего репортажа вредной (!), потому что, мол, футбольное гражданство существует как бы само по себе. Почему? Закона специально для футболистов быть не может. Они и без того пользуются поблажками. Например, реально не служат в армии. К тому же мой материал был направлен не конкретно против кого-то, а против лицемерной системы.

В Федеральном законе "О гражданстве Российской федерации" предусмотрены разные ускоренные схемы и особые положения. В частности, за высокие достижения в области науки, техники и культуры, а также обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации, человек может ждать предоставления паспорта не пять лет, а только один год. Более того, указом президента страны за особые заслуги перед страной в гражданство РФ могут принять вообще без каких-либо условий.

Это сложный юридический вопрос, во все тонкости которого вникать не хотелось бы. Так или иначе, каким-то образом в баскетбольные сборные России привлекались Холден и Хэммон, на зимней Олимпиаде выступала фигуристка Юко Кавагути, должен стать "нашим человеком" корейский трехкратный олимпийский чемпион по шорт-треку Ан Хен Су. Они же не сошли с ума, чтобы отказаться от родины!

Но в случае футболистов, заигранных за другие сборные, ввиду особых жестких правил ФИФА, заинтересованность может быть исключительно у клубов. Может быть, еще у самих игроков, рассчитывающих связать свою дальнейшую судьбу с Россией и при этом желающих выступать на международном уровне. Никто же не вправе ставить под сомнение чистоту их помыслов. Однако в данном случае налицо как минимум досадная нестыковка законов ФИФА и России, которая могла бы, на мой взгляд, официально разрешить двойное гражданство, потому что оно сплошь и рядом встречается в жизни.

Почему государство этого не делает, могу лишь предполагать. Вероятно, в обществе слишком сильны устаревшие настроения, что второй паспорт - это путь к предательству: сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст. Возможно, двойное гражданство сулит дополнительные трудности для налоговых служб и военкоматов. Тем не менее время от времени в СМИ проскакивают сообщения, что второй паспорт есть и у бизнесменов, и даже у государственных чиновников. Отток капиталов осуществляется, кстати, и без паспорта другой страны. Но все это как раз не имеет отношения к нашему футболу, лимит в котором был введен для стимулирования подготовки российских игроков.

Как известно, на счет лимита существуют две полярные точки зрения. Одни считают, что иностранцы не должны служить преградой для нашей молодежи, другие убеждены, что таланту следует пробивать себе дорогу в конкурентной борьбе, а не за счет тепличных условий, что лимит искусственно взвинчивает цены на россиян, а те лишь наглеют, уверовав в свою незаменимость. Но проще ослабить лимит, чем взирать на циничный поиск лазеек в законе, плох тот или хорош. Можно было бы, наконец, ввести понятие "натурализация", чтобы игроки, которые провели в российском чемпионате много лет, не считались легионерами.

Окончание - стр. 5