Газета Спорт-Экспресс № 269 (5739) от 25 ноября 2011 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 3

26 ноября 2011

26 ноября 2011 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА

ГРАН - ПРИ БРАЗИЛИИ

AUTODROMO JOSE CARLOS PACE/INTERLAGOS

AUTODROMO JOSE CARLOS PACE/INTERLAGOS: ЦИФРЫ И ФАКТЫ

"Гран-при Бразилии" проводится в 39-й раз, в том числе - в 29-й на трассе в Сан-Паулу (еще 10 - в Рио-де-Жанейро на автодроме Jacarepagua). С 1990 года неизменно проходит на автодроме Карлуса Пасе.

Автодром был построен в 1940 году, но 30 лет влачил жалкое существование. Однако успехи местного пилота Эмерсона Фиттипальди в сезонах-1970 и 1971 сподвигли организаторов "Формулы-1" обратить внимание на бразильский рынок.

Первая гонка "Формулы-1" в Бразилии была проведена 11 февраля 1973 года в Сан-Паулу, и победу тогда одержал Фиттипальди на Lotus-Ford. А за год до этого состоялась первая гонка, не входившая в календарь чемпионата мира - ее выиграл аргентинец Карлос Ройтеманн.

Конфигурация трассы Interlagos менялась 5 раз. Дистанция последней составляет 305,909 километра (71 круг по 4309 метров).

Особенностью гонки в Бразилии является движение, которое происходит против часовой стрелки. Трасса насчитывает 15 поворотов (10 левых и 5 правых). Максимальная скорость равняется приблизительно 314 км/ч. А максимальный участок трассы с педалью газа в пол составляет 17 секунд (1220 метров). За один круг пилот переключает передачи в среднем по 40 раз. Трибуны автодрома вмещают около 120 000 болельщиков.

Бразилец Жозе-Карлус Пасе принимал участие в 73 "Гран-при", а выиграл лишь однажды - 26 января 1975 года на домашней трассе в Сан-Паулу. Гонщик погиб в авиакатастрофе 18 марта 1977 года, и с тех пор автодром носит его имя. Всего же бразильцы побеждали на Interlagos 7 раз (по два раза это делали Фелипе Масса, Айртон Сенна и Фиттипальди, один раз - Пасе).

Быстрейшее время в квалификации в 2004 году показал Рубенс Баррикелло - 1.10,646. Тогда же колумбиец Хуан Пабло Монтойя показал и лучший результат в самой гонке - 1.11,473 (49-й круг со средней скоростью 217,039 км/ч).

Хет-трики (поул-позишн+победа+быстрейший круг) здесь удавались французу Жаку Лаффиту (1979), британцу Дэмону Хиллу (1996), канадцу Жаку Вильневу (1997), финну Мике Хаккинену (1998, 1999) и Массе (2008).

А "Большой шлем" (поул+победа+быстрейший круг+лидерство на протяжении всей гонки) в Сан-Паулу оформляли лишь Лаффит (1979) и Хаккинен (1998).

Одержать две подряд победы в Сан-Паулу смогли Фиттипальди (1973, 1974), немец Михаэль Шумахер (1994, 1995), Хаккинен (1998, 1999) и Монтойя (2004, 2005).

Чаще всех гонку в Сан-Паулу выигрывал Шумахер (4 раза).

Среди конструкторов с 8 победами лидирует Ferrari, опережая на один выигрыш McLaren.

По три раза поул-позишн завоевывали Баррикелло, Масса, Сенна и Хаккинен, а среди команд лидируют McLaren и Williams (по 8 поулов).

Шумахер 5 раз демонстрировал в Сан-Паулу быстрейший круг. Пилоты McLаren и Williams чаще остальных показывали лучшее время на круге (по 7 раз).

Шумахер 10 раз поднимался на подиум. 6 раз в призовую тройку попадал испанец Фернандо Алонсо, 5 - финн Кими Райкконен.

У McLaren - 21 подиум, у Ferrari - 20. Более десяти раз в тройке финишировали еще только гонщики Williams (11 раз).

Нет равных Шумахеру и по количеству набранных очков (88 против 54 у Алонсо). Всего же в Сан-Паулу очки набирал 71 пилот из 28 команд. Среди конструкторов развернулась нешуточная борьба между McLaren и Ferrari (204 очка против 199).

Алонсо чаще всего поднимался на подиум именно в Бразилии (6 против 5 попаданий на родном "Гран-при Испании" и в Японии). Любопытно, что ни разу в Сан-Паулу испанец не выигрывал.

В 2001 году он совершил свой первый в карьере сход именно в Сан-Паулу (на 25-м круге). А в сезоне-2009 завершил гонку на 1-м круге.

Единственную победу за пределами Европы австралиец Марк Уэббер одержал в 2009 году в Бразилии (всего - 6 выигрышей в карьере).

Баррикелло трижды (чаще всего в карьере) завоевывал на домашней трассе поул-позишн, но ни разу не финишировал первым и лишь однажды за 18 гонок добрался до подиума (3-е место в 2004 году). При этом два последних поула бразильца в карьере оформлены именно в Сан-Паулу (2004 и 2009). В 2009 году он и в последний раз возглавлял гонку (20 кругов).

Британец Дженсон Баттон свои первые очки в "Больших призах" набрал в Бразилии в 2001 году, финишировав 6-м (1 очко).

Для японца Камуи Кобаяси гонка в Бразилии в сезоне-2009 стала первой в карьере (9-е место).

Чаще, чем в Бразилии, Масса выигрывал только в Турции (3 раза против 2). В 2008 году он одержал в Сан-Паулу пока последнюю свою победу и завоевал последний на данный момент поул.

Свой последний быстрейший круг Шумахер продемонстрировал в Бразилии в 2006 году.

Антон СЫЧЕВ

ПОДИУМЫ В XXI ВЕКЕ

Год

1-е место

2-е место

3-е место

2001

Дэвид КУЛТХАРД

Михаэль ШУМАХЕР

Ник ХАЙДФЕЛЬД

McLaren-Mercedes

Ferrari

Sauber

2002

Михаэль ШУМАХЕР

Ральф ШУМАХЕР

Дэвид КУЛТХАРД

Ferrari

Williams-BMW

McLaren-Mercedes

2003

Джанкарло ФИЗИКЕЛЛА

Кими РАЙККОНЕН

Фернандо АЛОНСО

Jordan

McLaren-Mercedes

Renault

2004

Хуан Пабло МОНТОЙЯ

Кими РАЙККОНЕН

Рубенс БАРРИКЕЛЛО

Williams-BMW

McLaren-Mercedes

Ferrari

2005

Хуан Пабло МОНТОЙЯ

Кими РАЙККОНЕН

Фернандо АЛОНСО

Williams-BMW

McLaren-Mercedes

Renault

2006

Фелипе МАССА

Фернандо АЛОНСО

Дженсон БАТТОН

Ferrari

Renault

Honda

2007

Кими РАЙККОНЕН

Фелипе МАССА

Фернандо АЛОНСО

Ferrari

Ferrari

McLaren-Mercedes

2008

Фелипе МАССА

Фернандо АЛОНСО

Кими РАЙККОНЕН

Ferrari

Renault

Ferrari

2009

Марк УЭББЕР

Роберт КУБИЦА

Льюис ХЭМИЛТОН

Red Bull

BMW-Sauber

McLaren-Mercedes

2010

Себастьян ФЕТТЕЛЬ

Марк УЭББЕР

Фернандо АЛОНСО

Red Bull

Red Bull

Ferrari

ПЕТРОВ НА "ГРАН-ПРИ БРАЗИЛИИ"-2010

В первом сегменте квалификации показал 16-е время (1.20,189), уступив 0,940 секунды партнеру по сезону-2010 Роберту Кубице (4-й) и 0,015 - напарнику по первой половине нынешнего чемпионата Нику Хайдфельду (15-й). А вот Бруну Сенну (нынешнего напарника) опередил на 3,607 секунды.

Во второй части квалификации смог существенно (на 1,036 секунды) улучшить свой результат - 1.19,153. Этого хватило для того, чтобы занять 9-е место и выйти в третью часть.

Там показал 10-е время - 1.17,656, отстав от обладателя поул-позишн немца Нико Хюлькенберга на 3,186 секунды.

В 4-й раз в карьере стартовал в первой десятке (сейчас - уже 16).

На 1-м же круге попал в "завал" и откатился на 22-е место.

Смог вернуть исходную позицию лишь на один круг (16-й). Затем из-за пит-стопа вновь ушел в тень (20-е место).

Большую часть гонки (19 кругов) провел на 17-й позиции.

На 64-м круге вышел на 15-е место, однако не смог удержаться на этой позиции. На 69-м круге оказался 16-м - так и финишировал.

Быстрейшее время продемонстрировал на 70-м круге - 1.15,485 (со средней скоростью 205,503 км/ч). Это был 15-й результат "Гран-при Бразилии"-2010. Он уступил лучшему, который показал Льюис Хэмилтон, 1,634 секунды .