Газета Спорт-Экспресс № 266 (5736) от 22 ноября 2011 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 2
ФУТБОЛ
ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. Групповой турнир. Группа В. 5-й тур. Сегодня ЦСКА - "ЛИЛЛЬ"
Главный тренер киевского "Динамо", за плечами которого несколько экстренных случаев при подготовке к официальным матчам, убежден: армейцам не стоит обращать внимание на то, что французы сбились с графика.
Юрий СЕМИН: "ОПРОБОВАТЬ ПОЛЕ СОВЕРШЕННО НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО"
- Соперник ЦСКА надолго застрял в аэропорту родного Лилля из-за сильнейшего тумана. Вы за долгую карьеру игрока и тренера попадали в схожие ситуации?
- Скажу честно, в еврокубках ничего подобного не припомню. А вот в Киеве угодили однажды в пробку. Намертво встала дорога - и команда приехала на стадион с опозданием на полчаса. Да и в этом году, когда летели в Полтаву на матч Суперкубка с "Шахтером", самолет завернули из-за сильной грозы. Обычно мы добираемся до отеля ко сну - часов в одиннадцать, двенадцать, а тут пришлось полночи просидеть в киевском аэропорту.
- Однако на результате, как известно, задержка не сказалась.
- Нормально все обошлось - победили. Возможно даже, экстремальная ситуация положительно сказалась на игроках: предельно мобилизованными вышли на поле. Как, впрочем, и в случае с "Локомотивом". Нас как-то не посадили в Нальчике - и пришлось всю ночь добираться до города на такси. Но и тогда мы выиграли. Конечно, определенные неудобства при сбоях имели место. Но я старался не обращать на них внимания, к чему всегда призываю и футболистов.
- Но ведь опробовать незнакомое поле, согласитесь, никогда не помешает. Тем более, синтетическое, на котором придется играть французам?
- Совершенно не обязательно! Одни проводят тренировки, другие нет - на игре это не сказывается. Настоящие мастера обязаны реализовывать свой потенциал на любом покрытии и без специальной подготовки. А чтобы встряхнуться после дороги, достаточно утренней разминки. Конечно, если изначально настроить себя на то, что все плохо, все тяжело, обязательно проиграешь. Если же нарушения привычного ритма не замечать, проблем не возникнет.
- Вопрос, как это сделать?
- Здесь многое зависит от тренера, его восприятия происходящего. Футболисты, естественно, следят за реакцией руководства, а потому очень важно не показать беспокойства. Я, например, и поведением, и словами пытаюсь убедить ребят: все, что ни делается, - к лучшему.
Юрий ИВАНОВ
Форс-мажорные обстоятельства время от времени вмешиваются в футбольную жизнь. Напомним три подобных эпизода, к которым причастны наши клубы и сборная.
Евгений БУШМАНОВ: "ТРУДНОСТИ МОГУТ МОБИЛИЗОВАТЬ "ЛИЛЛЬ"
В 1998 году "Спартак", как сейчас "Лилль", с опозданием вылетел в Австрию на игру группового турнира Лиги чемпионов со "Штурмом". Тем не менее в Граце красно-белые добились уверенной победы со счетом 2:0.
- Помните обстоятельства, предшествовавшие матчу 13-летней давности со "Штурмом"? - поинтересовался корреспондент "СЭ" у бывшего защитника "Спартака".
- Помню. Где-то на границе с Польшей нас развернули. Возвратились в Москву, просидели несколько часов в самолете. В итоге все же вылетели, но прибыли в Австрию поздно вечером. На следующий день, однако, вышли на поле и обыграли "Штурм".
- Как сказался на команде срыв привычного графика подготовки к матчу?
- Когда приехали в гостиницу и еще не вышли из автобуса, Романцев сказал нам несколько ласковых слов, чем очень даже хорошо взбодрил. Получилось кстати и вовремя.
- Что же сказал главный тренер?
- Смысл его речи заключался в том, что никакие трудности не смогут стать оправданием в случае неудачной игры. Тем самым Олег Иванович помог настроиться на предстоящий матч.
- Как считаете, тренеры "Лилля" перед игрой с ЦСКА могут прибегнуть к похожему приему?
- Для каждой ситуации, наверное, надо придумывать что-то свое. Но в любом случае нельзя паниковать или расстраиваться из-за того, что все так происходит. Ведь повлиять на обстоятельства ты все равно не можешь. А в том, что футболисты не потренируются перед матчем, ничего страшного нет. Играть они явно не разучатся.
- А разве не имеет значения, знаком ты или нет с полем, на котором предстоит играть?
- Поверьте, это не самый главный момент, способный повлиять на качество игры. Есть вещи более важные. У меня, к слову, уже в качестве тренера была подобная история. Мы почти сутки добирались из Ярославля в Чехию на матч Кубка Интертото. А назавтра победили чехов. Поэтому ЦСКА не должен обращать внимание на то, что соперник столкнулся со сложностями по дороге в Москву. "Лилль", наоборот, может мобилизоваться и провести встречу на максимуме.
Алексей ЩУКИН
"ЛОЗАННА" ИЗ-ЗА СНЕГОПАДА ДОБИРАЛАСЬ В ОБЪЕЗД
В ряд ли в штате ЦСКА есть колдуны, насылающие непогоду на Западную Европу, но год назад соперник армейцев тоже добирался в Москву с приключениями. К сообщениям о российских холодах в "Лозанне" отнеслись без паники: "Ничего страшного, прихватим с собой теплые вещи". В самом деле, эка невидаль для горнолыжной Швейцарии! В итоге же ненастье настигло "Лозанну" дома - и на матч Лиги Европы она добиралась почти сутки.
Игроки собрались на стадионе Лозанны в 6.30 утра, чтобы вылететь из Женевы в 8.30, но еще накануне вечером из-за обильного снегопада аэропорт этого города закрылся. Было решено лететь из Цюриха, благо нашлись места на вечернем регулярном рейсе. Туда же команда добиралась поездом.
Поскольку вылет задержался, в Домодедове "Лозанна" приземлилась лишь в 2.53 пополуночи, а спать футболисты легли после то ли чрезмерно позднего ужина, то ли слишком раннего завтрака к пяти утра по московскому времени. На поле они вышли без предматчевой тренировки, что, правда, помогло сохранить газон стадиона в Химках в более или менее приличном состоянии. К 9 часам вечера 2 декабря, когда прозвучал стартовый свисток, столбик термометра показывал примерно 15 градусов ниже нуля. В составе ЦСКА не было не только Думбья, но и Вагнера Лав. Но швейцарцев это не спасло от разгрома - 5:1. Разница в мастерстве была очевидной.
Александр ПРОСВЕТОВ
БЕЛЬГИЙСКАЯ МЕСТЬ: ПО ГОЛУ ЗА ПЕРЕЛЕТ
Сборной Бельгии принадлежит по-своему выдающееся достижение. На товарищескую игру с Россией в Воронеж в ноябре 2010-го команда прилетала аж два раза. В первом случае не хватило самой малости. Приземления. Город, который принято считать родиной советского военно-воздушного десанта, окутал густой туман. Пилот в последний момент принял решение развернуть самолет и вернуться в Москву. Вылет назначили на следующее утро.
"Команда чувствует себя паршиво, - рассказывал корреспонденту "СЭ" бельгийский коллега Ив Тайльдеман. - Проведя несколько часов в самолете без еды, ребята здорово вымотались. Поздно ночью нас заселили в какую-то огромную гостиницу, и только здесь футболисты кое-как подкрепились и смогли отдохнуть".
Новый день облегчения не принес. Туман облюбовал Воронеж и уходить не спешил. Вылет бельгийцев все переносили и переносили - то на полчаса, то на час. В какой-то момент рассматривался вариант с посадкой не в городском аэропорту, а на каком-то частном аэродромчике. Россияне оказались прозорливее. Мало того что вылет сразу назначили на день игры, и ночь провели, мирно посапывая в шикарных постелях гостиницы "Балчуг", так еще и выбрали маневренный Як-42, для которого плохая видимость - куда меньшая помеха. В итоге наши прилетели в Воронеж раньше, чем не наши! Хотя все должно было быть наоборот.
Отдельная тема - все-таки состоявшееся приземление бельгийцев. Сведущие люди рассказывают: при соприкосновении с землей трясло и метало так, что некоторые пассажиры натурально прощались с жизнью.
Напуганные, трясущиеся, несколько раз за время пребывания в России порывавшиеся бросить все к чертям и вернуться на родину, бельгийцы отправились с корабля на бал. То бишь с самолета - на местную арену. И - победили. За каждый прилет в Воронеж будущий форвард "Челси" Лукаку положил нам по голу, отомстив заодно и за стресс при приземлении, и за "похищенного" у бельгийской федерации футбола тренера Адвоката.
Хорошо, что бельгийцы не знали: тот самый самолет, на котором они добирались, всего через пару недель, в начале декабря 2010-го, совершит аварийную посадку в Домодедове. У него откажут три двигателя и система навигации, он буквально развалится на части, и большинство из 172 пассажиров и членов экипажа лишь каким-то чудом останутся в живых - погибнут два человека.
Дмитрий СИМОНОВ