Газета Спорт-Экспресс № 261 (5731) от 16 ноября 2011 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

17 ноября 2011

17 ноября 2011 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ОДНО МЕСТО - НА ТРОИХ

Какими в следующем сезоне видятся перспективы команды Lotus и россиянина Виталия Петрова? На эти и другие вопросы корреспондент "СЭ" попытался найти ответы после завершения предпоследнего в этом году этапа чемпионата мира.

Олег КАРПОВ

из Абу-Даби

А В ОТВЕТ - ТИШИНА

В субботу вечером в Абу-Даби Эрик Булье, глава команды Lotus-Renault, которая со следующего года будет официально носить имя Lotus, долго отвечал на вопросы журналистов. Минул октябрь - последний месяц, в течение которого Роберт Кубица должен был дать ответ, будет ли он готов сесть за руль автомобиля в следующем году. Ответа не последовало. Вместо него появилась новость об очередной "последней" операции на руке гонщика, уже девять месяцев восстанавливающегося после февральской аварии на ралли в Италии. Таких "последних" операций было уже несколько. После каждой из них то менеджер Даниэле Морелли, то лечащие врачи поляка поочередно отпускают фразы о "впечатляющих темпах восстановления". Но, увы, ни в один установленный срок этот процесс пока не уложился.

Эрик по-прежнему ждет. Или теперь уже просто говорит, что ждет. Тон его высказываний давно поменялся: "К сожалению, сейчас, я думаю, он не готов дать ответ". Именно так: "…я думаю, он не готов". У руководства команды и поляка возникли "проблемы с коммуникацией". "Если он не хочет ни с кем говорить, что я могу сделать? - разводит руками француз. - Когда мы виделись в последний раз? Пару месяцев… Я же не могу приехать и обследовать его. Простите, парни, я не доктор".

"Потенциально у нас лучшее свободное место на следующий сезон, - продолжает Булье. - Но я могу чуть подождать, поскольку кроме плана А у меня есть и план B, и план C".

Оба плана - и B, и C - по очереди выводили на трассу боевой автомобиль команды под номером "9" в ходе пятничных тренировок "Гран-при Абу-Даби". Ни для кого не секрет, что два главных кандидата на роль заместителя Кубицы - это Бруну Сенна и Роман Грожан. Первый в нынешнем сезоне получил возможность провести несколько гонок после того, как был уволен Ник Хайдфельд. Второй заменил уже самого бразильца, но лишь в ходе свободных заездов в Абу-Даби, чтобы команда смогла оценить уровень его готовности. Через полторы недели в Сан-Паулу Грожан получит возможность провести еще одну тренировку и сядет уже за руль машины Виталия Петрова.

Роман - подопечный программы поддержки пилотов Gravity Sport Management, которую возглавляет сам Булье, а еще чемпион GP2, и к тому же бывший пилот заводской команды Renault. То есть фактически той же самой, на место в которой сейчас претендует. Грожан провел в составе "конюшни" семь гонок в конце 2009 года, заменив уволенного Нельсона Пике, но его дебют в "Формуле-1" удачным не назовешь - ни одного очка. Не сменись у команды владелец в конце того года, вполне возможно, Роман мог сохранить место в кокпите. Но французский концерн продал конюшню ее нынешним владельцам, а новый руководитель Эрик Булье заключил контракт с другим пилотом - вице-чемпионом GP2 того сезона Виталием Петровым. Теперь у Грожана есть шанс стать напарником россиянина.

ВСЕ ИДЕТ ПО ПЛАНУ?

Главный вопрос - какой из планов будет считаться приоритетным в случае, если не сработает план A? И актуален ли он вообще?

В частных разговорах многие члены команды еще в августе говорили о том, что шансы Кубицы вернуться за руль стремятся к нулю, а в конце октября сразу два независимых источника "СЭ", близких к конюшне, сообщили, что решение по Роберту фактически принято.

Команде нужен Кубица образца 2010 года, но каким будет поляк в случае возвращения в "Формулу-1" после аварии, неизвестно. К тестам же Роберт пока не готов, и когда именно будет готов, неясно.

Проблемы с правой рукой Кубицы серьезны. Поляку вообще сильно повезло, что врачам удалось ее сохранить. Последняя информация, доходившая до прессы, оптимизма не внушает - Кубица в состоянии держать большие предметы, вроде теннисного мяча, но чувствительность пальцев пока восстановлена не до конца. Еще летом врачи признавали: рука уже никогда не будет такой же, как до аварии. Теперь представьте себе руль "Формулы-1", переключателей и тумблеров на котором не намного меньше, чем в кабине пилота самолета… Если Роберт еще и является кандидатом на место в команде, то, скорее всего, отнюдь не главным.

В главных, по информации все тех же источников, теперь ходит Грожан. Еще летом была велика вероятность того, что Роман начнет сезон 2012 года в составе Williams, однако теперь вакансия, похоже, занята. В Абу-Даби один известный финский журналист простым жестом весьма доходчиво объяснил мне, насколько близок к подписанию контракта Кими Райкконен. Между большим и указательным пальцами соотечественника экс-чемпиона с трудом поместилась бы пара спичечных коробков. Выходит, для Грожана именно Lotus сейчас - единственная возможность во второй раз дебютировать в "Ф-1".

Свои козыри есть и у Сенны. Поговаривают, бразильские спонсоры принесли команде за полсезона больше денег, чем российские за два полных. Это весомый аргумент. Вот только укрепить свои позиции какими-то по-настоящему серьезными достижениями на трассе Бруну пока не сумел. Не в последнюю очередь это связано с тем, что машина команды к концу сезона уже не позволяет пилотам бороться с лидерами, но Булье тем не менее в нескольких интервью все равно дал понять, что не до конца доволен работой бразильца.

Грожан в финансовом плане - менее привлекательный вариант. Поддержать Романа, судя по слухам, готов производитель топлива Total, однако с другими французскими компаниями договориться пока не удалось. Та же Renault могла бы дать скидку коллективу на двигатели, но концерн теперь рассматривает свою бывшую команду лишь как одного из нескольких клиентов, и принципиально не хочет никого из них выделять. В то же время Грожан сейчас, вероятно, самый сильный пилот из тех, что еще не представлены в "Ф-1". Чемпионат GP2 в этом году он выиграл с той же легкостью, что когда-то Льюис Хэмилтон, и на рынке - даже с учетом опытных гонщиков - акции француза котируются высоко. Более того, акции эти, можно сказать, находятся под контролем Lotus. Чтобы Грожан стал напарником Петрова, руководителю Gravity Sport Management Эрику Булье осталось лишь договориться с Эриком Булье - руководителем команды.

ДОЛГОСРОЧНЫЙ КОНТРАКТ

Теперь, собственно, о главном. "Позиции Петрова в команде защищены действующим контрактом", - гласит цитата из интервью "СЭ" менеджера гонщика Оксаны Косаченко. Но в современной "Формуле-1" подобная фраза - это совсем не прямой ответ на вопрос, останется ли пилот в команде в следующем году. Любой долгосрочный контракт в "Больших призах" может закончиться за пару месяцев - можете спросить у того же Кими Райкконена, два года назад лишившегося места в Ferrari, или, например, у Витантонио Лиуцци, у которого еще в прошлом ноябре был контракт на нынешний сезон с Force India и которого глава конюшни Виджей Малья поменял на Пола Ди Ресту.

В прошлом году фактически на той же стадии сезона позиции Виталия в команде не были защищены никаким контрактом. И тем не менее, если бы тогда после гонки в Абу-Даби меня спросили, насколько близок Петров к тому, чтобы остаться в команде, я бы воспользовался тем же жестом, что и мой финский коллега - с той лишь разницей, что между моими указательным и большим пальцами не осталось бы места и для одного коробка. Оценивать шансы сейчас рука не поднимается.

Год назад в Абу-Даби я попросил Эрика Булье дать оценку дебютному сезону Петрова, и француз излучал просто невероятный оптимизм. Виталий был пилотом "с большим потенциалом", "лучшим дебютантом почти по всем параметрам". И это при том, что мы говорили еще до начала той самой гонки, в которой Виталий удержал позади себя Фернандо Алонсо, а по ходу предыдущих четырех этапов - если учитывать тренировки и квалификации - россиянин попал в четыре аварии и не набрал ни одного очка.

Сейчас тон высказываний француза несколько поменялся: Петров "не стабилен", его ошибки "обходятся дорого". Команда Булье - единственная во всем паддоке, в которой руководство раз за разом критикует своих пилотов. Причем даже в официальных пресс-релизах, как то было после "Гран-при Индии", когда вина за баранку в графе "набранные очки", была едва ли не полностью возложена на Петрова - и самим Булье, и техническим директором Джейсом Эллисоном.

Все это выглядит по меньшей мере странно, и многие в паддоке уверены, что Булье таким образом просто-напросто стелит соломку. На случай, если кандидатов на место в его команде наберется уж слишком много и возникнет желание вновь перечитать контракт Петрова, чтобы освежить в памяти, какие в нем есть "условия выхода".

Пока особых причин для волнений вроде бы нет. Но что будет, если завтра молчавший полтора месяца поляк самостоятельно и - быть может, даже большим пальцем правой руки - отыщет в записной книжке мобильного телефона номер бывшего босса и скажет: "Я готов"?