Газета Спорт-Экспресс № 231 (5701) от 11 октября 2011 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 4

12 октября 2011

12 октября 2011 | Спортивная гимнастика

СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Вслед за женской российской сборной программу-минимум выполнила вчера и мужская: наши ребята отобрались в финал командного турнира и завоевали право выступить на Олимпийских играх в Лондоне.

ПРЫЖОК В ЛОНДОН

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Токио

Все решил опорный прыжок. Именно он вытащил россиян с 11-й позиции на четвертую, где команда и осталась после выступления в своем соревновательном потоке. Седьмом из восьми. Завершали квалификационный турнир сборные команды Китая, Кореи и Казахстана, и было ясно, что, даже если все три каким-то образом опередят Россию, вылет из группы финалистов нашей стране уже не грозит.

А начиналось все отнюдь не так оптимистично. На момент выхода на помост первого из российских участников (им был Антон Голоцуцков на перекладине) турнирная ситуация выглядела следующим образом: в многоборье совершенно прогнозируемо с отрывом в 1,724 от американца Джона Орозко лидировал двукратный абсолютный чемпион мира Кохеи Учимура, а в командном первенстве (во многом благодаря выступлениям своего лидера) сборная Японии была впереди США на 2,708.

Любопытно, но при своем непререкаемом многоборном превосходстве над любым гимнастом мира Учимура ни разу в жизни не становился победителем мирового первенства на каком-либо из шести снарядов. Все, что японец сумел зацепить по отдельности, - это серебро в вольных упражнениях в Роттердаме-2010 и бронза на брусьях, завоеванная там же.

К середине дня сложился и узкий круг звездных неудачников: мимо финала многоборья просвистели два традиционных фаворита в этом виде - вице-чемпион мирового первенства-2009 англичанин Дэниэл Киттингс и обладатель серебра-2007 Фабиан Хамбюхен из Германии.

Еще более горьким для множества болельщиков стало то, что в финал на кольцах не попал двукратный чемпион мира на этом снаряде Йордан Йовчев.

Свои победы болгарин одерживал достаточно давно. Первую - 10 лет назад в Генте, вторую - в 2003-м в Анахайме. В 2006-м (как и за четыре года до этого) Йовчев завоевал на кольцах серебро. В 2007-м бронзу, в 2009-м снова серебро.

Когда тот или иной спортсмен столько лет выступает на "медальном" уровне, это зачастую как бы лишает его национальности и делает "своим" для всего мира, независимо от того, о каком виде спорта идет речь. Так было в прыжках в воду применительно к Дмитрию Саутину, точно так же в свое время мир болел в плавании за Александра Попова, а в спортивной гимнастике за Алексея Немова. И за Йовчева.

В Токио спортсмен, которому в феврале этого года исполнилось 38 лет, ехал биться за очередную медаль. И за право поехать на свои шестые Олимпийские игры.

Но все это вчера было для нас не главным. России, команда которой состоит большей частью из совсем "зеленых" в гимнастическом отношении ребят, предстояло выполнить в общем-то маловыполнимую задачу.

В большинстве предварительных прогнозов, в которых, как водится, упражняются перед началом соревнований специалисты и журналисты, нашей мужской сборной отводилось четвертое место - после Японии, США и Китая. Но это скорее было неким реверансом - отголосками уважения к давно утерянным традициям.

С первого же вида прогноз, казалось бы, полетел к чертям: Сергей Хорохордин упал с перекладины, и, несмотря на то что в командный зачет на каждом снаряде идут лишь четыре лучшие оценки из пяти, Россия расположилась на 15-й позиции с отставанием от сборной-лидера на 5,583.

При старой системе оценок ситуацию можно было бы расценивать как катастрофическую. При нынешней все успели усвоить, что турнирное положение способно измениться в любой момент самым кардинальным образом. Достаточно вспомнить хотя бы Олимпиаду в Пекине, где лидерами на протяжении первых трех видов достаточно лихо держались французы. А финишировали в итоге последними с отставанием от чемпиона в 13 с лишним баллов.

И все-таки цифры на табло не позволяли расслабиться: вольные упражнения вроде бы и поправили турнирное положение (российские спортсмены поднялись на седьмую позицию), но преимущество японцев увеличилось чуть ли не вдвое (9,025).

По большому счету это отставание в баллах не имело никакого значения. Но где-то в глубине души шевелились отголоски давних имперских амбиций, заставляющие после каждого снаряда мазохистски сравнивать результат россиян с тем, что горел на верхней строке табло, отражающего ход командного первенства.

Отрыв японцев после трех видов программы составил 13,316. Четвертый вид - кольца - российская команда прошла без срывов, но опустилась с девятой (после коня) на одиннадцатую позицию. И вот тут стало предельно ясно, что опорный прыжок становится для нашей сборной моментом истины в прямом смысле этого слова. И что вариантов всего два: команда либо едет в Лондон, либо летит в гимнастическую пропасть.

Преувеличений в этих словах не много: даже за первые дни соревнований в Токио многие почувствовали разницу в том, как арбитры относятся к фаворитам и как - к аутсайдерам. Чуть придержанные "российские" оценки в первых двух видах программы (на перекладине и вольных упражнениях) были неплохой тому иллюстрацией. И это при том, что на всех последних крупных турнирах команда так или иначе была на виду. Пролететь мимо Олимпийских игр означало бы потерять в глазах судей еще больше.

Вот и получилось, что для всех тех, кто болел за Россию на трибуне "Метрополитан-арены", ожидание начала выступлений было, пожалуй, ничуть не менее томительным, чем тот вчерашний полуденный миг, когда Токио стало довольно ощутимо потряхивать очередными взбрыкиваниями подземной природы.

- Вы что, правда за нас переживали? А мы и не волновались как-то! - непривычно похудевший Антон Голоцуцков с искренним облегчением веселился, подтрунивая над русскоговорящими журналистами в микст-зоне. - На самом деле обманываю, конечно. Лично я волновался. Тем более что впервые поехал с командой в качестве капитана. Перед стартом мы с Сергеем Хорохординым собрались с ребятами в гостиничном номере, поговорили о выступлении. Постарались объяснить, что не нужно пытаться прыгнуть выше головы. Что каждый просто должен постараться выполнить свою работу так, как много раз выполнял не тренировке.

- А на тренировках в Токио нервное напряжение ощущалось?

- Не сказал бы. Все-таки мы давно начали готовить ребят к этому выступлению. Так что с нервами у них сейчас все в порядке.

- Что вы вкладываете в слова "начали готовить"?

- Я подкалывал их постоянно. Как только видел, что кто-то начинает трястись от предвкушения соревнований, немедленно говорил, что он ничего не умеет, тыкал носом даже в те ошибки, которых не было. В общем, не давал возможности задуматься о чем-то, кроме технической стороны комбинаций. Хвалить начал только в Токио. Тем более что видел: с каждым днем команда набирает форму. Единственное, что напрягло, - судили нас поначалу все-таки жестковато. Эмин Гарибов прекрасно отработал на турнике, а получил 14,9.

- Может быть, это происходит потому, что мир перестал видеть в вас фаворитов?

- Это понятно. Хотя по большому счету какая разница? Все должны быть на равных. Сделал хорошо - получи достойную оценку. Вроде бы не сильно прижимают - по одной десятой, по две. А посчитать, сколько набирается у всей команды, - и понимаешь, что чувствительно. Но прошли мы квалификацию неплохо. И народу кое-что доказали, и сами поняли, что за попадание в тройку наша команда в ее нынешнем составе может бороться однозначно.

- На табло в ходе выступления вы смотрели?

- Никогда этим не занимаюсь. Даже когда речь идет о личном выступлении.

- После первого снаряда вы шли на 15-м месте.

- Так при нынешней системе судейства такое в порядке вещей. Ситуация проясняется обычно после четвертого-пятого снарядов.

- Своим собственным выступлением вы довольны?

- Не то слово! Сделал перекладину, коня... Сто лет так не выступал. Успел подумать перед конем, что главная задача - не упасть. Потому что после меня выходили все молодые ребята, которые могли бы сильно затрястись. Ведь именно я постоянно им твердил, что падать на коне ни в коем случае нельзя.

- Состав команды со "стариками" как-то обсуждался?

- Нет. Что с того, что я "старик"? Сам еле-еле попал в команду. На чемпионате страны "никакой" был. Похудел заметили как? В начале года весил 74 килограмма, сейчас 65. У меня обычно получается набрать форму только к главному старту, вот и рисковал вообще вылететь из состава. По блату у нас в команду не попасть. Как и по выслуге лет.

- Если попросить вас коротко охарактеризовать вашу команду, что бы сказали?

- Хорошая у нас команда. Впервые за очень много лет я был абсолютно спокоен за ребят. И все-таки не ожидал, если честно, что ребята будут до такой степени собранны и даже наглы.

- Есть ощущение горы, свалившейся с плеч?

- Конечно. Почему-то первым делом вспомнился чемпионат мира-2007 в Штутгарте, когда мы отобрались на Игры в Пекин просто чудом. Ради того, чтобы туда попасть, мне пришлось делать вольные со сломанной ногой. Вот и получается, что ничего более ответственного, чем квалификация, на предолимпийских чемпионатах мира просто нет.

Чемпионат мира по спортивной гимнастике. Токио. Мужчины. Квалификация

Командное первенство. 1. Япония - 364,291. 2. США - 361,583. 3. Китай - 359,126. 4. Германия - 354,132. 5. РОССИЯ - 353,725. 6. Корея - 351,331. 7. Румыния - 350,900. 8. Украина - 350,434.

Многоборье. 1. Учимура (Япония) - 92,256. 2. Орозко (США) - 90,532. 3. Лейва (США) - 89,848. 4. Ямамуро (Япония) - 89,765. 5. Хортон (США) - 89,689. 6. Пьюрвис (Великобритания) - 89,132. 7. Бой (Германия) - 88,697. 8. ГАРИБОВ - 88,664... 16. БЕЛЯВСКИЙ - 87,632.

Вольные упражнения. 1. Цзоу Кай (Китай) - 15,700. 2. Драгулеску (Румыния) - 15,566. 3. Шатилов (Израиль) - 15,500. 4. Иполито (Бразилия) - 15,500. 5. Учимура - 15,466. 6. Легендре (США) - 15,433. 6. Гонсалес (Чили) - 15,400. 8. Коши (Румыния) - 15,400.

Конь . 1. Берки (Венгрия) - 16,866. 2. Смит (Великобритания) - 15,600. 3. Селлатурай (Австралия) - 15,566. 4. Бертончели (Словения) - 15,500. 5. Учимура - 15,433. 6. Тен Хайбинь (Китай) - 15,300. 7. Томмасоне (Франция) - 15,300. 8. Хидведи (Венгрия) - 15,266.

Кольца . 1. Чень Юбин (Китай) - 15,700. 2. Наваретте (Бразилия) - 15,533. 3. Ямамуро (Япония) - 15,533. 4. Ван Гелдер (Голландия) - 15,383. 5. Хортон - 15,366. 6. Моранди (Италия) - 15,366. 7. Кармона (Венесуэла) - 15,333. 8. Учимура - 15,233.

Опорный прыжок. 1. Буаиль (Франция) - 16,620. 2. Окигучи (Япония) - 16,349. 3. Драгулеску - 16,333. 4. Шек Вай Хун (Гонконг) - 16,237. 5. ГОЛОЦУЦКОВ - 16,233. 6. Ян Хак Сьон (Корея) - 16,216. 7. Каспирович (Белоруссия) - 16,199. 8. Веммес (Голландия) - 16,166.

Брусья. 1. Фен Чже (Китай) - 15, 508. 2. Кучера (Франция) - 15,433. 3. Чжан Ченлон (Китай) - 15,400. 4. Учимура - 15,391. 5. Лейва - 15,366. 7. Танака (Япония) - 15,366. 8. Цолакидис (Греция) - 15,300.

Перекладина . 1. Танака - 15,600. 2. Учимура - 15,533. 3. Хамбюхен (Германия) - 15,500. 4. Ороско - 15,266. 5. Бой - 15,266. 6. Цзоу Кай - 15,166. 7. Зондерланд (Голландия) - 15,133. 8. Чжан Ченлон - 15,133.