Газета Спорт-Экспресс № 218 (5688) от 26 сентября 2011 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

27 сентября 2011

27 сентября 2011 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. 14-й этап. ГРАН-ПРИ СИНГАПУРА

Более чем уверенной победой Себастьяна Феттеля на "Ред Булле" завершилась вчера гонка на автодроме Марина Бэй. Россиянин Виталий Петров на "Лотус-Рено" финишировал только 17-м.

ФЕТТЕЛЬ ЕЩЕ НЕ ЧЕМПИОН

Завершился еще один гоночный уик-энд, ознаменовавшийся очередной легкой прогулкой действующего чемпиона мира и лидера общего зачета Себастьяна Феттеля. Однако 11-й в сезоне поул и 9-я победа желаемого - а именно второго подряд чемпионского титула - немцу не принесли. Всю малину блондину из Хеппенхайма испортил вчера чемпион мира-2009 Дженсон Баттон. Приехав на финиш вторым, англичанин - единственный из всех - сохранил за собой чисто арифметические шансы на победу в чемпионате. Для того чтобы оформить де-факто то, что, по всеобщему признанию, у него и так уже в кармане, Феттелю нужно было на финише сингапурского уик-энда оторваться от ближайшего преследователя на 125 очков. Но Баттон сейчас отстает от него "только" на 124, а значит, чисто теоретически интрига в чемпионате пока еще не похоронена, хотя и лежит на смертном одре. Кстати, испортил Дженсон Себастьяну и послужной список - впервые в сезоне немец как никогда был близок к тому, чтобы вписать в боевую биографию "большой шлем" - поул + победа + лидирование со старта до финиша + быстрейший круг. Вот последний-то компонент вожделенного рецепта Баттон у Феттеля на Марина Бэй и отобрал. Пустячок, как говорится, но все равно приятно.

В общем, несмотря на все бравые заявления накануне и обещания сделать гонку "максимально наэлектризованной" не только по причине проведения ее при искусственном освещении, в целом уик-энд получился банальным. В квалификации "Ред Булл" Феттеля не ехал, а летел, по ее завершении немец скромно сообщил, что можно было проехать и еще быстрее, поэтому конкуренция в борьбе за поул была скорее виртуальная - из разряда "если бы да кабы". Возможно, если бы чемпиона мира-2008 Льюиса Хэмилтона не подстерег прокол во втором сегменте и если бы в третьем, решающем, у "Макларена" не отказало заправочное оборудование, не позволившее британцу выехать на решающую попытку, он бы и смог потрепать нервы Феттелю. Но ведь все знают, чем заканчивается присказка про "если бы"...

Преимущество Феттеля в скорости было подавляющим - и не стоит обманываться тем, что поул он выиграл с преимуществом "всего" в 0,4. Он просто бросил ехать, когда стало ясно, что никто не сможет показать времени лучше уже имеющегося в его активе. Запас же у него еще был - и даже думать не хочется, насколько большой.

А вот у "Лотус-Рено" уик-энд не задался с самого начала. Привезенные в Сингапур обновления не сработали. Что-то оказалось неверно просчитано в конструкции водяных радиаторов, и начал перегреваться двигатель, поэтому пришлось машину Петрова спешно переодевать в старые "одежки". А в старой конфигурации - это было ясно заранее - R31 на Марина Бэй ничего не светило. Квалифицировался Петров аж 18-м. "Мы пытались как могли справиться с проблемами и минимизировать отставание, но по большому счету так и не смогли найти нужный баланс, - сказал Виталий. - Я старался выжать максимум и совершил ошибку на своем последнем круге. Совсем небольшую, но она не позволила попасть во второй сегмент квалификации. Что ж, придется пытаться отыгрывать места на старте. Гонка предстоит самая длинная в календаре и очень трудная".

Напарник Петрова Бруну Сенна нанес россиянину второе поражение в квалификации, пробившись во второй сегмент и показав по итогам субботы 15-е время. "Я на 90% доволен своим кругом, - сказал Сенна. - Может быть, при удачном стечении обстоятельств я мог бы подняться еще на пару позиций, но не более. 15-е место более или менее соответствует нашим сегодняшним возможностям".

Насчет долгой и трудной гонки Петров как в воду глядел. Она оказалась настолько трудной, что на всем ее протяжении он ни разу не смог не то что попасть в очковую зону, но даже приблизиться к ней. Не помогло и большее по сравнению с соперниками количество свежих сверхмягких покрышек - все, чем россиянин был замечен в гонке, это тем, что обгоняли его. В общем, уик-энд из разряда тех, о которых хочется как можно скорее забыть.

Увы, но и гонка оказалась не менее банальной, чем квалификация. Сингапур - как и Монако, и Валенсия, - славится тем, что здесь возможности для обгонов минимальны. Вся надежда была на магию DRS. Эта система работала, но далеко не так эффективно, как даже в уже названных Монако и Валенсии, где все-таки очень и очень оживила происходившее. Не сказать, что в Сингапуре не было обгонов, они были, но какие-то обыденные - не сравнить с тем пиршеством, которое подарили Спа и Монца. И в этих обгонах на этот раз лидер, Феттель, вообще никакого участия не принимал. Разве что с круговыми...

Кстати, итоговый ранжир "Гран-при Сингапура" определился, по сути, уже со старта. У Уэббера в очередной раз не сработало сцепление, а вот оба "Макларена" и Алонсо стартовали прямо ах! В итоге Баттон успел втиснуться в поворот раньше Уэббера, а Хэмилтон - нет, и, уперевшись в австралийца, в итоге пропустил по внутреннему радиусу целую группу пилотов, оказавшись только 8-м. Алонсо же довольно жестко отвоевал у Уэббера третью позицию. Так и поехали. И ехали до 9-го круга, на котором Марк, на чьем "Ред Булле" в эти мгновения не работало регулируемое крыло, перехитрил и прошел Фернандо. На этом активность в группе лидеров себя исчерпала.

Позади же неистовствовал Хэмилтон. Не пилот, а настоящий джокер формулической колоды! Никто больше Льюиса вчера не обгонял! Он прошивал соперников одного за другим, пока не въехал - в прямом смысле слова - в Массу. С бразильцем они не нашли общего языка еще в квалификации, когда Фелипе прямо заявил: Хэмилтон не умеет пользоваться мозгами. И вот теперь Льюис, видимо, решил так своеобразно рассчитаться за этот нелицеприятный комментарий. В общем, после атаки Хэма Массе пришлось ковылять до боксов с ошметками вместо правого заднего колеса. Британец, впрочем, тоже не вышел сухим из этой лужи - сначала ему меняли носовой обтекатель, а потом жюри во главе с Хайнцем-Харальдом Френтценом присудило ему еще и штраф в виде проезда по пит-лайн.

После этого Хэмилтон оказался где-то в районе 18-го места, откуда снова принялся атаковать. Он шел как нож сквозь масло - и в отличие от Массы, который так далеко не проваливался, в итоге дошел до 5-го места. Короче, я сбилась со счета, сколько результативных атак совершил за эту гонку Хэмилтон. Если бы у него не случались его фирменные неконтролируемые выбросы энергии, приводящие к авариям, цены бы ему не было.

А пока же, по моему скромному мнению, настоящей звездой "Макларена" является Дженсон Баттон. Сингапур стал еще одной жемчужиной его коллекции красивейших гонок. Еще одним образчиком безупречного пилотажа и умелой тактики. Если бы команда в этом сезоне не подводила его так часто, уверена, он отставал бы от Феттеля не на 124 очка. Если вообще отставал бы...

Но это сказка про белого бычка. Если бы да кабы... Одно могу сказать точно: Баттон совершает минимум собственных ошибок и из каждой ситуации выжимает максимум. На финише "Гран-при Сингапура" он ехал так, что Феттель по большому счету еле ноги унес. Немцу снова повезло - на последних кругах, когда Баттон отыгрывал у него по 2,5 секунды, превратив комфортные 12 с лишним секунд просвета в 2 с копейками, Дженсону на пути встретилась группа круговых, которая и помешала ему подобраться на дистанцию для атаки. Да, конечно, догнать - еще не значит обогнать, но мы-то с вами помним Монреаль...

Справедливости ради нужно отметить, что на руку Баттону сыграл пейс-кар, появившийся на трассе на 31-м круге - после того как в краткосрочный полет отправился семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер, буквально налетевший на Серхио Переса. Слава богу, что, во-первых, скорость у немца была не такой уж высокой и, во-вторых, врезался он не в бетонные отбойники, а во временные - из эластичных ударопрочных материалов, которые установлены тут в наиболее опасных с точки зрения аварий местах. К моменту этого полета Феттель уехал ото всех уже на полминуты, и в таких условиях, конечно же, у его соперников даже иллюзий никаких не оставалось. Но пейс-кар, собравший за собой пелотон, в итоге подарил нам несколько волнительных минут на финише, скрасивших монотонное течение гонки. Благодаря этому мы хотя бы вспомнили, что на трассе есть еще и Феттель.

Ольга ЛИНДЕ