Газета Спорт-Экспресс № 159 (5629) от 19 июля 2011 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 6

20 июля 2011

20 июля 2011 | Футбол

ФУТБОЛ

Представитель и консультант ФИФА в Восточной Европе и Центральной Азии Валерий Чухрий был включен в состав экспертной комиссии по выявлению договорных матчей под руководством Анзора Кавазашвили. Однако уже после нашей беседы выяснилось, что комиссию создали с формальными юридическими нарушениями, поэтому вместо нее появится экспертный совет при президенте РФС.

ФИФА МОЖЕТ БОЛЬШЕ ПОМОГАТЬ РОССИИ

В прочем, некоторые члены поневоле распускаемого органа войдут вместе с Кавазашвили и в экспертный совет. Вполне вероятно, войдет и Чухрий. Так что наша беседа с ним сохраняет актуальность - тем более что мы обсуждали с московским представителем ФИФА и другие вопросы, связанные с его основной деятельностью.

- Вас ввели в орган, призванный расследовать подозрительные матчи, по настоянию или пожеланию ФИФА? Недаром же международная федерация именно сейчас развернула кампанию по борьбе с договорными матчами.

- Никакого "указания из ФИФА" не было. В состав комиссии меня пригласил Кавазашвили, и я не мог отказать этому уважаемому человеку. Тем более что осознаю: надо же когда-то начинать серьезную борьбу с негативными явлениями в нашем футболе. Ему не к лицу скандалы и постоянные подозрения, в то время как страна готовится принимать мировой чемпионат. Но свое непосредственное руководство в ФИФА я запросил и получил добро. Более того, там приветствовали эту инициативу.

А вот Валентину Иванову судейский комитет ФИФА членство в комиссии не разрешил - видимо, такова специфика его деятельности.

- Чем вы могли бы помочь новой структуре?

- Прежде всего - осуществлением связи с международными футбольными организациями, в том числе УЕФА, в котором многих знаю по работе в ФИФА. Борьбу с договорными матчами нужно вести, используя опыт в других странах и соблюдая общепринятые нормы. Мы, к примеру, уже запросили ряд юридических документов, в том числе толкование того, какой матч является договорным.

- Ваша основная работа в чем сейчас заключается?

- Она связана с реализацией программ развития в бывших союзных республиках, за исключением трех прибалтийских. Кстати, в этом году исполнилось десять лет с того времени, как эти программы ФИФА стали внедряться. Самая известная из них - "Гол", в соответствии с которой ФИФА оказывает финансовую помощь в строительстве офисов для национальных федераций, в укладке футбольных полей и т.д.

Сейчас, впрочем, когда осуществляется уже третий этап этой программы, подключаются и другие инициативы, связанные с созданием инфраструктуры. Речь идет, к примеру, о создании футбольных школ. К тому же настает время и для ремонта возведенных зданий, и для замены искусственных полей, которые пришли в негодность за 8-10 лет, миновавших со времени программы "Гол-1".

Вместе с тем объекты надо насыщать жизнью. Другое направление работы - проведение курсов и семинаров по подготовке тренеров, инструкторов, административных работников. Кроме того, разработана совершенно новая программа по оказанию помощи федерациям и клубам в организации работы в различных областях - от финансов и маркетинга до детско-юношеского футбола. Сейчас, например, мы проводим семидневный семинар в Узбекистане с участием руководителей федерации. Цель - дать рекомендации, как улучшить структуру федерации, сделать ее более современной и эффективной. Надо сказать, что в последнее время ФИФА уделяет больше внимания подтягиванию азиатского региона.

- Но Россия тоже может извлечь определенную выгоду из сотрудничества с международной организацией, не так ли?

- Бесспорно. Так, в марте по линии ФИФА в московской школе на Ходынском поле проводился семинар по детско-юношескому массовому футболу. Мы назвали его "Футбол в школе". В нем участвовали представители департаментов образования из субъектов федерации, отвечающие за развитие спорта. Речь шла о том, что обучать азам футбола детей в возрасте от 6 до 12 лет могут не только профессиональные тренеры, но и школьные учителя, родители и прочие энтузиасты, что надо готовить и таких инструкторов, над которыми не довлел бы спортивный результат, которые проводили бы занятия в развлекательном плане.

По окончании семинара прошел футбольный фестиваль, в ходе которого демонстрировалось, чего можно добиться. Ребятишки выполняли освоенные упражнения и играли матчи с маленькими воротами. Участники семинара взахлеб просили продолжать эту работу.

- Это мероприятие проводилось на деньги ФИФА?

- В том-то все и дело. ФИФА прислала лекторов, предоставила экипировку с материалами и может выстроить целую цепочку проектов для России, страны будущего чемпионата мира. Программа ФИФА отвечает столичным планам о введении в средней школе третьего урока физкультуры на базе футбола, и она очень близка той, что разработал Валерий Круглыхин из московского департамента образования. В прошлом защитник алма-атинского "Кайрата", он написал на эту тему брошюру. Мы сравнили - и нашли много общего.

- Как у вас складывается сотрудничество с РФС?

- Оно ограничивается разовыми акциями. Так, в семинаре принял участие первый вице-президент РФС Никита Симонян. Но планомерной совместной работы не ведется, хотя, мне кажется, было бы целесообразно подключить в программу РФС возможности ФИФА. Такое впечатление, что до высшего руководства нашего футбола вся информация не доходит.

- Разве не вы должны служить связующим звеном?

- У меня, естественно, есть контакты с РФС, но в нашем государстве на все требуется так называемая политическая воля. Практика показывает: если при смене президента федерации не происходит кардинальных перестановок в ее штате, то работа продолжается своим чередом. В противном же случае развитие футбола в стране отбрасывается на два-три года назад, потому что всем требуется время, чтобы войти в курс дела. К тому же нужно соблюдать баланс между людьми из футбола и чиновниками, пришедшими из других отраслей.

Александр ПРОСВЕТОВ