Газета Спорт-Экспресс № 155 (5625) от 14 июля 2011 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 17

15 июля 2011

15 июля 2011 | Экстремальные

ЭКСТРИМ

В Москве состоялся первый международный фестиваль паркура "Free Move Games - Свобода. Движение. Игра". Для тех, кто не в курсе: паркур - искусство преодоления препятствий различного характера - как архитектурных сооружений, так и специально изготовленных конструкций.

ПАРКУР ВЫХОДИТ ИЗ ПОДПОЛЬЯ

Если об истории рождения различных видов спорта в России можно спорить, то год появления в нашей стране паркура известен доподлинно: 2001-й. Именно тогда на экраны вышел французский фильм "Ямакаси", в котором группа отвязных парней передвигается по городу, не обращая внимания ни на полицию, ни на законы гравитации, "бегает" по стенам, прыгает с крыши на крышу...

Прошло 10 лет - и теперь в России есть не только сложившееся сообщество поклонников паркура, но и Московская академия паркура. А еще фестиваль - "Free Move Games - Свобода. Движение. Игра", который прошел с 8 по 10 июля в крепости каскадеров "Сетуньский стан" в Москве. В течение трех дней сотни молодых людей приняли участие в семинарах, которые проводили как российские специалисты, так и иностранные гости, в том числе один из основателей паркур-движения в Великобритании Дэн Эдвардс.

До сих пор для многих олицетворение паркура - не кино и не интернет-ролики, а реклама про кота Бориса (об отношении к ней самих трейсеров позже). А также широко анонсируемые "прыжки с крыши на крышу на высоте 10-го этажа", которые периодически проскакивают в прессе. Насколько это сочетается с настоящим паркуром - искусством перемещения в пространстве, придуманным французом Дэвидом Беллем в конце 90-х годов прошлого века?

По словам основателя и инструктора академии паркура Армена Гюлояна, подобное позиционирование паркура - трюкачество, экстрим в плохом смысле этого слова.

- Я отношусь к прыжкам с крыши на крышу негативно, - говорит Армен (занимается паркуром восемь лет, пять из которых преподает, обладатель международной квалификации A.D.A.P.T.). - Это экстрим в смысле безбашенности, когда человек рискует собой. Паркур - это безопасность. Мы стараемся никогда собой не рисковать, а прыжки с крыши на крышу показывают паркур с неверной стороны. Конечно, встречаются ситуации, в которых подобное действие может быть оправдано, - например, спасение человека... Но делать это просто так?..

На фестивале "Free Move Games - Свобода. Движение. Игра" трейсеры делали все не просто так, а следуя изначальному девизу, знакомому каждому, кто сталкивался с настоящим, а не придуманным паркуром: "Нет границ, есть только препятствия".

Для того чтобы преодолевать препятствия, в крепости каскадеров "Сетуньский стан" (буквально в 15 минутах езды от метро "Киевская") был построен "Город джунглей" - специальная конструкция для паркура и фрирана (менее "навороченного" паркура). Его сконструировали из традиционных городских поверхностей - там был и подъемный кран, и разбитые машины; живые крыши, контейнеры. Присутствовали разные уровни высот, элементы настоящих строений и домов.

Автором макета города стал Сергей Головенко - руководитель Казахстанской школы паркура. Идеей фестиваля и стал проход этого "города", в котором должны быть максимально задействованы все объекты - кран, машины, другие специальные конструкции. И еще - "джунгли" были сконструированы так, чтобы преодолеть их смогли и профи, уже давно занимающиеся паркуром, и начинающие.

- Фестиваль направлен на то, чтобы показать паркур таким, какой он есть, - говорит президент федерации паркура Москвы Даниил Спиртус. - Основной его частью стали семинары для трейсеров, на которых наши гости из Великобритании, представители команды Parcour Generations во главе с Дэном Эдвардсом, показали своим российским коллегам, как нужно правильно разминаться, заниматься. И поделились эмоциями, опытом и мыслями, как двигаться вперед.

Что интересно, Великобритания - хотя паркур придумали во Франции - стала одной из первых стран, в которой он был легализован на государственном уровне.

- Мы начали тренироваться где-то 11 лет назад, - рассказывает Эдвардс (между прочим, выпускник Кембриджа). - Прошло несколько лет, прежде чем правительственные структуры обратили внимание на паркур. И через некоторое время он официально был признан спортом в Великобритании - наша страна сделала это первой в мире. Власти понимают, какую пользу паркур может принести молодежи, и стараются его поддерживать - например, фриран преподается как предмет в ряде школ. Но для того, чтобы это случилось, нам пришлось пройти достаточно долгий путь.

Будет ли паркур признан видом спорта в России?

- У нас паркур в отличие от Британии на серьезном уровне не поддерживается, - говорит Армен Гюлоян. - Это связано с рядом проблем. Проблема номер один - он не зарегистрирован как официальный вид спорта. Она, по сути, не решаема, потому что паркур - не соревновательная дисциплина, а по нашему законодательству нельзя считать что-либо видом спорта, если в нем нет соревнований.

Однако есть и другой путь - например, в Петербурге паркур представлен не как спорт, а как реабилитационное и терапевтическое направление для неблагополучной молодежи. В программах участвуют условно осужденные, разработаны проекты для заключенных. И благодаря этому проходят фестивали, ведется постройка плоскостных уличных сооружений, идет финансирование.

Московский паркур пока поддерживается не на уровне города, а на уровне отдельно взятой крепости каскадеров "Сетуньский стан". Ее "комендант" Игорь Панин дружит с трейсерами с 2004 года. Перечислять все титулы Панина можно долго, он - каскадер, член Всемирной академии трюка (США), вице-президент Федерации исторического фехтования России, руководитель объединения каскадеров "Мастер", мастер спорта СССР по мотокроссу и т.д.

- Мы встретились с трейсерами в 2004 году, - рассказывает Панин. - Проводили чемпионат мира среди каскадеров в Тушине, и одной из его показательных дисциплин стал паркур - тогда он в России только начинался. Для его правильного развития недостаточно просто энтузиазма - нужно строить определенный конструктив - "город", чтобы не бегать по настоящим крышам, стройкам и так далее. Это тоже деньги... Тогда, да и в общем-то сейчас, наши власти не знали и не понимали, что такое паркур. Поэтому его приютила школа каскадеров - она работает с 1990 года, уже более 20 лет. Мы с трейсерами говорим на одном языке - многие каскадеры занимаются паркуром, многие трейсеры работают в качестве каскадеров. И как раз они показывают одни из самых сложных трюков, поскольку помимо владения искусством перемещения в пространстве у них есть хорошая акробатическая подготовка.

По словам Гюлояна, на сегодняшний день поклонников паркура в России более 120 тысяч (если основываться на данных социальных сетей). Порядка половины из них занимаются этим "неспортивным" видом деятельности постоянно. Несколько тысяч активно тренируются в Москве и Петербурге. И тому есть много причин: прежде всего паркур не требует какой-то специальной одежды и оборудования, зачастую он дешевле, чем многие другие виды спорта.

А идеология за ним стоит серьезная - настоящий трейсер думает не только о теле, но и о душе, опираясь на три кита философии - "простота", "эффективность", "безопасность". Встретить трейсера с сигаретой или стаканом пива в руке практически невозможно. А касательно кошек…

- Очень многие узнали о паркуре из рекламы про кота Бориса. Как вы к этому относитесь? - спросили мы у Гюлояна.

- Я очень люблю кошек! - ответил Армен.

Фестиваль "Free Move Games - Свобода. Движение. Игра" планирует стать ежегодным. Так что поменьше трейсерам непреодолимых препятствий!

Наташа ПОЛЕТАЕВА