Газета Спорт-Экспресс № 149 (5619) от 7 июля 2011 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

7 июля 2011

7 июля 2011 | Парус

ПАРУС

В Италии прошел третий этап престижной мировой серии регат RC44 Championship tour.

РОССИЙСКАЯ ФЛОТИЛИЯ: ЧЕТЫРЕ КОМАНДЫ - ЧЕТЫРЕ ГОЛОСА

Ч исло команд, заявленных в RC44 Championship tour, задуманном и созданном четырехкратным обладателем Кубка "Америки" Расселлом Куттсом, растет стремительно. В первом полном сезоне RC44 2007 года участвовали одиннадцать команд, а в первом в истории класса чемпионате мира, который прошел осенью 2010 года на Лансароте, - уже тринадцать. На сезон-2011 изначально заявились одиннадцать яхт из восьми стран мира - России, Австрии, Швеции, Великобритании, Словении, Испании, Голландии, США. Но уже к третьей регате число участниц выросло до 15. В RC44 вошли французы, поляки и сразу два (!) коллектива под российским флагом - "Ника" и RUS-7.

Таким образом, наибольшее число команд серии - четыре - выступает от нашей страны. Это полностью российская "Синергия" капитана Валентина Завадникова, для которой идеология участия в RC44 Championship tour - обучение, поскольку в основном команда сосредоточена на успешном выступлении в профессиональной серии регат Audi MedCup на лодке класса "Транспак 52". RUS-7 - команда два года назад выступавшая в Audi MedCup и, подобно "Синергии", составленная из российских яхтсменов. У "Ники", правда, всего один представитель России - владелец лодки Владимир Просихин, а остальные яхтсмены из Хорватии, Словении и Ирландии. Старожил RC44 "Катюша" - опять же с единственным выходцем из России на борту, владельцем Геннадием Тимченко и яхтсменами из США, Новой Зеландии, Голландии и ЮАР, руководимыми знаменитым Полом Кайярдом.

Секретом бурной популярности класса RC44 и информацией о российских проектах чемпионата поделился Валентин Завадников:

- Количество команд-участниц всегда говорит о популярности класса. Лодка RC44 получилась действительно удачной, а сами соревнования почти сразу показали - в яхтенном сообществе есть к ним интерес. Новый гоночный класс Расселл Куттс задумал создать в середине 2000-х. Но, как ключевая фигура американской команды Oracle, он был активно вовлечен в гонки 33-го Кубка "Америки". Очевидно, это не позволяло Куттсу полностью посвятить себя становлению и развитию выношенного им самим класса и чемпионата. В итоге класс "стартовал" только в 2007 году, и случилось это на границе экономического кризиса, когда многие команды сворачивали свои программы, а речи о создании новых фактически не шло. Но при всем при этом, даже в непростое с экономической точки зрения время, RC44 Championship tour проводился, и многие поняли, что лодка оказалась динамичной и недорогой с точки зрения как цены самой яхты, так и ее эксплуатации. Она в три раза дешевле "Транспака 52" и в два раза дешевле "Транспака" в годовой эксплуатации. Не будь кризиса, пятнадцать команд, которые гонялись в регате в Кальяри, могли бы появиться в этом чемпионате гораздо раньше.

- Ну а теперь о российских участниках.

- Все эти четыре команды разные, по большому счету профессиональных российских две - RUS-7 и "Синергия". "Катюша" и "Ника" - команды, ментально нероссийские. "Катюшу", которая в RC44 Championship tour с 2009-го, мы знаем хорошо. Это фактически дочерняя команда шведской Artemis в плане менеджмента. При этом владелец - Геннадий Тимченко - считает "Катюшу" своим проектом, относится к ней соответствующим образом, очень увлечен и полагает, что команда должна выступать под российским флагом.

Приход еще двух команд - "Ники" на регате в Гмундене и RUS-7 в Кальяри - процесс естественный. Появление RUS-7 - это возвращение в большой спорт Кирилла Подольского. В свое время он вышел из проекта "Транспак 52", который был достаточно дорог, а в условиях кризиса Подольскому тяжело одному заниматься менеджментом команды. Мы приветствуем RUS-7 в RC44. В Кальяри во время гонок флота на руле был Александр Ежков - известный человек. На следующую регату в Марстранд приедет Анатолий Карачинский, думаю, команда попробует подключить и Артема Кузнецова. Это попытка людей, которые гоняются на лодках класса "Дракон", разведать, что за паруса еще есть в мире. Будут ли они строить пятую российскую команду RC44 Championship tour или консолидируются вокруг RUS-7, пока не ясно.

Проект "Ника" - плод увлечения владельца Владимира Просихина парусным спортом. Он идеально вписывается в идеологию класса: увлеченный владелец, сам выступающий в роли рулевого. Но, на мой взгляд, российским его назвать все-таки нельзя: насколько я на данный момент осведомлен, владелец не собирается ни русифицировать команду, ни гоняться в России.

- Такое количество, пусть даже формально российских команд - это хорошо?

- Конечно. Мы ведь уже можем пытаться говорить о консолидированной позиции при каких-то проблемах в классе, при решении каких-то общих вопросов. Одна команда - один голос, четыре команды - четыре голоса.

- А можно уже начать говорить о спортивной конкуренции между "Синергией" и RUS-7?

- Я не вижу, чем для меня RUS-7 отличается от "Катюши" или любой другой команды флота. В RC44 есть две американские команды - Oracle и Ironbound, не думаю, что у них возникает даже мысль о какой-то спортивной конкуренции между собой.

- Прошедшая регата - пятая для вашей команды в RC44 Championship tour. Ее результаты уже удовлетворяют?

- Регата действительно пятая, но первая из них, на которой, как мы считаем, у нас уже хорошо подготовлена лодка. Поскольку по ходу регаты уже ничего не ломалось, не отлетало, да и качество парусов вполне устраивало. Далее, как я вижу, у нас две задачи: первая - доводить до автоматизма коммуникации внутри экипажа, чтобы не было брака на всех технических действиях и маневрах, вторая - научиться реализовывать намеченные на ту или иную гонку планы. Потому, что до сих пор признаки большинства наших неудачных выступлений проглядывались уже на 3-й минуте после старта.

Сейчас для нас даже не важно, какое занято место, важно, чтобы получалось запланированное. А в Кальяри ветер ходил непредсказуемо и превращал принятие решений чуть ли не в лотерею. Часто получалось, что уже на старте флот делился пополам - кто-то шел направо, кто-то налево, а кого ветер вытянет - не знал никто. В RC44 Championship tour участвуют лодки-монотипы, здесь достаточно высок профессиональный уровень участников, команды финишируют с секундными интервалами. Это показывает, что нет признанного лидера. То, что борьба, в том числе и "Синергии" за свое восьмое место, шла вплоть до последней гонки, говорит о высоком профессионализме - все здесь борются до последнего.

Лина ХОЛИНА