Газета Спорт-Экспресс № 128 (5598) от 14 июня 2011 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

15 июня 2011

15 июня 2011 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. 7-й этап - ГРАН-ПРИ КАНАДЫ

В воскресенье в Монреале первую победу в сезоне-2011 одержал чемпион мира-2009 Дженсон Баттон на "Макларене", сумевший выйти в лидеры чуть больше чем за полкруга до финиша! Возглавлявший пелотон со старта чемпион мира-2010 Себастьян Феттель на "Ред Булле" финишировал вторым, его напарник Марк Уэббер - третьим. Российский пилот "Лотус Рено" Виталий Петров закончил гонку на пятом месте, и это его лучший результат в сезоне после третьего места в Австралии.

ХАОС НА ОСТРОВЕ

Воскресная гонка на автодроме имени Жиля Вильнева в Монреале была воплощением непредсказуемости и хаоса. В Канаде подобное случается часто - таков уж характер этой уникальной трассы. На этот же раз в игру вмешалась еще и погода - достаточно сказать, что стартовали пилоты под пейс-каром, ибо после прошедшего за час до гонки ливня на трассе местами оставались настоящие озера воды.

Однако сначала стоит рассказать о квалификации. По всеобщему убеждению, автодром на искусственном острове посередине реки Святого Лаврентия по своим характеристикам никак не подходит фаворитам и лидерам, болидам "Ред Булла", которые, как правило, чудо как хороши в скоростных поворотах. А их-то как раз в Монреале и нет. Но есть длинные прямые, где нужна максимальная скорость (а этим компонентом детище Эдриана Ньюи похвастать не может - в отличие, скажем, от "Макларенов", "Мерседесов", "Рено" и даже "Феррари"), и медленные-медленные шиканы, где все аэродинамические изыски "красных быков", мягко говоря, не нужны. Исходя из всего вышеперечисленного, околоформулические круги потирали руки, предвкушая, что наконец-то Феттелю, чей чемпионат, по чести говоря, напоминает легкую туристическую прогулку а-ля Найджел Мэнселл-92, хоть кто-нибудь да даст, как говорится, прикурить! Баттон накануне визита в Канаду посоветовал глаз не спускать не только с него и его напарника чемпиона мира-2008 Льюиса Хэмилтона, но также с "Феррари" и "Мерседесов", намекая, что именно эти команды могут воплотить надежды в жизнь.

Вот только похоже, что Феттелю о том, что Монреаль не подходит "Ред Буллам", как-то сообщить забыли. Ничем иным не объяснить того, с какой игривой, я бы сказала, легкостью прибрал он к рукам очередной, 21-й в карьере, поул - шестой в семи гонках сезона-2011. А ведь после пятничного свидания немца со священным местом трассы, знаменитой Стеной Чемпионов, где разбивали свои болиды многие великие предшественники Себастьяна, казалось, что этому не суждено случиться. Но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. Всевышний в этом году явно болеет за Феттеля!

Хотя все же прогноз Баттона частично оправдался - впервые в сезоне второе и третье места на стартовой решетке заняли две "Феррари", и двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо отстал от Феттеля не на 0,5-0,7-0,8 (кто больше?!), а всего лишь на 0,185. Это дало испанцу право надеяться, что он наконец-то сможет выиграть гонку после восьмимесячного воздержания. Напомню, что последний раз на высшую ступень пилот из Овьедо поднимался 17 октября прошлого года в Корее.

В отличие от Феттеля, его напарник Уэббер ферраристам проиграл. Утром в субботу он не тренировался вообще по причине отказа KERS. Батареи не работали, и во время квалификации, и в свете этих обстоятельств четвертое место с отставанием всего 0,4 от Феттеля - почти подвиг.

А вот "Макларены" проиграли квалификацию совершенно сознательно. Команда пошла на риск, который, забегая вперед, оправдался. Напомню, что после завершения квалификационных заездов машины до старта гонки остаются в так называемом закрытом парке, что значит - никаких изменений в настройки, использовавшиеся на квалификации, вносить нельзя. А если в субботу было сухо и тепло, то в воскресенье в Монреале прогнозировали дождь. Поэтому британцы и решили вывести МР 4/26 на трассу в дождевых настройках! Результат - пятое место Хэмилтона и седьмое Баттона.

Рискнули и в "Лотус Рено". Правда, не с обеими машинами. Хайдфельд предпочел настроиться на дождь, Петров поставил на сухую погоду. Оба попали в третий сегмент, что в сравнении с фиаско в Монако результат удовлетворительный. И позволявший к тому же рассчитывать на плодотворное воскресенье - учитывая хорошую скорость R31 на прямых и вполне уверенное владение медленными поворотами.

Нельзя не отметить и еще одного пилота. Опытнейшего испанца Педро Де Ла Росу, в прямом смысле слова в пожарном порядке заменившего в кокпите "Заубера" мексиканца Серхио Переса. Последний, несмотря на то, что после аварии в Монако был допущен врачами к старту (обследовали Переса трижды!), в пятницу после утренней тренировочной сессии почувствовал головную боль и принял мудрое и взрослое (ему ведь всего 21!) решение отказаться от старта. Такой вариант рассматривался Петером Заубером заранее - поэтому и была достигнута договоренность с "Маклареном", что в случае необходимости они отпустят своего резервного пилота порулить чужой машиной. Вот так, с корабля на бал, Де Ла Роса и оказался за рулем машины, с которой не был знаком вообще. Но сумел пройти во второй сегмент, где всего 0,3 уступил сверхбыстрому Камуи Кобаяси.

Ну а потом была та самая гонка. Под дождем. С четырьмя пейс-карами. С перерывом, длившимся 2 часа 40 минут - когда трасса из-за дождя превратилась в реку. Длилась эта гонка в общей сложности четыре (!) часа четыре минуты и 39 секунд - и практически все это время ее лидером был Феттель. Свое лидерство немец упустил лишь на последнем круге - и опередил его человек, который шесть (!) раз заезжал на пит-стоп и за 30 кругов до клетчатого флага был последним! Какой, скажите, сценарист придумал бы такой сюжет для своего фильма? А если бы и придумал, то неизбежно получил бы по мозгам за то, что такого в реальной жизни просто не может быть. Но вот же - было.

Старт под пейс-каром был все же перестраховкой - по сравнению с тем апокалипсисом, который начался на 26-м круге, начало гонки вполне можно было бы назвать сухим. Тем не менее в течение четырех кругов пелотон ехал паровозиком. А едва серебристый мерс покинул трассу, как Хэмилтон продолжил то, что начал две недели назад в Монако - врезался в Уэббера, раскрутив "Ред Булл" австралийца на асфальте! "Может, он решил, что клетчатый флаг опустят в третьем повороте", - пошутил позже австралиец, назвавший маневр британца неуклюжим. Из четвертого Уэббер стал 14-м - это мы уже проходили!

Эту атаку стюарды "Гран-при" во главе с двукратным чемпионом мира Эмерсоном Фиттипальди Хэмилтону простили, сочтя гоночным инцидентом. Продолжил Льюис в том же самурайском духе. За спиной Баттона он оказался после того, как на 5-м круге попытался в шпильке пройти Шумахера, но немец вынудил его уйти широко - и вместо того чтобы стать пятым, британец пропустил Дженсона и стал седьмым. Отыграться он пытался немедленно - результат известен. Свидание со стеной на прямой старт/финиш, сход с поврежденной подвеской, и - появление на трассе пейс-кара.

Самостоятельно гонка возобновилась на 12-м круге. И тут же штрафной проезд по пит-лайн заработал Баттон, превысивший скорость под пейс-каром. Обратно на трассу он вернулся 15-м. На 14-м круге Баттон атаковал и прошел четырех (!) соперников - при том, что из-за мокрой дороги DRS были дезактивированы. На 18-м круге Баттон был уже 8-м!

Кстати, обгоны шли не только в арьергарде и середине пелотона, в очковой группе тоже было оживленно. Обгонял Шумахер (в том числе Петрова), обгонял Алонсо (в том числе Хайдфельда), обгонял Уэббер.

На 20-м круге усилился дождь, и пелотон снова возглавила машина безопасности. Вслед за лидировавшим Феттелем выстроились Кобаяси, Масса, Хайдфельд, Петров, Ди Реста, Уэббер, Алонсо, Де Ла Роса и Баттон. Такая расстановка объяснялась массовыми пит-стопами.

После того как Феттель по радио пожаловался команде, что машину пилотировать невозможно по причине отсутствия весел, директорат гонки вывесил красный флаг.

На стартовой прямой пелотон простоял два с лишним часа!

В 15.50 по местному времени караван возобновил движение за пейс-каром. Все болиды по распоряжению директората были обуты в дождевую резину.

На 34-м круге машина безопасности трассу покинула. Феттель продолжил безмятежно лидировать. Масса попробовал пройти Кобаяси, но японец не дал.

Следующие два круга были посвящены пит-стопам, и на 36-м Алонсо, только что покинувший пит-лайн, напоролся на Баттона - и его "Феррари" беспомощно повисла на бордюре, болтая ножками. Простите, колесами. Испанец из гонки выбыл. Баттон попал в поле зрения строгих стюардов. Учитывая, что и авария с Хэмилтоном тоже должна была стать предметом разбирательства после финиша, положение англичанина комфортным не назовешь. (Забегая вперед скажу, что в итоге все эти стычки были признаны гоночными инцидентами - не заслужил человек, выигравший такую гонку, чтобы его наказывали!)

На трассе снова пейс-кар. Следом - Феттель, Кобаяси, Масса, Хайдфельд, Ди Реста, Уэббер, Шумахер, Петров, Росберг и Сутиль. Баттон - далеко за пределами десятки!

На 40-м круге пелотон снова освободили из-под опеки. Тут же начал прорыв к подиуму - первому после возвращения! - Шумахер, прошедший Уэббера в борьбе за 6-е место, а потом они вдвоем одолели Ди Ресту.

На 44-м круге в работу включились DRS. Шумахер тут же прошел Хайдфельда и стал 4-м.

На 49-м Баттон вошел в десятку, обогнав в течение круга трех соперников.

На 50-м Уэббер переобулся в сухую резину.

На 51-м Шумахер разом прошел Кобаяси и Массу, увлекшихся схваткой за второе место. И перед ним остался только Феттель! Баттон последовал примеру Уэббера и одел сухую резину.

На 53-м то же сделали Шумахер, Масса и Хайдфельд.

На 54-м - Феттель и Петров.

На 56-м Хайдфельд, явно опережавший по скорости Кобаяси, попытался его пройти - но в итоге сошел, вызвав к жизни очередной пейс-кар, ибо обломками его передних антикрыльев была усыпана вся траектория. За лидировавшим Феттелем на этот раз ехали Шумахер, Уэббер и Баттон.

На 61-м гонка возобновилась. Тремя кругами позже Уэббер эффектно прошел Шумахера в последней шикане, перехитрив опытнейшего немца, до этого защищавшегося просто прекрасно. Но маневр был излишне резок, в результате австралиец срезал шикану - после чего вернул немцу утраченное. Но тут же снова предпринял атаку, чем воспользовался Баттон, умудрившийся вклиниться между ними, а затем и пройти Шумахера! То же самое почти сразу сделал и Уэббер.

Тройка призеров определилась. А вот победитель, как выяснилось, нет!

"Макларен" догонял "Ред Булл", как сверхзвуковой истребитель цель! И в 7-м повороте финального круга немец пал жертвой этой погони - ошибка, разворот, и Феттель провожает глазами соперника.

Эффектно! Но это была еще не точка. Точку поставил Масса, который буквально на черте, под флагом, вырвал шестое место у Кобаяси!

Вот такими были эти четыре часа четыре минуты и 39 секунд.

Ольга ЛИНДЕ