Газета Спорт-Экспресс № 110 (5580) от 23 мая 2011 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

23 мая 2011

23 мая 2011 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

ДЖИРО Д'ИТАЛИЯ

Два горных суперэтапа, состоявшихся в этот уик-энд, отбросили последние сомнения насчет победителя первого в сезоне "Гран-тура" - им наверняка станет Альберто Контадор .

НАЕМНЫЙ УБИЙЦА ПРОТИВ ВСЕХ

Накануне субботнего этапа, который многие называли сложнейшим на этой "Джиро", грянул скандал. Руководство Международного велосоюза (UCI) воспротивилось решению директора гонки Анджело Дзоменьяна оставить в маршруте субботней гонки спуск с горы Кростис.

В витиеватом документе, который был изготовлен в штаб-квартире UCI, сам черт сломал бы ногу. Организаторов "Джиро" в нем хвалили, но сделали это так, что хуже обругать их было трудно. Отдав должное изменениям, направленным на улучшение безопасности спуска с Кростис (в частности, на отдельных его участках, как сообщал "СЭ", были расставлены маты в человеческий рост) боссы UCI тем не менее заявили о невозможности включения в программу гонки участка, куда по причине узости дорожного полотна не будут допущены командные машины сопровождения ("технички"). Таким образом, говорилось в документе, обслуживание спортсменов в случае поломок, проколов и иных чрезвычайных гоночных ситуаций будет поставлено под угрозу. В связи с чем ситуация была названа неприемлемой, особенно с учетом дальнейшего восхождения пелотона на гору Дзонколан, считающуюся самой крутой в профессиональном шоссейном велоспорте.

Директора "Джиро" Дзоменьяна этим документом, по сути, раздели догола, не оставив ему никаких контраргументов. По нему, бросившему все силы на работу с Кростис, ударили с беззащитного фланга. Отрицать то, что спуск этот в последние дни превратился из крайне опасного в опасный просто (коих в велоспорте огромная масса), никто не пытался. Собственно, UCI этого тоже не сделал. Руководители велосоюза просто заявили: нельзя! И точка.

Понятно, что UCI сделал то, что сделал, не по собственной инициативе. Будь иначе, Дзоменьяну высказали бы "фи" гораздо раньше: дискуссия о том, сколь рискован спуск с Кростис, началась еще 23 октября, сразу после презентации маршрута "Джиро"-2011. Так что не обошлось без давления со стороны команд, участвующих в "Джиро", которые только что похоронили Воутера Вейландта.

К тому же менеджеры многих команд имеют очень серьезный вес, не меньший, чем сам Дзоменьян, а тот в последние дни раздухарился до такой степени, что заявил: никто, мол, - ни гонщики, ни журналисты - ему не указ, он сам решит, какие спуски включать в маршрут гонки, а какие нет.

Но против лома нет приема лишь в том случае, если нет другого лома. А такой лом нашелся. UCI пошел на поводу у команд, устроивших по поводу Кростис голосование. Дзоменьяна, по неофициальным данным, поддержали лишь итальянские команды. Не исключено, кстати, что некоторые из них сделали это формально, понимая, в какую сторону, вне зависимости от их голоса, дунет ветер.

Отмена спуска с Кростис, за которой последовало значительное сокращение дистанции этапа - с 210 до 175 км, безусловно, наложила отпечаток на драматургию гонки. Но все же не могла полностью исключить интригу. Как это вообще возможно в гонке с подъемом на Дзонколан?

Судите сами. Высота черты финиша над уровнем моря - 1730 метров. Длина подъема - 10,1 километров. Уклон средний - 11 процентов. Уклон максимальный - 22 процента. Именно на Дзонколане общий зачет, по всем прогнозам, должен был принять свой привычный для трехнедельной гонки вид - без случайных людей в десятке сильнейших.

К горе группа претендентов на розовую майку подъехала вместе со своими помощниками. Но с первых же сотен метров подъема лидеры остались один на один с горой - кингстоны открыл даже звездный грегари Дениса Меньшова, чемпион "Тур де Франс"-2008 Карлос Састре, приехавший в Италию в посредственной форме.

И началось.

За семь километров до финиша в голове группы замаячила красная майка капитана "Катюши" Хоакина Родригеса. Как вы помните, во время штурма Этны, горы скорее длинной, нежели по-настоящему сложной, командир российской команды заработал контузию в виде двух проигранных Альберто Контадору минут. Зализав раны, Родригес, приехавший на "Джиро" бороться за победу в общем зачете, вроде пришел в себя и даже пробовал ногу на одном из этапов. Но более или менее конкретный ответ по поводу его перспектив надеть розовую майку должен быть дать именно Дзонколан. И он, к сожалению, его дал.

В субботу Родригес проиграл Контадору, Винченцо Нибали и Игору Антону еще почти две минуты. После этого впереди оставалось еще семь этапов "Джиро". Два их них - это разделки, которые лидер "Катюши" едет значительно хуже многих других "генеральщиков".

Таким образом, Родригесу уже можно предъявлять претензии в связи с потерей почти всех шансов на победу, хотя испанец честно пытался быть на Дзонколане агрессором. Его сольная атака будет вписана в историю Дзонколана, пусть и продолжалась она менее километра. Сначала его достал Антон, потом это сделал Контадор, а затем все остальные, включая Меньшова. Россиянин в итоге финишировал на этапе пятым - и это своего рода "воскрешение" чемпиона "Джиро"-2009, начавшего поход за титулом ничуть не лучше Родригеса.

Антон, крепкий, даже несколько недооцененный "генеральщик", больше ни разу не дал слабины, став первым неитальянцем, которому покорился этап с финишем на Дзонколане: до него на эту гору первым дважды заезжал Джильберто Симони, а потом Иван Бассо.

На финише испанец выиграл у Контадора 33 секунды, но триумф не вскружил Антону голову. Он без обиняков заявил: догнать Альберто в этой гонке не суждено никому. А вот пододвинуть Нибали со второго места и ждать июньского решения Высшего спортивного арбитражного суда по поводу дела о применении Контадором кленбутерола - еще вполне возможно.

Судя по тому, как у гроссмейстера Контадора идут дела на этой "Джиро", рассчитывать на большее кому-либо будет затруднительно.

Что же касается вчерашнего этапа, то он, похоже, окончательно развеял иллюзии прочих соискателей розовой майки. Изнурительная 229-километровая гонка, по ходу которой гонщиков несколько раз поливал дождь, ясно дала понять: когда Наемный убийца, как иногда называют Контадора на родине, в порядке, - никто не в силах создать ему особых помех. Проведя в седле семь с половиной часов, пелотон разочарованно выдохнул: знаменитый испанец не только не сдулся, но, напротив, еще больше увеличил отрыв от второго места. Гандикап в четыре минуты двадцать секунд - это солидно.

Большую часть этапа солировал Стефано Гарцелли из Acqua & Sapone, признанный знаток горных дел. Его превосходство над основной группой в какой-то момент доходило чуть ли не до девяти минут, однако очередные снятые с вершин скальпы, видимо, удовлетворили амбиции итальянца, и за шесть километров до финишной черты он пропустил-таки вперед себя Микеля Ниеве. Второй этап подряд остается за гонщиками Euskaltel.

Привычно пылал страстью Родригес, сознающий сложность своего положения. Лидер "Катюши" в дуэте с соотечественником Арройо пытался убежать за Гарцелли, смело бросался в тяжелые подъемы, но тщетно. За 9,6 км до финиша Родригес предпринял последний маневр, попопытавшись уехать на ровном отрезке. Впереди - последний выходной на нынешней "Джиро", и был резон выложиться на трассе до остатка.

Фортуна наградила Родригеса за смелость восьмым местом на этапе, но его отставание от лидеров лишь выросло. А сверкнувшему накануне Меньшову закончить воскресный марафон в десятке не удалось.

Сергей БУТОВ

Мужская многодневная велогонка "Джиро д'Италия". 14-й этап. 175 км. 1. Антон (Испания, Euskatel) - 5:04.26. 2. Контадор (Испания, Sаxo Bank) - отставание 0.33. 3. Нибали (Италия, Luquigas) - 0.44. 4. Скарпони (Италия, Lamprе) - 1.11. 5. МЕНЬШОВ (Geox) - 1.21. 6. Жадре (Франция, AG2R) - 1.38… 11. Родригес (Испания, "КАТЮША") - 2.24… 25. РОВНЫЙ (RadioShack) - 5.07… 30. Морено (Испания) - 5.32… 39. ВОРГАНОВ - 6.57… 41. Ди Лука (Италия, все - "КАТЮША") - 7.26… 46. БЕЛЬКОВ (Vacansoleil) - 9.03… 50. ПЕТРОВ ("Астана") - 10.11… 53. Кучинский (Белоруссия) - 11.27… 61. Карузо (Италия) - 12.23… 73. Оррак (Испания, все - "КАТЮША") - 13.36… 92. КОЗОНЧУК (Geox) - 16.13… 115. Лосада (Испания, "КАТЮША") - 17.41… 136. БРУТТ ("КАТЮША") - 18.39.

15-й этап. 229 км. 1. Ниеве (Испания, Euskaltel) - 7:27.14. 2. Гарцелли (Италия, Acqua & Sapone) - 1.41. 3. Контадор - 1.51. 4. Скарпони - 1.57. 5. Жадре - 2.28. 6. Рухано (Венесуэла, Androni Giocattoli) - 2.35… 8. Родригес - 3.34… 11. МЕНЬШОВ - 10.52… 23. ПЕТРОВ - 10.52… 30. РОВНЫЙ - 15.36… 32. КОЗОНЧУК - то же отставание… 42. ВОРГАНОВ - 17.11… 57. Оррак - 24.04. 58. Морено. 59. БЕЛЬКОВ - у обоих то же отставание… 62. Кучинский - 24.43… 71. Карузо - 27.28… 74. Лосада - 27.39… 112. БРУТТ - 38.32.

Общий зачет. 1. Контадор - 62:14.42. 2. Скарпони - 4.20. 3. Нибали - 5.11. 4. Жадре - 6.08. 5. Ниеве - 7.03. 6. Рухано - 8.39. 7. МЕНЬШОВ - 8.46… 9. Родригес - 9.20… 35. Морено - 45.18… 45. Карузо - 1:00.38. 46. РОВНЫЙ - 1:01.55… 49. ПЕТРОВ - 1:07.52… 51. ВОРГАНОВ - 1:09.11… 60. Ди Лука - 1:19.46… 66. Оррак - 1:28.22… 68. Лосада - 1:29.32… 77. Кучинский - 1:44.25… 85. БЕЛЬКОВ - 1:48.31… 87. КОЗОНЧУК - 1:49.23… 123. БРУТТ - 2:19.38.