Газета Спорт-Экспресс № 206 (5379) от 13 сентября 2010 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1
ФОРМУЛА-1
ЧЕМПИОНАТ МИРА. 14-й этап. ГРАН-ПРИ ИТАЛИИ
Вчера в Монце испанец Фернандо Алонсо из "Феррари" выиграл "Гран-при Италии". Россиянин Виталий Петров из "Рено" стал 13-м.
ПЕТРОВ ОПЕРЕДИЛ ВСЕХ, КОГО МОГ
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ |
из Монцы |
ШТРАФ В ПЕРВОМ ПОВОРОТЕ
Одна из музыкальных групп посвятила итальянскому автодрому песню. Произведение так и называется: "Монца". Исполняется, кстати, на русском языке, а сама группа латвийская - Brainstorm.
Не знаю, как насчет поэтичности рифм, но слушать "Монцу" определенно можно. Конечно, хотелось бы обыграть еще и название вокально-инструментального ансамбля, которое переводится как "Мозговой штурм". Увы, не получится. Как этап в Монце мозгами не штурмуй, скорости машинам "Рено" это не добавит. К чему в самой французской конюшне, показалось, были готовы еще до начала итальянского "Гран-при".
Накануне квалификации Виталий Петров был откровенен: "Попадем в десятку на стартовом поле - будем молодцы". На большее, объяснил пилот, рассчитывать не приходится, потому что таковы сейчас болиды "Рено". Они скорее верткие, чем примитивно быстрые, в большей степени хитрые, нежели наделенные тупой механической мощью. Прижимная сила у "Рено" хороша, что дает выигрыш в поворотах, но не позволяет чувствовать себя королями в драгрейсерских заездах по прямой. А Монца по части таких заездов и есть первейшая гонка всего сезона.
В субботу опасения - а может, сомнения - Петрова подтвердились. Команда "Рено" откатала квалификацию, как твердый середняк. Хотя за предыдущие этапы успела приучить нас к большему.
К тому же началась сама квалификация для Петрова довольно жестко. В первом же повороте он заблокировал Тимо Глока, выскочившего на трассу первым (должно быть, для того, чтобы на него хоть раз кто-то за целый уик-энд обратил внимание). В итоге немец занял 21-е место, как ему и положено, а россиянин получил штраф, сдвинувшись на пять позиций назад по сравнению с местом, завоеванным в трудах праведных. Впрочем, на тот момент Петров еще никакого места не завоевал и о штрафе знать не знал.
Стартовал россиянин на твердой резине, которую в течение пары-тройки кругов и прогревал. Ближе к середине первой квалификационной сессии заскочил на второе место, сполз, дрейфуя, в район 17-й позиции, заехал в боксы, переобулся в мягкие покрышки и зафиксировал себя на 15-й строчке протокола. Фелиппе Массе из "Феррари", лидировавшему после Q1, Петров уступал около 2 секунд, партнеру Роберту Кубице, занимавшему пятую позицию, - около восьми десятых.
Q2 в общих пропорциях мало что изменила. Петров снова остался 15-м, отставая на этот раз от лидера Фернандо Алонсо секунды на полторы, а от Кубицы, занявшего седьмую промежуточную позицию, почти на секунду. В Q3 наш гонщик, естественно, не попал, а сразу после квалификации многое прояснил: вы можете ознакомиться с ответами Петрова в приведенном ниже интервью.
Подводя же итог квалификации, стоит заметить: "Макларен", считающийся фаворитом Монцы из-за использования сверхрастопыренного заднего антикрыла (по крайней мере на одной машине), оправдал надежды своих болельщиков лишь отчасти. Дженсон Баттон действительно стал в квалификации вторым, подперев великолепного Алонсо, а вот Льюис Хэмилтон - только пятым.
Позже выяснилось: он немного заигрался с новым воздуховодом и решил в итоге стартовать без него. Зато Баттон - с ним и, соответственно, со своим чудо-крылом. Результаты налицо: после квалификации Дженсон себя хвалил, Льюис о принятом решении жалел.
Кубица занял 9-е место на стартовой решетке, подтвердив тезис о не самой полной совместимости "Рено" и Монцы. Михаэль Шумахер обосновался чуть выше Петрова - на 12-м месте. И формулировку "опыта не хватает", используемую иногда в отношении россиянина, к немцу уж никак не применишь. Что-то, значит, с ними не то - с пароходом и человеком. То есть с "Мерседесом" и Михаэлем.
А теперь - обещанные постквалификационные откровения Петрова, занявшего после штрафа 20-е место на стартовом поле - аккурат перед тем самым Тимо Глоком, которому Петров, ай-ай-ай, не дал разогнать свой победоносный Virgin до скорости света.
- Удалось ли решить проблемы с тормозами, досаждавшие вам во время свободной практики?
- Нет. Они видоизменились, но остались: машину прилично трясло. При том что именно в Монце ничего важнее тормозов для удачной езды быть не может. Правда, есть надежда, что к самой гонке удастся что-то исправить.
- И поднять скорость "Рено" на прямых?
- Это вряд ли. Видно же: те, кто обычно квалифицировался ниже нас, теперь выше. И Кубица лишь 9-й - еще один индикатор. У каждой команды - своя специфика. Здесь играют роль главным образом настройки амортизаторов, стабилизаторов, колес, схода-развала и так далее. В общем, не наш это трек.
- Что у вас произошло с Тимом Глоком сразу после старта?
- Понимаете, я его, когда выезжал с пит-лейна, не видел! В зеркалах пусто было, и маршал вместо синего флага, которым обычно предупреждают о задних машинах, размахивал зеленым. Потому-то я и заблокировал немца.
- К судьям вас уже вызывали?
- Только что от них. Дали минус пять позиций. Начну в воскресенье двадцатым.
- Если все с машиной будет нормально, на что сможете рассчитывать в гонке?
- Всегда хочется в десятку, но прогнозировать сложно. Очень важен износ колес. Поскольку буду сзади, в "параболике" (самый резкий 180-градусный поворот Монцы. - Прим. Е.Д.) придется атаковать. Значит, левое колесо будет стираться сильнее, это придется учитывать.
- Вы попробовали в квалификации разную резину. На какой стартуете?
- Думать надо. Это первой десятке проще - они обязаны стартовать на той же резине, на которой заканчивали квалификацию.
- Мне кажется, вся первая десятка заканчивала на мягкой.
- Вроде бы да. Но вот представьте: если в первом повороте случится авария, придется ехать по обломкам. Стартовать на мягких покрышках - не лучший с точки зрения тактики вариант. А если на твердых, придется их тут же менять и ехать всю гонку на мягких, что само по себе почти нереально - надо будет заезжать еще на один пит-стоп. В общем, загадка.
БЕЗ ЗЕЛЕНОЙ ПОЛОСЫ
В итоге Петров решил рискнуть и стартовать на покрышках без зеленой полосы. Иными словами, в завал он не поверил, выбрав на гонку жесткий вариант резины. И стал, по моим данным, единственным в гонке, кто избрал именно такую тактику! Все остальные, если судить по предстартовой панораме из-за стеклянной стены пресс-центра, предпочли мягкие покрышки.
Какие выгоды это могло сулить, должен был ответить в первую очередь сам старт. И он удался на славу, получившись, как английский анекдот, немного интригующим, немного поучительным и немного скандальным.
Для начала "забаранила" коробка передач у Кобаяси. Что уж там с ней случилось, не столь важно, но на старт японец не вышел, с ходу передвинув Петрова на позицию вперед. Затем на первом же круге сошел записной фаворит Хэмилтон. Изыскивая лазейки, англичанин совал нос своего болида во все дырки подряд. И досовался: Фелиппе Масса задним левым колесом лягнул Хэмилтона в правое переднее. То в ответ как-то сразу пригорюнилось и безвольно поникло, перестав быть параллельным со своим левым собратом. Прошуршав по инерции пару сотен метров, Хэмилтон тихо застыл на гравийной полосе. Не сам, слава богу, - речь идет всего лишь о его болиде.
Зато другой "Макларен" с ходу вырвался на первое место. Баттону на старте удалось обойти Алонсо, чему не помешала даже некая деталь, с ветерком отлетевшая от его машины в процессе совершения насильственных действий над конкурентом из "Феррари". Бывают, оказывается, и в "Формуле-1" лишние запчасти! А бедолага Баттон, выходит, до начала гонки об этом не знал.
Ну а что Петров? А Петров, как это часто бывает на старте, оказался в порядке. Хэмилтон и Кобаяси две позиции ему презентовали. Еще две он отвоевал сам, пройдя в суматохе первых метров Трулли и Ковалайнена. Да тут еще Адриан Сутиль стремительно рванул на пит-стоп, наехав, вероятно, на какие-то механические осколки чужого горя. В результате 20-е место Петрова снова превратилось в 15-е, словно и не было у него никакого штрафа.
Помимо Петрова знатно стартовали Шумахер, вышедший на 8-е место, и Кубица, обосновавшийся на пятом. Значительно хуже далось начало гонки Уэбберу, сползшему к границе первой десятки.
После того как состоялись все эти события, положение пилотов на трассе более или менее стабилизировалось. А это значит, что зрители получили возможность перейти от охов и вздохов к более спокойной динамике гонки, подталкивающей пилотов к тому, чтобы улучшить или хотя бы защитить от посягательств добытую на первых кругах позицию.
Баттон, Алонсо и Масса сразу же принялись неумолимо и методично отрываться от преследователей. Машины их были сильны, сомнений нет. Но имелся и интересный нюанс. Дело в том, что по максимальной скорости в квалификации Дженсон занял среди всех участников лишь 22-е место - третье с конца! Алонсо и Масса шли в середине списка, возглавляемого, кстати, Альгерсуари из "Торо Россо". Получалось, что гонку возглавил человек, сделавший ставку прежде всего на воздуховод F-duct, первооткрывателем которого, к слову, "Макларен" и является. Баттону была не нужна большая скорость на прямых - его устраивало заметное преимущество над остальными в поворотах.
Через полтора десятка кругов выяснилось, что прессовать лидирующий "Макларен" способна лишь одна "Феррари" - та, которой управлял Алонсо. Масса же начал слегка отставать. А уж за ним и вовсе образовался приличный вакуум. "Трое и остальные" - фабула вчерашней гонки в Монце оказалась именно такой.
Среда этих остальных, кстати, со временем также перестала быть плотной. Петров не мог держаться сразу за Альгерсуари, допустив увеличение разрыва между своим 15-м и его 14-м местами. С другой стороны, с течением времени гонщики начали заезжать на пит-стопы, избавляясь от мягкой резины, а россиянин делать этого совершенно не торопился, удовлетворившись своей жесткой. Это позволило ему переползти на 10-е место, никого при этом не обгоняя в очной дуэли.
Вечно, однако, так продолжаться не могло. Пит-стоп - хотя бы один - штука для всех пилотов обязательная. Больше - можно, меньше - нет. И оба типа резины гонщики в воскресенье использовать должны были непременно. Стартовал на жесткой - меняй потом на мягкую. Или, наоборот, как тот же Феттель, проехавший вчера всю дистанцию Монцы на мягких покрышках, а на последнем круге демонстративно заехавший поменять их на жесткие.
Петров выполнил обязательную программу круга за четыре до финиша. С виду никаких преимуществ это ему не принесло. Более того, после гонки Виталий скажет, что его жесткая резина в середине дистанции слегка поплыла и стала ему досаждать. Почему в таком случае не возникло желания сменить ее на мягкую раньше?
Посовещавшись после финиша с журналистами в пресс-центре и получив консультацию комментировавшего "Гран-при Италии" Алексея Попова, предлагаю вам одну из наиболее вероятных версий. Какими бы серыми ни выглядели в Монце желтые болиды "Рено", как бы тяжело ни давалась Петрову конкурентная борьба на 5-километровом асфальтовом "валенке", заезжать в боксы просто так, по щучьему хотению, он не мог. И руководствоваться только своими желаниями - тоже.
В топ-командах существуют специальные стратеги, руководящие всеми ситуативными действиями пилотов. В "Рено", быть может, такие вопросы решает коллективный разум, но суть от этого не меняется. Кто-то должен был следить за отрывом Петрова от заднего конкурента. И он следил. А конкурентом сзади был Педро Де Ла Роса на "Заубере". И пока Петров не обеспечил достаточный отрыв, заезжать на пит-стоп ему не стоило.
В итоге все вышло тактически грамотно: позицию Виталий у Де Ла Росы отстоял. Но остался 13-м, никому по дистанции не проиграв, но и в очки не попав.
Механически накладывая на этот результат предматчевый штраф, легко представить, что россиянин, не прищеми он Глока, мог бы оказаться на 8-м месте. Большинство экспертов, однако, после гонки заключили: не мог бы. Кого должен был пройти Петров - тех он прошел. Машины остальных в Монце были просто-напросто сильнее, так что отсутствие штрафа способно было продвинуть Виталия на еще одну, максимум - на две строчки вверх. А дальше - стена.
Победитель "Гран-при Италии" также определился на пит-стопах, а не в кровавой сече на асфальте. Алонсо, долго душивший Баттона, так и не позволил ему создать хоть какой-то задел перед сменой резины. А механики "Феррари" врагов из "Макларена" в этом компоненте опередили. Баттон вернулся на трассу вторым и опередить Алонсо до конца дистанции не сумел.