Газета Спорт-Экспресс № 162 (5335) от 23 июля 2010 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

23 июля 2010

23 июля 2010 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

TOUR DE FRANCE

БИТВА НА ТУРМАЛЕ

Вчера Альберто Контадор, отразив атаки своего главного соперника Анди Шлека на легендарном Коль дю Турмале, фактически обеспечил себе третью в карьере победу на "Тур де Франс". Специальный корреспондент "СЭ" переживал этот этап в машине спортивного директора "Катюши" Дмитрия Конышева.

Сергей БУТОВ

из По

Ободранный, многократно битый, цвета настоявшегося за ночь в холодильнике борща правый бок звездного австралийского спринтера Робби Макьюэна - самое главное мое впечатление на этом "Туре". Сколько раз доводилось слышать в Москве о постоянных травмах, что клеились к ветерану Макьюэну чуть ли не на каждом этапе. Но чем сто раз услышать, лучше один раз увидеть. И даже не знаю, как увиденное описать, не хватает красноречия.

К 17-му этапу "Тура" здоровых в "Катюше" не осталось в принципе. По словам доктора команды Александра Яблуновского, почти у всех на третьей неделе гонки забиты легкие - от бесконечной пыли и бензиновых выхлопов. Молдаванин Александр Плюшкин последние несколько этапов выходил на старт с температурой под 39. Вообще-то с такими показателями место Плюшкину не в седле велосипеда, а в постели с мокрым полотенцем на голове, но дебютант "Большой петли" даже слышать не хотел о сходе. И в общем-то был прав - еще неизвестно, сколько "Туров" отмерено Плюшкину судьбой. А сходить в тот момент, когда уже видны крыши парижских домов, страшно обидно. Страшно.

То, что именно на Турмале будет решаться судьба желтой майки, в один голос заговорили ровно в тот момент, когда финиш на этой легендарной горе был включен в программу "Тура". Всего, кстати говоря, во второй раз за всю 100-летнюю историю присутствия пиренейских вершин на "Большой петле".

Обычно этот почти 20-километровый подъем (со средним уклоном в 7,4 процента, под конец увеличивающимся до 10 процентов) присутствует на французском "Туре" в качестве промежуточной вершины - как она была расположена на вторничном этапе, многими названном "королевским" на этой гонке. Правда, во вторник на Турмале получилась только разведка, да и не сказать, чтобы боем. Скорость восхождения была столь невелика, что норвежский спринтер Тор Хусховд в какой-то момент просто встал из седла и уехал от всех. Уехал от желтой майки, лишь проводившей Хусховда глазами!

Ничего подобного в четверг произойти, разумеется, не могло. Именно на Турмале должны были сойтись в честном бою Альберто Контадор и Анди Шлек. И они сошлись.

Почти сразу уехала группа из 7 человек. Мы в машине прислушивались к монотонному голосу диктора, перечислявшего номера и имена уехавших из пелотона гонщиков. Последним диктор назвал Александра Колобнева. На полдороге между группой и пелотоном подвис еще бельгиец Кевин Сельдрайе, но сидевший на пассажирском сиденье другой технички президент команды Андрей Чмиль скомандовал Конышеву: "Дима, не ждите бельгийца. Догонит - молодец, не догонит - его проблемы". Отныне мы выжидали момент для собственной атаки - техничка Конышева должна была очень быстро скакнуть из хвоста каравана в его голову.

Но очень быстро не получалось. Мы поглощали еще не сжавшийся в единый кулак пелотон частями. Проехали мимо Дениса Меньшова, даже на "писс-стоп" остановившегося с верным "лейтенантом", который потом активно крутил педали, возвращая Дениса в группу. Очень скоро нагнали и звездного грегари "Астаны" Александра Винокурова - лучшего, на мой скромный взгляд, гонщика "Тур де Франс"-2010, вне зависимости от специализации. Буквально накануне Чмиль рассказывал мне (в опубликованное во вчерашнем номере "СЭ" интервью кусок про Винокурова просто не уместился), как в свое время помогал Винокурову решить кое-какие проблемы, которые придумывали для Александра те, кто не желал его возвращения в профессиональный велоспорт. Винокуров с Чмилем часто тренировались вместе, и потом в газетах писали, что вот-вот будет подписан контракт. Никакого контракта никто подписывать не собирался, что, впрочем, на дружеских отношениях двух больших спортсменов не сказалось совершенно.

- Эй! - закричал Конышев, опустив боковое окно с моей стороны. - Эй!

- Че те надо? - улыбнулся во весь рот Винокуров.

- Садись, подвезу, гонщик.

- У вас в отрыве есть кто?

- Колобнев.

- О, молодец! Я ему говорил перед этапом, чтобы подсаживался.

Не важно, слушался ли Колобнев совета Винокурова, с которым давно дружит, важнее было то, что пелотон отпустил беглецов, не представлявших никакой опасности лидерам общего зачета, спокойно. Мы продолжали с боем пробиваться сквозь основную группу, обгоняя одного за другим гонщиков, и мне выпала возможность увидеть, что делает со здоровыми молодыми людьми такая гонка, как "Большая петля". Битые-перебитые, все в кровавых ссадинах, застарелых ранах, тысячу раз забинтованных. Не пелотон, а военно-полевой госпиталь, посаженный на велосипеды.

Но велосипедному богу оказалось мало крови, пролитой за эти дни. "Падение в пелотоне!" - страшным голосом закричало жюри, и Конышев успел дать по тормозам - мы разминулись с бампером той самой машины жюри в нескольких сантиметрах. Площадь вокруг места падения заполнилась механиками с запасными колесами и медицинскими работниками. Когда дым несколько рассеялся и караван двинулся дальше, на асфальте оставался лежать только один человек - олимпийский чемпион в групповой гонке испанец Самуэль Санчес. Главный конкурент Меньшова в борьбе за место на пьедестале на Елисейских полях. Падение вблизи - очень неприятное зрелище...

В какой-то момент по "Радио "Тур" передали довольно неприятное для отрыва известие - от основной группы откололся чемпион "Большой петли"-2008 Карлос Састре со своим товарищем по команде Игнатасом Коноваловасом. Састре явно решил пойти на последнем горном этапе в последний и решительный бой, и впереди все четко понимали - если Састре "догребет" до лидерской группы, то отрыв будет обречен. Слишком близко находился Карлос от желтой майки лидера, чтобы отпускать опасного соперника в свободное плавание с неявными перспективами. Колобнев с подачи Конышева взялся донести до остальных участников отрыва это пренеприятное известие, и вскоре группа взвинтила темп, а Састре, уже потерявший к тому времени напарника, подвис меж двух огней.

К концу второй горы дня - Коль дю Сулер - группа наконец раскочегарилась. Конышев беззлобно ругался матом на одинокого бойца Састре, из-за которого перспективы отрыва становились сумрачнее. Не будь "фактора Састре", лидирующая группа уже давно отъехала бы на безопасное расстояние и разбиралась бы внутри самой себя.

На подъезде к Турмале, километров за 25, Александра честно предупредили по рации, что заезд на эту и без того страшную гору может превратиться для него в индивидуальную гонку. Нужно было как можно скорее уезжать от попутчиков, толку от которых после 150 км в отрыве было не много. И вскоре Колобнев атаковал, да так здорово, что в течение пары километров с его колеса ссыпалась вся шестерка преследователей. Началась дуэль Колобнева с Турмале.

Конечно, россиянин был обречен. Мы с Конышевым знали, насколько близко к нему сзади подобрались Контадор, Шлек, Меньшов и остальная злющая компания. Но Колобнев не заслуживал в тот момент правды, и Конышев вел его так, как будто у Александра еще есть большой запас. Поэтому его "убийство" в горе фаворитами было безболезненным.

Мы этого, к счастью, уже не видели. Жюри оттеснило нашу машину на обочину, и мы едва успели выскочить из нее, чтобы увидеть маленький кусочек эпической битвы Контадора и Шлека. Желтая майка промелькнула мимо нас в отчаянной попытке сбросить с колеса Шлека, чье искаженное лицо говорило о многом. Совсем недалеко, в нескольких секундах позади, мимо нас промелькнули и Меньшов с капитаном "Катюши" Хоакином Родригесом. Последнему суждено будет финишировать вслед за двумя главными фаворитами.

Потом мы еще долго стояли на обочине, дожидаясь выживавших на жестокой горе Макьюэна и Плюшкина, получая информацию о ходе битвы за желтую майку лишь урывками. На финиш почти целиком погруженной в туман горы мы прибыли уже тогда, когда все кончилось. Шлек принимал робкие поздравления с победой на этапе, которая фактически обернулась поражением на "Туре" в целом. Краем глаза мы успели увидеть, как награждали специальным призом "Самому агрессивному гонщику" и Колобнева.

...В момент, когда я дописываю эти строки, этот самый колобневский приз больно упирается мне в бок. Кто-то из механиков "Катюши" сунул нам его с Конышевым в техничку, когда мы ехали мимо. Красный квадрат на подставке - частичка "Тур де Франс", соседство с которым будет всегда жить в моих воспоминаниях.

97-я мужская многодневная велогонка "Тур де Франс". 17-й этап. По - Турмале. 174 км

1. А.Шлек (Люксембург, Saxo Bank ) - 5:03.29. 2. Контадор (Испания, Astana) - время победителя. 3. Родригес (Испания, "КАТЮША") - отставание 1.18. 4. Хеседал ( Канада , Garmin - Transitions) - 1.27. 5. С . Санчес ( Испания , Euskaltel - Euskadi) - 1.40. 6. МЕНЬШОВ (Rabobank) - 1.40… 17. Армстронг ( США , RadioShack) - 4.12… 30. КОЛОБНЕВ - 5.52… 66. ВОРГАНОВ - 15.35… 74. ИВАНОВ - 16.52… 138. БРУТТ - 30.05… 161. Макьюэн (Австралия) - 31.39… 166. Плюшкин (Молдавия, все - "КАТЮША") - 31.46.

Общий зачет. 1. Контадор - 83:32.39. 2. А.Шлек - отставание 0.08. 3. С.Санчес - 3.32. 4. МЕНЬШОВ - 3.53. 5. Ван Ден Брок (Бельгия, Omega Pharma - Lotto) - 5.27. 6. Гесинк (Голландия, Rabobank) - 6.41. 7. Родригес - 7.03… 23. Армстронг - 37.58… 65. КОЛОБНЕВ - 1:53.05… 79. ВОРГАНОВ - 2:24.32… 106. ИВАНОВ - 3:03.58. 107. БРУТТ - 3:04.40… 110. Плюшкин - 3:07.54… 166. Макьюэн - 4:04.05.

Спринтерский зачет. 1. Хусховд (Норвегия, Cervelo) - 191 очко. 2. Петакки (Италия, Lampre) - 187. 3. Кавендиш (Великобритания, HTC - Columbia) - 162… 5. Макьюэн - 138.

Горный король. 1. Шарто (Франция, Bbox Bouygues) - 143. 2. Моро (Франция, Caisse d'Epargne) - 128. 3. А.Шлек - 116. 4. Контадор - 112.

Молодой гонщик. 1. А.Шлек - 83:32.47.