Газета Спорт-Экспресс № 124 (5297) от 8 июня 2010 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1
ФУТБОЛ
Авраам ГРАНТ: "БУДУ СМОТРЕТЬ ЧЕМПИОНАТ МИРА - И СКУЧАТЬ ПО ВАШЕЙ СБОРНОЙ"
Окончание. Начало - стр. 1
ЧЕМПИОНАТ МИРА В РОССИИ? ХОРОШАЯ ИДЕЯ
- Чего вы ожидаете от первого мирового первенства на африканском континенте? В частности, с организационной точки зрения?
- С 1994 года ФИФА начала предоставлять чемпионаты мира не только традиционным "футбольным" странам. Я был в Америке 16 лет назад, и мне очень понравилось. То же самое могу сказать и о Корее и Японии-2002. Поэтому идея провести турнир в Африке кажется мне хорошей. Другое дело, готова ЮАР или нет? Это покажет только сам чемпионат. Мне кажется, он получится впечатляющим.
- Если ФИФА предоставит России ЧМ-2018, это будет продолжением упомянутой вами тенденции?
- Да. Традиция отдавать чемпионаты мира только "большим" в футбольном смысле странам с развитой инфраструктурой, может, и неплоха, но не всегда. Идея предоставить России ЧМ-2018, подобно США в 94-м, кажется мне хорошей. Чемпионат мира - лучший турнир на планете, и такие страны заслуживают права его провести.
- Лично вы предпочли бы, чтобы ЧМ-2018 отдали России, Англии, Испании или какой-то другой стране?
- Я живу в Англии… Но не хочу рассуждать о конкретном чемпионате. Скажу лишь, что сама идея проводить такие турниры в странах, которые их еще не принимали, заслуживает одобрения.
- Снизит ли шансы английской заявки скандал вокруг заявлений лорда Трисмана?
- Не думаю. Если один человек ошибся, это вряд ли может отразиться на перспективах всей заявки. Англия - страна с великими футбольными традициями, которые явно перекрывают эффект от этой истории.
- Полагаете, Англия по-прежнему фаворит гонки?
- Я тренер, а не член исполкома ФИФА. (Смеется.)
ФАВОРИТОМ ВИЖУ БРАЗИЛИЮ. НО НЕ ЯВНЫМ
- Слуцкий считает Лигу чемпионов более значимым в плане развития футбола турниром, чем чемпионат мира. Вы согласны?
- Мне кажется, их нельзя сравнивать. Да, Лига чемпионов впечатляет. Но, во-первых, она проводится каждый год, что уже делает мировое первенство более долгожданным. А во-вторых, клубный футбол в любом случае вызывает меньшее кипение страстей, чем футбол сборных. Я был главным тренером сборной Израиля и знаю, что за ощущение, когда за тобой вся страна.
Мне кажется, за чемпионатами мира кроется более великая идея, чем за Лигой чемпионов. Я ездил на мировые первенства начиная с 1982 года и особенно люблю, как ни странно, групповой турнир. Такое многоцветье болельщиков из разных стран, представляющих совершенно не похожие культуры!
С точки зрения перспектив развития игры Леонид прав. Но футбол - больше чем игра. Это и страсть миллионов. И нет турнира, где эту страсть можно почувствовать сильнее, чем на чемпионате мира.
- На этом чемпионате будет прохладнее, чем обычно. Это повлияет на зрелищность и качество игры?
- Полагаю, да. Сейчас сезоны в футболе очень долгие и изматывающие. Это, кстати, одна из главных причин нынешней череды травм больших игроков. А если к этому добавляется еще и жара… Я на чемпионатах мира не раз ловил себя на ощущении, что даже ходить по улице невозможно! Игрокам же каждые три-четыре дня надо выходить на поле и показывать свой лучший футбол. Прохлада в ЮАР повлияет на игру положительно - никаких сомнений.
- Еще ни разу в истории европейская сборная не выигрывала первенство мира за пределами Европы. Традиция прервется?
- Трудно сказать, почему так происходило. Но, мне кажется, на этом чемпионате нет фаворитов. Ни Бразилия, ни Аргентина, ни кто-либо другой не доминирует, как прежде, и успех целого ряда команд нельзя будет рассматривать как сенсацию. Я по привычке считаю главным фаворитом Бразилию, но уверенности в ее успехе нет. Жду сюрпризов от африканцев, многие из которых выступают в Европе и имеют достаточно опыта.
В такой ситуации колоссальная ответственность ложится на плечи лидеров, выдающихся игроков. Чемпионат мира - турнир, где нет права на осечку. Каждая может привести к фатальному исходу.
ИСПАНИЯ СТАЛА ЕЩЕ СИЛЬНЕЕ
- Говорит ли решение не брать в ЮАР Роналдинью и Пату о том, что Дунга пошел тем же путем, что и Паррейра в 94-м? Тогда в бразильской команде было семь-восемь "рабочих лошадок" со звездами в лице Ромарио, Бебето и Раи. Теперь те же роли, видимо, у Кака, Робинью и Луиса Фабиану.
- Мне не хотелось бы так думать. Футбол изменился, и выиграть в таком стиле чемпионат бразильцам будет очень непросто. Теперь и "рабочие лошадки" должны знать, как отдавать голевые передачи и забивать мячи. Что же касается Роналдинью и Пату, то это решение Дунги. Лично я люблю классных футболистов, и чем больше их у меня, тем лучше.
- На месте Дунги взяли бы их?
- Я не на месте Дунги. Но убежден: для совершенствования футбола надо отталкиваться именно от творческих, созидающих игроков. Без футболистов "трудового" плана невозможно выиграть матч, но решающий вклад в победу в конечном счете вносят творцы.
- Еще одним претендентом на золото считают испанцев. На ваш взгляд, после победы на Euro они столь же "голодны" до успехов, как два года назад?
- Им надо быть "голодными"! Иначе столкнутся с серьезными проблемами. В Австрии и Швейцарии они завоевали первый титул за много лет. И он, наоборот, должен стать стимулом для выигрыша новых. Испанцам надо решить для себя - войдут ли они теперь надолго в список сборных, которым сулят победу, или это одноразовый успех, который сделает их счастливыми навсегда.
Однако на сегодняшний день Испания, возможно, обладает наиболее сбалансированной командой на турнире. Ни одно из ее звеньев не выглядит посредственным.
- Многое ли, на ваш взгляд, Висенте Дель Боске изменил по сравнению с Луисом Арагонесом?
- Скажу, во-первых, что очень люблю Дель Боске. Он великий тренер, его "Реал" показывал футбол, который можно представить только в мечтах. Мне известно, что такое получить команду после того, как она добилась больших побед. Он справился с этой задачей отлично, оставив все хорошее и внеся кое-что свое. Футбол испанцев стал еще более техничным и сбалансированным. Мне кажется, нынешняя команда даже сильнее той, что блестяще победила на первенстве Европы. Защищается она, скажем, надежнее.
- Многие считают, что в 2006 году итальянцев здорово мотивировал коррупционный скандал в кальчо и команда Марчелло Липпи играла еще и против позора своей нации. Сейчас у кого-то есть стимулы подобного масштаба?
- На подобные реплики всегда отвечаю следующее: получается, если бы не коррупция, у сборной Италии не было бы достаточной мотивации, чтобы стать чемпионом мира? (Смеется.) Психология вообще очень интересная штука. Особенно когда дело доходит до объяснения побед и поражений.
Представьте, что Италия плохо сыграла бы на ЧМ-2006. Какое объяснение этому нашли бы люди? Конечно, из-за коррупционного скандала - все мысли игроков были об этом! Одним и тем же с одинаковым успехом можно объяснить как выдающуюся победу, так и фиаско. На деле Италия хотела выиграть мировое первенство вне зависимости от того, что там произошло.
НЕ ДУМАЮ, ЧТО КАПЕЛЛО БЫЛ БЫ РАД МОИМ СОВЕТАМ В ПРЕССЕ
- Вы-то сами за кого будете болеть - только за футболистов, с которыми работали, или за какую-то сборную?
- За игроков - конечно. В то же время я давно работаю в Англии, и мне хочется, чтобы англичане победили. Но я стану поддерживать любую команду, которая будет играть в хороший футбол.
- Фабио Капелло что-то радикально изменил в сборной Англии?
- Она стала очень организованной. А для английской команды это очень важно. Они знают, чего хотят, и защищаются лучше - именно коллективно. Посмотрим, к чему это приведет.
- Тео Уолкотт, недавно из команды "отцепленный", признался мне, что все игроки сборной Капелло не только уважают, но и боятся.
- На мой взгляд, бояться тренера неправильно. Ведь тогда ты будешь бояться и сделать что-то на поле. Это было в порядке вещей десять лет назад, но сегодня тренера нужно только уважать. Обязательно уважать, потому что он выбирает состав, тактику, стиль игры, и от него зависит очень многое. Но в страх как метод воздействия на футболистов я не верю.
- Как относитесь к решению Капелло лишить вашего бывшего подопечного по "Челси" Джона Терри капитанской повязки после известного секс-скандала?
- Не хочу обсуждать решения Капелло. Скажу лишь, что Терри - великий лидер и прекрасный капитан. В то же время мне не было бы приятно читать интервью, в котором Капелло советовал бы мне делать то-то и то-то. Потому и я не собираюсь давать ему советы. Тем более что периодически мы общаемся, и все, что считаю нужным, могу сказать ему очно.
- Может эта история повлиять на атмосферу в команде?
- Не думаю. В конце концов, они собрались для того, чтобы играть в футбол и защищать честь сборной не где-нибудь, а на чемпионате мира. В такие моменты надо забывать обо всем постороннем.
- Сможет ли Капелло нейтрализовать английскую желтую прессу, которая на таких турнирах просто неистовствует?
- Не думаю, что с желтой прессой надо бороться. Она делает свое дело, сборная - свое.
- Немецкие журналисты раздули скандал из эпизода в финале Кубка Англии, когда удар вашего игрока Боатенга привел к травме Баллака. Кое-кто считает, что ганец таким образом умышленно ослабил соперников по группе - немцев.
- Если бы Боатенг был способен думать о таких вещах, он был бы великим мыслителем... (Невесело смеется.) Конечно, ничего подобного не было и быть не могло. Боатенг - вообще неагрессивный игрок. Сказалось то, что поле "Уэмбли" было неважным, и он, пытаясь отобрать мяч, поскользнулся. Это усилило удар. Я разговаривал с ним, и он был очень опечален тем, что сделал. Говорил я и с Баллаком. Да, так бить соперника, как Боатенг, плохо. Но обвинить его в том, что это было намеренно, - все равно, что упрекнуть в умышленности не забитого им в том же матче пенальти.
- Доводилось читать, что к серии пенальти в финале Лиги чемпионов-2007/08 против "МЮ" вы готовились по науке - и дали игрокам четкие указания, в какие углы бить. На чемпионате мира тренеры столь же тщательно подойдут к возможным сериям 11-метровых?
- Человек, который тогда мне помогал, - известнейший профессор школы бизнеса. Тут надо понимать, что под огромным давлением в таких ситуациях игрок может поступить иначе. Но нужно, чтобы он знал, как предпочитает действовать голкипер.
- Верно ли, что единственным сознательным "нарушителем конвенции" стал Анелька, а Терри просто поскользнулся?
- Анелька - отличный игрок и человек, но у него есть проблема: он иногда ищет оправдания и сомневается в себе. Подходя к 11-метровой отметке, ты должен мыслить позитивно. Николя же думал о том, что, может, провел недостаточно времени на поле, чтобы быть в идеальном состоянии для пробития пенальти. Этот подход ему, полагаю, нужно изменить.
ДВА С ПОЛОВИНОЙ ЧАСА С МАРАДОНОЙ
- ЧМ-2006 получился очень незрелищным. Два года спустя первенство Европы - куда более привлекательным. Какая тенденция, по-вашему, возобладает сейчас?
- Перед нынешним турниром у меня странные ощущения. Раньше я на 80-90 процентов мог предсказать, что будет на чемпионате мира. Теперь - нет. Но помню, каким пугалом для всех стал ужасный футбол на ЧМ-90 в Италии. Парадоксально, но это пошло на пользу игре: всем стало ясно, какой плохой она может быть, и никто не хотел повторения. Но сейчас в чемпионате примет участие столько классных игроков, что такое развитие событий не кажется мне возможным.
- Однако многие из этих игроков травмированы, и список пополняется каждый день. Не говорит ли это о том, что медицинская работа как в сборных, так и в клубах оставляет желать лучшего?
- Сегодня в футболе медицина играет очень заметную роль. Важно, чтобы она больше, чем прежде, строилась на науке. Требования игры в этом смысле все жестче. Во-первых, игроки за сезон проводят больше матчей, во-вторых, интенсивность самого футбола несравнима с прежней. Большие мастера выходят на поле раз в три дня - как в НБА! Но в НБА у тебя гораздо больше возможностей давать игрокам отдохнуть.
Недавно я разговаривал на эту тему с Алексом Фергюсоном. Он считает, что наибольший прогресс должен произойти в той части тренировочного процесса, которая касается физподготовки. Тренер должен обладать полным пониманием того, в каких дозах футболистам необходимо получать тренировочные нагрузки, как регулировать их в зависимости от игровых. Если этого не будет, травм в ближайшие сезоны окажется еще больше, чем сейчас.
- Наиболее ярким составом в линии атаки может похвастать сборная Аргентины. Но не кажется ли вам, что если команда Диего Марадоны победит, это дискредитирует роль тренеров как таковых?
- Один из важнейших пунктов моей философии: я никогда не беру примеров с победителей только потому, что они - победители. Разные команды выигрывают по совершенно разным причинам. И не думаю, что в случае победы Марадоны кто-то скажет, что мы должны у Марадоны учиться. Во-первых, если так рассуждать, надо быть таким игроком, как Диего. Далее, мы должны пить, как он. Курить, как он. И так далее. Вплоть до того, чтобы стрелять в журналистов, как он! (Смеется.) Вот в вас хотя бы.
Нет, он уникален! А у Аргентины множество талантов, к тому же блистающих в Европе, что очень важно. Успех Марадоны во многом зависит от профессионализма людей, которые будут ему помогать. Иначе слишком многое ляжет на плечи самих игроков. Трудно предсказать, что будет с Аргентиной на этом чемпионате.
- По-вашему, Марадона умеет вдохновлять игроков на смертный бой?
- Когда я работал в "Челси", он приехал ко мне, и мы два с половиной часа разговаривали в моем офисе. Марадона был очень весел и дружелюбен. Но чтобы судить о нем как о тренере, мне нужно было бы увидеть его тренировки. А я не видел.
- Марадона не взял в Южную Африку Камбьяссо и Дзанетти, многих известных игроков "отцепили" и другие тренеры. Чем объясняете эту эпидемию?
- Если говорить о Роналдинью и Пату, есть вопрос: сильнее ли те люди, которые их заменят? Но возьмем, к примеру, Насри и Бензема. Они хорошие игроки, но никому не придет в голову утверждать, что Бензема сильнее, допустим, Анелька. Дзанетти и Камбьяссо, безусловно, достойны играть в сборной Аргентины - и не только потому, что здорово провели сезон, но и в целом из-за опыта и отношения к игре. Не знаю, кто выйдет вместо них. Поглядим.
ОТЕЦ УЧИЛ НЕ ОГЛЯДЫВАТЬСЯ
- Если бы вам предложили выбрать из участников ЧМ-2010 одну команду - возможную сенсацию, кого бы назвали?
- Если Испания выиграет чемпионат мира, это можно назвать сенсацией?
- По-моему, нет.
- Но ведь раньше ее ни разу не было даже в финалах! В общем, все в мире относительно - в том числе и сенсации. У испанцев сейчас очень хороший шанс. Что же касается команд меньшего масштаба… Если все будут здоровы, на сенсацию способен Кот-д'Ивуар. Мне нравится, как работает главный тренер сборной США - команда выглядит очень организованно.
- Возможна ли сенсация такого масштаба, как та, что сотворил ваш обанкротившийся "Портсмут", выйдя в финал Кубка Англии?
- Для этого нужен такой менеджмент и такие владельцы, как в "Портсмуте". (Улыбается.) Это был первый клуб в моей карьере, где не было ни владельца, ни совета директоров (после банкротства в середине сезона клуб перешел во внешнее управление. - Прим. И.Р.). На самом деле история "Портсмута", с которым мы прошли пять матчей до "Уэмбли", уникальна. Жаль только, что в финале против "Челси" мы при счете 0:0 не реализовали пенальти. Да, мы могли проиграть 0:4, и все сочли бы это естественным. Но от этого наше разочарование не стало меньшим. И любой сборной выиграть чемпионат мира будет легче, чем "Портсмуту" - Кубок Англии.
- Доводилось читать, что игрокам "Портсмута" приходилось на свои деньги арендовать самолет, чтобы возвращаться с выездов не на автобусе. Это правда?
- Да. И персоналу команды платили тоже игроки! Этого я не забуду до конца жизни. В этом невероятном сезоне мы были близки и к полной катастрофе (видимо, Грант имеет в виду расформирование по ходу сезона. - Прим. И.Р.), и к феноменальному триумфу. Как к команде относились болельщики - особая история. И в России, и в других странах было много случаев, когда при неудачах фаны поворачивались к команде спиной. Здесь они остались с "Портсмутом" до конца. Конечно, "Портсмут" - это пример того, как нельзя управлять клубом. Но с болельщиков и игроков надо брать пример.
- Ровно на следующий день после подписания вашего контракта с "Вест Хэмом" стало известно, что освободилось место во главе "Ливерпуля". Не пожалели, что поторопились?
- Если оглянуться, есть много вещей, которыми я могу гордиться и о которых могу жалеть. Но отец учил меня никогда не оглядываться. И я этого не делаю. Очень рад, что возглавил команду с большим потенциалом. Пусть сейчас цель ее владельцев - сохранение прописки в премьер-лиге, в будущем мы надеемся построить нечто гораздо большее. Я работал в команде, которая впервые в своей истории играла в финале Лиги чемпионов, я работал с "Портсмутом". Теперь - новый вызов, и это прекрасно. Всякий раз ты оказываешься в разных ситуациях, и из любой должен уметь выйти с честью. Футбол для меня ценен тем, что каждый поворот в нем связан не только с игрой, но и с жизнью.
- И чемпионат мира?
- Бесспорно.
Игорь РАБИНЕР