Газета Спорт-Экспресс № 39 (5212) от 24 февраля 2010 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 2
VANCOUVER -2010
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
ЧЕРЕЗ БОЛЬ
В понедельник чемпионы мира в танцах на льду Оксана Домнина и Максим Шабалин завоевали в Ванкувере бронзовые медали. Эти награды дались им неимоверной ценой: на протяжении двух лет Шабалин тренировался и выступал с тяжелейшей травмой колена.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ |
из Ванкувера |
Двукратный олимпийский чемпион Евгений Платов оценил выступление российского дуэта очень высоко:
- Максим и Оксана показали гораздо более чистое и мощное катание, чем было у них на чемпионате Европы в январе. На сегодняшний день это их лучший результат и, думаю, они сами прекрасно понимают, что сделали все, что могли. Если бы не травма, если бы ребята имели возможность нормально подготовиться, был бы другой разговор. Они наверняка могли бы бороться за серебро. За золото? Не думаю. Соперничать с канадцами на сегодняшний день невозможно. Единственная надежда на то, что они закончат кататься. Все-таки у партнерши было слишком много травм. Пока же это тот максимум, который вообще возможен в танцах. И догнать будет очень сложно.
- В какую сторону, на ваш взгляд, движется развитие танцев?
- В сторону искусства и балета. То, что показали в Ванкувере чемпионы - Тесса Вирту и Скотт Моир - это уровень Майи Плисецкой и Михаила Барышникова в балете. Другое дело, что далеко не все фигуристы рождаются столь талантливыми.
В микст-зоне после проката одна из журналисток спросила Оксану, не жалеют ли они с партнером о том, что два года назад ушли к Наталье Линичук от прежнего тренера Алексея Горшкова. "Нет, - ответила фигуристка. - Все-таки у Линичук мы стали чемпионами мира, бронзовыми призерами Игр. Хотя... уходили мы, конечно же, не за этим..."
В Ванкувере танцоры сделали все, на что были способны. Возможно, даже больше. После выступления Домнина честно пыталась улыбаться:
- Наш тренер сказала: "Я бы дала ребятам за Олимпиаду не медали, а ордена". В первую очередь давать орден нужно Максиму. За преодоление. За мужество. За четверное терпение. Наверное, нет таких слов, которыми можно описать то, что он перенес.
- Когда вы поняли, что выше бронзы вам не подняться?
- Когда увидели оценки за произвольный танец. До этого все же верили в лучшее. Надежда, как известно, умирает последней.
- Не хочу сейчас говорить о своей травме, - пресек Шабалин вопрос на эту тему. - Хочу немного передохнуть. Было тяжело. Хотите знать, чувствовал ли я боль? Я чувствую ее на протяжении двух лет. И обезболивающие средства принимал не только на соревнованиях, а постоянно.
- Вы ожидали, что уже в оригинальном танце соперники так далеко уйдут вперед?
- Если честно, нет. Мы рассчитывали, что сумеем оторваться после обязательного танца, обеспечить себе запас, но не получилось. А после второго вида программы окончательно все поняли.
- Видели, как выступали канадцы и американцы?
- Нет. Мы никогда не смотрим чужие выступления до старта, не знаем оценок. Сами выходили на лед с мыслью, что должны кататься, как в последний раз. Так и откатались. Я старался фокусироваться на программе, старался отгонять мысли о том, что так долго шел к этим Играм, так много работал, оттачивая ребра, позиции, так долго терпел...
- А что чувствуете сейчас?
- Жуткую усталость. Опустошение.
- Бронза хоть чуть-чуть радует?
- Конечно. Если бы не было вообще никакой медали, не знаю, что со мной было бы. Наверное нужно просто пережить все, что случилось, прежде чем придут по-настоящему позитивные чувства.
- Сезон для вас с Оксаной закончен?
- Мы не обсуждали это, но, скорее всего, да.
О турнире танцоров - стр. 8