Газета Спорт-Экспресс № 32 (4909) от 17 февраля 2009 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

18 февраля 2009

18 февраля 2009 | Биатлон

БИАТЛОН

ЧЕМПИОНАТ МИРА

ЗАЧЕМ БЬОРНДАЛЕН ПРИХОДИЛ К ЧУДОВУ?

Ночью после воскресной гонки преследования на этаж российской сборной в отеле Green Pia поднимался пятикратный олимпийский чемпион и победитель скандальной гонки Оле Эйнар Бьорндален. Чтобы поговорить с Максимом Чудовым, занявшим второе место.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Пьонгчанга

Интервью с трехкратным чемпионом мира и вице-чемпионом воскресной гонки преследования Максимом Чудовым откладывалось несколько раз. Сначала - из-за того, что вчера мужская команда отправилась на тренировку позже, чем предполагалось. Когда я заглянула в отель во второй раз, Максима снова не оказалось в комнате - он отправился на массаж. Но когда я заглянула в комнату врачей, чтобы передоговориться на более поздний срок, лежащий на массажном столе Чудов вдруг сказал: "А давайте прямо сейчас и поговорим. Шевелиться я не могу, а вот разговаривать - вполне".

-Для вас, естественно, не новость, что весь мир до сих пор обсуждает перипетии воскресной гонки. Расскажите как очевидец: что происходило на том злополучном мостике на самом деле?

- Трасса была размечена совершенно нормально. Мост, на который в итоге побежали многие атлеты, был перекрыт двумя фишками-пирамидками. Или тремя - точно не помню. Но то, что он перекрыт и нужно объезжать его стороной, было очевидно. Именно по такой трассе мы бежали в прошлом году - стадион-то уже знакомый. Поэтому я вообще не понимаю возмущений на тему, что кто-то не знал, как именно бежать.

В эстафетной гонке маршрут первого круга тоже отличается от прочих. Это делается специально, чтобы избежать столкновений, падений, поломок и прочих проблем, которые случаются, если одновременно много гонщиков находятся в одной точке дистанции. Другими словами, чтобы обезопасить атлетов. Вот и в Пьонгчанге было сделано то же самое. К тому же перед каждой гонкой организаторы информируют тренеров команд обо всех деталях трассы. А те, в свою очередь, обязаны довести эту информацию до спортсменов.

-Что творилось у вас в голове после финиша - пока шло разбирательство?

- Когда ко мне неожиданно подошли представители IBU и стали интересоваться в подробностях, как именно я прошел дистанцию, я сначала даже не понял, с чем связан этот вопрос. Тем не менее дал полный расклад по своим действиям на дистанции. Уже потом узнал, что несколько человек прошли дистанцию, переступив через фишки. В таких ситуациях, как мне кажется, нужно четко следовать правилам: если человек их нарушил, он должен нести наказание. Отклонение от круга - это, безусловно, нарушение.

-С вашей точки зрения, речь идет о незначительном нарушении правил или же о том, что Оле Эйнар Бьорндален все-таки получил определенное преимущество?

- Я не буду дискутировать на тему преимущества. Скажу следующее: Бьорндален допустил ошибку - отклонился от намеченной трассы. Вот и все. Это и называется неправильным прохождением дистанции.

-Это правда, что вы действительно подумываете о том, чтобы не выйти на награждение?

- По этому поводу мне уже звонили тренеры - тоже спрашивали, правда ли это. Могу сказать одно: я хочу остаться выше всех склок и скандалов. Обязательно выйду на церемонию и встану на вторую ступень - ту самую, право на которую завоевал в гонке. Но это совершенно не мешает мне сейчас говорить о том, что некоторыми атлетами допущена очевидная и зафиксированная видеосъемкой ошибка. Мне бы искренне хотелось разобраться в том, почему последовало такое решение.

-В вашей карьере случалось, что кого-то снимали с гонки за аналогичные действия?

- Навскидку могу вспомнить чемпионат мира в Остерсунде, когда кто-то из девушек ошибся на дистанции. Там действительно была невнятно сделана разметка, соответственно, спортсменке просто добавили к результату дополнительное время за то, что она точно так же, как Бьорндален, перескочила через пирамидки. Бывали другие ситуации - как, например, с Дмитрием Ярошенко, который расстрелял чужую установку. Заметьте, что он никому при этом не помешал. Тем не менее ему добавили две минуты, и человек потерял шансы попасть в призеры, хотя реально мог это сделать.

Я и сам однажды по чужой мишени все патроны расстрелял. Это случилось на одном из этапов Кубка мира - в Поклюке, когда мы бок о бок бежали с Бьорндаленом по дистанции. Но он отстрелял на рубеже нормально, а я выстрелил по чужой установке. Отмотал свои пять кругов, потому что действительно ошибся. Хотя по теперешней логике мог бы продолжать бежать по трассе.

Мне непонятно другое: на каком основании мы вообще считаем, что кому-то ошибки могут быть прощены? Если уж наломал дров, скажи честно: да, ошибся. Признай это. А так, чтобы демонстративно бросать вещи на землю и уходить с глаз долой... Некрасиво это. Даже по отношению к тем, кто стоит на трибунах.

-Вы удивились ночному визиту Бьорндалена?

- Нет. В принципе он правильно сделал, что пришел. Мы долго разговаривали, полтора часа. Но пересказывать наш разговор я не стану. Без комментариев, как говорится.

-Мне кажется, что возникшая ситуация на самом деле не касается ни вас, ни его. Вы оба честно сделали свою работу, и не дело спортсменов вмешиваться в разбирательства жюри соревнований или апелляционной комиссии.

- Ну, раз он пришел поговорить, то, наверное, у него были на то причины, так?

-Ваше отношение к Бьорндалену эта ситуация изменила?

- Нет. Как и к другим атлетам, которые сделали такую же ошибку. Это действительно не наше дело - искать правду. Пусть этим занимаются руководители команд. Но исходить они должны, как мне кажется, из того, что есть правила, которые надо соблюдать. Допустим, я тоже захочу в какой-то из гонок сделать то же самое, что сделал норвежец в гонке преследования. Как вы думаете, что за этим последует? Да меня тут же снимут без разговоров и объяснений!

-Что вас расстраивает в большей степени - то, что лишились золота, или сам факт отношения к российской сборной?

- Если честно, я вообще не думаю о золотой медали. Мне своя, честно заработанная, гораздо дороже. Да, я понимаю: Бьорндален - великий атлет, пятикратный олимпийский чемпион. Но обидно, что кого-то наказывают, а кому-то прощают.

Окончание - стр. 5