Газета Спорт-Экспресс № 241 (4821) от 23 октября 2008 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

23 октября 2008

23 октября 2008 | Хоккей - КХЛ

ХОККЕЙ

КХЛ

"ДИНАМО" Минск

ВЫЕЗДНАЯ МОДЕЛЬ с Андреем КУЗНЕЦОВЫМ

В ближайшие два дня "СЭ" в авторской рубрике познакомит читателей с клубами, которые были хорошо известны нашим болельщикам во времена чемпионата СССР - новичками КХЛ минским и рижским "Динамо". Для этого наши корреспонденты побывали в Минске и Риге. Сегодня - рассказ о команде из Белоруссии, главном на данный момент неудачнике лиги.

ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Летом при взгляде на трех зарубежных участников КХЛ наиболее радужными выглядели перспективы именно минского "Динамо". Вроде бы и Белоруссия - вторая по силе хоккейная держава на постсоветском пространстве, и клуб - государственный проект, и отношение к "шайбе" в республике серьезное. Сам президент Лукашенко регулярно в ледовых дворцах тренируется.

Со старта чемпионата не прошло и двух месяцев, а минская команда уже осела на последней строчке турнирной таблицы. Показатели забитых и пропущенных голов у нее также абсолютно худшие в лиге. В отставку кураторы "Динамо" успели отправить не только главного тренера Джима Хьюза, но и приглашенных летом менеджеров во главе с гендиректором Владимиром Гончаровым. Поднимать престиж национального хоккея призван российский тренер Василий Спиридонов.

КОНФЛИКТЫ ВОКРУГ "ДИНАМО"

Идея участвовать в чемпионате России у белорусских клубов зрела давно. Они были готовы даже заявиться в нашу высшую лигу. Единственным препятствием был регламент турнира. Казахстанские команды играют в нем вне конкурса, но для западных соседей отсутствие перспектив выхода в суперлигу было неприемлемо.

С возникновением КХЛ проблема умерла. Появилась новая. Вокруг вопроса, кто будет представителем страны в новой лиге, было сломано немало копий. Группа "тузов" белорусского хоккея предлагала создать объединенный клуб на базе минских "Динамо", "Юности" и "Керамина". Однако председатель ФХРБ, глава МВД республики Владимир Наумов был другого мнения. Сильнейший клуб государства он планировал создать с нуля - его идея в конце концов и победила. Главными козырями функционера, которого за глаза иначе как "генерал" не называют, стали хорошие отношения со спонсорами. "Административный ресурс" помог обеспечить огромное по национальным меркам финансирование - 20 миллионов долларов. Работники "Динамо" рассказывают, что госбюджет не вложил в клуб ни копейки - раскошелились промышленные гиганты. Главным спонсором проекта стал крупнейший в Белоруссии завод по производству калийных удобрений.

На сайте ФХРБ летом было проведено голосование болельщиков, которые решили, что представитель страны в КХЛ должен называться "Динамо". Однако недоброжелателей в республике у команды много. Один из самых авторитетных - патриарх тренерского цеха Белоруссии Михаил Захаров, создатель и наставник минской "Юности". Злые языки, правда, утверждают, что он ревнует - из-за несбывшейся мечты самому стать главным тренером бело-голубых. Болельщики "Юности" на матчи КХЛ не ходят. Не посещает игры "Динамо" и влюбленный в хоккей президент страны. Хотя на маленьком закрытом катке, расположенном возле домашней арены клуба, шайбу "батька" гоняет три раза в неделю.

У ХЭНЛОНА С МИНСКОМ НЕ СЛОЖИЛОСЬ ИЗ-ЗА ФИНЛЯНДИИ, У ГАРДНЕРА - ИЗ-ЗА АЛКОГОЛИЗМА

Перед сезоном тренера для "Динамо" кураторы искали на заокеанском рынке. "Все кандидаты были из США и Канады", - рассказывал бывший гендиректор Гончаров, который сейчас работает представителем минчан в КХЛ. Самой желанной фигурой, естественно, был лучший наставник в истории белорусской сборной Глен Хэнлон. Он, однако, предпочел подписать контракт с финским "Йокеритом". Поработать с "Динамо" очень хотел и нынешний рулевой "Авангарда" Уэйн Флеминг. Работники клуба рассказывают, что канадец сам звонил в Минск, говорил о своем высоком профессиональном уровне. Уверял, что в первом же сезоне сможет войти с командой в десятку лучших в КХЛ.

"Главным" в итоге назначили Пола Гарднера, экс-наставника "Локомотива". Однако этот специалист продержался в команде всего пару недель. Причиной его увольнения стал тот же недуг, из-за которого у американца не сложилось в Ярославле - чрезмерная увлеченность спиртными напитками. Последней каплей, после чего у руководства минчан лопнуло терпение, стал, по некоторой информации, инцидент в командном автобусе. Когда Гарднер, уже несколько месяцев пребывавший в состоянии, говоря простым языком, "запоя", упал с переднего сиденья на пол и не мог подняться без посторонней помощи.

- История про автобус - выдумки, - отрицает Гончаров. - Хотя не буду скрывать, что к расставанию, скажем так, привели именно проблемы бытового и медицинского плана. К тому же тренер жаловался, что хоккеисты не понимают его концепцию игры. Порекомендовал же Пола его соотечественник Хэнлон. Нас подкупило, что о профессиональных качествах американца высоко отзывались во всех его бывших клубах.

-Неужели в Ярославле вам не рассказали о "бытовых и медицинских проблемах", которыми вы тактично обозначаете пристрастие Гарднера к алкоголю?

- Рассказали. Но мы узнали, что с этой проблемой поможет справиться супруга тренера. Она не только работает его агентом, но и удерживает мужа от срывов. На переговорах мы ставили условие, чтобы жена Пола тоже перебиралась в Минск. Они вдвоем заверили руководство, что все будет в порядке.

-А что случилось потом?

- Проводить первый сбор в Минске Гарднер приехал один, а супругу ждал только к августу. (По моей информации, жена американца осталась за океаном из-за тяжелой болезни, которую тренер сильно переживал. Поэтому его срыв все же нельзя объяснять лишь патологической страстью к спиртному. - Прим.А.К.). Проблемы начались тут же. Из-за плохого, скажем так, самочувствия Пол не сумел провести несколько утренних тренировок. Логично, что мы пришли к выводу, что не можем больше продолжать сотрудничество. Расстались добрыми друзьями, устроили прощальный ужин, который, кстати, прошел без спиртного. Уже из Америки недавно получили письмо, в нем Гарднер рассказал о курсе медицинской реабилитации, который помог ему выйти из кризиса.

ЛЮБОВЬ К АМЕРИКАНЦАМ

Генерал Наумов, как рассказывают в Минске, на работу ходит только пешком, без всякой охраны. В прошлом сезоне на матчи "Динамо" в белорусском первенстве он тоже приходил, словно рядовой болельщик: покупал в кассе билет, садился на трибуне, запрещал диктору объявлять о своем присутствии на арене. В КХЛ, правда, ответственности стало побольше - и куратор клуба, словно четвертый тренер, во время домашних матчей стоит у скамейки запасных.

Но есть у председателя ФХРБ и черты, которые не всегда понимают окружающие. Любит он рубить сплеча. "Динамо", например, летом начал строить с нуля в буквальном смысле, уволив всех штатных работников клуба. Из тех, кто трудился в минской команде в прошлом году, остались только бухгалтер и уборщица. Излишнего патриотизма за министром тоже не наблюдается. В хоккейном мире Белоруссии давно известно о мнении Наумова, что заокеанские тренеры только фактом своего гражданства обучены лучше и работают профессиональнее, чем национальные специалисты.

Именно эта любовь к американцам и может объяснить, почему доморощенный тренер возглавил "Динамо" совсем недавно. Другой руководитель, не сумев договориться с Хэнлоном и пережив ЧП с Гарднером, плюнул бы на заокеанские кадры и дал шанс своему. Наумов - не дал. В конце июля команду возглавил бывший хоккеист сборной США с опытом работы в АХЛ Джим Хьюз.

ДВОЙНИК ТРОЦКОГО

Этот тренер очень сильно похож на Троцкого, ближайшего соратника Ленина во времена большевистской революции. Та же высокая шапка черных волос, темные живые глаза - словно с кадров кинохроники сошел. Даже общаясь один на один, говорит зажигательно, резко и красочно - как на митинге. Белорусскому хоккею он в течение трех месяцев обещал мировую революцию в масштабах минского "Динамо".

- Люди должны смотреть не под ноги, а за горизонт. Понимать, что мы строим будущее, растем. Нельзя жить сиюминутными победами и поражениями. Почти каждую ночь я звоню за океан и часами говорю с Куртом Фрэйзером. Он подчеркивает, что построить команду - дело четырех лет. Тренеры и игроки ради блага белорусского хоккея отдают себя без остатка. Мы создадим такую команду, в которую с удовольствием приедут звезды калибра Яшина или Афиногенова. "Динамо" ругают те, кто ничего не понимает в нашем виде спорта. Или те, кто не хочет для клуба миллионной армии болельщиков, борьбы за высокие места в плей-офф и имени, которое будут знать во всем мире.

Такими лозунгами Хьюз пытался разъяснить свою концепцию корреспонденту "СЭ". Со стороны звучало жарко и убедительно. Американец на послематчевых пресс-конференциях КХЛ отчитывал критически настроенных белорусских журналистов. Разъяснял руководству, что поражения от "Спартака" в общем-то предсказуемы - не может, мол, команда возрастом 60 дней побеждать клуб с 60-летней историей. Тренер настолько талантливо подбирал правильные слова, что ему хотелось верить.

Однако реальность была совсем не такой красивой. Хьюз рассказывал, сколько занятий посвящает строгой игре в обороне - а "Динамо" было худшим в КХЛ по пропущенным шайбам. Лозунги о самом эффективном в мире американском стиле атаки звучали на фоне голевого бессилия - команда не забивала по три-четыре матча подряд. А заверения тренера о том, что коллектив крепкий, спаянный и дружный, вообще оказались верхом цинизма.

"Не знаю, зачем нам заокеанский тупой хоккей. Вброс шайбы, бей-беги, играй в тело, забудь про пас, бросай сам, бесись на пятачке. Многие хоккеисты Хьюза просто не понимают. Ну, и внутренние проблемы при нем кое-какие есть", - рассказывал нападающий Ярослав Чуприс. Проблемы - это мягко сказано. В беседах не под диктофон белорусские игроки "Динамо" признавались, что главный тренер спровоцировал в команде самую настоящую войну. В клубе, который должен был стать базовым для национальной сборной, потихоньку оказалось аж восемь хоккеистов с паспортами США и Канады. Они превратились в настоящую касту, у которой было много привилегий, самые высокие зарплаты и минимум спроса на тренировках. Хьюз все проблемы отрицал: "По моему свистку на тренировке все рвутся работать в едином порыве. На матчах каждый без сомнения бросится под шайбу. Американцы, канадцы и "аборигены" даже драться готовы, защищать партнера". После игр, в которых белорусы принципиально не отдавали легионерам простой пас, такие аргументы выглядели просто смешно.

На Троцкого Хьюз был похож не только революционной романтикой, но и революционной жестокостью. Отбросив идею воспитания игроков сборной, он мгновенно избавлялся от тех, кто указывал ему на ошибки. Известный в прошлом белорусский хоккеист Олег Микульчик был исключен из тренерского штаба после спора о принципах формирования состава. "Раз легионеры не работают на тренировках, их нужно отчислять, а не ставить в первые звенья", - по некоторой информации, именно так звучала вызвавшая гнев Хьюза фраза Микульчика. Опытнейшего защитника Красоткина американец отчислил по той же причине - хоккеист возмутился привилегированным положением иностранцев и на раскатке бросил свой упрек в лицо тренеру. Другой ветеран - капитан Игорь Уланов "выжил" потому, что молчал, активно управляя партнерами только во время матчей.

О том, каков был действительный профессиональный уровень заокеанских легионеров, красноречиво говорит такой факт. С назначением Спиридонова канадцы Плэтт, Улмер и Манелюк были отчислены. Судьба остальных висит на волоске.

ТЕМУ КРАСОТКИНА ПОДНИМАТЬ НЕ ХОТЯТ

Отставка Хьюза 14 октября после очередного поражения и первые кадровые решения Спиридонова - водораздел, поворотный рубеж, разделивший жизнь клуба на "до и после".

"До", например, четких задач (кроме подготовки хоккеистов для сборной) перед минчанами не стояло. "Нас словно бросили под танки, все ради подготовки к чемпионату мира", - жаловались в сентябре работники клуба. Теперь к прежним добавилась еще одна цель - выбраться из турнирной ямы и попасть в плей-офф. По некоторой информации, Наумов очень болезненно переживал успехи рижского "Динамо" и "Барыса" на фоне падения своей команды в чемпионате КХЛ. Именно эта ревность и стала главной причиной увольнения Хьюза.

Новому главному к роли "пожарного" не привыкать. "Меня в 1997 году в больницу вызвал Игорь Дмитриев, - рассказывает Спиридонов, в роли хоккеиста бравший золото чемпионата СССР-76 со "Спартаком". - Говорил, что только я могу спасти "Крылышки" от вылета из суперлиги. В одном сезоне я клуб вытащил, во втором - нет. А летом руководство белорусского хоккея доверило мне молодежную сборную. Для подготовки к чемпионату мира, где команда должна была выйти в высший дивизион. Команда участвует в чемпионате на базе бобруйского "Шинника". Нам многие предсказывали, что взрослым мужикам "будем влетать" по 15 - 20 шайб. Однако пацаны заиграли так уверенно, что их, наоборот, уже начали бояться.

-Как вы собираетесь решать новые задачи, поставленные главой федерации?

- Я разобрался в микроклимате внутри команды. С негативом, похоже, покончено. Белорусам сказал, что для меня все хоккеисты равны. Что легионер, по моему мнению, должен быть намного сильнее местных игроков. Пообещал своим ребятам, что пониженных требований к иностранцам - основной причины разлада в коллективе - больше не допущу. Кроме того, по просьбе белорусов вернул в тренерский штаб Микульчика. В Омске команда уже билась.

-Кто-то из североамериканцев останется в "Динамо"?

- Тех, кто категорически меня не устраивал, уже отчислили. Остальные должны проявить свои лидерские качества в ближайших играх. Я вообще сторонник приглашения легионеров из Европы. Посмотрите, как Хосса со Штумпелом тянут Ригу и "Барыс"!

-Красоткина, ставшего жертвой засилья иностранцев, вернуть не хотите?

- Если бы я пришел чуть пораньше, сделал бы все, чтобы оставить Диму. Но сейчас руководство дает мне понять, что поднимать эту тему не стоит.

-После тренировок Хьюза в стиле "бей-беги" много проблем с тактикой?

- Исправлять приходится почти все. Команда запущена. Я хочу вернуть тот стиль, который присущ русскому и советскому хоккею - комбинационный, остроатакующий. Хоккеисты это только приветствуют. Главное сейчас - одержать победу, поверить в себя.

ЛУЧШИЙ ДВОРЕЦ В ЕВРОПЕ БУДЕТ В МИНСКЕ?

Домашняя арена "Динамо" расположена в центре Минска. Ближайшая станция метро - "Немига", рядом - одноименная речка, упомянутая еще в "Слове о полку Игореве". На ней, по свидетельствам летописца, произошло одно из крупнейших в истории Древней Руси сражений с использованием всех видов тяжелого холодного вооружения. Ледовая площадка возведена как раз на месте битвы.

Ледовый дворец клубу не принадлежит. Чем-то напоминает дом тольяттинской "Лады" - одна трибуна, маленькие холлы. Летом ходили разговоры, что команда будет выступать на современной арене в Бобруйске, которую в июне открывал президент страны. Сезон-2008/09, однако, решили сделать переходным. В пригороде Минска заканчивается стройка огромного 15-тысячника, после запуска которого Белоруссия будет претендовать на чемпионат мира-2014. В сентябре будущего года бело-голубые будут выступать на самой большой арене КХЛ.

Грандиозный объект из-за своих круглых очертаний очень похож на римский Колизей. Внутри здания пока нет ни лестниц, ни перегородок, трибуны в переплетении арматуры может увидеть разве что глаз опытного строителя. Руководит работами Том Бейлс, глава компании Bahles Association. Эта фирма в США возводила домашние арены хоккейной "Миннесоты" и баскетбольного "Портленда". "Если строители выполнят все наши планы - дворец будет лучшим в Европе. ИИХФ просто не сможет отказать Белоруссии в праве принять ЧМ", - уверен сам Бейлс.

Поэтому одна из задач, которую Наумов поставил перед Спиридоновым, - привить команде яркую, привлекательную для болельщиков игру. 15-тысячные трибуны, согласитесь, с парой сотен зрителей будут смотреться смешно. Аналитики Минска, правда, утверждают, что заполнить все кресла арены способен только один матч - "Динамо" - "Юность". Команда Михаила Захарова летом, кстати, тоже рвалась в КХЛ.

Интересно, не отобьют ли это желание нынешние мытарства бело-голубых в Континентальной лиге? И как должны выступать подопечные Спиридонова, чтобы вернуть на трибуны болельщиков, которые в "дореволюционные" времена Хьюза не заполняли и половины мест старого трехтысячного дворца?

Минск - Москва