Газета Спорт-Экспресс № 224 (4804) от 3 октября 2008 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

3 октября 2008

3 октября 2008 | Футбол

ФУТБОЛ

Евгений ГИНЕР: "ФУТБОЛОМ ДОЛЖНЫ ВЛАДЕТЬ БИЗНЕСМЕНЫ, А НЕ ГУБЕРНАТОРЫ"

Вчера гостем "СЭ" был президент ПФК ЦСКА, который в течение двух часов отвечал на вопросы журналистов.

НОВЫЕ БРАЗИЛЬЦЫ? ПОЧЕМУ НЕТ?

-В последних шести матчах ЦСКА набрал 16 очков. Вы верите, что вашему клубу удастся возродить чемпионскую интригу?

- У каждой команды, как и у каждого человека, бывают взлеты и падения. Думаю, с прошлого года у нас был не самый удачный период. Сейчас, к счастью, все позади. ЦСКА демонстрирует футбол, который радует и болельщиков, и специалистов. Интрига, думаю, сохранится. Мы намерены бороться за чемпионство, хотя игры остались непростые. К тому же нельзя сбрасывать со счетов другие клубы. Мне, например, очень нравится, как сейчас играет "Зенит".

-Даже если армейцы пройдут остаток чемпионата без потерь, этого недостаточно, чтобы вернуть чемпионский титул. Необходимо еще, чтобы терял очки "Рубин"...

- Мы у себя в клубе не считаем, где и когда могут оступиться "Рубин", "Динамо", "Амкар" или кто-то еще. Думаем только о том, что надо выигрывать самим. Выходить на каждый матч и выкладываться с полной отдачей.

В Хорватии, например, когда играли первый матч Кубка УЕФА с местным клубом, футболисты вышли на поле слегка расслабленными. Думали, возьмут соперника голыми руками. В результате получили гол в свои ворота. После перерыва взялись за дело - и все сразу же встало на свои места. А вспомните вчерашний матч Лиги чемпионов между румынским ЧФР и "Челси". У англичан в подсознании наверняка сидел тот факт, что они встречаются с малоизвестным соперником. В результате - 0:0.

К каждому матчу нужно относиться со всей серьезностью. Сейчас ЦСКА предстоит играть с "Химками", которые борются за выживание и выйдут против нас предельно отмобилизованными. Необходимо будет выложиться на сто процентов: терять очки мы не имеем права. Да все оставшиеся матчи простыми не будут. "Рубин", "Амкар", "Москва", "Динамо" - хорошие команды, каждая постарается дать бой.

-ЦСКА, случалось, испытывал проблемы в поединках с более слабыми соперниками. Удалось излечиться от этой болезни?

- На мой взгляд, чемпионом становится как раз тот, кто удачно выступает против середняков и аутсайдеров.

-В чем же все-таки была причина спада в конце прошлого и начале нынешнего года?

- Если бы мы знали, преодолели бы спад гораздо раньше. Думаю, это просто жизненный период, через который надо было пройти. Сколько он мог продлиться - не знал никто. Чего о нас только не писали! Одни, мол, не хотят играть, а у других не осталось мотивации... На самом деле все было не так.

-Какую роль сыграли в выходе из спада две вещи: объявление о предстоящем уходе из команды Валерия Газзаева и то, что Вагнер Лав фактически остался единственным в составе бразильцем?

- Никакой связи здесь нет. Да и Вагнер у нас не один бразилец.

-Но тот же Рамон давно не появляется на поле.

- Он не играл, поскольку испытывал проблемы с коленом. Специфическая ситуация: оперировать нельзя, поскольку в таком случае он может вообще закончить с футболом. Сейчас Рамон восстанавливается, очень хочет играть и пробиться в основной состав. Да, ЦСКА отпустил Жо и Дуду. Но разве мы могли насильно их удерживать? Я считаю так: если на игрока есть достойное во всех отношениях предложение, чинить препятствия переходу нельзя.

-Намек поняли...

- Я вовсе не имею в виду ситуацию с Аршавиным, если вы о ней. Подобных примеров можно привести множество. Наши клубы не должны быть донорами европейского футбола. Но отпускать людей и освежать команды необходимо. В противном случае никто к нам больше не поедет. Наш чемпионат пока еще не достиг уровня английского, испанского или итальянского.

ЦСКА обязательно пригласит новых футболистов. И вполне возможно, среди них будут и бразильцы. Они по своей сути не могут валять дурака на поле. Футбол - их жизнь.

-Разве к тому же Карвалью у вас не было претензий из-за лишнего веса?

- Претензии у меня есть к себе - килограммов пять-шесть скинуть не помешает. Но есть генетические особенности организма. Мы видели, что Карвалью очень старался привести себя в норму. Придерживался диеты, серьезно занимался. С другой стороны, команда не могла играть вдесятером. Да, Карвалью способен отдать великолепный пас или нанести неотразимый удар и решить судьбу матча. Это была дилемма, и мы решили ее таким образом. Надеюсь, из Бразилии он вернется в хорошем состоянии.

-Следите за ним?

- А как же! Он набрал практически боевой вес, еще не до конца выдерживает конкуренцию, но выходит на замены, а иногда и с начала матчей.

-Вы представляете Карвалью вдвоем с Дзагоевым в стартовом составе ЦСКА?

- Это для тренера главное - представить, как свести на поле всех талантливых игроков, играющих на одной позиции. Помню, по поводу "Челси" недоумевали: как же Джо Коул, Малуда, Роббен - игроки одного амплуа - будут играть вместе? И ничего, тренер разобрался. Это ведь к нему вопрос. Он должен видеть, как на какую игру расставить футболистов, кто должен сыграть сегодня, кто завтра. А конкуренция еще никому не мешала: ротация всегда хороша потому, что серьезному клубу почти весь год приходится играть через три дня на четвертый. Хотя в нашей стране недельных циклов побольше: мы играем летом, когда везде перерыв.

В других странах так не получается, особенно в тех, которые имеют большое представительство в еврокубках и по 20 команд в своих высших дивизионах. Редко кто может сыграть 50 - 55 матчей за сезон на одном уровне. Задача тренера - выяснить, кто лучше на сегодняшний день, кто нужнее в данном матче. Ему в этом помогает научная группа, определяющая лучших в физическом состоянии.

-В чем все-таки был главный смысл объявления об отставке Газзаева?

- Главного смысла не было. Мы не собираемся никого обманывать. Это пресса то снимает Валерия Георгиевича, то оставляет его в команде, рассказывает, с кем из тренеров я встречался, кто из них меня не устраивает по зарплате, кто по другим причинам. Мы объявили: Валерий Георгиевич работает до конца года. Он тоже должен отдохнуть - человек 20 лет работает изо дня в день. Хотя по науке трудиться на одном месте надо пять, шесть, ну семь лет - независимо от того, тренер ты или, скажем, журналист. Потом требуется либо сделать перерыв, либо что-то поменять. Есть, конечно, феномены - и в футболе, и в других областях, - но все равно что-то должно меняться. Мы так решили - и объявили об этом: что скрывать?

-Это была ваша инициатива или Газзаева?

- Мы сидели, разговаривали с Валерием Георгиевичем и вот - решили. Кто предложил первым, сейчас даже не вспомню.

-Но не за один же день вы пришли к такому решению?

- Нет. Валерий Георгиевич устал. У тренера, как и у журналиста, работа творческая.

-То есть по окончании чемпионата Газзаев уйдет?

- Мы объявили об этом всем клубом, вместе с Валерием Георгиевичем и с ребятами. А кто будет главным тренером, я обещал сообщить после 30-го тура чемпионата.

-Сейчас команда вышла из турнирного пике, проведена смена поколений, изменена тактическая схема - то есть сделано все то, чего ждали. Есть шансы на золотой дубль. И все это - при Газзаеве. Может, ему лучше остаться?

- Думаете, я в конце сезона скажу, что Валерий Георгиевич остается, - и тут же объявлю, что он уходит на следующий год? (Смех в зале.) То, что команда опустилась на девятое место, взволновало не только меня, но и ребят. Мы перешли на другую схему игры, появились новые игроки - на все это нужно время, по щучьему велению ничего не делается. Надо было сыграться, привыкнуть друг к другу, требовалось хотя бы полгода, чтобы игра была отработана до мелочей. В хорошем театре не только играют прекрасные артисты - есть еще режиссер, и все отработано, и зрители получают удовольствие. Когда же ощущается фальшь, мы не получаем удовольствия, даже если артисты хорошие и режиссер неплохой.

НЕ ХОЧУ, ЧТОБЫ ГАЗЗАЕВ ТЕРЯЛ СОЗНАНИЕ НА СКАМЕЙКЕ

-Жаль все-таки: команда показывает чуть ли не лучшую игру в премьер-лиге, а главный тренер все равно уходит.

- Давайте разберемся - жалко чего? Я прошел через 2001 год, когда у меня тренер на скамейке терял сознание и умирал. А все говорили: почему Павел Федорович (Садырин. - Прим. "СЭ") не так тренирует? Я прошел тяжелейший момент, когда умер Сережа Перхун. Когда сложнейшую травму нашли у Жени Варламова, и никто не знал, чем это закончится, - слава богу, все обошлось.

Поэтому доводить Валерия Георгиевича до того, чтобы он начал терять сознание на скамейке, я не хочу. Убежден: любой человек должен отдыхать. Вот вы уходите в отпуск - на две, три недели. У российского тренера, чтобы вы понимали, отпуска нет. Так можно прожить год, ну два. Но 20 лет - невозможно! Это связано с системой, по которой мы играем наш чемпионат. Может, эта тема уже многим надоела, но так жить невозможно.

Смотрите: сильный клуб, выступающий в еврокубках, играет до 19 декабря. Чтобы 13 - 14 февраля выступить в 1/16 финала Кубка УЕФА или в 1/8 финала Лиги чемпионов, команду надо собрать хотя бы 10 января. Тренеру надо уже к этому моменту всерьез подготовиться. Это ребята могут получить пару-тройку недель отпуска. А на какое время может уехать тренер? Максимум на неделю.

Человек не в состоянии из года в год так жить. Его здоровье даст сбой. А когда нет здоровья, никакие результаты никому не нужны.

(После паузы.) В этом году Валерий Георгиевич перенес немало. В Казани, например, у него был тяжелейший гипертонический криз. Вы подходите к этому вопросу несколько иначе, чем я. Вы не рассуждаете так: человеку нужно какое-то время отдохнуть, а через полгода или год, может быть, вернуться. Но на какое-то время взять передышку, взглянуть на все совсем иначе. Вы подходите так: команда плохо играла, Гинер объявил, что Газзаев уходит. Потом команда заиграла хорошо, и надо это решение пересматривать. Нет. Валерий Георгиевич просто устал. Сколько времени продлится передышка - ответить не могу. Об этом знает только его организм.

То, что Валерий Георгиевич проработал в ЦСКА столько успешных лет, произошло во многом благодаря тому, что в 2004 году ему удалось полгода отдохнуть. Тоже все писали: в предыдущем сезоне команда стала чемпионом, а Гинер, дескать, его убрал. Но я просто видел состояние человека и понимал, что он изможден. Что ему нужно от всего отойти и обо всем забыть. В результате еще четыре года мы с ним отыграли. С большими достижениями.

-Какие у вас будут критерии при выборе нового главного тренера?

- Пока я бы оставил это при себе. Расскажу в декабре.

-Скажите честно: вы уже знаете, кто это?

- Говорю абсолютно откровенно: не знаю. Такие вопросы, считаю, быстро решать нельзя. Не важно, россиянин это будет или иностранец, молодой или пожилой. Я взял для себя два-три месяца, чтобы взвесить все "за" и "против". Вначале нужно иметь достаточно большое количество кандидатур, которое затем будет потихоньку сокращаться. Ведь очень важно, чтобы тренер подошел именно ЦСКА. С футболистом то же самое: он может быть самым звездным, но системе нашей команды не подойти.

Структуру, философию клуба менять нельзя. Вы очень часто пишете о том, что утерян спартаковский стиль. Может, тот стиль, который называют бесковским, в сегодняшнем футболе может существовать, а может, он изжил себя. Это отдельный разговор, который должны вести специалисты. Но философия команды должна сохраняться всегда. В нашем случае - философия ЦСКА. Это самое важное. Нельзя вместо ЦСКА строить "Реал" или "Манчестер Юнайтед". ЦСКА должен остаться ЦСКА. А как играть, решать тренерам.

Окончание - стр. 8