Газета Спорт-Экспресс № 187 (4767) от 21 августа 2008 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 4
ОЛИМПИЗМ |
ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА |
Специальный корреспондент "СЭ" взял интервью у одного из величайших тяжелоатлетов за всю историю - трехкратного олимпийского чемпиона Пирроса Димаса из Греции.
Пиррос ДИМАС: "ПРОСТИТЕ ГРЕЦИЮ ЗА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ДОПИНГ-ПРОБЫ"
Сергей БУТОВ |
из Пекина |
Такое впечатление, что это было вчера. Афины-2004. Последняя попытка Димаса в погоне за своим четвертым титулом олимпийского чемпиона, чего не удавалось сделать ни одному тяжелоатлету за всю историю. Вместе с Димасом ту штангу весом 207,5 кг поднимал не только весь зал - вся Греция. Но Пиррос не сдюжил: впервые за 12 лет он не сумел поднять вес, необходимый ему для победы. Под овации зала Димас снял свои туфли и положил их рядом с помостом. Это был конец карьеры великого штангиста, остававшегося непобедимым начиная с Барселоны-1992.
С тех пор Димас мало изменился, разве что совсем немного поправился.
- На казенных харчах вес набирается быстро, - прищурился Пиррос, легко перемахнув из ложи для почетных гостей в журналистскую зону.
-Вы в Пекине отдыхаете или работаете?
- Увы, второе. Работаю экспертом греческого телевидения. Приходится много чесать языком, и это очень непривычные ощущения.
-Какие соревнования комментируете кроме тяжелой атлетики?
- Много всего. Гимнастику, например. Или баскетбол. Вот только что приехал с матча Греция - Китай, в котором мы одержали классную победу.
-В нем здорово сыграл Теодорос Папалукас.
- Папалукас - великий игрок. И замечательный человек, кстати говоря. Вам наверняка известно об этом не хуже меня. Ведь он столько лет играл в России.
-В Греции следят за своими игроками, выступающими в России?
- Не могу сказать, что отслеживают каждый шаг, но, так или иначе, мы в курсе того, кто в какой форме находится. Ну и потом российские клубы постоянно приезжают в Грецию на матчи еврокубков.
-Вам нравится баскетбол?
- Как и любому греку. Мне вообще нравятся все игровые виды спорта. Всю жизнь я выступал в индивидуальном виде, каковой является штанга, поэтому, закончив карьеру, с большим удовольствием погрузился в мир командных видов. Там своя философия, свои законы.
-Как вам здешний олимпийский турнир тяжелоатлетов?
- Смотрится неплохо. Очень много мировых рекордов, правда, в основном в исполнении китайских тяжелоатлетов. Сегодня (беседа состоялась в понедельник. - Прим. С.Б.) мы увидели замечательные соревнования, в которых вашим Клокову и Лапикову не оставил шансов белорусский парень, которого ждет большое будущее.
-Вас не удивляет, что 20-летний Арамнов за один вечер переписал все мировые рекорды в этой категории?
- (Улыбается.) Чему вы удивляетесь? На Олимпиадах такое бывает сплошь и рядом.
-Смотрю на вас и вижу, что вы вполне могли бы выступать и на этих Играх.
- Мог бы. Но не видел смысла. Да и дважды класть туфли на помост, на мой взгляд, дурной тон. Либо ты уходишь, либо остаешься. Не понимаю людей, возвращающихся в спорт только из-за ностальгии по былым временам. Нет никаких сомнений в том, что я уже не в состоянии побеждать на Олимпиадах. Мне не о чем жалеть.
-Вам всего 36 лет. По меркам штанги - не так много. Не обидно наблюдать за тем, как ваши сверстники по-прежнему поднимают?
- Совершенно не обидно. Если есть здоровье - ради бога. Но если с этим проблемы... Знаете, я ведь вообще не должен был выступать в Афинах. Перенес 4 операции за 4 года, и еще накануне старта Олимпиады у меня жутко болели спина и кисть. Я почти не тренировался в полную силу. В Афинах после того, как завоевал бронзу, сказал в телекамеры о том, что если хочу "дожить" до Пекина, то должен буду сделать еще три операции. Зачем мне все это? Все 12 лет, что я посвятил спорту высших достижений, практически не видел своей семьи. Дети росли, по сути, без отца, и это сказывалось на них. В какой-то момент это дало о себе знать.
-Мне никогда не забыть овации, которую вам устроил зал после поражения в Афинах. По-моему, люди не хотели, чтобы вы уходили.
- (Улыбается.) Да, они пели гимн Греции. Это было незабываемо. Но это тоже стало одной из причин, по которой я ушел. Потому что не был уверен в том, что мне кто-нибудь спел бы гимн, если бы в Пекине я занял 15-е место.
-Недавно греческую "штангу" потряс громкий допинговый скандал. Сразу 11 тяжелоатлетов попались на допинге, уволен из сборной ее бывший главный тренер Христос Иакову. Что вы обо всем этом думаете?
- Это огромнейший урон, нанесенный спорту вообще и тяжелой атлетике в частности. Мне больно об этом говорить. Вся славная история греческой штанги поставлена под сомнение. Сейчас все набросились на нас, словно мы допинговали всю жизнь. В один момент все победы Валериоса Леонидиса, Кахи Кахиашвилиса, мои как будто потеряли свою ценность. Я хотел бы попросить у всего мира прощения за эти положительные допинг-пробы. Поверьте, это совершенно не означает, что вся спортивная Греция погрязла в допинге.
-Вы упомянули о Кахиашвилисе. Не знаете, случайно, чем он занимается?
- Кахи вернулся в Грузию. У него там свой бизнес. Должен сказать, что его очень тепло принимают в Греции, когда он туда приезжает.
-А вас?
- Олимпийский чемпион всегда останется олимпийским чемпионом. Я дважды был знаменосцем национальной сборной на Олимпийских играх. Спасибо греческому народу, что не забывает об этом.