Газета Спорт-Экспресс № 149 (4729) от 8 июля 2008 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

8 июля 2008

8 июля 2008 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

До открытия ОЛИМПИАДЫ-2008 - 31 день

ПАРУС

ЖЕНСКАЯ ЭСКАДРА В ПОРТУ ЦИНДАО

Такой класс парусного спорта, как "Инглинг", - дело для России новое. Однако недавние успехи экипажа Екатерины Скупиной, которому удалось победить в чемпионате Европы, а также в знаменитой Йерской регате, позволяют надеяться, что завоевать здесь олимпийские медали - задача вовсе не из области фантастики. Чтобы лучше разобраться во всех тонкостях и премудростях этого класса, а также узнать, насколько обоснован уровень российских претензий на самые высокие места на Играх в Пекине, корреспондент "СЭ" встретился с личным тренером российского экипажа Василием Сенаторовым.

-Василий Юрьевич, что такое класс "Инглинг" и в чем его особенности?

- "Инглинг" - это трехместная килевая лодка с тремя парусами. Судно очень маневренное, устойчивое, позволяет решать много технических задач. Норвежский конструктор Ян Линге создал его для молодых людей - в том числе для своих детей. Название Yngling - это комбинация из двух слов: у - сокращение от young, что в переводе с английского означает "молодой", и Ling - фамилия норвежца. Класс лодок "Инглинг" распространен более чем в тридцати странах мира, в частности в Скандинавии, США, Канаде и Великобритании. Существует очень много открытых любительских соревнований, в которых состязаются и мужчины и женщины, без ограничения веса. Однако профессиональный "Инглинг" - это женская тройка.

Соревнования в классе лодок "Инглинг" впервые попали в программу Олимпийских игр в 2004 году, однако в 2012-м могут быть из нее исключены. Решение, быть или не быть "Инглингу" на лондонских Играх, Международная федерация парусного спорта (ISAF) примет в ноябре этого года. Вполне возможно, что в Пекине увидеть "Инглинг" на Олимпийских играх можно будет в последний раз.

-Почему в профессиональном "Инглинге" не соревнуются мужчины? Из-за небольшого веса, который выдерживает лодка?

- На самом деле вес она выносит довольно большой. Был случай, когда на такой лодке гонялся главный тренер сборной России Олег Хоперский, а это, на минуточку, 120 кг живого веса! Весовых ограничений у судна нет, но для того чтобы уравнять профессиональные экипажи, общий вес спортсменов лимитирован 205 кг.

БОЛГАРЫ - ПЛОХИЕ ПЕРЕВОДЧИКИ

-Каким ветром "Инглинг" занесло в Россию?

- Положа руку на сердце надо признать, что этот класс судов не стал у нас массовым и существует лишь в единичных экземплярах. Да и появился он в России только потому, что вошел в олимпийскую программу. Первая лодка "Инглинг" попала в Россию в 2002 году, за два года до Игр в Афинах. Ее получила и начала осваивать наша ведущая рулевая Екатерина Скудина, которая и завоевала олимпийскую лицензию. К сожалению, во всех видах спорта есть люди, которые симпатизируют "своим" спортсменам. Нашлись такие и в нашей федерации - Катюшу на какое-то время отцепили от сборной, как неперспективную спортсменку. Тем не менее Скудина поехала на Олимпийские игры и заняла там восьмое место. Что, кстати говоря, стало лучшим результатом среди всех представителей российского парусного спорта в Афинах.

-Этот результат мог быть и выше, но в Греции, как известно, с экипажем Скудиной случилась неприятная история, закончившаяся дисквалификацией россиянок в одной из гонок...

- О той истории уже достаточно много написано, так что не вижу смысла говорить об этом вновь. Ясно одно: парусный спорт не совсем объективен. Пересечение финишной черты судьям видно хорошо, а вот то, что происходит на дистанции, часто бывает от них скрыто. Лодок много, и арбитр не всегда может оказаться на том участке, где идет острое соперничество между экипажами.

-То есть во время соревнования любой экипаж может обвинить соперника в нарушении правил и потребовать его дисквалификации?

- Да, к сожалению, это так. Если команде одного экипажа кажется, что другой нарушил правила, спортсменки громко кричат - чтобы услышал судья - и вывешивают красный флажок. После финиша протестующий экипаж должен изложить свои претензии специальной комиссии. Затем к процессу привлекаются свидетели. Если же таковых нет, то перед жюри стоит очень сложная задача: выслушать показания обеих сторон и, исходя только из этого, принять правильное решение.

В нашей ситуации нейтральных свидетелей не было, и протест команды с Бермудских островов был удовлетворен. Екатерина привлекла в качестве свидетеля свою шкотовую, и в итоге все решила чисто терминологическая тонкость, а точнее - плохой перевод с русского языка на английский. Дело в том, что на регате не было профессионального переводчика, а шкотовая владела английским недостаточно хорошо, чтобы объясниться с судьями. Переводить взялся один болгарин, а, как известно, в болгарском и русском языках есть слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные вещи.

-Из этой истории вы извлекли какие-нибудь уроки?

- Теперь команда гораздо четче разбирается во всевозможных нюансах, девушки хорошо освоили английский язык. Как бы то ни было, олимпийский опыт, пусть даже и негативный, бесценен, ведь это особые соревнования.

КАК ОБОЙТИ ПОЛЯ ВОДОРОСЛЕЙ?

-Какое место в мировой "табели о рангах" на данный момент занимает экипаж Екатерины Скудиной? И кто будет основными конкурентами россиянок на Играх в Пекине?

- На сегодня флот класса "Инглинг" собрал четырех олимпийских чемпионок. Игры в Афинах, как известно, выиграл экипаж Ширли Робертсон. Однако в середине нынешнего олимпийского цикла Ширли родила близнецов и на какое-то время отошла от участия в соревнованиях. В этот момент шкотовые Робертсон - Сара Эйтон и Сара Уэбб - организовали свой экипаж, который на сегодня является №1 в мире. Британская команда - безоговорочный фаворит любых соревнований. У них отличные тренеры, лучшие условия подготовки, хорошие спонсоры. Однако я не думаю, что они непобедимы. В Пекине им будет очень непросто в психологическом плане - ведь от них ждут только победы, любое другое место расценивается как поражение.

Два очень сильных экипажа есть и у Голландии. Пока, правда, неизвестно, кто из спортсменок поедет на Игры - окончательный выбор они сделают немного позднее. Еще одна опасная соперница - олимпийская чемпионка в классе "Европа" норвежка Серен Синдбай. Она пересела на "Инглинг" и последние несколько регат демонстрирует очень хороший гоночный почерк. Неплохо гоняется и немка Ульрике Шуманн, для которой это будут первые Игры. Также не стоит сбрасывать со счетов греческий экипаж Софии Бекатору победительницы Олимпиады в Афинах в классе "470".

Что касается Скудиной, то еще весной ее экипаж занимал верхнюю строчку мирового рейтинга, однако сейчас, после не очень хорошего выступления на чемпионате мира, он стоит третьим.

-На что россиянки могут рассчитывать в Пекине?

- Полагаю, что стать призерами Игр нашим девчонкам абсолютно по силам. В Циндао будет очень сложная ситуация, совершенно необычные гоночные условия. Этот порт находится практически в тропиках, там очень жарко, сильные испарения, а горы не дают возможности ветру, идущему с моря, разогнать их.

Сейчас ко всему прочему добавилась еще одна сложность. Не так давно немного южнее Циндао произошли сильные наводнения, и вода вынесла в море огромное количество водорослей. Ехать по ним на лодке - все равно, что горнолыжнику со снега выскочить на песок. На борьбу с водными растениями брошены огромные силы: десятки тысяч китайцев на джонках собирают их вручную. Если же до начала Игр справиться с водорослями не удастся, спортсменам придется менять всю тактику борьбы. Лучшие шансы на победу будет иметь тот, кто сумеет эти водорослевые поля обойти.

-Какое количество пекинских медалей запланировано Федерацией парусного спорта России?

- На последней пресс-конференции, которую давал президент федерации Александр Котенков, речь шла о двух медалях. Но не надо забывать, что Скудина готовится по собственному плану, отдельно от национальной команды. При этом в парусном спорте Россия в Пекине будет представлена в семи видах из 11 возможных. Очень обидно, что не получил лицензию Андрей Кирилюк, выступающий в классе "Торнадо". У него были реальные шансы завоевать путевку в Пекин и даже получить там медаль.

-Как сложился для экипажа Скудиной предолимпийский сезон?

- В прошлом году мы победили в Йерской регате, которую никто из россиян не выигрывал более 20 лет. Также наши девушки первыми из соотечественниц стали чемпионками Европы, заняли третье место на предолимпийской регате в Циндао. Система квалификации на Игры заставила нас всю первую половину этого года заниматься гонками на отбор. Поэтому, кроме регат на Мальорке и Майами, где мы стали вторыми, высоких результатов в этом году не было.

К слову сказать, система национального отбора отнюдь не совершенна. Его еще в прошлом году надо было заканчивать ввиду безусловного превосходства одного соперника над другим. А в результате было утеряно драгоценное время для подготовки, которое сейчас приходится наверстывать.

Наш экипаж - единственный из всех российских - весь июнь отработал в Циндао, куда вновь отправился вчера: именно там сейчас занимаются все сильнейшие гонщики планеты. Причем у каждой команды есть своя база, где активно работают врачи, тренеры, диетологи, физиотерапевты, специалисты по настройке яхт, метеорологи и гидрологи.

"НА СВОЕЙ ЯХТЕ СОПЕРНИЧАЮ С МОНАРХАМИ"

- Василий Юрьевич, давайте откроем читателям маленькую тайну. Вы ведь далеко не только яхтенный тренер - а прежде всего известный бизнесмен, руководитель группы компаний "Дубль В". Признайтесь, зачем вам эта дополнительная парусная нагрузка?

- Просто мне не безразличен спорт. Я много лет был редактором журнала "Олимпийская панорама". Принимал участие в двух гималайских экспедициях, причем первую московскую экспедицию на Аннапурну - возглавлял. А парус - это тот вид спорта, которым я занимаюсь с 18 лет. В этом году выполнил норматив мастера спорта международного класса, гоняюсь на "Драконе".

Со Скудиной мы познакомились на одном из чемпионатов мира - причем в тот момент, когда ее выгнали из сборной. Она пришла ко мне в экипаж тактиком. Катюша очень умный, сообразительный и работоспособный человек - окончила с золотой медалью среднюю школу и с красным дипломом университет. Поэтому я взял ее на работу в свою компанию, где она возглавила отдел бизнес-процессов.

- Во время подготовки к крупным соревнованиям, что для спортсменок выходит на первую роль: отменная физическая и техническая подготовка или, быть может, психология?

- В парусном спорте есть такое понятие, как "пирамида". Техника управления лодкой является ее базой. Скорость лодки - это средняя часть пирамиды, а тактика ее верхушка. Понятно, что без базы не будет средней части, а без нее - верхушки. Вообще парусный спорт - это спорт принятия решений. Спортсмен должен думать, как шахматист, который играет суперблиц. Все решения сопровождаются движением руля, подтягиванием или отпусканием шкота. Шкотовые, а у нас это Диана Крутских и Наталья Иванова, должны понимать действия рулевого и поддерживать его абсолютно синхронно.

Парусный спорт уникален еще и тем, что здесь надо уметь все делать своими руками. Эти хрупкие девушки умеют сверлить, варить, паять, работать шлифовочными машинками, прекрасно разбираются в химии пластмасс. Парус - это школа жизни, поэтому именно он является королевским видом спорта. Я не знаю монархов, которые бегают марафон или тягают штангу, но знаю нескольких, занимающихся парусом.

-И кто же эти короли?

- Например, испанский монарх Хуан Карлос II, бывший король Греции Константин II, который, кстати, является олимпийским чемпионом 1960 года в классе "Дракон", муж королевы Дании принц Хенрик. С некоторыми из них мне приходилось гоняться.

НАКАЧКИ ЗАКОНЧИЛИСЬ С РАЗВАЛОМ СССР

-Каковы ваши задачи в работе со спортсменками?

- Дня того чтобы парусный спорт в России развивался, ему нужны герои, а их не было уже очень давно - с 1996 года. Моя задача сейчас - как можно меньше разговаривать с девочками на тему предстоящих Олимпийских игр. Они сами прекрасно мотивированы и знают, чего хотят. Катя больше чем полжизни провела на лодке, ведь заниматься парусным спортом она начала в 10 лет, а сейчас ей 27. Диане 30 лет - она более 12 лет ходит под парусом. Их не нужно наставлять, говорить высокие слова. Наши девушки - большие профессионалы и сами прекрасно все понимают.

Нам совершенно не нужно, чтобы раз в четыре года, когда высокое начальство вспоминает про спорт, оно приезжало и начинало всех накачивать. Недавно мы с Олегом Хоперским, многократным чемпионом мира и Европы, вспоминали, как в 1988 году он приехал в Сеул абсолютным фаворитом. Тогда наша сборная была очень сильна, доминировала абсолютно во всех видах. И в итоге мы не завоевали ни одной медали.

-Почему?

- Потому что начальство, которое приехало с командой, считало своим долгом построить ребят и начало выдавать: "Вы должны это, вы должны то..." Отсюда вывод: главное, что требуется от руководства, - это не мешать спортсменам, а помогать только тогда, когда это действительно требуется.

-Как складываются у вас отношения с федерацией? Она вам помогает?

- Не могу сказать, что от федерации нет никакой помощи. Она за нас переживает, но сама очень бедная, и для нее найти и выделить деньги очень сложно. В чем-то федерация нам помогает, но основные траты, конечно, несем мы сами. У нас есть спонсоры, которые делают благородное дело. Это "Морской банк", а также крупная фирма по производству строительных материалов Knauf.

А вообще Екатерина и ее команда выступают за автономную некоммерческую организацию под названием "Банковский кубок", эта организация была создана восемь лет назад энтузиастами парусного спорта, а также Всероссийской федерацией парусного спорта и Ассоциацией российских банков для развития парусного спорта. Мы проводим крупнейшую в России любительскую регату "Банковский кубок", которая, кстати, только что завершилась. В этом году на старт вышло более 140 экипажей в разных классах, а количество участников превысило 600 человек. И это тоже, согласитесь, предмет для гордости.

ДмитрийОКУНЕВ