Газета Спорт-Экспресс № 97 (4677) от 5 мая 2008 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

5 мая 2008

5 мая 2008 | Хоккей - Чемпионат мира

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

ВАРЛАМОВ НА КОСТЫЛЯХ, НАБОКОВ - НА УСТАХ

Главным событием в стане сборной России в последние дни стала тяжелая травма вратаря Семена Варламова.

Слава МАЛАМУД, Павел СТРИЖЕВСКИЙ

из Квебека

Песенное наследие родной культуры не рекомендует нам думать о секундах свысока. Много чего в жизни может измениться в мгновение ока. Уж вратарям ли этого не знать: их судьбы вообще решаются в доли секунд.

И вот пожалуйста: ехала наша сборная за океан, довольно четко себе представляя, кто и как будет у нее там готовиться к бою и воображать за собой пограничную полосу. Все прекрасно знали, что, например, самого молодого из трех голкиперов, Михаила Бирюкова, "отцепят", как только Евгений Набоков отстреляется в Кубке Стэнли. А тот, слава богу, уже "горел" в серии со счетом 0-3, и наша вратарская картина представлялась довольно-таки четко.

А за день до первого же официального матча, в одно мгновение, которое потребовалось Семену Варламову, чтобы получить травму на тренировке вне льда, все планы резко изменились. И неопытному Бирюкову в одночасье пришлось настраивать себя на дебют в чемпионатах мира, и на Еременко вдруг лег нежданный груз ответственности. Да и наш кандидат на "Везина Трофи", приз лучшему вратарю НХЛ, тоже взял да и перешел из категории "точно наш" в категорию "не будем загадывать".

И последний рубеж обороны сборной России, который еще только что был вполне адекватным с потенциалом стать абсолютно лучшим, слегка подвис. Что, учитывая наши традиционные проблемы с защитой, наводит на мысли о том, не придется ли теперь проводить воображаемую пограничную полосу где-нибудь в районе синей линии.

Впрочем, отставить панику. Пытаясь разобраться во вратарском кризисе сборной России, мы посетили тренировку команды утром после матча с итальянцами и наведались в отель, где бедняга Варламов учился ходить на костылях.

ЖЕРТВА ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

(Семен ВАРЛАМОВ)

Не будем нагнетать трагичность эпизода. Непосредственно перед нашей встречей с Варламовым в гостинице тренер сборной Игорь Захаркин предположил, что вратарь наверняка сильно опечален тем, что не сможет сыграть. Но сам Семен, для которого произошедшее было тяжелым ударом, сутки спустя уже не выглядел удрученным.

- Переболел уже, успокоился, - сказал он с улыбкой.

Ну, конечно, не повезло и не повезло. Парень молодой, спортивная жизнь впереди, тьфу-тьфу, еще длинная, много в ней всякого будет. Даже к костылям своим Варламов отнесся с чувством юмора, "побренькав" на одном из них, как на гитаре.

Первым делом мы решили узнать всю правду об обстоятельствах его травмы. По этому поводу, как и по поводу степени ее серьезности, ходило много разных слухов, иногда довольно противоречивых. Например, о том, что Семен подвернул ногу, играя в баскетбол.

- Случилось то, - сказал Варламов, - что в конце последней тренировки на земле мы бежали эстафету. И на последней эстафете, на последнем упражнении мы прыгали на одной ноге, и я подвернул голеностоп. Опустился на левую ногу всем весом - и все. Даже хруст услышал. Сразу понял, что дела плохи.

-И какой диагноз?

- Разрыв связок. Или надрыв. Вроде одна связка вообще порвана, а две другие надорваны. Завтра должны надеть гипс. Сказали, чтобы три недели ходил в нем. После этого сделают повторное УЗИ - чтобы посмотреть, как срослись связки, - и гипс можно будет снять. Гипс вроде бы собираются надевать какой-то пластиковый, съемный. Но на костылях прохожу все три недели.

Это, конечно же, означает, что на чемпионате мира Варламов уже точно играть не будет. По всей видимости, и в качестве зрителя в Квебеке он не задержится. Есть планы отправить Семена на лечение как можно скорее.

- Для него сейчас самое главное - реанимировать и восстановить ногу, - сказал Захаркин. - Мы порекомендовали ему обратиться к американским специалистам через команду, которая его курирует ("Вашингтон Кэпиталз". - Прим. "СЭ"). Это было бы правильнее - чтобы Варламова ставили на ноги именно местные специалисты, от самого начала до окончания реабилитации.

Сам Варламов добавил, что окончательного решения пока не принял:

- Возможно, полечу в Нью-Йорк. Только что общался со своим агентом, который как раз там живет - он сказал, что для меня будет лучше поехать либо туда, либо в Вашингтон, в мой будущий клуб. Может быть, там мне помогут побыстрее пройти реабилитацию.

-И когда думаете туда отправиться?

- Наверное, в понедельник или во вторник. А оттуда уже домой. Знаете, тяжело оставаться здесь до конца чемпионата мира. Мне, конечно, предлагали побыть с командой до 18 мая, но просто так валяться в гостинице и бездельничать еще две недели - это я с ума сойду.

-Можно ходить на матчи. На игру с итальянцами ведь приехали.

- На матч с чехами тоже приду. Но потом, наверное, все-таки уеду.

И.О. СПАСИТЕЛЯ

(Александр ЕРЕМЕНКО)

Ну, с Варламовым все ясно: он от дальнейших забот пусть и против своей воли, но освобожден. А вот какие конфликтующие эмоции должны сейчас раздирать новоиспеченного чемпиона страны Александра Еременко?! "Первый номер" московского ЧМ ехал в Квебек бороться за право поиграть в первом раунде. Скажем, пропусти он слабоватый гол от Италии, и вполне вероятно, что больше бы на лед не вышел.

А теперь он получается у нас, по крайней мере перед матчем с чехами, единственной надеждой. С одной стороны, это хотя бы дает право на ошибку. С другой - ответственность за эту ошибку возрастает во много раз. Сам Александр давал интервью с очень серьезным видом, хотя тренировку провел прилично. Кто-то из партнеров, желая не то расслабить вратаря, не то расслабиться сам, потанцевал перед Еременко "пляску Шона Эйвери". Для тех, кто не знает: так зовут великого провокатора "Нью-Йорк Рейнджерс", который в первом раунде Кубка Стэнли заслонял обзор Мартену Бродеру, стоя к нему лицом и размахивая перед глазами клюшкой. Еременко шутку понял и ответил довольно похожей имитацией Бродера. Тот, напомню, изо всех сил пытался отследить шайбу и подправить физиономию Эйвери одновременно.

В это самое время своими мыслями о возникшей ситуации делился с нами Владислав Третьяк, тем более что вратарские проблемы - самый его профиль.

- В Еременко я уверен, - сказал президент ФХР. - Во-первых, у него хороший опыт: он и в прошлом году был основным вратарем сборной на чемпионате мира. А во-вторых, в этом году он в отличие от прошлого был основным в своем клубе. Да еще и в команде - чемпионе страны. И уже тут он хорошо отстоял в товарищеском матче с канадцами.

-Однако на маленьких площадках он играет впервые, а тут все немного по-другому. Бросков, в частности, больше.

- Да, это так. Я, кстати, любил играть на маленьких. Вратарю на таких интереснее. Вот с итальянцами Еременко было тяжело, потому что те не атаковали, и в первых двух периодах бросков почти не было. Когда вратарь подолгу стоит неразогретым, ему трудно.

-Какие функции у вас в сборной? Как вы работаете с голкиперами?

- Смотрим с ними видео, разбираем голевые моменты. Я с ними в контакте каждый день: говорим, как играть за воротами на маленьких площадках, как взаимодействовать с защитниками. Игра за воротами, в частности, здесь очень важна. Когда шайбу вбрасывают в зону, вратарю необходимо идти и помогать своим защитникам: остановить шайбу у заднего бортика, оценить ситуацию, посмотреть, едет ли защитник один или вместе с нападающим соперника, и в этом случае - не рисковать, а просто выбросить шайбу из зоны от стекла. Это все новые вещи для вратарей, привыкших к большим площадкам.

-Разбирали с Еременко гол, пропущенный от итальянцев?

- Ну да, итальянец его пробил. Он сказал, что просто не ожидал такого сильного броска. А этот парень (форвард сборной Италии Джаноне, бросивший по воротам; шайбу после его броска добил в сетку партнер. - Прим. "СЭ"), я его видел - действительно здоровый, накачанный, как Геракл. Просто "пробил" клюшку Еременко.

-А кто из нынешних двоих, Еременко или Бирюков, вам больше импонирует по стилю?

- Они одинаково играют. На меня оба похожи. В том смысле, что ярко выраженного стиля, "стоячего" или "сидячего", ни у того, ни у другого нет. Вот в НХЛ сейчас почти все вратари садятся. По-моему, это не очень хорошо - надо быть более универсальным.

Сам Еременко поделился своими мыслями, едва уйдя со льда. Мысли, судя по всему у вратаря сейчас немного беспокойные. Одно дело - пограничную полосу в уме рисовать, другое - оказаться на ней единственным пограничником. А тут еще и гол этот итальянский некстати. Ляд вообще-то с ним, если честно - глупый гол в глупом матче, но в свете нового своего статуса Александр, видимо, стал перфекционистом.

-Какие испытываете ощущения от матча с Италией и прежде всего от собственной игры?

- Думаю, можно было сыграть и лучше. Голевых-то моментов у соперника практически не было.

-А как чувствуете себя, зная, что страхует вас не Варламов, а Бирюков?

- Михаил тоже отличный вратарь. Они оба - два прекрасных, молодых, перспективных голкипера. Просто так в сборную не попадают.

ОГЛУШЕННЫЙ НОВИЧОК

(Михаил БИРЮКОВ)

Да, кстати, а что же наш новобранец? Вот уж кому снег на голову даже не сугробом, а лавиной упал. Ехал за океан потренироваться в составе сборной и вдруг, даже не поняв толком, что произошло, нашел себя на скамейке запасных в первом матче чемпионата мира. Да еще и в свитере времен Николая Пучкова и с буквами "СССР" на груди.

Но главные потрясения у голкипера милицейской команды были еще впереди. После тренировки Захаркин объявил, что Бирюкову предстоит теперь еще и дебют на чемпионате мира.

- Думаю, что с психикой у него все в порядке, - сказал тренер. - И с нашей стороны, и со стороны ребят ему обеспечена всяческая поддержка, и это Мише, безусловно, помогает. Думаем, что с чехами сейчас сыграет Саша Еременко, а с датчанами дадим сыграть Михаилу. Собственный старт наверняка укрепит его психологическую уверенность еще больше.

(Вчера по ходу матча с чехами Бирюков дебютировал на ЧМ, сменив получившего травму Еременко).

Не высказал особенного беспокойства по поводу кандидатуры Бирюкова и Третьяк, которого 20-летним, помнится, уже на Фила Эспозито с Бобби Кларком бросали:

- Бирюков неплохо играл в Евротуре, он хороший, способный мальчик. Хорошо тренируется, вдумчивый такой. Молодой, конечно, всего 20 лет. Но я в его возрасте уже олимпийским чемпионом был и двукратным чемпионом мира.

Побеседовать со способным мальчиком нам удалось уже в гостинице, потому что Бирюков предпочел не разговаривать сразу же после тренировки. Наверное, хотел собраться с мыслями. Зато потом пришел вместе с Варламовым и, вежливо подождав своей очереди, поделился собственными ощущениям.

- Не представлял, конечно, что придется раздеваться на первую же игру чемпионата, - сказал Михаил, - но когда ехал, все-таки надеялся. Мне и самому было не очень-то приятно, что случилось это из-за травмы Семена, но если не дай бог что, то выйти и сыграть, как мне кажется, я был готов с самого начала.

-Между тем тренеры уже фактически назвали дату вашего дебюта. Уложили в голове то, что через два дня сыграете за сборную полноценный матч на чемпионате мира?

- Ох, об этом лучше даже не задумываться. Тем, что будешь накручивать себя такими мыслями, делу не поможешь.

-Сам по себе вызов в сборную на чемпионат мира для вас сюрпризом не стал?

- Знаете, после того как в течение сезона постоянно попадал хотя бы в расширенный список, в глубине души позволял себе надеяться и на это приглашение.

-Коллеге, бравшему у вас интервью в начале сезона, запомнились ваши слова, что после первого вызова в сборную вы в свитере национальной команды чуть ли не спать ложились.

- (Смеется.) Так и было. Для меня это действительно большая честь. В прошлом году я ведь мог об этом лишь мечтать. Смотрел на ребят по телевизору и не представлял даже, что это за ощущения. Когда осенью впервые попал в расширенный список, но в итоге не был вызван на сбор, даже толком не понял, что произошло. А на второй раз, когда прочитал в газете, что меня вызывают на сбор, приехал туда и поначалу даже понять не мог, куда попал. Люди, на которых я за четыре месяца до этого смотрел по телевизору, сидели со мной в одной раздевалке. Сумасшедшие ощущения, как во сне! А сейчас уже привык, освоился.

-В сборной под Евротур вы по крайней мере были среди людей, против которых постоянно выходите на лед в матчах чемпионата России. Здесь же ваши партнеры - Сергей Федоров, Илья Ковальчук, Александр Овечкин...

- Знаете, за последние дни я и сам по этому поводу много думал. Был просто поражен, насколько с этими людьми легко общаться. Такие же ребята, как и все остальные. Особенно был поражен общением с Сергеем Федоровым.

-Сами к нему подошли?

- Нет. Дело в том, что с его братом Федей, познакомившись в сборной, мы довольно тесно сдружились. Сейчас общаемся, живем постоянно в одном номере. И на днях так получилось, что, когда пошли гулять в парк, встретили там Сергея, и он пошел с нами. Мне поначалу аж не по себе стало. Стеснялся, но через пять минут почувствовал, что общаться с ним удивительно легко. Настолько, что даже забываешь, что рядом с тобой идет Сергей Федоров, который выиграл столько Кубков Стэнли. Вот сегодня на тренировке он мне по некоторым моментам кое-что подсказывал. Было очень приятно, и я, конечно, стараюсь ко всему прислушиваться, впитывать, делать для себя выводы.

ФАКТОР "ИКС"

(Евгений НАБОКОВ)

Ну, хорошо, на сегодняшний день что имеем, то имеем. Но вряд ли те же Еременко и Бирюков удивятся или запротестуют, если им скажут, что надежды сборной России на золото сейчас в очень большой степени зависят от того, что там происходит в четвертьфинале Кубка Стэнли. Как, например, этот самый четвертьфинал отражается на самочувствии некоего Евгения Набокова.

Ни для кого не секрет, что в плане атакующей мощи российская сборная вряд ли уступит даже канадцам, не говоря уже о шведах с чехами. Еще меньший секрет - то, что про нашу оборону следует говорить в чуть менее восторженных тонах и, наверное, даже шепотом. Но если приставить к ней сзади вратаря, не только привыкшего к канадским площадкам, но и играющего на них в этом году лучше кого бы то ни было во всем мире, то за разницу забитых и пропущенных шайб на душе становится уж куда спокойнее.

Шанс получить Набокова в сборную настолько близок и осязаем, что просто руки чешутся, но пока Евгений не распаковал баул в раздевалке "Колизе-Пепси", сомнения нас все-таки гложут. Обжегшись на молоке, что называется...

Поговорить об этом мы решили с Третьяком, как с одним из людей, ответственных за поставку в сборную НХЛ-персонала.

-От Набокова есть стопроцентная гарантия, что он приедет, когда освободится?

- Стопроцентной никто дать не может, но я с ним говорил три месяца назад, когда приезжал в Чикаго. С ним и с Хабибулиным. С тех пор с Набоковым только Быков общался. Евгений всегда говорил, что готов приехать. Но именно сейчас связываться с ним было бы просто неэтично. Мы ему желаем удачи. Для них плей-офф Кубка Стэнли очень важен.

-Но может случиться все что угодно. Даже если он прямо сейчас вылетит, что мешает ему сказать: "Я устал, у меня болячки, я последние матчи играл на уколах"?

- Вообще-то да, никто ничего заранее не скажет. Вот, Брызгалов сначала ехал, потом не ехал...

-Можете рассказать подробнее, что там случилось?

- Он позвонил, мы договорились, что он приедет, чтобы мы билеты ему купили. А потом что-то случилось, и сказал, что не может. Что именно - он не говорит. Мы уважаем их решения. Человек говорит, что не может, - не заставишь же его.

-Но с Ильей у вас лично давние отношения. Можно было надеяться, что именно с вами он будет до конца откровенен.

- Для меня это было неожиданностью. Но... Все в жизни бывает. Думаю, что мы будем рассчитывать на него в будущем. Почему бы и нет? Хороший вратарь.

-А с Хабибулиным отношения разорваны окончательно?

- Мы ни с кем отношения не рвем. Просто, когда я был в Чикаго, у него действительно была травма. Со спиной проблемы. Он сказал, что будет делать операцию в межсезонье.

-Предположим, что команда Набокова сделает невозможное и пройдет дальше в Кубке Стэнли. Кого рассматривают на роль третьего вратаря?

- Тренеры будут решать. Выбор там не такой уж большой. Пожалуй, только санкт-петербургский вратарь (Третьяк имеет в виду Дмитрия Ячанова из СКА - Прим. "СЭ"), и больше никого. Вот до чего мы дошли. Иностранные вратари все заполонили.

Тут следует добавить, что если случится страшное (то есть Набоков не приедет), то на роль третьего вратаря на самом деле есть две кандидатуры. Об этом нам сказал Захаркин:

- Ситуация создает определенные трудности. Мы по-прежнему ждем Набокова, и ситуация с Семеном осложнила нам жизнь в том смысле, что если Набоков по любой причине откажется, то третий вратарь нам все равно будет нужен. И в этом смысле мы сейчас как раз и рассматриваем список доступных кандидатур.

-Разве кандидатур больше, чем одна? Мы знаем только про питерца Ячанова.

- На самом деле их две. Рассматриваем еще новобранца ЦСКА Константина Барулина, хотя говорить об этом можно лишь теоретически.