Газета Спорт-Экспресс № 80 (4660) от 11 апреля 2008 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

11 апреля 2008

11 апреля 2008 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

До EURO-2008 - 57 дней

В преддверии матча сборных России и Греции в групповом турнире чемпионата Европы корреспондент "СЭ" встретился в Афинах с известным советским форвардом, 18 лет назад перебравшимся в Элладу на постоянное место жительства.

Евстафий ПЕХЛЕВАНИДИ: "РЕХАГЕЛЬ В ГРЕЦИИ - КАК БЕРДЫЕВ"

Предварительно созвонившись, мы встретились на улице. В руках у Пехлеваниди был небольшой пакет: он приготовил для нас настенные календари с изображением юношеской команды, которую тренирует. Кроме дат, разобрать на них почти ничего нельзя: все по-гречески. За исключением названия самой команды - "Мифридатис" да рекламы афинского супермаркета "Москва" - она на русском.

"Ведущий игрок "Кайрата" 80-х. Плотно сбитый, устойчивый в единоборствах, резкий и прыгучий, обладал высокой стартовой скоростью, умело вел борьбу за верховые мячи, владел сильным ударом с обеих ног. Постоянно маневрировал по фронту атаки, хорошо играл на опережение". Так написано о Пехлеваниди в справочнике "Российский футбол за 100 лет".

Конечно, он изменился. Сравните фотографии - сами увидите. Но возраст не помешал ему сохранить знаменитую кряжистость, резкость. Только уже не игровую, а резкость суждений. И, как еще показалось, гордость.

Мы загрузились в "фиат" доброго афинского друга "СЭ" Алексея Захариадиса и поехали выбирать кафе для беседы. А если точнее, место для парковки, потому что кафе в греческой столице полно, но машину оставить категорически негде. Говорить, естественно, начали еще в дороге, применив для затравки старый, как мир, футбольный предлог.

-Вы за кого болеете в Греции?

Стас, как его до сих пор называют в Казахстане, ответил уверенным и серьезным низким голосом, вполне подходящим к коренастой фигуре.

- Я клубные цвета не меняю: за "Кайрат" играл в желтом и здесь за желтых болею. За АЕК!

-А кого больше не любите - "Олимпиакос" или "Панатинаикос"?

- "Олимпиакос" ненавижу. И цвета их терпеть не могу.

С последними словами он поднял вверх четыре мощных пальца - для тех, кто понимает. 4:0 - с таким счетом АЕК обыграл "Олимпиакос" в чемпионате Греции за три дня до нашей встречи.

-Нелюбовь к красно-белому не со "Спартаком" связана?

- Нет, это уже греческое... "Спартак" был командой! Особенно при Бескове. А вот как туда Старков попал, понять не могу. Он же в высшей союзной лиге не играл никогда. А в первой, помню, мы с "Даугавой" пересеклись в 83-м. Четыре отгрузили им в Риге, не отходя от кассы...

Кафе. Столик. Девушка из-за стойки спрашивает на чистом русском: "Что вам принести?" Мы оторопело смотрим на нее пару секунд. И продолжаем. Афины. Бывает.

- Когда нынешний владелец Сократис Коккалис принимал "Олимпиакос", - говорит Пехлеваниди, - он сказал: "Дайте мне клуб просто так, без долгов. Иначе не возьму". И государство списало с "Олимпиакоса" все долги. Здесь такое в порядке вещей. Вот, допустим, ты должен тысячу евро, а заплатить не можешь. Тебе делают рассрочку по месяцам. Но если у тебя есть 850 евро, возьмут сразу, остальное простят. А если ты должен миллионы, государство тебе еще и денег даст на поддержку бизнеса, чтобы ты потом долг вернул, чтобы завод не простаивал и люди работу не теряли.

-В футболе государство тоже участвует?

- Конечно. Все клубы получают дотацию от лиги. И процент от государственной футбольной лотереи в зависимости от занятого места.

Я протянул Пехлеваниди небольшую подборку статей о нем. С фотографиями. И мигом получил экспресс-комментарий.

- М-м, смотри, Леша Прудников. Помню, Малофеев позвал нас на сборы олимпийской команды в 83-м. Леша спрашивает: "Сколько положишь мне с линии штрафной из пяти?" "Пять, - отвечаю. - А если нет, буду носом мяч катить от ворот через всю штрафную. Но если да..." Забил я ему все пять. Прудников носом мяч катил, Малофеев смотрел. У Леши на носу потом вот такой "горбыль" вырос. А я за сборную так и не сыграл ни разу. Только за молодежку у Валентина Николаева.

-Объективно не проходили?

- Москва, Киев, Тбилиси - их было не перепрыгнуть. Не хочу говорить, что я великий, просто у нас в "Кайрате" футбол был коллективный. Без звезд, все играли на команду. А у Лобановского, скажем, или у кого-то другого я бы мог не 69, а 150 забить при соответствующем "обслуживании".

-Выходит, Бердыев в "Кайрате" вас плохо обслуживал?

- Нет, Курбан - профессор. Он всегда в футболе ум ценил и сам играл умно. Народ его любил. Еще когда он в "Колхозчи" играл, был у Бердыева финт - "улитка". Вот нога, вот мяч. Бердыев в пол-оборота к защитнику, потом р-р-раз - и уводит резко мяч в сторону. Туркмены кричали: "Курбан, делай "улитку"!" И он делал для публики. Сам худой, тонкий. Но голова была - каких мало в Советском Союзе. Он, Кипиани, Оганесян... Бердыев меня учил, как открываться, как себя предлагать, как пас правильно давать, как скоростью своей управлять и ударом. Показывал, сколько я лишних движений делаю при обработке мяча. Про него только хорошее могу сказать. И как про человека - тоже.

-Знаете, что его "Рубин" лидирует сейчас в чемпионате России?

- Да что вы? Рад за него. С прошлого года не созванивались.

-Бердыев в "Рубине" хозяин - работает, как считает нужным.

- Так и должно быть! Я потому здесь и не работаю ни в какой лиге - не дают. Давление сумасшедшее, результат требуют любой ценой, времени на серьезный процесс - ноль. Не хочу такого. Занимаюсь с детьми: спокойно, без головной боли.

-Да, тренеров в Греции меняют часто. Из "Олимпиакоса" недавно Лемониса выгнали, хотя сезон для команды - сверхуспешный.

- Я играл с ним в "Левадиакосе". Нормальный, спокойный. Но лучший футбол сейчас в Греции показывает "Лариса". Ее тренера - Дониса - в АЕК прочат. Будь моя воля, я бы его и в сборную потихоньку готовил с учетом, что Рехагель уйдет.

-Разве здесь кто-то этого желает?

- Нет. То, что Рехагель сделал, никто никогда для Греции не сделает. Немец! Никого не слушает, все делает по-своему - как Бердыев в "Рубине". На одной ноге с президентом и премьер-министром, волевой, независимый, великий психолог. Ему простили даже домашнее поражение от турок - со счетом 1:4, да еще накануне Дня независимости. Представляете, что значит для Греции проиграть дома туркам?! Национальный вопрос! Сразу политики голову подняли, которые не знали даже круглый мяч или квадратный. А Рехагель взял и в гостях турок обыграл, выпустив трех нападающих. Теперь никто не заикается, чтобы грек сборную тренировал. Сколько их было - греков... А Рехагель один.

-В бывшем Советском Союзе помнят форварда Пехлеваниди. А вот правого защитника с такой фамилией уже подзабыли. Ваш отец ведь тоже был известным футболистом, выступал за тбилисское "Динамо", так?

- Вы правы.

-Каким же образом в вашей судьбе переплелись Грузия, Греция и Казахстан?

- Целая история. Настоящая фамилия нашего рода Лазариди. Есть родовое дерево, уходящее корнями в ХIХ век. Мой прадед с семьей жил на территории Турции, был борцом. Борец по-тюркски - пехлеван. Так Лазариди стал сначала Пехлеван-оглы, потом Пехлеваниди. Дед перебрался из Турции в Хабаровск. Как попал туда без дорог - одному Богу известно. Открыл пекарню, бабка к нему приехала. В 1917-м, как водится, все отобрали, семья перебралась на Кавказ, дед с отцом работали в государственной пекарне в Батуми. Футболистов никого в семье не было, но отец вдруг заиграл. За Батуми долго выступал, в 40-х в тбилисское "Динамо" перебрался, попадал в списки "33 лучших". Алкивиад его звали, в честь древнего полководца. Он меня с братьями к мячу приучил, и все мы потом играли на разных уровнях. Все пятеро, я самый младший. Это было уже в Казахстане, куда Сталин в 49-м всю диаспору переселил. Отец в Чимкенте осел. Его как динамовца оставляли в Тбилиси, но без семьи. Отец не согласился, поехал в барак, где я и родился. А он в Казахстане был единственным мастером спорта по футболу, все об этом знали. Ну и я за ним тянулся. Когда забил во второй лиге за чимкентский "Металлург" 28 мячей, Волчок меня нашел, Игорь Семеныч, московский тренер. Собрал нас в "Кайрате" 16 молодых, стариков разогнал всех, кроме Убыкина, Большакова, Шадиева и Ордабаева. Первую лигу маршем прошли, до сих пор считается, что у нас тогда был один из самых боеспособных составов в истории "Кайрата". И в "вышке" Москву с Киевом погоняли прилично. Особенно дома. В Алма-Ате выкладывались по полной, там за проигрыш на ковер вызывали. Тогда боялись этих партийных накачек, а сейчас сказал бы: "Да пошли вы все!"

-Умышленно доводилось проигрывать?

- Не обижайтесь, дам вам совет: не задавайте никому таких вопросов. Я об этом никогда не говорю, не хочу. Зачем людей очернять? Другие люди должны рассказывать. А то, что это было, вы и так прекрасно знаете.

-В Грецию из Казахстана тоже всей семьей перебирались?

- Да. Может, это была моя глупость. Может, неправильное решение принял. Работал бы сейчас спокойно в Казахстане. Где - другой вопрос. Но жил бы, наверное, лучше, чем здесь. Нет, я не жалею, что так вышло. Я приехал жить в своей стране. Хотя родина моя - Казахстан.

-До того, как переехать, были в Греции хоть раз?

- Транзитом. Летели из Кувейта, была даже мысль остаться, но я вспомнил, что порода моя вся дома, что брат - коммунист. А потом, когда уезжал, во мне ведь еще процентов 60 запала оставалось нерастраченного. В Грецию прилетел - сразу в "Панатинаикос". Президент меня принял, дал десять дней, чтобы привести себя в порядок. Во мне сто килограммов было - танк "Т-34"! Мозги на месте, техника, а движения нет. Дали мне пригласительный, пришел на матч "Панатинаикос" - "Левадиакос". Потом сказал приятелю: я себя уважать перестану, если в таком чемпионате не заиграю!

Разница с Советским Союзом огромная. Пусть, думаю, все эти Саравакосы попробуют в СССР 70 мячей забить - у них из задницы дым пойдет! А мне 29 лет, в самом соку. Но оказался в Левадии, так получилось. 120 километров от Афин. Тренер-болгарин не захотел в "Пао" брать, сказал, что я как бочка. А в "Левадиакосе" сразу 16 кило сбросил. Бегал - и падал. Знал, что мне надо, что все деньги, которые в СССР заработал, превратились в дым. Полгода перед отъездом ничего не делал, только ел и пил со всеми этими сборами, детей одевал-обувал в чековом магазине... В общем, первый сезон - нормально, потом травма, потом играющим тренером был, по песчаным полянам здешним скакал. Закончил через три сезона.

-Намекнули, что пора?

- Сам себе намекнул, когда понял, что я уже - все. В четвертом дивизионе еще мог бы играть, а так... Я и сейчас, если бы не "мотор", в самой низшей городской лиге "гамма", где моя команда играет, погоды не испортил бы. Но там смешно, там - ужас.

-Пришлось искать себя в жизни?

- В 96-м умерла мать, переехал в Афины. Брат позвал на свой завод на погрузчике работать. Завод уксус производил, ликеры всякие. Три с половиной года я там был, потом сократили. А восемь лет назад общество понтийских греков-переселенцев решило создать свой футбольный клуб. С тех пор с детьми вожусь и ни о чем не жалею. Играем на первенство Пирея. А докером и таксистом, как писали, никогда не был, ерунда это.

-Кормит работа?

- Пока да. Не шикую, конечно, но на жизнь хватает. Получаю, как квалифицированный рабочий.

-Перспектива есть?

- Без нее не стал бы работать. Принцип такой: или есть дорога вверх, или я ухожу. Три дня в неделю занимаемся на муниципальном искусственном поле, в воскресенье игра.

-Государство помогает?

- Мэрия. Правда, иногда такое время дают для тренировок... На полдесятого вечера детям назначают!

-В странах бывшего Союза вам работу не предлагали? Тот же Бердыев, например?

- Это нереально. Я без семьи не смогу, а ее туда тянуть смысла нет, жизнь тут давно течет. В Алма-Ате бываю, пять раз летал уже.

-Представление о постсоветском футболе имеете?

- Только общее. Те страны, где было несколько команд высокого уровня, сохранили сильные чемпионаты. А там, где был один клуб-флагман, упали ниже плинтуса. О сборной вашей ничего сказать не могу, слежу больше за казахстанской. Помню, как вы выиграли у греков в Португалии 2:1. Спасибо, что не 2:0, иначе не видать нам золота. Вы богатые, таких игроков покупаете и тренеров - дух захватывает. Значит, будете расти. Вот прошлым летом повез я своих на турнир в Салоники. А там "Локомотив", дети. Обыграли нас 7:0! Мои потерялись, будто с бразильцами играли. Ваши, понятно, со всей Москвы игроков собрали.

-Сейчас такое не практикуется...

- 100 процентов! Не могло быть в одном "Локомотиве" столько играющих детей. Их отбирали и просеивали, точно говорю! Обычно - три-четыре солиста, остальные пахари. Как в наше время. А там все солисты были!

-Скажите, откуда у Греции столько талантливых игроков? Масса легионеров за границей, сильная сборная, несмотря на то, что в чемпионате полно иностранцев.

- Не знаю, что вам сказать. Может, поколение такое. Здесь тоже балбесов полно, первые деньги получают и пускаются во все тяжкие, вместо того чтобы дальше расти.

-С Протасовым контактировали, когда он здесь жил?

- С Олежкой? Общались, конечно. И тогда, и вот недавно, когда он приезжал отсрочку от армии делать.

-Неужели у него призывной возраст?

- Для Греции - призывной.

-Из 69 своих советских голов какой был самый-самый?

- Первый - "Арарату", дома, на 89-й минуте. 1:1 сыграли. И самый быстрый - Чанову из "Динамо" киевского. Разыграли с Серегой Волгиным на первых секундах... Вообще прыгучий был, головой хорошо играл. Хотя защитники иногда на три головы меня выше были.

-Ваши знаменитые мощные ноги от прадеда-борца, наверное, достались?

- Родился таким. Жена говорила раньше: "Тебя ущипнуть невозможно, каменный весь". Тренировки сказывались.

-Афины, с моей точки зрения, не самый красивый город мира...

- Но и не Москва, которую с трудом переношу.

-Есть у вас здесь любимые места, где душа отдыхает?

- Море. В семь утра сажусь на машину, вставляю в уши плеер и гуляю по набережной. Вода успокаивает.

-Правда, что книгу пишете?

- Набиваю потихоньку на компьютере. О себе, о семье, о футболе. На русском, естественно. Потом найду спонсора, чтобы издать. Обещали помочь...

Мы расстались. В ушах застряли слова: "Ни о чем не жалею". А в глазах - образ человека, который изменил бы свою теперешнюю жизнь, если бы мог. Но не признается в этом из гордости.

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

Афины - Москва

ДОСЬЕ "СЭ"

Евстафий ПЕХЛЕВАНИДИ

Родился 29 октября 1960 года в Чимкенте.

Нападающий, 172 см, 81 кг.

Выступал за "Металлург" Чимкент (1977 - 1979, 1989 - с сентября), "Кайрат" Алма-Ата (1980 - 1989), "Левадиакос" Левадиа, Греция (1990/91 - 1992/93). В чемпионатах СССР провел 226 матчей, забил 69 голов. В 1984 году включен в список "33 лучших" (№ 3). В чемпионатах Греции провел 35 матчей, забил 15 голов.