Газета Спорт-Экспресс № 165 (4445) от 24 июля 2007 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

24 июля 2007

24 июля 2007 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

Джамолидин АБДУЖАПАРОВ: "ФИНИШИРОВАТЬ ПЕРВЫМ НА ЕЛИСЕЙСКИХ ПОЛЯХ - ЭТО ФАНТАСТИКА!"

ДОСЬЕ "СЭ"

Джамолидин АБДУЖАПАРОВ

Родился 28 февраля 1964 года в Ташкенте. Рост - 172 см, боевой вес - 72 кг.

Один из лучших финишеров за всю историю велошоссе.

Чемпион СССР-89 в групповой гонке и гонке-критериуме, третий призер чемпионата СССР-84 в групповой гонке.

Победитель 9 этапов "Тур де Франс", 1 этапа "Джиро д'Италия", 7 этапов "Вуэльты", 5 этапов велогонки Мира, многократный победитель престижных однодневных гонок. Победитель в очковом зачете: "Тур де Франс" (1991, 1993, 1994), "Джиро д'Италия" (1994), "Вуэльта" (1992).

Выступал за профессиональные команды: "Альфа Люм" (1990), "Каррера" (1991 - 1992), "Лямпре" (1993), "Полти" (1994), "Новелли" (1995), "Рефин" (1996), "Лотто" (1997).

Завершил карьеру в конце 1997 г.

24 июля считается Днем рождения велосипедного спорта России. Именно в этот день в 1883 году на Центральном московском ипподроме состоялись первые в нашей стране соревнования велосипедистов, или, как их тогда называли - циклистов. Накануне очередной годовщины этого события президент Федерации велосипедного спорта России Александр Гусятников вручил почетный значок заслуженного мастера спорта знаменитому отечественному велогонщику Джамолидину Абдужапарову.

Абдужапаров - явление в велосипедном спорте уникальное. Девять раз он праздновал успех на этапах "Тур де Франс", однажды на "Джиро д'Италия" и семь раз на испанской "Вуэльте". Такого количества побед на этапах трех знаменитых многодневок нет ни у одного из наших гонщиков. Да что у наших! Мало кто на планете способен сравниться по этим показателям с Абду - именно так называют Абдужапарова в велосипедном мире. За последние четверть века большего числа побед на этапах самых престижных веломногодневок смогли добиться лишь два итальянских суперфинишера: Марио Чиполлини и Алессандро Петакки.

Конечно, до знаменитого бельгийца Эдди Меркса, который более пятидесяти раз побеждал на этапах этих гонок, Джамолидину далеко. А вот, например, семикратный победитель "Тур де Франс" Лэнс Армстронг такой коллекции побед, как у Абдужапарова, не имеет.

-Джамолидин, вам было не обидно выигрывать этапы на "Тур де Франс", "Джиро д'Италия", "Вуэльте" и не иметь высшего спортивного звания нашей страны?

- Тогда я об этом даже не думал - все внимание было сосредоточено на соревнованиях. Позже, когда завершил свои выступления, конечно, очень хотел получить и звание, и значок. Но в те времена, чтобы стать зэ-мэ-эсом, надо было удачно выступать на Олимпийских играх или чемпионатах мира. Считалось, что на "Тур де Франс", "Джиро", "Вуэльте" гоняются профессионалы и только за деньги. Было время, когда наши спортсмены не только не принимали участия в этих стартах, но даже найти информацию о гонках было невозможно. К счастью, теперь в нашей стране знают - победить на этих состязаниях даже более престижно, чем добиться успеха на чемпионатах мира или Олимпиадах. Каждая победа в многодневках поднимает престиж страны и добавляет очки в ее командную копилку. Спасибо Александру Гусятникову - он сумел объяснить это нашим спортивным руководителям.

-И справедливость восстановили - теперь вы заслуженный мастер спорта! Поздравления от "СЭ"! На вашем счету столько блестящих финишей. Какая из побед запомнилась больше всего?

- Мне дороги все мои успехи. Они достигнуты в борьбе с самыми знаменитыми, самыми лучшими гонщиками мира. Ни одна победа не далась легко - всегда была упорная борьба, и все решалось лишь в финишном створе. Но, наверное, самым запоминающимся стал мой первый успех на "Тур де Франс" в 1991 году.

Это был первый этап многодневки - вокруг Лиона. Я тогда только начинал свою профессиональную карьеру. В то время на велотрассах блистали такие великие спортсмены, как американец Грег Лемонд, ирландец Шон Келли, итальянец Клаудио Кьяпуччи, датчанин Рольф Соренсен. Я смотрел на них, как на небожителей. Все внимание прессы было приковано к ним - по мнению журналистов, именно они должны были разыграть финиш на первом этапе. Естественно, на меня внимания никто не обращал. За три километра до финиша все фавориты ехали вместе. Я сидел в конце группы и наблюдал. За 800 метров до финиша вперед пошел Соренсен, за ним Лемонд, еще четыре гонщика. За 400 метров справа поехал Келли. За ним Кьяпуччи зацепился. Я тоже попытался что-то сделать, но не смог - ногу свело судорогой.

-Иногда гонщики в таких ситуациях прокалывают ногу булавкой...

- Не стал этого делать по двум причинам: во-первых, опасно, вдруг булавка будет грязной, во-вторых, боялся, что соперники увидят, и тогда психологическое преимущество будет на их стороне.

С большим трудом заставил себя крутить педали. И за сто метров до финиша всех обогнал! Этот рывок дался мне тяжело - даже ходить не мог. Все поздравляли с победой, кричали, что надо идти на награждение, а я даже шагу не мог сделать - стоял и молчал. Потом кое-как, будто с загипсованной ногой, до награждения все-таки добрался.

На пьедестале почета вместе со мною стояли Келли и Лемонд, и мне было невероятно приятно впервые в жизни смотреть на них сверху вниз. Подумать только - у самого Келли зеленую майку лучшего спринтера отобрал! А вот спускаться потом с верхней ступеньки мне было ужасно - боль отпустила много позже. Пару дней приходил в себя, потом на длиннющем этапе Дижон - Реймс сумел снова финишировать первым. Длина дистанции была почти 290 км, и мы все здорово устали. Когда оставалось совсем немного до финиша, впереди маячила майка немца Олафа Людвига. С ним у меня были особые счеты: именно он обошел меня в групповой гонке на Олимпиаде в Сеуле в 1988 году. На этот раз мне удалось взять реванш! А заодно и опередить Келли на самом финише.

-Еще успешнее для вас сложился "Тур де Франс" 1993 года...

- Да, трижды был лучшим и один раз вторым. Непередаваемые, фантастические ощущения испытывал, когда первым финишировал на Елисейских Полях в Париже на заключительном этапе "Тура". Было такое количество народа, что я даже побаивался за свою жизнь. Но, слава богу, служба безопасности была начеку.

-Раз уж мы заговорили об Олимпийских играх, то расскажите, почему вы, будучи фаворитом, тогда проиграли Людвигу?

- Олаф так же, как и я, был одним из главных претендентов на победу. Считалось, что золотую медаль на финише мы разыграем между собой. Гонка складывалась непросто: мы с Олафом уехали в отрыв, отрабатывали смену за сменой, но нас достали. Потом от нас уехали, теперь уже мы с Людвигом достали лидеров. Олаф ехал справа и вдруг как нажмет на педали! Этот спурт ему удался... В общем, на колесо я сесть не успел. За 700 м до финиша казалось, что серебро мне обеспечено. Но за пятьдесят метров ноги просто встали. А наши... То ли не видели, то ли не были во мне уверены, то ли, наоборот, были слишком уверены. Короче, не помогли. И в результате я остался без медалей.

-Это, наверное, самое обидное поражение в вашей карьере?

- Нет, самое обидное произошло в 1991 году в Сан-Ремо. Уехали в отрыв Кьяпуччи и Соренсен. Начал их догонять, нагнал. После этого просто обязан был выиграть! Но не хватило опыта. Не знал, как лучше их обходить, и в результате проиграл.

-Самые запоминающиеся мгновения в спорте относятся к началу вашей профессиональной карьеры?

- Не все. Есть и более поздние неприятные воспоминания. На чемпионате мира 1994 года, проходившем в Италии, был готов, как никогда, - физически мог выиграть даже в одиночку. Но, когда за девять километров до финиша группа ушла вперед, я совершил тактический просчет и не успел "прицепиться". Как ни пытался догнать, ничего сделать не мог! В конце концов, у меня кончились и силы, и настроение. Влился в основную группу и вместе со всеми доехал дистанцию.

-Что в гонке для спринтера самое главное?

- Не зевать. Как говорят велосипедисты, быть в "толпе", но на идеальной "раздаче". Зевнул, проморгал, все - ты уже не у дел. Чем ближе конец гонки, тем внимательнее надо быть. Нужно обязательно находиться в первых двадцати пяти, даже нет, в первых двадцати, если все идут плотной группой. Если кто-то уехал в отрыв - надо быть в головной группе, иначе не успеешь среагировать. Нет смысла ехать в первой пятерке - умный спринтер должен быть настолько близко, чтобы успеть выйти вперед, и настолько далеко, чтобы сэкономить силы. Шестая, седьмая, восьмая позиции - это идеально. И лишь когда остается совсем немного до финиша, есть смысл переместиться на четвертую - пятую позиции. И уже оттуда высматривать, где и когда сделать финишный спурт.

-По-вашему, какими качествами должен обладать хороший спринтер?

- В любой момент должен быть готов к спурту, к любому толчку, а это тоже нередко бывает, уметь "устоять" и стремительно "переложить" рывок. Хорошо бы еще иметь вспыльчивый и взрывной характер.

-Кто из современных российских гонщиков способен стать вашим преемником?

- В настоящее время никого нет, и даже больше скажу - нет никого, кто мог бы быстро прогрессировать и на кого можно надеяться в ближайшем будущем. Но велосипедный спорт в последние годы становится в России все популярнее, поэтому надеюсь, что через несколько лет такой спортсмен все-таки появится.

-Какой прогноз вы можете дать на исход нынешнего "Тур де Франс"? Ведь именно в этой гонке вы добивались наибольших успехов.

- Микаэлю Расмуссену будет тяжело. Он один. Конечно, ему поможет наш Денис Меньшов, но, думаю, датчанину не сохранить желтую майку лидера до Елисейских Полей. Хотелось бы, чтобы и россияне Владимир Карпец и Владимир Гусев сыграли ведущие роли на заключительных этапах. Вы хотите получить более точный прогноз? Его не будет: предсказывать, как закончится такая великая гонка, как "Тур де Франс", - дело неблагодарное. Даже такой знаменитый гонщик, как бельгиец Эдди Меркс, побеждавший в общем зачете на всех трех супермногодневках, часто ошибался. Давайте просто понаблюдаем за ходом борьбы и пожелаем нашим велосипедистам удачи.

Александр ЛЮБИМОВ