Газета Спорт-Экспресс № 115 (4395) от 25 мая 2007 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1
СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
ХАРАЛЬД "Тони" ШУМАХЕР
ВОСЕМЬ СЛОМАННЫХ ПАЛЬЦЕВ
Окончание. Начало - стр. 9 |
Михаэль ШУМАХЕР ВСЕМ ГОВОРИЛ, ЧТО Я ЕГО ДЯДЯ
-Вы в Германии невероятно популярны. Говорят, когда будущий ас "Формулы-1" Михаэль Шумахер был еще школьником, он убедил своих одноклассников в том, что вы его родственник.
- Он всегда говорил, что я его дядя. Но это, конечно, неправда. Мы не родственники. Но потом познакомились. Вместе гоняли даже на крошечных спортивных машинах. О том, кто был быстрее, можете не спрашивать. И играли в футбол - в традиционных матчах перед гонкой в Хоккенхайме.
-Михаэль на футбольном поле хорош?
- Бегает много, быстро. И действительно может неплохо играть в футбол.
-Вам он голы забивал?
- Никогда. Он всегда был в моей команде.
-А кто из известных "нефутболистов" вам забивал?
- Бывший канцлер Германии Гельмут Коль - с пенальти.
-Неужели не могли отразить?
- Как мог не пропустить мяч, пробитый канцлером?
-Вернемся к вашему однофамильцу...
- Мы довольно часто общаемся. Одно время нередко ездил к нему в Швейцарию, ночевал у него дома. Там есть одна футбольная команда, и я ее как-то тренировал. Михаэль тоже участвовал в занятиях. Потом все вместе ходили ужинать. Михаэль великий спортсмен, но, как мы в таких случаях говорим в Германии, остался стоять ногами на земле. Имеется в виду, что он по-прежнему прост в общении, со всеми приветлив.
-Когда-то прошла информация, что Михаэль Шумахер хотел инвестировать деньги в футбольный клуб "Кельн".
- Идея исходила от Вольфганга Оверата. Но ничего не вышло.
-Вы родились в городе Дюрене. Расскажите о нем.
- Это один из самых древних городов Германии - ему более 2000 лет. В нем когда-то частенько бывал император Карл Великий. В Дюрене большие футбольные традиции - здесь родились будущие игроки "Кельна" и сборной Германии Карл-Хайнц Шнеллингер, Харальд Конопка, Георг Штолленверк. Вообще для нас, дюренских ребят пятидесятых - шестидесятых годов, футбол был шансом подняться по социальной лестнице. Моя семья, например, жила очень бедно - есть мясо мы позволяли себе раз в неделю, я до 18 лет ютился в одной комнатушке с сестренкой. Мама вынуждена была вязать вещи и их продавать, отец был простым рабочим на стройке, трудился с семи утра до шести вечера.
-Неужели в детстве стали заниматься футболом только потому, что хотели выбиться в люди?
- Конечно, нет. Разве шестилетним или десятилетним мальчишкам может прийти такое в голову? Мне, как и многим сверстникам, просто безумно нравилось гонять мяч - бегал и в нападении, и в защите, и в полузащите. Но однажды мама сказала: "Ты должен наконец решить, где будешь играть". Ну я и пошел в ворота - мне в них был как-то уютно. Позже мама еще раз повлияла на мою футбольную судьбу. Меня звали в "Кельн", но она заявила: "Футбол, конечно, дело хорошее. А если, не дай бог, сломаешь ногу, что будешь делать? Тебе нужно получить специальность и только потом полностью посвятить себя футболу". Так что два с половиной года я учился на медника, сдал экзамен и лишь после этого подписал контракт с "Кельном".
-Сколько приблизительно зарабатывает сегодня обычный медник в Германии?
- Около четырех тысяч евро в месяц.
-В футбольных протоколах вы были всегда Харальд Шумахер. Почему все называют вас Тони?
- У меня двойное имя - Харальд Антон. Тони пошло от Антона - моего дедушку так звали. Когда в 1972-м я пришел в "Кельн", у нас уже был один Харальд - защитник Конопка. Чтобы не путать с ним, меня и стали называть Тони. Знаю, поговаривают, будто это имя мне дали в честь Тони Турека - вратаря сборной, ставшей в 1954-м чемпионом мира. Но это не соответствует действительности. С первого дня на двери моей комнаты на базе "Кельна" повесили табличку "Тони", и все болельщики, журналисты сразу стали ко мне так обращаться. Только отец и мать, которая, увы, уже умерла, продолжали называть меня Харальд.
ЗУБЫ ДЛЯ БАТИСТОНА
-Есть несколько вопросов, которые журналист, общаясь с Тони Шумахером, просто не может не задать.
- Валяйте!
-1982 год, чемпионат мира. Нашумевшая игра ФРГ - Австрия, в которой победа вашей сборной с перевесом в один или два мяча устраивала обе команды, выходившие в этом случае из группы. Немцы выиграли - 1:0, Алжир уехал домой. Скажите честно, перед игрой германские и австрийские представители встречались?
- Многие тогда говорили, что мы с австрийцами договорились. Но нашей-то команде в той ситуации нужно было только побеждать. И мы своего добились! Через минут двадцать после начала матча Хрубеш забил. Австрия не должна была проигрывать с разницей больше чем в два мяча. Обе команды сосредоточились на обороне, стали играть осторожно. Причем, как говорится, автоматически. Об этом вовсе не нужно было перед игрой договариваться. Но именно после того матча регламент мировых первенств изменили: решающие встречи в группах стали проводить в одно и то же время. Отвечая же на ваш вопрос, с полной ответственностью заявляю: представители наших сборных перед игрой не встречались и ни о чем не договаривались. Повторяю, все произошло само собой. В конце концов, все умели считать.
-Когда болельщики говорят о Тони Шумахере, непременно вспоминают ваше столкновение в полуфинале чемпионата мира-1982 с Патриком Батистоном, которое чуть было не закончилось для француза трагически - его вынесли с поля с сотрясением мозга и двумя выбитыми зубами...
- Меня все время расспрашивают об этой истории. Прошло 25 лет, а люди все задают вопросы о Патрике Батистоне. Спрашивали бы о том, что происходило в сериях пенальти в 1982-м с Францией или в 1986-м с Мексикой. Но нет, я снова и снова должен вспоминать тот эпизод... Ну, слушайте. Был пас в сторону Батистона, который мчался к моим воротам. Выбегаю навстречу, чтобы первым оказаться у мяча. Француз тоже спешит, хочет меня опередить. Он дотрагивается до мяча, я высоко прыгаю, и мы с треском сталкиваемся. Мяч уходит за пределы поля, судья дает удар от ворот. Не считает, что был фол, не показывает желтую карточку, не дает свободный удар. А Батистон после столкновения лежит, ему плохо. Потом Патрика вынесли с поля. Далее дополнительное время, серия пенальти. Мы победили, я сыграл хорошо. В серии одиннадцатиметровых Сикс и Босси мне не забили. То, что Шумахер отразил пенальти, французов раздосадовало еще больше.
Когда уже уходил с поля, на газон высыпали журналисты. Сегодня это не разрешается. Футболисты должны сперва пойти в раздевалку, привести себя в порядок и только потом выйти к прессе. Но тогда было по-другому. Подходит ко мне журналист и сообщает, что Патрик потерял два зуба. Я тут же выпалил, что оплачу лечение. Поверьте, сказал это совершенно без всякой злости. Видел, как Батистон лежал на траве, как его выносили с поля. Опасался, как бы с ним не произошло чего-нибудь нехорошего. А тут лишь два зуба. Сразу же почувствовал облегчение. Вот такая история.
Через какое-то время поехал к нему в Метц - хотел извиниться, пожать ему руку, сказать, мол, мне очень жаль, что так произошло. А у него был друг - журналист... Когда пришел к Патрику, в комнате собралось 100 журналистов, 10 телевизионных камер, 50 фотографов! В общем, сделали шоу. Я-то ничего не знал и этого не хотел. Но из-за шумихи все выглядело не очень симпатично. Потом мы еще в одной команде играли с Патриком в футбол. В зале.
ПРИГЛАШЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА ИТАЛИИ
-Специалисты полагают, что после той невероятной игры с Францией, которая считается одной из лучших в истории футбола, ваша сборная на финал с итальянцами вышла, не восстановившись физически и психологически. Согласны?
- Да. Судите сами. Жара, тяжелейшая игра, дополнительное время, серия пенальти... Затем еще не могли улететь и два часа сидели с фанами в аэропорту. В гостиницу добрались очень поздно. Отчасти поэтому и вышли на решающий матч недостаточно свежими.
-Правда, что после того проигранного финала вы не пожали руку президенту Италии Алессандро Пертини?
- Не знаю.
-Но я читал об этом в прессе.
- Не верьте всему, что пишут в газетах... Честно говоря, не могу вспомнить, что тогда происходило. Когда после матча шел среди почетных гостей, был не очень сосредоточен. Потом один из сотрудников министерства иностранных дел мне сказал, что я не пожал руку Пертини. А там было человек пятьдесят - президенты, премьеры, деятели ФИФА, УЕФА. Я не всех знал в лицо... Спустя два года мне неожиданно сообщили, что Пертини приглашает в Италию - хочет со мной пообщаться. Поехал. Все было здорово: мы обменялись рукопожатием, побеседовали. Он сказал, что после финала в Испании я не пожал ему руку. Я ответил: "Мне очень жаль, но этого не помню". Смешная история. Если бы ее не было, президент Италии никогда бы меня к себе не пригласил.
-После чемпионата мира 1982 года болельщики долго дулись на Шумахера. Говорят, простили вас по-настоящему лишь в 1984-м, когда вы здорово сыграли в Страсбурге против сборной Франции. Так и есть?
- Тогда впервые выступал во Франции после истории с Батистоном. Хорошо играл, но в концовке мы все же пропустили - 0:1. Патрик, кстати, на поле был. После финального свистка фаны наконец меня простили - стоя, аплодировали на трибунах. Но до игры была катастрофа - из секторов в меня летели яйца и помидоры. Ко всему прочему, за воротами установили виселицу, на которой висел... Тони Шумахер. Моя кукла, разумеется.
500 МАРОК В ГЕТРАХ
-Перед чемпионатом мира-1986 много писали о вашем конфликте с Карлом-Хайнцем Румменигге. Он якобы говорил о кельнской мафии в сборной...
- Румменигге думал, что я хочу получить капитанскую повязку, но это не соответствовало действительности. А вообще мы с ним были в хороших отношениях. Помню, перед каждой игрой с "Баварией" спорили с ним на 500 марок. Условия были такие: если он мне забьет, получит деньги, если нет, на полтысячи стану богаче я. Перед матчами каждый из нас засовывал купюру в 500 марок в гетры, и сразу после финального свистка мы расплачивались. Такое пари заключали, кажется, десять раз, и в девяти случаях я гол не пропустил.
-В 1986-м вы блестяще провели мировой чемпионат и получили "Серебряный мяч", став вторым после Марадоны игроком турнира. Но в проигранном Аргентине финале действовали не лучшим образом. Почему?
- Никто меня не обвинял в поражении. Никто не говорил, что первый гол на моей совести, а остальные два - нет. Я же считал, что по-хорошему надо было все три мяча брать. Почему так случилось? Если бы знал... Возможно, для меня был просто плохой день. Разговоры же о том, что к финалу я психологически устал, не имеют под собой никакой почвы.
БА-БУ-ШКА
-Вернемся в сегодняшний день. Россия попала в непростую отборочную группу Euro-2008. Как вы думаете, сможет наша сборная пробиться на турнир в Австрию и Швейцарию?
- Будет тяжело. Но не забывайте, что в Англии клубы намного сильнее, чем сборная. Может быть, в этом шанс России?
-Какого вы мнения о нашей нынешней сборной? Почему она выступает не так успешно, как некогда команда СССР?
- У вас сейчас не так много игроков, как в прежние годы. Тут все понятно: пространство сузилось, и, повторяю, возможностей найти хороших игроков стало меньше. Вспомните, сколько отличных футболистов раньше давали Украина, Грузия, Белоруссия.
-Можете назвать несколько имен игроков сборной России?
- К сожалению, нет. А вот Блохина, Дасаева, Протасова помню.
-Кстати, что думаете о советском футболе 70 - 80-х годов?
- Тогда ваших футболистов за рубеж не продавали. Сборная на протяжении длительного времени готовилась, по сути, в одном составе. Команда была сыгранна, тактически подготовлена, в ней царил дух коллективизма. Поэтому она и была очень сильна.
-Вы не раз бывали в России. Какой приезд больше всего запомнился?
- В те годы посмотреть у вас, признаюсь, удалось немногое. Все было строго: продолжительный паспортный контроль в аэропорту, сопровождение нашего автобуса специальными машинами... Но даже в такой ситуации нельзя было не заметить, что русские - люди симпатичные, разговорчивые, искренние.
-Сувениры из России привозили?
- Ба-бу-шку (с трудом произносит по-русски).
-Имеете в виду матрешку?
- Вот именно. Она до сих пор стоит у меня дома. Еще купил в Москве часы, а маме - красивое ожерелье.
-Как относитесь к русской водке?
- Я не большой охотник до алкоголя. Правда, после того как в "Шальке" пришел "Газпром", мне иногда приходится пить водку с его представителями. Что делать, теперь это уже часть моей профессии.
50 ТЫСЯЧ ЗРИТЕЛЕЙ НА МАТЧЕ ВТОРОЙ БУНДЕСЛИГИ
-После уверенной победы немецкой сборной в отборочном поединке к Euro-2008 над чехами в Праге эйфория вокруг национальной команды в Германии стала еще больше. Чего ожидаете от выступления бундестим в следующем году в Австрии и Швейцарии?
- Мы сейчас на верном пути, у нас много способных юных игроков. Но это вовсе не гарантия, что выиграем европейское первенство. Считаю, успехом для нас стал бы выход в полуфинал.
-Почему в последние годы в Германии, особенно в сравнении с вашим временем, все меньше игроков мирового класса?
- У нас есть Лам, Подольски, другие таланты. Но для того, чтобы пробиться в число "самых-самых", им нужно время. В футболе невозможно проснуться и сразу стать суперзвездой. Давайте подождем несколько лет. Хотя меня в нашем футболе больше всего беспокоит именно то, что в бундеслиге мало молодых немецких звезд.
-А что больше всего радует?
- Зрители, как и раньше, заполняют стадионы, футбол остается спортом номер один. "Кельн" во второй бундеслиге на десятом месте, но на каждый его домашний матч приходят 50 тысяч зрителей. Потрясающе!
-Можете назвать ваш вариант сборной мира всех времен?
- Очень трудно. Раньше-то было столько великих игроков: Беккенбауэр, Пеле, Мюллер, Линекер, Конти, Бригель, Румменигге, Марадона, Яшин, Блохин...
-Как, на ваш взгляд, будет выглядеть футбол через 50 или 100 лет?
- Скорее всего, точно так же, как сегодня. С каждым годом футболисты играют быстрее, но когда-нибудь прибавлять в скорости станет невозможно. Многое зависит от того, по какому пути пойдет развитие общества, будет ли у людей большое желание смотреть футбол, играть, останется ли у крупных инвесторов интерес вкладывать в нашу игру большие деньги. Очень хотелось бы, чтобы и через сто лет люди гоняли мяч. И не знали никаких войн... Было бы здорово, если бы они сражались только на футбольном поле!
ДОСЬЕ "СЭ" |
Харальд Антон Шумахер
Вратарь.
Родился 6 марта 1954 года в Дюрене.
Выступал за "Кельн" (1972 - 1987), "Шальке" (1987 - 1988), "Фенербахче" (1988 - 1991), "Баварию" (1991 - 1992), дортмундскую "Боруссию" (1995 - 1996).
Тренер вратарей "Боруссии" Д (1996 - 1998), "Байера" (2001 - 2003), главный тренер кельнской "Фортуны" (1998 - 2000). В настоящее время - владелец маркетинговой фирмы в Кельне, сотрудничающей с футбольными клубами "Байер", "Шальке", "Вольфсбург" и "Майнц".
Чемпион Европы (1980), двукратный вице-чемпион мира (1982, 1986), чемпион Германии (1978, 1996), обладатель Кубка страны (1977, 1978, 1983), финалист Кубка УЕФА (1986). Лучший футболист Германии (1984, 1986). Чемпион Турции (1989). 76 матчей за сборную Германии, 464 - в бундеслиге.
Ефим ШАИНСКИЙ |
Кельн |