Газета Спорт-Экспресс № 274 (4253) от 28 ноября 2006 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

28 ноября 2006

28 ноября 2006 | Хоккей

ХОККЕЙ

КУБОК ЕВРОПЕЙСКИХ ЧЕМПИОНОВ

Интервью "СЭ" дал генеральный менеджер шведского "Фэрьестада", который в январе будет первым соперником "Ак Барса" на Кубке европейских чемпионов в Санкт-Петербурге.

Хокан ЛООБ: "ФЭРЬЕСТАД", "АК БАРС" И "ЛУГАНО" - ЭТО "ГРУППА СМЕРТИ"

ДОСЬЕ "СЭ"

Хокан ЛООБ

Родился 3 июля 1960 года в шведском городе Висби.

Крайний нападающий.

Выбран "Калгари" на драфте-1981 в девятом раунде под общим 181-м номером.

Обладатель Кубка Стэнли (1989), олимпийский чемпион (1994), двукратный чемпион мира (1987, 1991). Финалист Кубка Стэнли (1986).

Основатель "Тройного золотого клуба" - для игроков, выигравших Кубок Стэнли, Олимпиаду и чемпионат мира. Сегодня этот клуб насчитывает 18 членов.

Единственный швед в истории, забивший в НХЛ 50 голов за сезон ("Калгари"-1987/88).

Совладелец клубного рекорда "Калгари" по наибольшему числу хет-триков за сезон (пять - в сезоне-87/88).

Первый игрок в клубной истории "Атланты/Калгари Флэймз", выбранный на Матч звезд НХЛ (1988).

В 450 матчах за "Калгари" набрал 429 (193+236) очков.

Выступая за "Калгари", забил пять голов в ворота сборной Канады в предсезонном матче (1983).

Пятикратный чемпион Швеции в составе "Фэрьестада" (1981 - игрок, 1997, 1998, 2002, 2006 - генеральный менеджер).

Четырехкратный лучший бомбардир чемпионата Швеции (1982/83, 1990/91, 1991/92, 1992/93).

Четырехкратный лучший снайпер чемпионата Швеции (1982/83, 1990/91, 1991/92, 1992/93).

Обладатель бомбардирского и снайперского рекордов чемпионатов Швеции (76 очков и 42 гола в сезоне-82/83).

Приз, названный именем Лооба, ежегодно вручается лучшему снайперу шведского первенства.

С 1996 года - генеральный менеджер "Фэрьестада".

Павел СТРИЖЕВСКИЙ

Взгляните на приведенный список достижений этого человека. Неплохо, правда? А теперь позвольте поделиться предысторией этого интервью.

В надежде на 15-минутную беседу со шведской легендой, ваш корреспондент связался с Юргеном Калицки, пресс-атташе "Фэрьестада". В родном клубе Хокан Лооб уже 11-й год работает генеральным менеджером. Калицки меня расстроил: "У мистера Лооба заболела спина, и он уехал на обследование в Стокгольм. Но вашу просьбу я ему передам".

Через час телефон в моей квартире зазвенел частыми трелями международного звонка.

- Чем порадуешь, Юрген? - с тоской поднял я трубку.

- Это не Юрген, это Хокан Лооб. Еду поездом домой из Стокгольма. Вы хотели со мной поговорить?

- Э-э-э... мистер Лооб?! Юрген сказал, что у вас проблемы со спиной. Что-то серьезное? - переборов шок, выпалил я первое, что пришло в голову, одновременно хватаясь за ноутбук со списком уже, к счастью, составленных вопросов.

- Не так уж часто она у меня болит, - рассмеялся Лооб. - Но временами беспокоит. Сейчас вот даже в Стокгольм пришлось съездить на обследование. К счастью, ничего серьезного там нет. Врачи называют это "хоккейной спиной". После того как тебя 15 лет швыряют по площадке, такое бывает у многих...

В течение всего получаса, ушедшего на беседу меня терзал вопрос: найдется ли в России хоть один человек его статуса и славы, который, мучаясь в поезде с больной спиной, за свой счет позвонил бы за границу абсолютно незнакомому журналисту, едва узнав о его просьбе? Какие же мы все-таки разные, черт побери!

ПОБЕДА В ПИТЕРЕ - НАША ВТОРАЯ ЗАДАЧА

-Через полтора месяца вашей команде предстоит визит в Санкт-Петербург и дебют в Кубке европейских чемпионов. Уже поставили своим игрокам задачу выиграть этот турнир?

- Скажу вам так: мы еще перед сезоном провели с командой собрание, чтобы сформулировать три основные цели на сезон. Первая - победить в предсезонном турнире "Нордик Трофи" с участием четырех финских и четырех шведских команд. Ее мы уже выполнили. Вторая - победа в Санкт-Петербурге. Конечно, мы понимаем, что с учетом силы конкурентов это было бы супердостижением как со спортивной точки зрения, так и с точки зрения "пиара". И третья задача - конечно же, отстоять звание чемпионов Швеции.

-Вашим первым соперником в Санкт-Петербурге будет "Ак Барс". Что знаете о российском чемпионе?

- Признаю, что в этом одна из наших проблем: российского чемпионата мы почти не видим и очень мало о нем знаем. Да, время от времени некоторых из игроков будущего соперника можно увидеть в составе сборной России на этапе Евротура, но это и есть вся информация, которой мы располагаем. Разумеется, нам известно, что за Казань играет великолепный форвард Морозов. Он, наверное, рвет на части всю российскую лигу да?

-Можно сказать и так. Во всяком случае, в бомбардирской гонке лидирует уверенно.

- Нисколько не удивлен. По крайней мере теперь мы хорошо знаем, насколько серьезно нужно к такому турниру подготовиться. Этот кубок настолько скоротечен, что проиграть в нем первый матч мы просто не имеем права. Потом, если нам и удастся победить "Ак Барс", то, чтобы обеспечить себе место в финале, нужно выигрывать и вторую игру. И это при том, что наша группа с Казанью и "Лугано", согласитесь, выглядит сильнее другой. Настоящая "группа смерти"!

ШВЕДСКИЙ ЧЕМПИОНАТ - СИЛЬНЕЙШИЙ

-Судя по результатам "Фрелунды" минувшей зимой и ХВ-71 два года назад, перед ними задача победить в Санкт-Петербурге не стояла и близко. И те и другие потерпели на Кубке чемпионов страшные разгромы и заняли последнее место.

- Знаете, иногда в планы команды вмешиваются не зависящие от них факторы. Например, "Фрелунда", насколько я помню, приехала в Питер без шести травмированных игроков основного состава. Вместо них пришлось привозить молодежь, с которой побеждать в турнире команда, конечно же, была не готова. Что случилось в 2005 году с ХВ-71, я не знаю. Наверное, их провал можно отчасти объяснить локаутным сезоном и тем, что в распоряжении соперников были очень сильные исполнители. Но могу рассказать о другом: перед началом этого сезона руководство шведской лиги пригласило нас на совещание, на котором настоятельно попросило отнестись к Кубку чемпионов серьезнейшим образом. Раз уж мы позиционируем собственный чемпионат как один из сильнейших в Европе, если не самый сильный, эти амбиции нужно чем-то подтверждать! Что будут думать о шведской лиге другие, если ее победитель, отправляясь на Кубок чемпионов, каждый год станет там позориться?

-Так справедливо ли, на ваш взгляд, утверждать, что ХВ-71 и "Фрелунда" отнеслись к Кубку чемпионов не так, как следовало, или же причины их провалов в стечении обстоятельств?

- Думаю, свою роль сыграло и то и другое. И еще - отношение к Кубку самой шведской лиги, руководство которой явно не понимало, насколько трудно победить в таком турнире. Для команды, которая отправляется в Питер, не помешало бы еще и разгрузить календарь. Зная, что нам предстоят еврокубковые матчи в четверг и в пятницу, поединок национального чемпионата в предшествующий понедельник или вторник оказывается, как говорится, совершенно "не в кассу". Но деваться некуда: с этого сезона мы перешли на 55-матчевый календарь, и у лиги попросту нет возможности переносить встречи. Остается лишь надеяться, что к началу января наше турнирное положение позволит дать ключевым игрокам передохнуть перед поездкой в Россию.

-Как отреагировала ваша пресса на разгромные питерские поражения прежних шведских чемпионов?

- Реакция была, уж поверьте, крайне жесткой. Газеты постоянно превозносят нашу лигу как одну из сильнейших, и такие оплеухи, согласитесь, выставляют газетчиков вместе с их дифирамбами в довольно нелепом виде. Поэтому и та и другая команды получили по полной программе. Шведские СМИ разорвали их в клочья. И, пожалуй, правильно сделали. Например, ХВ-71 досталось зато, что они поставили в ворота молодого голкипера, что было приравнено к наплевательскому отношению к имиджу шведского хоккея. Со своей стороны, я не могу гарантировать, что "Фэрьестад" выиграет этот Кубок, но могу обещать вам другое: мы приложим для победы все силы и в любом случае уедем из России с чистой совестью.

ЕВРОПЕ НЕ ХВАТАЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ МАТЧЕЙ

-Насколько, на ваш взгляд, этот турнир интересен шведским болельщикам?

- Болельщики той команды, которой предстоит выступать на Кубке, разумеется, заинтересованы чрезвычайно. Но в целом информации о Кубке чемпионов у нас в стране недостаточно. Не так давно ИИХФ провела у нас в стране масштабную презентацию и пресс-конференцию, посвященную этому турниру, но подобные усилия по раскрутке и популяризации должны происходить постоянно. Наши местные карлсбергские газеты уже начали такой "разогрев", но я надеюсь, что в канун Нового года этим займутся и центральные СМИ. К сожалению, до сих пор неизвестно, будут ли питерские матчи транслироваться по шведскому телевидению. В то же время наш внутренний чемпионат удостаивается такого колоссального внимания, что иногда мне даже кажется, что мы слишком замкнуты на самих себе. Думаю, нам в собственных же интересах следует быть более интернациональными. Но подобный интерес не может взяться ниоткуда. Европейскому хоккею действительно сильно не хватает международных турниров. Мы в "Фэрьестаде", например, всегда с удовольствием принимали приглашения на "Кубок Шпенглера" и считали его замечательным турниром. Потому-то мы и выступили с инициативой организовать "Нордик Трофи". И все равно международных матчей нам катастрофически не хватает.

-Как раз на эту тему и хотел с вами поговорить. До вас уже докатились разговоры об объединении сильнейших клубов Европы в общую лигу?

- Да, но пока лишь в виде разговоров. Знаю, насколько уважительно ИИХФ относится к национальным чемпионатам, но почти не сомневаюсь, что в течение ближайших лет на континенте появится та или иная европейская лига, объединяющая клубы всех ведущих хоккейных держав. Мы дошли до той точки, когда всем ведущим первенствам Европы необходимы новые рычаги для развития, новая мотивация. Мы обязаны стать конкурентоспособными на фоне НХЛ, и это, по моему убеждению, единственный способ вдохнуть в европейский хоккей новую жизнь.

-Иными словами, вы согласны, что без единого клубного соревнования, наподобие футбольной Лиги чемпионов или баскетбольного Кубка ULEB, европейский хоккей в лучшем случае обречен на стагнацию?

- Да. Однако нужно понимать, что при нынешнем 55-матчевом календаре у нас практически не остается дней, в которые можно уместить поединки европейской лиги. Футболу в этом смысле гораздо проще: командам не приходится играть столько матчей. Тем не менее мы в "Фэрьестаде" готовы к любым диалогам на тему европейской лиги, поскольку понимаем, что обязаны выходить на более широкий рынок.

ЕДИНСТВЕННЫЙ ШВЕД С 50 ГОЛАМИ ЗА СЕЗОН

-Хотел бы поговорить и о вашей собственной игровой карьере, во многом беспрецедентной. Правда ли, что после шести энхаэловских сезонов вы, находясь на самом пике карьеры, попросили руководство "Калгари" отпустить вас на родину?

- Правда. Еще в августе 1988-го я решил, что предстоящий сезон будет для меня последним, о чем я честно и сообщил руководству "Флэймз" в начале чемпионата. Чем такой шаг был продиктован? Исключительно семейными причинами: дети приближались к школьному возрасту, и я очень хотел, чтобы в школу они пошли именно на родине.

-Чтобы сохранить в них шведские корни?

- Да. Просто настал в жизни такой момент, когда семья стала для меня важнее карьеры. Конечно, можно удивляться, с какого рожна я в свои тогдашние 29 лет, выиграв Кубок Стэнли, а сезоном ранее забив 50 голов, оборвал такую успешную карьеру за океаном. Но я из-за принятого решения никогда не терзался и терзаться не собираюсь.

-На ваше счастье, в том сезоне "Калгари" был великолепен, и в своем последнем энхаэловском матче 25 мая 1989 года вы подняли над головой Кубок Стэнли. А вот не выиграй "Флэймз" в том сезоне Кубок - все равно уехали бы на родину?

- А вот это совсем не факт. Не уверен, что хватило бы решимости уехать. Знаю, что та победа стала решающим фактором. Сказал себе: все, вот теперь точно можно ехать домой.

Я провел в НХЛ шесть замечательных лет, выиграл Кубок Стэнли, и теперь задним числом понимаю, что именно та победа позволила мне не изменить решение, принятое еще в предыдущем августе.

-Вы по сей день остаетесь единственным шведом в истории, кому удалось забить 50 голов за сезон в НХЛ...

- (Перебивая.) И, безусловно, сделал это в самое подходящее время. За последние 10-12 лет мастерство хоккеистов в обороне выросло настолько, что добиться такого результата стало несоизмеримо сложнее.

-И все же вы не опасаетесь, что с либерализацией заокеанских правил в угоду нападающим вас с этого пьедестала кто-нибудь подвинет?

- Что вы! Я не только не опасаюсь - наоборот, надеюсь, что кому-нибудь из наших ребят это удастся. Какой роскошной рекламой всему шведскому хоккею стало бы такое событие! Ведь я уже почти 20 лет торчу на своем 50-голевом пьедестале один-одинешенек (смеется). Пора бы уже кому-нибудь ко мне присоединиться.

-В том сезоне вы со своими 50 шайбами не стали даже лучшим снайпером собственной команды - уступили на гол Джо Нуиндайку. То, что вы в какой-то степени находились в тени его величия, облегчало жизнь?

- Безусловно. Быть одним из лидеров великой команды намного проще, чем ее единственной звездой. Конечно, когда я вплотную приблизился к своей полсотне, оставаться незаметным уже не получалось, поскольку все заговорили о том, что я могу стать первым шведом, достигшим рубежа в 50 голов. Да и шведские СМИ, разумеется, не обошли этот факт стороной.

-И, наверное, не забывают по сей день?

- (Смеется.) Не без этого.

ЧТО ВЫТВОРЯЛ КРУТОВ!

-Кубок Стэнли, Олимпиада, два чемпионата мира, золото шведского чемпионата плюс еще четыре - в роли генерального менеджера... Какая победа принесла больше всего радости?

- След в душе оставляет любая серьезная победа. Здорово было выиграть Олимпиаду, поскольку до Лиллехаммера наша сборная никогда даже не приближалась к такому успеху. И все же Кубок Стэнли, за который нам пришлось драться целый год, стоит особняком. Это было потрясающе.

-Гол Сандстрема с вашей немыслимой передачи в матче венского ЧМ-87 против сборной СССР, который принес "Тре Крунур" ничью в матче и золотые медали в чемпионате, насколько я знаю, до сих пор показывают по шведскому телевидению. Это самый красивый гол с вашим участием?

- Тот гол был не только красив, но и невероятно важен, потому его до сих пор и крутят по ТВ. Именно из-за сочетания этих двух факторов - красоты и его необходимости - я считаю ту шайбу одной из важнейших в истории шведского хоккея.

-На российском телевидении этот гол, как вы понимаете, не слишком популярен...

- (Хохочет.) Догадываюсь...

-...Но той комбинацией ваше звено облапошило легендарную, непобедимую первую пятерку сборной СССР как детей. Видя, как Сандстрем забивает в пустые ворота, Касатонов в ужасе схватился за голову, а Белошейкин от отчаяния отбросил клюшку с крагами. Вас не удивила такая реакция обычно невозмутимых советских суперзвезд?

- Они понимали, что их ждут крупные неприятности. Нам оставался матч с Канадой, которая уже ни на что не претендовала, и русские знали, что мы способны забить канадцам столько шайб, сколько потребуется для нужной разницы. Да, мы разгромили Канаду - 9:0 и в итоге выиграли тот чемпионат мира, но я абсолютно искренне готов признать, что самый мощный хоккей на том первенстве показала именно сборная СССР. Это было что-то невероятное. То, что вытворял тогда Крутов, вообще не поддается осмыслению. До матча с нами русская команда не потеряла ни единого очка, и я представляю, как им было обидно уезжать домой без золота, не проиграв ни одного матча.

-При весьма скудных клубных успехах, шведская сборная за последний год собрала у себя все мировое хоккейное золото. Наши клубы выиграли абсолютно все европейские турниры, в то время как сборная России не побеждала на крупных соревнованиях уже 13 лет. Чем, по-вашему, объясняется этот феномен?

- Предложу вам такое объяснение: Швеция располагает большим количеством игроков в НХЛ, которые не только хороши индивидуально, но и не отвыкли от того командного хоккея, который всегда приносил нашей сборной успех. Нашим звездам не приходится менять свой стиль игры, и когда они приезжают выступать за сборную, скажем, на Олимпиаде, то идеально вписываются в национальную команду с первого же матча. А теперь посмотрите на российские сборные: все приезжающие в нее энхаэловцы обладают бесподобным индивидуальным мастерством, но им, для того чтобы проникнуться командным духом и командной игрой, требуется гораздо больше времени. И в этом, на мой взгляд, разница между шведской и российской сборными. За последние годы русский хоккей вообще преобразовался из командной игры, которой всегда были сильны советские сборные, в шоу индивидуального мастерства. А на международных турнирах, где все зависит от командных усилий, шоумэнство не помогает.

КОГДА-НИБУДЬ ВСЕ-ТАКИ ВЕРНУСЬ В НХЛ

-О чем сейчас больше всего жалеете?

- Ни о чем. Моя карьера, чего уж скромничать, сложилась очень удачно. Конечно, я бы мог, как мы уже говорили, провести еще несколько неплохих сезонов в НХЛ, но вся моя жизнь в гораздо большей степени была связана со спортом, чем с деньгами. Так уж сложилось, что именно после моего отъезда зарплаты игроков НХЛ рванули куда-то в сторону космоса и, если смотреть на все с позиции выгоды, мне бы стоило задержаться за океаном еще лет на пять. Но тогда это был бы не я. Подобные мотивы не в моем характере.

-То есть, думая об отъезде в Швецию, вы понимали, что на безбедную старость заработать не успели?

- Конечно. Отдавал себе в этом отчет с того самого дня, когда впервые задумался о возвращении. Вариант вернуться в Швецию и сидеть там без дела я даже не рассматривал. К счастью, уже в том возрасте я понимал, что хочу навсегда связать свою жизнь с хоккеем, и потому сразу обговорил с "Фэрьестадом" возможность остаться в клубе после завершения карьеры. И сегодня я абсолютно счастлив, что все сложилось именно так.

-Будь у вас возможность вернуться на четверть века назад, сделали бы что-нибудь по-другому?

- Начни я жить заново - и мне оставалось бы лишь мечтать о той карьере, которая мне удалась. Единственное, о чем я могу мечтать теперь - это когда-нибудь вернуться в НХЛ, но уже в иной роли. Похожей на ту, которую играю сейчас в "Фэрьестаде".

-Петер Форсберг и Маркус Нэслунд называют вас своим кумиром. Что вы почувствовали, когда узнали об этом?

- Когда такой человек, как Форсберг, которого я сам считаю одним из величайших игроков всех времен, называет тебя своим кумиром - это, конечно же, согревает душу. Просто когда этим ребятам было по 14 - 15 лет, я как раз был на пике карьеры, и вполне естественно, что мои успехи запали им в память.