Газета Спорт-Экспресс № 171 (4150) от 29 июля 2006 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 2
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ |
РОЗОВ "УКРАЛ" У ФРАНЦУЗОВ ГОРУ
У российских бэйсеров появилась в Альпах "своя" гора. Валерий Розов в рамках "Русского экстремального проекта" первым в истории совершил прыжок с Гран Жорасс (4200 м). Вернувшись из Франции, он дал интервью корреспонденту "СЭ".
-Что это за гора такая в самом центре Европы, которую до сих пор не могли покорить бэйсеры?
- Гран Жорасс - один из наиболее известных и сложных альпийских пиков в районе Монблана. Там нет простых маршрутов. У горы три явно выраженные вершины, и мы шли на среднюю, которая называется Кро.
-До вас с этой горы никто не прыгал, и местные альпинисты, как я слышала, считали, что у вас ничего не получится.
- Гран Жорасс расположена в центре мирового альпинизма, в этом районе многие восходители прыгают бэйс и прекрасно знают окрестные горы. Прыгнуть с этой вершины у них под носом было особенно приятно.
-Говорят, на Гран Жорасс очень трудно найти exit point, то есть место, откуда можно прыгнуть сравнительно безопасно?
- Exit point мы нашли благодаря известному итальянскому альпинисту Бубу. Он рассказал мне о своем новом маршруте, верхняя часть которого сильно нависает, а под ней очень маленький вертикальный участок - максимум 230 - 250 метров.
-Что это значит с точки зрения бэйсера?
- Если общий перепад высоты моего прыжка - 1200 метров и всего 200 из них - вертикальные, то у меня абсолютно нет права на ошибку. Я прыгал в wing suite - костюме "крыло", мне нужно было успеть разогнаться и уйти от горы. К тому же сектор прыжка был очень узкий, нельзя отклониться ни влево, ни вправо, такой узенький вертикальный коридорчик, в который надо прыгать. Он плохо виден со стороны, его непросто найти, поэтому Гран Жорасс и оказалась "неопрыганной". Прыгнуть же с нее в wing suite - особая фишка.
-Получается, в костюме "крыло" прыгать сложнее, чем просто с парашютом бэйс ?
- С парашютом можно прыгнуть и с 80 - 100-метровой высоты. Совершая же прыжок в wing suite, ты показываешь, что гора не просто прыжковая, а полноценно прыжковая.
-Долго поднимались к месту старта?
- Наверх мы, а вместе со мной к месту прыжка лезли Денис Провалов, Дмитрий Лифанов и Максим Маланчук, шли четыре дня, спускались два с половиной.
-Что-то долго.
- Это потому, что тащили много груза: платформу как дополнительную возможность для прыжка, еду, альпснаряжение, парашют. Маршрут до точки отрыва оказался длиннее и сложнее, чем мы ожидали, да еще и небезопасным. Из-за стоящей в Европе жары ночью даже в Альпах была плюсовая температура, все таяло, сыпалось очень много камней. Сам exit оказался достаточно нормальным. Видимо, до нас никто просто не удосужился его проверить. Я сразу понял, что прыгну. Немножко смущала малая высота вертикальной части, она позволяет улететь, но, как я уже говорил, не оставляет права на ошибку.
-Как вы с этим справились?
- Собрался, толкнулся очень правильно и мощно - и полетел. Шучу. Нормально отделился. Летел как обычно. Был один нюанс. Внизу подо мной находился растаявший ледник с множеством трещин. Мне необходимо было его перелететь. Поскольку никто меня внизу не встречал, приземлиться на леднике среди трещин не хотелось, так как непонятно было, как оттуда выбираться. Слава богу, мне удалось перелететь ледник, и я приземлился недалеко от альпинистской хижины, откуда мой полет наблюдали в подзорную трубу.
-Сколько длился свободный полет?
- По расстоянию - два километра. Прыгал с высоты 3800 метров, общий перепад высоты полета - 1200 - 1300 метров. В свободном падении находился 50 секунд.
-Ваш прыжок, говорят, потряс местную публику.
- Шамони - единственное место в Европе, где все болеют альпинизмом. Местные журналисты сразу начали названивать своим знакомым бэйсерам: кто это, мол, там такой отважный? Те говорят: русские. Меня нашли, взяли интервью для газеты, телевидения. Возбужденно все это они воспринимали. У них там много прыгающих альпинистов, однако первым с Гран Жорасс прыгнул русский. Получается, мы у них из-под носа "украли" гору.
-То, что вы первым совершили прыжок с этой горы, было как-то отмечено?
- Официально - нет, а в нашей тусовке - еще как!
-Ваша компания лезла на гору четыре дня, а потом вы - хоп! - и менее чем через минуту были уже внизу. Те, кто остался на горе, вам не завидовали? Им ведь больше двух дней пришлось спускаться.
- У меня это была уже четвертая совместная экспедиция, и ни разу ни один человек мне не позавидовал. Наблюдают с интересом, а присоединиться не горят желанием.
-А если бы попросили? Дали бы костюмчик полетать?
- В Шамони уже выросло целое поколение альпинистов, которые прыгают бэйс со скал. У нас же пока к этому не пришли, горы и бэйс в России существуют отдельно друг от друга.
-Ваша экспедиция закончилась на ура. Кому скажете спасибо за это?
- Конечно, тем, кто был со мной на горе: Денису Провалову, Дмитрию Лифанову и Максиму Маланчуку. Выражаю им искреннюю благодарность за огромную работу, проделанную в кратчайшие сроки, за веру в успех, за то, что помогли мне реализовать эту идею.
Елена РЕРИХ