Газета Спорт-Экспресс № 161 (4140) от 18 июля 2006 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 2

18 июля 2006

18 июля 2006 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. Одиннадцатый этап. ГРАН-ПРИ ФРАНЦИИ

АЛОНСО ВЗЯЛ ВО ФРАНЦИИ МАКСИМУМ

"Гран-при Франции" завершился победой Михаэля Шумахера, который сократил свое отставание от лидера чемпионата Фернандо Алонсо до 17 очков. Разобраться в нюансах уик-энда читателям "СЭ" по традиции помогает тест-пилот команды "Формулы-1" MF1 Racing Роман Русинов.

ФОРМУЛА-1 С Романом РУСИНОВЫМ

-Роман, мне кажется, что гораздо больше "Гран-при Франции" болельщиков взволновал переход в NASCAR колумбийского пилота "Макларена" Хуана Пабло Монтойи. Как можно так радикально поменять класс гонок? Ведь "формула" и "кузов" - все-таки совершенно разные вещи.

- С одной стороны, да, а с другой - хорошему пилоту в принципе все равно, какой машиной управлять. Четыре колеса и руль - это самое главное.

-Вы ведь сами гонялись в "гранд-туризме".

- И, кстати, прямо перед тестами в "Формуле-1". Я провел два года в кузовном чемпионате Le Mans Endurance и на тех тестах опередил-таки своего соперника, который год ездил в автомобиле "Формулы-1" "Минарди".

Что же касается Хуана Пабло, то никто из нас не знает и, весьма вероятно, не узнает всех деталей этого перехода. Думаю, раз он пошел на такой решительный шаг, то это было необходимо и его выбор - правильный. В конце концов в Америке автогонки очень популярны, a NASCAR - один из самых рейтинговых там чемпионатов. Он собирает на трибунах народа не меньше, а то и больше, чем "формульные" серии IndyCar и ChampCar.

Уже несколько месяцев было непонятно, что ждет Монтойю в будущем году. Эта неопределенность могла слишком затянуться, и поэтому, на мой взгляд, Хуан Пабло поступил верно, уйдя из чемпионата "Формулы-1" сразу же после получения отличного предложения от хорошей команды в другом классе.

-Карьера гонщика - это своего рода коммерция, и затягивать с выбором подчас невыгодно.

- Конечно. К тому же Монтойя всегда может вернуться. Возьмите Жака Вильнева. Он ведь не перешел в другой класс, как Монтойя, а вообще сделал двухгодичный перерыв в карьере. Казалось бы, его должны были забыть, ан, нет, отличных гонщиков не забывают. И никаким негативным образом этот перерыв на профессионализме Жака не сказался. Если ты умеешь ездить, то ты умеешь ездить и никто и ничто это у тебя не отнимет. Вильнев вновь сел в "Формулу-1" и, возможно, не на втором круге, а на 35-м показал нужное время.

-Монтойе еще и психологически проще. Он ведь уже гонялся в Америке и добился там немалых успехов. А для большинства пилотов, выступающих сейчас в "Формуле-1", на ней, как говорится, свет клином сошелся.

- Верно, Монтойя в этом смысле выгодно отличается от многих. Он выступал в разных чемпионатах и прекрасно знает, чего стоит.

-А последние года полтора, в течение которых колумбийцу не удавалось проявить себя в "Формуле-1" во всем блеске, не подмочили его репутацию?

- Хуан Пабло ценен для любой гоночной серии, потому что может в одиночку устроить на трассе настоящий спектакль. А автоспорт - это в первую очередь шоу для зрителей. Вот мы сейчас обсуждаем, как аукнется Монтойе уход из "Больших призов". Я же думаю, что это в первую очередь большая потеря для самой "Формулы-1".

-А может, этот переход - стратегический? Ведь колумбиец объявил о нем сразу после этапа в Индианаполисе, который с точки зрения посещаемости стал для "Формулы-1" провальным.

- И ушел именно в американский чемпионат... Возможно, ваша гипотеза верна. Все-таки просто так "Формулу-1" действительно не бросают. Это же одна из вершин автоспорта. Очень редко бывает и так, что гонщик покидает чемпионат посередине сезона. А если принять во внимание, что это чемпионат "Формулы-1" и выступал Хуан Пабло за такую легендарную команду как "Макларен", то случай с Монтойей просто уникальный.

-Не случайно сейчас о Монтойе и "Макларене" говорят больше, чем о "Рено", "Феррари", Алонсо и Шумахере. Вот и мы с вами, кстати, сколько уже обсуждаем эту тему! И никак не можем переключиться на гонку во Франции, которая получилась весьма интересной.

- Совершенно с вами согласен. Прежде всего хочу отметить, что Михаэль Шумахер всегда хорошо выступает в Маньи-Куре. Достаточно сказать, что он приехал туда с семью победами на этом этапе в своем активе. Полагаю, в немалой степени этому способствовало то, что его "Феррари" первой разработала и стала применять во Франции оказавшуюся очень успешной стратегию трех пит-стопов. Которую позже взяли на вооружение все остальные.

-Не считаете, что в связи с этим у "Феррари" изначально было психологическое преимущество?

- Во всяком случае, именно ее пилоты задавали тон в гонке. Алонсо, ставший 3-м в квалификации, прекрасно понимал: чтобы выиграть, ему необходимо атаковать в самом начале. Потому что во второй половине гонки разрывы увеличиваются, а в первой ты можешь приглядеться к стратегии соперников и в случае необходимости как-то подкорректировать свою, что, кстати, и сделала "Рено".

На первых кругах Фернандо был очень активен, подчас ехал в весьма агрессивном стиле с блокировкой колес. Повторяю: шанс финишировать раньше всех он мог получить только в дебюте гонки, однако сделать это лидеру чемпионата не удалось. Потому что Масса, защищая интересы своего напарника Шумахера и "Феррари", блестяще сдержал Алонсо. В итоге победил Михаэль и еще немного приблизился к Фернандо в общем зачете чемпионата. Правда, Алонсо тоже выжал из воскресной гонки максимум: финишировав вторым, он позволил Шумахеру отыграть у себя всего два очка. Поэтому, несмотря на уверенный выигрыш семикратным чемпионом мира "Гран-при Франции", главным фаворитом сезона по-прежнему остается Алонсо.

-А почему, на ваш взгляд, Алонсо так и не смог обойти Массу на трассе? Ведь атаковал же.

- А в Маньи-Куре очень сложно обгонять. Вспомните, по ходу гонки мы видели, кажется, всего пару обгонов - не больше.

-Как же так? Ведь это свободная трасса с широким полотном.

Конфигурация такая. Прямые и повороты там средней длины, и все медленные повороты идут сразу после быстрых. Сама по себе трасса интересная - с быстрыми "змейками", но обгоны затруднены. Есть там два медленных поворота перед стартовой прямой - для меня это самое неприятное место. В этих поворотах ты убиваешь весь темп. Весь круг едешь быстро и ритмично, а в концовке тебя ожидает такое... Даже маленький и крутой поворот "Аделаида" не идет с ними ни в какое сравнение: в нем нет кочек, и машина проходит его как влитая. А на этой финишной связке "Шато д'О" кочки и, как мне кажется, неправильный наклон. Обгонять там можно, но очень опасно.

-Говорят, что асфальтовое покрытие в Маньи-Куре тоже весьма специфично.

- Это точно. Утром вы можете сделать одни настройки, а вечером они вам уже не подходят. На покрытие очень влияют перепады температуры и давления. Хотя сам по себе асфальт хороший, ровный.

-Вы упомянули о том, что "Рено" по ходу гонки сменила стратегию.

- Выиграть у Шумахера в воскресенье было нереально, но, перестроившись стратегически, "Рено" сумела обойти Массу и вывести Алонсо на второе место. Причем сделала это мастерски. В начале гонки было видно, что все пойдут на три пит-стопа, однако позже некоторые команды, в том числе и "Рено", отказались от этого намерения. Когда стало ясно, что Алонсо не удается обойти упрямого Массу на трассе, руководство команды решило попытаться добиться этого с помощью изменения количества пит-стопов. И все получилось!

-На мой взгляд, решающую роль в победе "Феррари" сыграла квалификация, по итогам которой Шумахер и Масса заняли первую линию стартового поля и получили возможность контролировать ход "Гран-при".

- Несомненно. И все равно эту гонку нельзя назвать для "Рено" потерянной. Очки за второе место еще больше приблизили команду к главной цели. Ну не выиграли французы этот этап - постараются выиграть следующий. Разумеется, им очень хотелось блеснуть у себя дома, но в данный момент "Рено" все-таки больше сконцентрирована на общей победе в чемпионате, чем на локальных успехах.

-Традиционно считается, что в жарком Маньи-Куре резина "Мишлена" более эффективна, чем резина "Бриджстоуна", но на сей раз все было наоборот.

- Нам трудно судить о том, как работали покрышки. К тому же "Бриджстоун" постоянно совершенствует свою продукцию, и во Франции японцы сработали очень хорошо, что также способствовало победе Михаэля Шумахера.

- Что, кроме тактической борьбы за второе место, привлекло ваше внимание в воскресной гонке?

- Очень интересное противостояние Педро Де Ла Росы и Марка Уэббера. В свое время они ездили в одной команде и уже тогда отчаянно соперничали. С тех пор их отношение друг к другу не изменилось, и, выступая за разные команды, они при первой же возможности устраивают бескомпромиссную дуэль. Было видно, что "Макларен" Де Ла Росы гораздо быстрее "Уильямса" Уэббера, однако из-за проблем с обгонами в Маньи-Куре испанцу было сложно пробиться вперед.

-А может, ему просто трудно столь внезапно включиться в чемпионат?

- Если это и стало для Де Ла Росы неожиданностью, то никаких трудностей он все равно не должен испытывать. Ведь он едет на машине, которую, будучи не первый год тест-пилотом, знает досконально.

-Не скажется ли замена напарника на Райкконене?

- Вряд ли. Он прекрасно знает и колумбийца, и испанца, знает, чего от них можно ожидать. Не думаю, что Райкконен как-то негативно отреагирует на замену. Каждый пилот в первую очередь борется сам с собой, а уже потом с соперниками.

-Традиционный вопрос: как оцените выступление своей команды "Мидлэнд"?

- 15-е место в квалификации Кристиана Альберса и 18-е Тьяго Монтейро в очередной раз доказали прогресс команды. Я уже неоднократно отмечал, что "Мидлэнд" постоянно прибавляет, и это самое главное. Что же касается гонки, то из-за технической проблемы Тьяго в одном из поворотов взлетел на поребрики, повредил машину и сошел. У Альберса же на протяжении почти всей гонки барахлила коробка передач, что не позволило ему показать свою скорость.

-И последний вопрос: изменилась ли в связи с победой Шумахера общая ситуация в чемпионате?

- Нет. А если она и будет меняться, то незначительно. По сути, все уже расставлены по своим местам.

-Но что-то все-таки может перетряхнуть ряды лидеров?

- Неожиданные неудачи "Рено" - я имею в виду сходы - и успехи "Феррари". Только в этом случае Шумахер имеет шанс настигнуть Алонсо. Но при нынешней надежности "Рено" и расчетливости Алонсо трудно рассчитывать на то, что "Феррари" и Шумахер подберутся к ним на расстояние атаки. Ведь даже если Михаэль продолжит выигрывать, никто не помешает Алонсо занимать вторые места и продвигаться к своему второму чемпионскому титулу Хотя, конечно же, очень хотелось бы увидеть настоящую схватку между немцем и испанцем.

Лина ХОЛИНА