Газета Спорт-Экспресс № 139 (4118) от 22 июня 2006 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

23 июня 2006

23 июня 2006 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧМ-2006

Группа Е

Матч № 41. Сегодня - ЧЕХИЯ - ИТАЛИЯ

В преддверии решающих матчей в группе Е специальный корреспондент "СЭ" побывал на базе сборной Чехии в Вестербурге.

БУДЬ ВО ГЛАВЕ ЧЕХОВ ЯРЦЕВ, НЕДВЕДА УЖЕ ОТЧИСЛИЛИ БЫ

Игорь РАБИНЕР

из Вестербурга

Зеленый брезент шатало от порывов ветра так, что, казалось, он вот-вот сорвется и накроет репортеров и жаждущих автографов детишек. При этом особой непогоды вчера в часе езды от Кельна, где квартирует сборная Чехии, не наблюдалось. Оставалось предположить одно: чехи, проигравшие Гане, бегают на занятии настолько усердно, что вызывают ветер сами.

Проверить, так это или нет, было невозможно: тренировка команды Карела Брюкнера оказалась закрытой. Но журналисты-то чешские, как, впрочем, и любые наши коллеги, - люди вполне открытые! И они рассказали мне, что творилось в сборной после того, как она была поставлена африканцами на колени.

Для начала всех удивил Павел Недвед. В смешанной зоне "Кельнштадиона" после встречи с Ганой знаменитый игрок "Ювентуса" был настроен крайне пессимистично: сказал, что ситуация стала для его команды очень плохой, и, более того, он не верит в то, что она улучшится. Потом, правда, расшифровал свою мысль: без обоих ведущих нападающих добиваться каких-либо целей невозможно, а тут еще и третий - Локвенц - выбыл из-за дисквалификации. Еще один тезис Недведа - тактика длинных передач на "столба", по которой чехи играли постоянно, в отсутствие Коллера и Локвенца становится бесполезной, а по другой команда играть не приучена.

Горькие высказывания лидера сборной Чехии можно было списать на послематчевые эмоции. Но на следующий день он очень кратко пообщался с репортерами в микст-зоне чешской базы и от идей своих отказываться не стал.

Припоминаете кое-что подобное, уважаемые читатели? Очень похожие вещи - особенно о неверии в счастливые перспективы - сказал после стартового матча Euro-2004 против испанцев Александр Мостовой, а на следующий день его слова процитировала испанская газета Маrса. Главный тренер сборной России Георгий Ярцев даже не захотел разбираться, говорил ли опытнейший игрок что-то подобное или нет, связываться через помощников с редакцией этой газеты тоже не стал. Он просто взял и выгнал Мостового из команды. И полузащитник закончил карьеру.

РЕВОЛЮЦИОНЕР ПОБОРСКИ

Недвед карьеру заканчивать не собирается. И вряд ли знает, как ему повезло, что главным тренером сборной Чехии является не Ярцев, а Брюкнер...

Высказывания Недведа тот комментировать не захотел. Более того, 66-летнего тренера не слишком настойчиво об этом и спрашивали, зная его характер. По словам чехов, Брюкнер наверняка сказал бы что-то вроде: "Да я не верю, что Павел что-то подобное мог сказать! Это все выдумки". Причем он назвал бы это выдумками даже в том случае, если бы ему предъявили диктофонную запись. Отношения с футболистами для Брюкнера всегда были приоритетом, и ради них он стерпит самое острое высказывание.

А вот с журналистами у тренера отношения складываются далеко не всегда. По той простой причине, что от интервью он при малейшей возможности уклоняется. Вот характерный пример. На следующий день после матча с Ганой на базе должна была состояться пресс-конференция Брюкнера, но в какой-то момент к репортерам вышел пресс-атташе и сказал, что вместо него с прессой пообщается второй тренер Мирослав Беранек.

И тут чехи повели себя куда решительнее, чем привыкли поступать их российские коллеги. Сколько раз, допустим, за Олега Романцева приходилось отдуваться Михаилу Гершковичу! А чехи немедленно заявили пресс-атташе, что мнение Беранека им неинтересно, и если на встречу придет все-таки он, журналисты ее саботируют - причем все без исключения. Пресс-атташе удалился посовещаться, и в конце концов Брюкнер к репортерам вышел.

Впрочем, автору этих строк Брюкнер букой не показался. Может, он и не был в своих ответах особенно конкретен и откровенен, но не объявлял, когда ему что-то не нравилось: "Следующий вопрос!" - и не порывался уйти восвояси после первых же двух-трех ответов. Так что чехам просто не с чем сравнивать.

Обставлено, кстати, все было типично по-чешски. Брюкнер восседал за столом, и прямо перед ним стояла банка пива "Гамбринус" с его собственными именем и фамилией: Karel Bruckner. Вот только банка осталась непочатой.

А вот еще интересная история. Один из самых опытных чешских игроков, Карел Поборски, играет сейчас во втором дивизионе Чехии - за клуб из своего родного Ческе-Будеевице, где он родился и где у него дом. А все потому, что разругался с президентом пражской "Спарты". И знаете, на какой предмет? Поборски выразил недоверие главному тренеру "Спарты", нашему старому динамовскому знакомцу Ярославу Гжебику!

Один из моих собеседников сообщил, что дружит с Властимилом Петржелой. От него коллега и узнал, что "Зенит" претендовал на Томаша Росицки. Но, при всем уважении к питерскому клубу, мы сошлись с чехом во мнении: если у человека есть выбор между "Арсеналом" (не тульским и не киевским) и "Зенитом", нормальный футболист может принять только одно решение.

Конечно, пойти в "Зенит"!..

РОЗЕГНАЛ МОЖЕТ ПЕРЕЙТИ В "СПАРТАК"?

Брюкнеру недоверия никто выражать не собирается. Тем не менее контракт у него после ЧМ-2006 заканчивается. Потому и спросили его насчет Земана, потому и ответил он, что не только этот "чешский итальянец", но и многие другие возжелают претендовать на это место. Умолчал Брюкнер только об одном, о чем, впрочем, говорили мне все журналисты: что сам на пенсию уходить не собирается и очень хотел бы остаться во главе сборной. Но вот это уже, вероятно, зависит как раз от результата сегодняшнего "матча смерти".

Коллер в нем не сможет участвовать точно. Барош - под вопросом, но даже если он и выйдет на поле, то после месяца вне футбола ждать от него чего-то сверхъестественного вряд ли приходится. Без Локвенца у Брюкнера нет и резерва: Хайнц, Сьонко и Штайнер, по общему мнению журналистов, - игроки гораздо более скромного уровня. Ожидать, что кто-либо из них станет героем матча против Италии, довольно наивно. Хотя вот, помнится, на Euro-2004 Хайнц выглядел очень даже неплохо...

Претензий к тренеру, что он не взял кого-то из толковых форвардов, никто из репортеров не адресует. По их словам, в сборной все сильнейшие игроки атаки. Больше брать некого.

Тем не менее Брюкнер и вся сборная Чехии из-за потерь оказались в ситуации поистине патовой. И как из нее выбираться, пока никто не понимает. "Нападающих перестреляли, как немцев под Сталинградом", - невесело пошутил один из чешских журналистов, решив использовать понятную россиянину метафору. Впрочем, и без нее тяжесть положения чехов очевидна.

Сразу после тренировки мне удалось пообщаться с "оставшимся в живых" основным центральным защитником чехов Давидом Розегналом. Футболист "ПСЖ", говорящий по-английски, был тем более интересен российскому читателю, что им не так давно (а вполне вероятно, что и сейчас) интересовался "Спартак", и, кроме того, во встрече с Италией ему предстоит составить пару игроков центра oбopoны с кем-то из красно-белых - Йиранеком или Ковачем.

-Как сами чувствуете, кто из них двоих составит вам пару? - спросил я Розегнала.

- Пока твердого ощущения нет. Но то, что это будет кто-то из них двоих, - несомненно. Все станет окончательно ясно только на предматчевой установке.

-Если предпочтение будет отдано Йиранеку, он сыграет справа, а Грыгера - в центре или наоборот?

- Мартин может играть и справа, и в центре, в то время как Грыгера - более ярко выраженный крайний защитник. Не хочу говорить за тренера, но если на поле выйдет Йиранек, более реальным представляется, что центральным защитником будет именно он. С другой стороны, есть Ковач, который постоянно играет на этой позиции в своем клубе - "Спартаке"...

-Знаю, что вы с Ковачем играли вместе с давних времен.

- Да, мы вдвоем выступали в центре защиты "Сигмы" из Оломоуца. А недавно провели две контрольные встречи в рамках подготовки к чемпионату мира. И убедились, что наше взаимопонимание никуда не делось. Я чувствую себя уверенно, когда он рядом, но у нас есть и другие очень хорошие защитники.

-Оба ваших потенциальных напарника играют в России. Что Йиранек и Ковач рассказывали вам о нашем чемпионате и о жизни в нашей стране?

- Говорили, что жить в Москве замечательно. Я уже не раз слышал об этом, хотя ни разу у вас не был. Еще рассказывали, что чемпионат России с каждым годом становится все сильнее и сильнее. В него вкладывается много денег, покупается много хороших игроков...

-Правда ли, что "Спартак" интересуется - или по крайней мере интересовался - и вами.

- Любой интерес подобного рода меня радует. У меня был хороший прошлый сезон, карьера идет на подъем (5 июля Розегналу исполнится 26 лет. - Прим. И.Р.) Но о том, кто именно мной в последнее время интересовался, не знаю, поскольку во время чемпионата мира еще со своим менеджером не разговаривал.

-И все же, вы можете допустить, что этим летом переберетесь в "Спартак", которому предстоит играть в Лиге чемпионов?

- (Улыбается.) Не знаю. Точной информации, повторяю, у меня на сегодня нет. Кое-что на эту тему, не скрою, я слышал. Но это было еще до чемпионата мира, а я на все время этого турнира решил сосредоточиться на нем и больше ни о чем не думать. Когда все завершится - тогда и задумаюсь.

-Вы уверены, что в матче с Италией сборной Чехии удастся выжить?

- Да, я верю, что мы выйдем из группы.

-Проигрыш Гане был для команды большим шоком?

- На многое повлиял ранний первый гол. После него мы не смогли играть в свой футбол, ну и Гана, конечно, действовала прекрасно.

-С отношениями внутри команды все в порядке?

- Сразу после игры, конечно, всегда бывает непросто. Так было и сейчас. Но уже на следующий день все стало гораздо лучше.

-Как относитесь к нашумевшим в Чехии пессимистическим высказываниям Недведа?

- Еще в годы выступлений в Чехии я принял решение не читать газет, поскольку это плохо влияет на мои мозги. Не знаю, что именно сказал Недвед, но лично я настроен оптимистично.

-Недвед, Янкуловски и Уйфалуши, выступающие в Италии, дали вам пару хороших советов, как противостоять ведущим игрокам с Апеннин?

- Дали, конечно. А еще я выступал в составе "Брюгге" (там Розегнал, оказывается, и выучил так хорошо английский язык. - Прим. И.Р.) против "Милана" в Лиге чемпионов, когда мы в гостях нанесли итальянцам сенсационное поражение - 1:0. Там мы в защите проделали неплохую работу и должны сделать то же самое сейчас.

-Вас не удручает сама ситуация, при которой вторая по рейтингу ФИФА команда в мире оказалась под угрозой вылета после группового турнира?

- Конечно, такой исход был бы большим разочарованием. Мы приехали сюда уж точно не для того, чтобы вылетать после первого раунда. Стараюсь об этом не думать. Все должно закончиться хорошо.

КОВАЧ ЗНАЕТ, КАК ИГРАТЬ ПРОТИВ ТОНИ

Удалось мне поговорить и с одним из возможных партнеров Розегнала в матче с Италией - спартаковцем Радославом Ковачем. Вначале его, правда, засыпали вопросами чешские коллеги на своем родном языке, а затем пресс-атташе хотел увести футболиста. Но интервью "СЭ" Ковач все-таки дал.

-Психологически чувствуете себя готовым сыграть в решающем матче после того, как два первых матча провели на скамейке?

- Да, да и еще раз да! Я, как всегда, настроен на игру, в любой момент готов выйти на поле и думаю, что все будет хорошо.

-А как велики ваши шансы появиться в стартовом составе в сравнении с шансами Йиранека?

- Все будет ясно в четверг. Думаю, фифти-фифти.

-Видели, как ваш партнер по "Спартаку" Максим Калиниченко стал лучшим игроком матча Саудовская Аравия - Украина?

- Да, он очень хорошо играл! Гол, две передачи - большой молодец! Пока я ему не звонил, но обязательно это сделаю.

-С кем-то из спартаковцев во время ЧМ-2006 созванивались?

- Пытался набрать номер Войцеха Ковалевски, но не дозвонился. Так же, как и Денису Бояринцеву. Буду еще пытаться с ними связаться после игры с Италией. Они же сейчас на сборах в Австрии, правильно? Очень хотелось бы с ними пообщаться.

-А правда, что Розегнал может тоже стать спартаковцем?

- Сейчас уже вряд ли. Насколько я знаю, однажды действительно был момент, когда он мог перейти в "Спартак". Как и Ян Полак. Но что-то не сложилось. Полгода назад Давид перешел в "ПСЖ" и, насколько я понимаю, чувствует там себя хороню.

-Вы с Йиранеком не пытаетесь провести работу, чтобы все-таки переманить его в "Спартак"?

- Думаю, это было возможно до "ПСЖ", но сейчас - вряд ли.

-Розегнал рассказывал, что вы с ним в Оломоуце вместе играли.

- Так и было. Играли вместе пять лет (с 1998 по 2003 год. - Прим. И.Р.) и стали большими друзьями. Причем играли именно в центре защиты.

-А здесь, в сборной, вас используют как защитника или опорного хавбека?

- Защитника. Есть, впрочем, запасной вариант и в полузащите, где я рассматриваюсь как третий опорный после Галасека и Полака.

-Верите, что Барош сможет выйти на поле?

- Думаю, да. Он готов. Может, правда, останется в запасе и проведет на поле 30 - 40 минут. Но в том, что какое-то участие в матче он примет, не сомневаюсь.

-Тяжело приходится без него и без Коллера?

- Очень. Тем более что Коллер опять сыграть не сможет, и когда он поправится - неизвестно. Остаются три варианта: Штайнер, Хайнц, Сьонко.

-Чешские "итальянцы" рассказывали вам о форвардах "Скуадры адзурры"?

- Само собой. Уйфалуши выступает в "Фиорентине", он провел со мной подробный инструктаж, как действовать против Луки Тони. Не сомневаюсь, что дадут полезные советы и Янкуловски, и Недвед.

-Не боитесь итальянцев?

- Если бы боялись, нам нечего было бы делать на этом чемпионате!

-Вы уверены, что Чехия пройдет в следующий этап?

- Да. На сто процентов.