Газета Спорт-Экспресс № 138 (4117) от 21 июня 2006 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

21 июня 2006

21 июня 2006 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧМ-2006

Группа Н

Матч № 32. САУДОВСКАЯ АРАВИЯ - УКРАИНА - 0:4

ТЕПЕРЬ КАЛИНИЧЕНКО ИГРАЕТ С ШЕВЧЕНКО НЕ ТОЛЬКО В КАРТЫ

Игорь РАБИНЕР

из Кельна

В начале матча Саудовская Аравия - Украина германские телекомментаторы произносили фамилию будущего лучшего игрока встречи в два присеста - Кали-Ниченко. Она была для них слишком сложна. И незнакома. Но вот отдан с углового первый голевой пас, вот аравийский защитник чудом выбивает мяч с "ленточки" после еще одного корнера - и длинная славянская фамилия уже не вызывает у немцев ни малейших затруднений.

Во втором тайме они уже чуть ли не ежеминутно кричат: "Калиниченко!", "Шпартак" Москау!" Говорят о нем еще много чего явно восторженного - вот только по-немецки я, к сожалению, не понимаю. А после потрясающего удара в перекладину даже по-английски резюмируют: "Player of the Match!", предвосхитив выбор технического комитета ФИФА и компании Budweiser. Мне-то, если честно, представлялось это так: "СЭ", конечно, отдаст пальму первенства Калиниченко, и мы будем считать себя стопроцентно правыми, но официальный приз достанется... ну вы поняли кому. Тем более что Андрей Шевченко и гол (как раз с подачи спартаковца) забил, и в ответ благородно отдал Калиниченко передачу на пустые ворота. Это ведь тоже fair play, если понимать этот термин шире, чем он обычно употребляется.

И все же справедливость восторжествовала, и лучшим признали Калиниченко. От этого млели спартаковские поклонники, которые только что - когда полузащитника не выпустили на матч с Испанией - ненавидели сборную Блохина лютой ненавистью. Но и другим российским болельщикам должно быть приятно: если не ошибаюсь, это первый случай, когда представитель чемпионата России, выступающий в другой сборной, играет такую роль в поединке чемпионата мира.

Но для меня Калиниченко - не обезличенный "представитель чемпионата России". Потому и взялся писать эти заметки. Глядя на то, как после финального свистка заключали его в объятия Шевченко, Воронин, Ребров и остальные, я вспоминал наш разговор в декабре прошлого года. Один из героев концовки сезона-2005, автор невероятного победного гола "Торпедо" с 35 метров и серебряной голевой передачи Егору Титову в матче с "Локомотивом", говорил:

- По-прежнему мечтаю попасть на чемпионат мира. Понимаю, что в августе на Мемориале Лобановского разочаровал Олега Блохина - но лишь потому, что всего неделю тренировался после рецидива травмы колена и находился в плохой форме. Тогда с главным тренером сборной удалось пообщаться лично, но с тех пор звонков ни от кого из его штаба не было. Тем не менее в расширенный кандидатский список, надеюсь, попаду. А там уже буду доказывать на месте свое право играть в футбол на чемпионате мира с Андреем Шевченко. Пока мы только в карты пару раз вместе играли.

Здорово, когда сбываются мечты. Здорово - потому что в эту мечту вкладывается не только холодное умение, и труд, и терпение, но и душа. Здорово - потому что корни блестящей игры Калиниченко против саудов лежат в сфере не только игровой, но больше даже человеческой.

В 2000 году Калиниченко прибыл на просмотр в "Спартак" из "Днепра" и, по собственному признанию, до последнего дня заявки не знал, останется в команде или нет. А потом еще полгода играл, по сути, без контракта. В золотом матче того сезона против "Ростсельмаша" он забил единственный гол. И, схватив огромный красно-белый флаг, совершенно по-болельщицки поскакал вприпрыжку с этим флагом вдоль лужниковской трибуны А. Пресыщенные победами партнеры не радовались очередному золоту, еще не зная, что оно у них - предпоследнее. Калиниченко ликовал в одиночку. Через несколько лет он скажет мне: "Никогда не забуду, как тогда один с флагом, как дурак, скакал по полю Лужников. И не мог понять, почему остальные обыденно на это смотрят. Теперь, думаю, они понимают, что тогда радоваться все-таки надо было. Такие вещи не могут надоесть. А если перестаешь радоваться победам, то и выигрывать тоже со временем перестаешь".

Он не перестал радоваться победам. Он не превратился в "академика с тросточкой", которому все опостылело. Он остался тем мальчишкой, который скакал с флагом вдоль поля Лужников. Потому и случился в его жизни этот матч с Саудовской Аравией. И, дай бог, будут и другие, не хуже.

Как-то я уже рассказывал, как Калиниченко говорит о футболе. Во-первых, он это делает красиво: словам и выражениям вроде "априори", "монархия", "эстетский гол", почти невероятным в устах футболиста, перестаешь удивляться уже минуте на пятой. А во-вторых, он опять же вкладывает в свои слова всю душу. Ты слушаешь - и вместе с ним ликуешь и негодуешь, летаешь, как на крыльях, и падаешь от изнеможения. И каждое футбольное мгновение пропускаешь через себя. И, главное, ни на секунду не становишься равнодушным и циничным.

По количеству серьезных травм Калиниченко в нашем футболе найдется мало равных - превосходят его по этому незавидному показателю разве что Соломатин и Парфенов. Трудно поверить, что до середины прошлогодней весны он из-за очередной травмы колена не выходил на поле десять месяцев. А потом появился на 90-й минуте матча с "Тереком" - и сотворил чудо, забив со штрафного первым же касанием в сезоне (!). И Лужники зашлись от восторга: "Ка-ли-на!" Когда же несколько месяцев спустя, уже видя на бровке Рубина и почти точно зная, что менять будут его, Калиниченко сумасшедшим ударом решил исход матча с "Торпедо", спартаковские болельщики и вовсе едва не сошли с ума. Не знаю ни одного, который бы относился к нему плохо. Даже когда игра у него, в общем-то человека настроения, не идет.

Его судьба в одном драматическом аспекте напоминает мне карьеру известного когда-то динамовского вратаря Беляева. Всю карьеру тот просидел "под Яшиным" - и в клубе, и в сборной. Будучи на протяжении многих лет вторым голкипером страны, Беляев играл, лишь когда по каким-то причинам не мог выступать Лев Иванович.

Вся карьера Калиниченко в "Спартаке" прошла в то время, когда на его позиции играл Егор Титов. И играет - из-за чего место нашему герою, и то далеко не всегда, находится только на фланге. Не уверен, что сегодня Титов сильнее Калиниченко. Но и. о. капитана "Спартака" давно уже стал культовой фигурой, и даже "полукультовому" украинцу ничего с этим поделать нельзя. Нужно или принимать ситуацию такой, какая она есть, или уходить.

..."Мясным" я за эти шесть лет, конечно, стал. Никуда уже не денешься, "Спартак" - это вообще судьба для любого, кто в нем играл более или менее долго", - говорил мне в прошлом декабре Калиниченко. Тем не менее летом 2005-го, когда его настойчиво звала "Москва", он пришел к спартаковскому руководству. Ведь Юрий Белоус надавил на самую больную его мозоль - чемпионат мира. И обещал игровую практику, от которой этот чемпионат мира зависит.

Но его не отпустили. И он провел блестящую концовку сезона. И подписал со "Спартаком" новый контракт. А потом, как это ни парадоксально, попал-таки в сборную, при этом выпав из состава "Спартака". Забивал совсем не свойственные ему мячи - скажем, на добивании - в контрольных матчах, завоевывал доверие Блохина. Как выяснилось, не впустую.

Вот только дальнейшая спартаковская карьера Калиниченко как была под угрозой до ЧМ-2006, так остается и теперь. Он ведь почему без каких-либо колебаний предпочел поездку в Конча-Заспу на первые дни сбора украинцев участию в финале Кубка России - потому что в "Спартаке" на поле в нескольких матчах подряд его не выпускали. И уезжал он, насколько мне известно, с весьма грустными предположениями относительно своего спартаковского будущего.

В том, что после матча с Саудовской Аравией "Спартак" получит очень неплохие - и куда более выгодные, чем раньше, - предложения о продаже Калиниченко, сомнений нет. Но, не дорожа "мясными" (как он сам себя назвал) людьми вроде него и Аленичева, которые играют в "Спартаке" не только за деньги, но и за честь клуба, боссы красно-белых рискуют вместе с водой выплеснуть и ребенка. Как выплеснули их предшественники, выгнавшие или не удержавшие Тихонова, Бесчастных и многих других.

"Первый сезон в 2000-м вообще вспоминаю как постоянное ощущение праздника. Большая часть моего "спартаковства" - из того времени. Из того отточенного стиля, из тех тренировок, из того бешеного максимализма. Из-за него я нынешним вторым местом гордиться не могу. Это как-то не по-спартаковски", - говорил мне Калиниченко. Много вы найдете сейчас людей в "Спартаке", которые повторят эти слова и для которых второе место - не предел мечтаний?

А еще Калиниченко вспоминал: "Если бы летом 2003 года Романцева не сменил Чернышов, то прощаться со "Спартаком" пришлось бы мне. У меня после травмы ахилла были физические и психологические проблемы, я делал все на максимуме, но уперся в какой-то потолок. А Олег Иванович, максималист, помнил меня таким, как в 2000-м, и требовал того же. Мы с ним так за все годы ни разу тет-а-тет не поговорили - такая у него манера управления. Всю свою горечь я в беседах с Федотовым Владимиром Григорьевичем изливал - это только и останавливало от того, чтобы с Романцевым в открытую повздорить", - вспоминал игрок.

Мне бы очень хотелось, чтобы и Калиниченко, и Федотов вспомнили о том времени и о тех своих беседах. Чемпионат мира скоро закончится и начнется каждодневная жизнь. Наверняка полузащитник "Спартака" не будет в каждом матче этой жизни играть так, как против Саудовской Аравии. Но и в золотом матче 2000-го, и осенью прошлого года, и в своем дебютном матче на ЧМ-2006 Калиниченко показал, что он способен вести за собой именно в главные дни. В те, когда это особенно надо. Игроков с такой психологией у нас в стране мало, и ими надо дорожить. Даже если у них не российское, а украинское гражданство.