Газета Спорт-Экспресс № 62 (4041) от 21 марта 2006 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 2

21 марта 2006

21 марта 2006 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

57-й ЧЕМПИОНАТ МИРА. Второй этап. "ГРАН-ПРИ МАЛАЙЗИИ)

ФОРМУЛА-1 С Романом РУСИНОВЫМ

ВСЕ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В "Ф-1", ДЕЛАЕТСЯ ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ

С интервалом в неделю состоялись первый и второй этапы чемпионата мира-2006, принесшие победы пилотам "Рено" - обладателю высшего титула испанцу Фернандо Алонсо и итальянцу Джанкарло Физикелле. С сегодняшнего дня проводником в мире "Больших призов" для читателей "СЭ" будет тест-пилот российской команды "Формулы-1" MF1 Racing Роман Русинов.

-Что, на ваш взгляд, стало главным событием на старте сезона?

- Прежде всего - первый выход на трассы "Ф-1" российской команды MF1 Racing! Да и вообще в пелотоне произошло немало изменений. Так, был продан-куплен ряд "конюшен", что можно назвать радикальным обновлением автогоночной серии. Существенно трансформированы регламент квалификации и техническая сторона гонок: 10-цилиндровые моторы уступили место 8-цилиндровым, отменено ограничение на один комплект резины на весь уик-энд. Последнее я бы отметил особо. Покрышки - не самое дорогое, что есть в "Формуле-1", но с точки зрения безопасности они играют чрезвычайно важную роль.

Все это привело к положительным сдвигам. Подтверждение тому - два стартовых "Гран-при", которые прошли в непредсказуемой борьбе. Если еще пару лет назад можно было с уверенностью сказать, что на высшей ступени пьедестала обязательно окажутся Михаэль Шумахер или Рубенс Баррикелло, а при из ряда вон выходящих обстоятельствах - кто-то из пилотов "Макларена", то сейчас фактически до финиша исход гонки не ясен. Некоторая определенность есть только с победителем, а вот кто займет 2-е, 3-е и последующие места в очковой зоне загадка. Взять, например, "Феррари". Еще совсем недавно она была чуть ли не непобедима, а теперь приезжает в лучшем случае в очках. Да, на первом этапе в Бахрейне Скудерия отличилась, добившись по сравнению с прошлым сезоном несомненного прогресса, но в Малайзии ее пилоты были уже не столь заметны.

-Что, по-вашему, стало причиной возрождения интриги в борьбе на этапах?

- Изменения в техническом регламенте. Довольно долго на всех машинах стояли моторы V10, которые более богатые команды довели почти до совершенства, не один десяток шасси был построен с расчетом именно на 10-цилиндровый двигатель. Переход же на 8-цилиндровые движки вынудил как бы заново создавать болиды "Формулы-1", благодаря чему дизайнеры и инженеры всех команд оказались приблизительно в одинаковых условиях.

-Совершенно равных условий, увы, быть не может - бюджеты у команд слишком разные.

- Конечно, деньги - залог успеха. Команды, опирающиеся на солидных спонсоров, могут претендовать на лидерство. Но если даже с большим бюджетом выйти на победный уровень сложно, то без такового - просто невозможно. Что же касается нашего "Мидлэнда", то машина у команды очень хорошая, с надежным двигателем "Тойота". Теперь задача - прогрессировать от гонки к гонке, что, собственно, уже и происходит. Если в Бахрейне Тьяго Монтейро финишировал 17-м, а Кристиан Альберс сошел, то через неделю они заняли соответственно 12-е и 13-е места.

-Вам не показалось, что революционные изменения в регламенте квалификации привели к некоторому хаосу?

- Все это делается для зрителей. Если в прошлом году машина выезжала на один быстрый круг и трасса во время квалификационных заездов фактически оставалась пустой, то теперь на ней, как и прежде, много автомобилей. А это очень красиво. Международная автомобильная федерация делает все для того, чтобы повысить телерейтинг "Формулы-1", обеспечить ей еще большую телеаудиторию. А лишние обгоны, пусть даже и в рамках квалификации, никому не помешают.

Новые правила проведения гоночного уик-энда привели и к тому, что оказались важны все заезды, а не только воскресная гонка. Ведь если у тебя что-то случится с мотором, ты будешь отброшен назад, то есть идет соревнование и в надежности техники. Неудачу на первых минутах квалификации теперь уже не исправить в концовке квалификационного часа, и бедолага автоматом отправляется в последние ряды стартового поля. И если таковым оказывается кто-то из фаворитов, трибуны с особым интересом наблюдают за тем, как он прорывается из арьергарда в авангард пелотона. В Бахрейне и Малайзии подобную задачу решали Кими Райкконен и Фелипе Масса и, кстати, прекрасно с ней справились!

-Новый формат квалификации повлиял на разработку тактики на гонку?

- Естественно. Теперь практически исключена ситуация, когда у всех пилотов будет одинаковая тактика. У каждого свои стартовые условия, и инженеры стараются подобрать для гонщика оптимальный вариант. Это тоже добавляет зрелищности "Формуле-1", которая прежде всего - шоу для людей, сидящих на трибуне и у телеэкранов. Чем больше у команд вариантов игры, тем непредсказуемее результат, тем ближе к лидерам могут подобраться середнячки.

-В том числе и "Мидлэнд"?

- Команда наша совсем новая, у нее пока нет такого опыта, как у других, и ей необходимо время, чтобы акклиматизироваться в "Больших призах". Если этот процесс пройдет нормально, то, думаю, уже скоро "Мидлэнд" будет занимать места и в первой десятке.

-Это наша общая мечта! И, думаю, для ее осуществления совершенно необходимо, чтобы за рулем MF1 оказались вы...

- Вы себе не представляете, насколько сложна судьба гонщика! Ведь еще в 2003 году обстоятельства складывались таким образом, что я мог выехать на трассу "Гран-при" в качестве пятничного пилота. С тех пор мы ведем поиски российских спонсоров, и пока этот вопрос не решен.

-Вернемся к двум прошедшим гонкам. Согласитесь, просто поразительно, что в Бахрейне Райкконену удалось финишировать на 3-м месте после старта с последнего. А в Малайзии подобный прорыв, пусть и с более скромным итогом, осуществил Масса.

- В общем-то ничего невероятного в этом нет. У обоих очень хорошие машины, которые не уступают в скорости болидам лидеров. В Бахрейне после первого круга Райкконнен был 18-м, а Алонсо - первым, разница между ними составляла 20 секунд. В идеале к концу гонки разрыв так и останется 20-секундным, так как почти все остальные машины медленнее. То есть финн просто должен ехать со своей скоростью, которая у него такая же, как у испанца, и проходить все стартовавшие раньше его медленные автомобили. Конечно, в гонке может случиться всякое, но идеальный расчет именно таков: какая разница между пилотами после первого круга, такой она будет и на финише.

-А как же Масса? На Сепанге он стартовал далеко позади своего напарника по команде, 7-кратного чемпиона мира Михаэля Шумахера, а в итоге оказался впереди него!

- На сей раз немцу просто не повезло со стратегией. Бывает...

-Какая же тактика была наилучшей в Малайзии?

- С одним пит-стопом. Хотя у каждого пилота была своя стартовая ситуация, и команда подбирала наиболее оптимальный для нее вариант. Факторов, влияющих на выбор стратегии пит-стопов, так много, что все не перечислишь. Вот лишь один пример. Можно поставить настройки, которые "убивают" резину, а можно выбрать такие, которые ее сохраняют. В зависимости от этого необходимы один или три заезда в боксы для смены покрышек. Скомпенсирует ли более высокая скорость на трассе секунды, потерянные в боксах? Все команды стараются это просчитать, чтобы добиться максимального результата.

-Но, согласитесь, Масса все равно молодец!

- Конечно, молодец. Кстати, мы с ним встречались на трассе - в 2000 году на интернациональном финале "Формулы Рено". Он выиграл одну гонку, я - вторую, а потом был главный финал, и в нем первенствовал совершенно другой пилот, имя которого вам ничего не скажет. И ни о какой "Формуле-1" он не мечтает. Такова вот гонщицкая судьба...

Лина ХОЛИНА