Газета Спорт-Экспресс № 39 (4018) от 21 февраля 2006 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 2

21 февраля 2006

21 февраля 2006 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

TORINO-2006

ХОККЕЙ

Павел БУРЕ

НАМ ВСЕ РАВНО, ПРОТИВ КОГО ИГРАТЬ

Игорь РАБИНЕР

из Турина

Говорим "Буре" - подразумеваем "Олимпиада". Говорим "Олимпиада" - подразумеваем "Буре". Спустя восемь лет после своего триумфа в Нагано Павел Буре получил статус генерального менеджера олимпийской сборной России. Выводы делать пока рано, но ход турнира не свидетельствует о том, что в выборе игроков для Турина Русская Ракета ошибся. Дебют Павла в новой роли на данный момент выглядит успешным, и сам он держится более чем уверенно. В том числе и в интервью для "СЭ".

РАЗГОВАРИВАЛ С КИНЭНОМ, КУИННОМ И ТАМБЕЛЛИНИ

-Впервые в России используется система с генеральным менеджером, который определяет состав сборной. Насколько, по-вашему, эта схема у нас срабатывает и есть ли у нее будущее?

- Это не эксперимент, а выход на мировой уровень. Во всем мире существует такая практика - генеральный менеджер набирает команду а главный тренер с ней работает. Эта система давным-давно доказала свою правомерность, и я очень рад, что наша федерация пришла к этому.

-Ваше назначение было инициативой ФХР или Олимпийского комитета России?

- Нет, ОКР к этому отношения не имеет. Он только утвердил назначение, которое являлось прерогативой федерации хоккея.

-Есть ли в Северной Америке генеральные менеджеры, с которых вы берете пример в своей работе?

- Если вижу что человек какие-то вещи делает правильно, всегда стараюсь почерпнуть у него что-то хорошее. У меня очень много близких знакомых, которые работали или работают генеральными менеджерами в НХЛ. Это и Майк Кинэн, и Пэт Куинн, которые находятся здесь, в Турине. Встретил на Олимпиаде даже Стива Тамбеллини, который долгое время был генеральным менеджером "Ванкувера", когда я там играл.

-Со многими из них успели пообщаться?

- С троими уже названными, а сейчас еще Глен Сатер должен приехать.

-Кинэн изъявлял желание с вами пообедать. Удалось выкроить для этого время?

- Нет. Мы общались раза три по 10 - 15 минут, но на более длительное общение времени пока не хватает. Слишком много дел в сборной.

-Кто-то из энхаэловских коллег дал вам какой-либо ценный совет как молодому генеральному менеджеру?

- Каждый должен делать свою работу сам и каждый обладает собственным видением ситуации. Естественно, обмениваешься опытом с этими людьми, но решения ты должен принимать самостоятельно.

-Строгий костюм менеджера сборной изменил ваше мировоззрение? Ведь еще в августе, в Риге, в дни матча футбольных сборных Латвии и России, вы говорили, что не исключаете своего возвращения на лед.

- Не знаю даже. Наверное, больше ответственности чувствую. Когда ты играешь, можешь выйти на лед и попытаться забить гол. Ты четко знаешь, что зависит от тебя, а что - нет. Здесь же ты должен быть уверен в тех ребятах, которые выходят на площадку.

-Вы наблюдаете за играми в Турине глазами менеджера, игрока или болельщика?

- Я смотрю матчи как член команды. У нас есть тренерский штаб, руководство, игроки, обслуживающий персонал, и мы все - одна команда. Каждый в равной степени переживает и делает все возможное для того, чтобы мы выигрывали.

КРИКУНОВ ДЕЛАЕТ СВОЮ РАБОТУ ХОРОШО

Восемь лет назад, на первых "энхаэловских" Играх в Нагано, Русская Ракета себя обессмертил, забив в пяти матчах девять шайб, пять из которых - в полуфинале финнам. Но даже не это главное: Павел Буре был капитаном той команды, которая перевернула представления российских болельщиков об игроках НХЛ и их отношении к своей стране.

После склок и скандалов на Кубке мира-96 от сборной России в Японии почти никто не ждал ничего хорошего. Но на первой же командной пресс-конференции, отвечая на вопрос о двух парах братьев - Буре и Мироновых, - новоиспеченный капитан Буре выдал великолепный экспромт: "У меня в этой команде не один, а 22 брата". С этого момента всю ту сборную стали именовать "командой братьев" - и она в полной мере оправдала такой титул. "Это была лучшая команда, в которой я когда-либо играл", - говорил мне Буре после окончания сезона-97/98. А его мама Татьяна и жена брата Кэндис, разрисовавшие щеки в цвета российского триколора, остались в памяти как одни из самых ярких и яростных болельщиков нашей команды.

Гол чеха Свободы, забитый Михаилу Шталенкову после броска от синей линии с двумя рикошетами, оставил нас вторыми. Плакали у телевизоров миллионы болельщиков, рыдали на стадионе Big Hat жены хоккеистов - но ни у кого не было горестного ощущения, что сборная-98 чего-то нам недодала. Роль капитана в этом была одной из ключевых.

-В чем эта сборная превосходит предыдущие - те, что были в Нагано и Солт-Лейк-Сити, - а в чем, может быть, уступает?

- Могу сказать, что ребята, которые здесь находятся, - лучшие из тех, кто у нас есть и кто хочет выступать за сборную.

-Кого из тех, кто по разным причинам не попал в Турин, вы тоже хотели бы здесь видеть?

- Всех, кто получил травмы. Но еще раз повторю: не хочу думать о том, что могло бы быть. Очень доволен теми, кто находится здесь.

-На ваш взгляд хоккейного профессионала, что Владимир Крикунов на данный момент делает правильно, а что, будь ваша воля, вы поменяли бы?

- Это не моя прерогатива. Есть главный тренер, который непосредственно занимается техникой и тактикой. Я не тренер, я менеджер. И рассуждать на эти темы права не имею.

-Крикунов рассказывал, что вы прямо перед Олимпиадой подошли к нему и расставили все точки над i, подчеркнув, что в его дела не будете вмешиваться, потому что это не ваша работа. Был такой разговор?

- Был, и это нормально. И в НХЛ, и, например, в канадской сборной ситуация точно такая же - я видел генерального менеджера "Кленовых Листьев" Уэйна Гретцки, и он мне это подтвердил. Есть Пэт Куинн, который занимается непосредственно тренерской работой. Каждый должен быть профессионалом в своем деле. Крикунов - профессионал как тренер, это его работа, и он делает ее хорошо.

-Рассказывал Крикунов и о том, что вы "пробили" полноценную экипировку сборной для запасных российской команды. Сложно было это сделать?

- При чем здесь это? Каждый, повторю, занимается своим делом. Я занимаюсь жизнью всей команды, а Крикунов - ее игрой, настроем, тактикой.

У НАС СПЛОЧЕННАЯ КОМАНДА, В КОТОРУЮ Я ВЕРЮ

Только оказавшись на посту генерального менеджера, Русская Ракета официально объявил об окончании своей карьеры игрока, хотя всем более или менее информированным людям это было ясно уже давно. Еще года два назад врачи, по имеющимся данным, сказали Буре: "Еще одна травма колена - и ты можешь остаться инвалидом".

Форварда такая перспектива не прельстила, тем более что он ко всему прочему любитель поиграть в большой теннис, и лишаться такого удовольствия в его планы не входило. Играет, кстати, Буре здорово - в 99-м мне довелось наблюдать за его сражением с тогдашним одноклубником по "Флориде" Виктором Козловым на корте многоэтажного жилого комплекса "Эрмитаж" в городе Форт-Лодердейл, где жили оба наших энхаэловца. Козлов, как ни старался, ничего не мог поделать с Буре, который в Москве занимался с профессиональными тренерами.

В общем, Буре решил не рисковать, чтобы не лишиться многих жизненных удовольствий, и тут же ему было поручено формировать сборную России в Турине. Впервые в истории нашей команды у нее появился генеральный менеджер энхаэловского типа - то есть человек, который имеет право решающего голоса при определении состава сборной на Олимпиаде. У Алексея Касатонова в Нагано таких полномочий не было - последнее слово оставалось за Юрзиновым. А в Солт-Лейк-Сити - опять же за главным тренером, Вячеславом Фетисовым. Приживется ли новая система в России, во многом как раз и зависит от Турина.

-Кого вы видите в роли самого себя образца Нагано? Кто может стать лидером и повести сборную-2006 за собой в решающих матчах?

- Я никогда не сравнивал то, что было, то, что есть, и то, что будет. В каждом времени было много хорошего, в каждом допускались какие-то ошибки, но суть не в этом. Надо двигаться вперед, а не размышлять о том, что когда-то было. На сегодняшний день у нас сплоченная, хорошая команда, в которую я верю.

-И все же, в кого-то в качестве лидера верите особо?

- У нас хорошая, я бы сказал, смесь. Есть молодые ребята - такие как Малкин, Овечкин, Ковальчук. Есть Сушинский - тоже очень хороший нападающий, который забивает не только в России, но и здесь. Есть ребята постарше вроде Яшина, Каспарайтиса и Ковалева, которые придают команде необходимый опыт. Набоков две игры великолепно отыграл на ноль - его тоже невозможно не отметить.

-Чем, по-вашему, вызвана резкая перемена в игре сборной между первым и вторым матчем?

- Стоп-стоп-стоп. Никакой перемены не было, это вы уже придумываете. Все ребята старались и в первом матче, мы вели - 2:1 и 3:2. Результат - да, оказался не тот, что нам хотелось, но играли ребята очень хорошо. Все бились - те же Овечкин, Марковы, Каспарайтис, Ковалев. Не всегда получается выиграть, но никого за первую игру я бы не винил.

-Как вы вообще оцениваете первые дни турнира? Какие сборные вам понравились больше других и кто является главным претендентом на золотые медали?

- Я это говорил за два месяца до Олимпиады и готов повторить теперь. Здесь есть восемь команд, которые выйдут в четвертьфинал, и любая из них будет претендовать на золотые медали.

-Без явного фаворита?

- Без явного фаворита.

-Обычно говорят о семи сборных, которые способны завоевать золото. Какая восьмая?

- Та, которая выходит в четвертьфинал. В данном случае речь о команде Швейцарии. После того как она обыграла чехов и канадцев, невозможно не принимать ее в расчет и не включать в число соискателей медалей.

РАДИ СБОРНОЙ КОЗЛОВ ГОТОВ БЫЛ СЫГРАТЬ ДАЖЕ В ЗАЩИТЕ

-Вас как бывшего снайпера не изумляет, как стремительно вписался в олимпийский турнир Александр Овечкин? Парню 20 лет, нет опыта выступлений на Олимпиадах, а забил уже три гола, будто всю жизнь на Играх провел.

- Почему это должно меня изумлять? Все как раз закономерно. Овечкин великолепно играет в НХЛ, является одним из лидеров лиги по забитым голам. А НХЛ - лучшая лига мира, там случайности невозможны. Отыграв полгода за океаном, он вышел на тот уровень, который помогает сегодня выглядеть уверенно на Олимпиаде. Но и выступающий пока в России Малкин, пусть даже забивает меньше, тоже играет великолепно. Словом, молодые держатся здорово и доказывают верность своего приглашения на Игры.

-Почему, по-вашему, с большим скрипом был обыгран Казахстан?

- Бывают дни, когда не все получается. Главное - мы выиграли, а с каким счетом - 20:0 или 1:0, - особого значения не имеет. А насчет того, что что-то не получается... У нас опытные тренеры, и они будут над этим работать.

-Можете рассказать, как вы уговаривали Виктора Козлова сыграть на Олимпиаде в центре нападения?

- Вновь хочу подчеркнуть: я никогда никого не уговариваю и не буду уговаривать. Я разговариваю. Это две разные вещи. Нам нужен был центральный, так как Жамнов получил травму. Козлов играл со мной во "Флориде" в одном звене как раз в центре, и я сказал Виктору: "Ты смог бы вновь сыграть на этой позиции?" Ответ был таким: "Если надо, для сборной сделаю все, что возможно". Козлова не надо было уговаривать. Я его спросил, он сразу согласился. И добавил, что в интересах сборной готов играть хоть в защите.

-Не жалеете, что на Олимпиаде нет Сергея Брылина? И почему он не был взят в команду?

- Вы не о том спрашиваете. У нас есть уже команда, которая выступает на Олимпийских играх, а вы говорите о том, что могло быть. Что есть - то есть.

-Какой матч вам пока понравился больше других?

- Каждый матч был интересен по-своему. Со словаками играли достаточно хорошо, но не получилось выиграть. С Казахстаном играли хуже, зато выиграли. Про встречу со шведами вообще ничего, думаю, говорить не надо - мы не просто победили, а разгромили одну из сильнейших команд мира.

-Кого вы хотели бы видеть нашим соперником по четвертьфиналу?

- Мы будем готовиться к каждой игре. Нам без разницы, против кого играть.

НАДО ЗНАТЬ О СБОРНОЙ ВСЕ!

Пока ход турнира не говорит о каких-либо кадровых ошибках, допущенных 34-летним генеральным менеджером. Более того, Буре, по признанию Владимира Крикунова, успешно занимается решением огромного количества организационных вопросов. Это вдвойне важно потому, что если бы не Русская Ракета, то в дела команды постоянно вмешивался бы президент ФХР Александр Стеблин, эффект от работы которого всем уже давно ясен. В Турине же Стеблин ушел в тень, в сборную не лезет, от чего всем только лучше. Во время матчей, правда, Буре сидит на трибуне вместе с опозорившимся в январе президентом ФХР, что не влияет положительно на его имидж: достаточно сказать, что знаменитый американский журналист Майкл Фарбер, едва увидев в Турине российских журналистов, сразу засыпал нас вопросами о Стеблине и учиненном им в Питере дебоше.

Тем не менее говорить о том, что Буре - "человек Стеблина", было бы неуважением к одному из самых выдающихся нападающих в истории отечественного хоккея. Умение быть предельно политкорректным и сохранять хорошие отношения со всеми было свойственно ему еще в бытность игроком, сохранил он это качество и после окончания карьеры. Потому и генеральным менеджером был назначен, и карьеру хоккейного руководителя наверняка успешно продолжит.

-Что вы чувствовали на параде открытия Игр, когда шли в первом ряду российской делегации?

- Быть на параде - огромная честь, а уж тем более в первом ряду. Такое бывает, может быть, раз в жизни. У меня это и был первый раз, потому что хоккеисты обычно приезжают на Игры позже церемонии открытия и не имеют возможности ее посетить. И на закрытие мы никогда не оставались.

-Слышали разговоры, что вам могли доверить нести флаг России?

- Нет, это только слухи, потому что, по правилам, флаг должен нести действующий спортсмен. Не знаю, как у других стран, но по крайней мере так обстоит дело в нашей делегации.

-В чем состоит работа генерального менеджера до Олимпиады - понятно. А по ходу Игр?

- Приходится решать многие вопросы, связанные с командой. Когда ты - главное должностное лицо, обязан знать все, что происходит со сборной и вокруг нее. И по составу совещания с тренерами проводишь, и организационные вопросы решаешь.

-А возникают ли проблемы?

- Надо предугадывать проблемы, чтобы они не возникали.

-Можете рассказать о проблеме, которая была бы предугадана?

- Зачем вам знать о проблемах? Пишите лучше о хорошем!

-О чем именно?

- О том, что команда три матча выиграла, дважды сыграв на ноль и забив в этих играх 15 голов.

САМАЯ ПАМЯТНАЯ ИГРА С США - В СИЭТЛЕ

-Довольны ли качеством размещения в Олимпийской деревне?

- Доволен. Эта деревня намного лучше, чем в Нагано, условия несравнимы с японскими.

-Как определялось, кто с кем будет делить комнаты? И кто будет жить один?

- По традиции вратари всегда живут по одному. А потом уже все идет от того, сколько лет ты в сборной играешь. Естественно, чем ты старше, тем у тебя больше привилегий. Это нормально.

-А у вас в деревне номер люкс?

- Там все живут в одинаковых условиях.

-Когда и как утверждался календарь Олимпиады? В начале он был очень труден для нашей сборной, которой без раскачки пришлось в первые два дня сыграть с двумя прямыми конкурентами.

- Календарь утверждается ИИХФ и национальными олимпийскими комитетами. Наша федерация никакого отношения к этому не имела и повлиять не могла. Приезжаешь и играешь, как расписано ИИХФ.

-Как снайперу вам понятны ощущения Ковальчука перед матчем с Латвией, когда он не мог забить в трех поединках кряду?

- Илья - великолепный игрок, и это был лишь вопрос времени, когда он забьет. Он уже доказал всему миру что является настоящим снайпером. Я очень рад, что Ковальчук забил эти четыре гола Латвии, потому что после них он стал еще больше уверен в себе. Это перед ответственными матчами очень важно.

-Что думаете об американской сборной, с которой нам предстоит встретиться? Насколько она конкурентоспособна по сравнению с прежними временами?

- Еще раз говорю: мне не нравится, когда кто-то сравнивает с тем, что было двадцать, десять или два года назад. Мы находимся в 2006 году, а значит, надо смотреть и анализировать то, что происходит сегодня. США - очень хорошая команда, мне понравилось, как она играла против Словакии, это был фактически равный матч. Это сильная сборная, и надо подойти к игре против нее со всей серьезностью.

-У вас в карьере были матчи против американцев, которые особенно врезались в память?

- Самое яркое воспоминание - когда мы победили их на Играх доброй воли в Сиэтле. Уступали - 2:3, заменили вратаря шестым полевым игроком, сравняли счет, а затем выиграли по буллитам. Нынешняя сборная должна показать на Олимпиаде такой же характер, как та. И не сомневаюсь, что покажет.