Газета Спорт-Экспресс № 14 (3993) от 23 января 2006 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

23 января 2006

23 января 2006 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

TORINO-2006

ДО НАЧАЛА XX ОЛИМПИЙСКИХ ЗИМНИХ ИГР ОСТАЛОСЬ 18 ДНЕЙ

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ

ВСЕ ЗОЛОТО ЕВРОПЫ!

На завершившемся в Лионе турнире российские фигуристы завоевали все золото Европы.

В финале танцевального турнира победили Татьяна Навка и Роман Костомаров, а в субботу в состязаниях мужчин вне конкуренции оказался трехкратный чемпион мира Евгений Плющенко. Теперь на счету петербуржца уже пять высших европейских титулов.

ВСЕ РОССИЙСКИЕ АБСОЛЮТНЫЕ ПОБЕДЫ НА ЧЕМПИОНАТАХ ЕВРОПЫ

6-й раз на чемпионатах Европы россияне завоевывают все золотые медали

Год

Город

Мужчины

Женщины

Пары

Танцы

1997

Париж

Алексей УРМАНОВ

Ирина СЛУЦКАЯ

Марина ЕЛЬЦОВА/Андрей БУШКОВ

Оксана ГРИЩУК/Евгений ПЛАТОВ

1998

Милан

Алексей ЯГУДИН

Мария БУТЫРСКАЯ

Елена БЕРЕЖНАЯ/Антон СИХАРУЛИДЗЕ

Оксана ГРИЩУК/Евгений ПЛАТОВ

1999

Прага

Алексей ЯГУДИН

Мария БУТЫРСКАЯ

Мария ПЕТРОВА/Алексей ТИХОНОВ

Анжелика КРЫЛОВА/Олег ОВСЯННИКОВ

2003

Мальме

Евгений ПЛЮЩЕНКО

Ирина СЛУЦКАЯ

Татьяна ТОТЬМЯНИНА/Максим МАРИНИН

Ирина ЛОБАЧЕВА/Илья АВЕРБУХ

2005

Турин

Евгений ПЛЮЩЕНКО

Ирина СЛУЦКАЯ

Татьяна ТОТЬМЯНИНА/Максим МАРИНИН

Татьяна НАВКА/Роман КОСТОМАРОВ

2006

Лион

Евгений ПЛЮЩЕНКО

Ирина СЛУЦКАЯ

Татьяна ТОТЬМЯНИНА/Максим МАРИНИН

Татьяна НАВКА/Роман КОСТОМАРОВ

ПЛЮЩЕНКО ВЫИГРАЛ ВОЙНУ

Из четырех российских побед, каждая из которых заслуживает своих эпитетов, две хочется все же выделить особо: золото Ирины Слуцкой и Евгения Плющенко стоят особняком.

О первой уже сказано немало. Выиграв седьмой титул сильнейшей фигуристки Европы, Ирина установила рекорд, который вряд ли будет перекрыт в течение многих лет. Не случайно же прежнее достижение - шесть побед, принадлежавшее легендарным Соне Хени и Катарине Витт, считалось совершенно недостижимым рубежом.

Триумф Плющенко в субботу был ценен не количественным показателем, хотя пяти побед в Европе добивались немногие спортсмены. Как и Слуцкой двумя днями ранее, Евгению выпал тяжкий жребий - завершать финал. И ждали от главного претендента на олимпийское золото Турина на самом деле не просто победы (вряд ли кто допускал, что российский фигурист, в каком бы состоянии он ни вышел на старт, не удержит своих позиций), но победы выдающейся, способной доказать всему миру, что никакие травмы, недомогания и стресс не способны выбить сильнейшего фигуриста мира из колеи.

Такой эта победа и получилась.

Финалу предшествовала довольно смешная, но в то же время характерная для большого спорта ситуация. В интервью французским СМИ чемпион Европы-2004 Брайан Жубер довольно раздраженно высказался о том, что Плющенко старается нервировать соперников разговорами о своем самочувствии, которое то ли позволит, то ли не позволит принять ему участие в том или ином турнире, причем делает это уже не в первый раз.

Возможно, фраза просто была вырвана из контекста. Но слова прозвучали - и тут же были преподнесены в контексте завуалированной психологической войны. Смешно же было потому, что войну эту Жубер проиграл - в борьбе за европейский титул остался третьим. А победителей, как известно, не судят.

Винить журналистов в разжигании страстей бессмысленно. За годы своего существования человечество не придумало ничего более интересного, чем спорт (или вы другого мнения?). Поэтому вполне понятен столь пристальный интерес к тем, кому раз в четыре года суждено стать на этом поле главными действующими лицами. Любая, даже крошечная, новость раздувается до вселенских масштабов. Во всем ищут подтекст, возможность выстроить сюжетную линию, сделать прогноз и с нетерпением ждать развития событий.

То, что за этим стоят живые люди со своими проблемами, переживаниями и горестями, уходит на второй план. Способность сочувствовать мир обретет потом. Сейчас же - жаждет крови. Ведь любая победа - она всегда одновременно приносит кого-то в жертву. Так было и так будет всегда.

Выиграв в Лионе, Плющенко развеял множество сомнений.

К примеру, многие считали, что Евгению в последнее время стало психологически тяжелее справляться с собой, когда соперники в реальности оказываются сильнее, чем было принято считать до выхода на лед. Лионский урок стал в этом смысле показательным: прекрасно откатавшийся, добившийся лучшего для себя результата чемпион мира Стефан Ламбьель остался вторым. Гонку за золотом Плющенко закончил на 16,46 балла впереди.

А ведь Евгению пришлось куда труднее. Возможно, не стоило вообще упоминать о своем недомогании перед чемпионатом: судьи, даже сочувствуя по-человечески, никогда не станут переводить сострадание в баллы. Если вышел бороться, мало кого, кроме тренера и болельщиков, волнует, больной ты или здоровый. А так поползли разговоры, сомнения. Думаю, даже во Дворце спорта в этот субботний вечер было немало тех, кто ждал от действующего чемпиона Европы хоть какого-то проявления слабости.

Можно, конечно, сказать, что ни Жубер, ни Ламбьель не показали в Лионе всего, на что способны. Но и сам Плющенко при всем великолепии своего выступления отнюдь не выдал на публику весь свой потенциал. Хотя, наверное, сделал все, что в конкретный момент, с учетом всех невидимых миру сложностей, было в его силах.

- Было тяжело дышать, я не совсем отошел от перенесенной простуды, - признался Евгений в послесоревновательном интервью комментатору телеканала Eurosport, олимпийскому чемпиону Гвендалю Пейзера.

Да и в процессе ожидания оценок сразу после проката Плющенко вполне явственно, так что уловили микрофоны, сказал: "Устал. Очень устал".

В целом же мужской турнир исчерпывающе ответил на вопрос, что понадобится для олимпийской победы. Ответ не нов: полная, предельная концентрация. Стоило, например, тому же Ламбьелю в ходе выступления внешне выказать восторг по поводу благополучно пройденных прыжков - тут же последовала нелепейшая ошибка в дорожке шагов. Стоило Плющенко точно так же порадоваться, что наиболее сложная часть программы позади, и совершенно беспроблемный доселе сальхов оказался двойным. А ведь европейский накал не идет ни в какое сравнение с олимпийским.

Свое право на вторую российскую путевку в Турин еще раз подтвердил Илья Климкин. В принципе он более чем честно завоевал ее на чемпионате России в Казани в конце декабря, но тогда же (видимо, учитывая весьма частую нестабильность этого спортсмена в соревнованиях) была сделана оговорка: мол, федерация фигурного катания оставляет за собой право принять окончательное решение по итогам чемпионата Европы. Остается лишь отчаянно жалеть, что по несчастливому стечению обстоятельств на чемпионате мира в Москве страна, выигравшая в мужском катании три Олимпиады подряд (если не считать "советское" золото Виктора Петренко в 1988-м) будет представлена на Играх усеченным составом.

КРОВАВАЯ "КАРМЕН"

Победа Татьяны Навки и Романа Костомарова в танцах была воспринята далеко не так однозначно, как триумф россиян в трех других видах программы. Наверное, это объяснимо: танцы всегда оставляли гораздо больше простора для сомнений в силу отсутствия в этом виде жестких критериев оценки. Даже сейчас, при новой системе судейства. Сама неоднократно сталкивалась с ситуацией, когда тот или иной специалист, наблюдающий за выступлениями танцоров со стороны, давал исчерпывающе объективную и обоснованную оценку происходящему, но переставал быть объективным, едва на льду оказывалась его собственная пара или пара прямых соперников.

Неприятно поразила реакция французской публики. Появление на пьедестале литовцев Маргариты Дробязко и Повиласа Ванагаса сопровождалось в Лионе восторженным ревом. В то время как награждение чемпионов и серебряных призеров проходило при гробовом молчании. В конце концов, сами спортсмены совершенно ни при чем - ведь не они же выставляют себе оценки?

Дробязко и Ванагас, безусловно, стали главными героями. Вернуться в большой спорт после четырехлетнего перерыва и при этом сохранить конкурентоспособность - само по себе подвиг. В произвольном танце литовцы сумели добиться второго результата, уступив лишь россиянам.

- Я вообще поставила бы Риту с Повиласом на первое место, - сказала олимпийская чемпионка Солт-Лейк-Сити Марина Анисина. - Они прекрасно вписались в требования новых правил, катались на хорошей скорости, а главное, в их выступлении был не просто набор элементов, но цельность, драматизм, - то, что сейчас становится в танцах большой редкостью.

Мнение Анисиной разделял и чемпион мира Илья Авербух. После обязательного танца, в котором Дробязко и Ванагас обошли чемпионов мира, но немного уступили украинцам Елене Грушиной и Руслану Гончарову он заметил, что так, как катаются литовцы, сейчас вообще мало кто умеет.

Вполне возможно, что и Анисина, и Авербух тоже были не совсем объективны в силу определенной ностальгии. Дробязко и Ванагас - фигуристы их поколения, а ведь всегда хочется думать, что твоя собственная эпоха была лучше, чем последующая.

Но факт остается фактом: в компанию сильнейших танцоров Европы литовский дуэт влился весьма достойно. На его общем результате, безусловно, сказалось пятое место, полученное в оригинальном танце (там Дробязко и Ванагасу снизили уровень сложности в заключительной дорожке), но в целом фигуристы остались более чем довольны дебютом.

- Нельзя сказать, что мы нервничали больше, чем обычно, - сказал Повилас. - Естественно, когда вернемся домой, еще раз просмотрим все видеозаписи, чтобы понять, где именно нужно усилить программу, возможно, внесем какие-то коррективы. Время для этого у нас есть.

Гораздо больше поводов для расстройства, несмотря на общее второе место, имелось у украинского дуэта. Выступление в произвольном танце получилось неудачным. Казалось бы, кому, как не им - бронзовым призерам чемпионата Европы-2004 и серебряным - прошлогоднего первенства, - биться за золото с Навкой и Костомаровым. Но Грушина и Гончаров занервничали. Напряжение обернулось потерей скорости, растерянностью и всего лишь четвертым результатом в заключительном виде танцевальной программы. Но, пожалуй, гораздо более серьезным недостатком был выбор произвольной темы. Слишком уж сильно танец украинцев ассоциировался с уже виденными. Прежде всего - с танцем Оксаны Грищук и Евгения Платова в сезоне 1997 года. Похожим получилось все. Начиная от костюмов и заканчивая движениями. А это в фигурном катании не поощрялось никогда.

Куда как обиднее, впрочем, было хозяевам. Изабель Делобель и Оливье Шонфельдер - дуэт, исполнявший один из наиболее интересных произвольных танцев чемпионата, - так и не смогли пробиться на пьедестал.

Главной причиной тому послужило падение партнера в обязательном танго. Французов изрядно подтянули: трудно было согласиться с тем, что позади них после обязательного проката остались Галит Хаит и Сергей Сахновский, представляющие Израиль. Все-таки падение - слишком серьезная ошибка, как бы ни трактовали ее правила.

О "Кармен" Навки и Костомарова уже сказано немало. Выбирая эту тему, изъезженную вдоль и поперек многими поколениями, фигуристы неизменно рискуют проиграть сравнение. Утверждать, что Навка - лучшая Кармен из всех предыдущих, я бы не стала. Но что касается выступления российского дуэта в Лионе, оно, безусловно, было достойным. Прокат стал для Навки и Костомарова одним из лучших в сезоне, а сама победа получилась в прямом смысле кровавой: на заключительной поддержке Татьяна сильно порезала мякоть ладони лезвием конька.

По техническому наполнению произвольной программы россияне уступили литовцам почти балл. В общем зачете оторвались от серебряных призеров на 5,60, что в общем-то вполне достаточно для европейского уровня. Но кого интересует этот уровень за три недели до Олимпийских игр?

Лионский танцевальный турнир запомнился еще одной особенностью. Пожалуй, до сих пор не было соревнований со столь интересной и напряженной борьбой фигуристов второго эшелона. Предпоследняя группа участников выдала сразу несколько потрясающих постановок: "Болеро" Яны Хохловой и Сергея Новицкого, шотландский танец брата и сестры Керров, композиция на музыку Эннио Морриконе итальянцев Фредерики Файеллы и Массимо Скалли, пронзительно нежный и воздушный вальс Оксаны Домниной и Максима Шабалина - каждое из этих выступлений само по себе могло украсить любой турнир. Не нужно быть большим пророком, чтобы предположить: уже на следующий год в танцах развернутся интереснейшие события.

Ведь, по сути, самым большим недостатком карьеры Навки и Костомарова стало то, что свою чемпионскую карьеру они начали практически без борьбы. Просто автоматически заняли место, освободившееся после ухода из спорта Ирины Лобачевой и Ильи Авербуха. До сих пор уверена: если бы на чемпионате мира-2004 в Дортмунде Татьяна и Роман выступали под любым другим, не российским флагом, победы, скорее всего, не случилось бы. И вот это ощущение, что в нужный момент тебе хоть чуточку, но помогут, в какой-то степени сыграло негативную роль. На подсознательном уровне сняло необходимость прыгать выше головы. Да и зачем, если по результатам выходит, что тебе вовсе не дышат в спину и не наступают на пятки соперники?

Сейчас же получается, что и дышат, и наступают. И дай-то бог, чтобы сил бороться с ними хватило еще хотя бы на месяц.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

Чемпионат Европы. Лион. Танцы. 1. Татьяна НАВКА/Роман КОСТОМАРОВ (Россия) - 202,32. 2. Елена Грушина/Руслан Гончаров (Украина) - 196,72. 3. Маргарита Дробязко/Повилас Ванагас (Литва) - 196,18. 4. Изабель Делобель/Оливье Шонфельдер (Франция) - 194,49. 5. Галит Хаит/Сергей Сахновский (Израиль) - 188,91. 6. Оксана ДОМНИНА/Максим ШАБАЛИН - 175,72... 10. Яна ХОХЛОВА/Сергей НОВИЦКИЙ (все - Россия) - 162,65.

Мужчины. 1. Евгений ПЛЮЩЕНКО (Россия) - 245,33. 2. Стефан Ламбьель (Швейцария) - 228,87. 3. Брайан Жубер - 222,95. 4. Фредерик Дамбье (оба - Франция) - 200,16. 5. Илья КЛИМКИН (Россия) - 197,42. 6. Альбан Прюбер (Франция) - 190,18... 15. Сергей ДОБРИН (Россия) - 165,63.