Газета Спорт-Экспресс № 137 (3815) от 21 июня 2005 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

21 июня 2005

21 июня 2005 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

56-й ЧЕМПИОНАТ МИРА. Девятый этап. ГРАН-ПРИ США

КОМЕДИЯ АБСУРДА

Первую победу в сезоне-2005 на полотне легендарной "старой кирпичницы" в Индианаполисе одержал в воскресенье семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер на "Феррари". Вторым с отставанием всего на 1,522 гонку закончил его партнер по команде Рубенс Баррикелло. Это была четвертая победа Шумахера в США и юбилейная, 100-я победа Скудерии, добытая под руководством Жана Тодта.

ОСВИСТАННЫЙ ДУБЛЬ "ФЕРРАРИ"

Всю гонку от начала и до конца алые болиды шли, как истребители на боевом дежурстве: просвет между лидером и его вторым номером лишь однажды, незадолго до финиша, составил около 3 секунд, остальное время он не превышал секунды. Несмотря на столь плотную езду, активных действий в отношении друг друга партнеры по команде не предпринимали - слишком уж настрадалась Скудерия в этом сезоне, чтобы, дав волю амбициям своих пилотов, поставить под угрозу более чем вероятный победный дубль.

Тем не менее на 26-м круге в "Гран-при США" сменился лидер. "Феррари" под первым стартовым номером зарулила в боксы, где несколько подзастряла. Сначала механики внимательнейшим образом осмотрели покрышки своего премьера, особенно заднюю левую, уже держа наготове запасные на случай, если будет принято решение их поменять (по нынешним правилам менять резину и одновременно дозаправлять болид запрещено). Поэтому заправщики взялись за дело лишь после того, как механики дали отмашку. В результате Шумахер выехал на трассу с довольно солидным отставанием от возглавившего пелотон Баррикелло.

Бразилец проехал впереди всех 20 с лишним кругов, и в какой-то момент показалось, что первую в сезоне победу "Феррари" принесет именно он, а не Шумахер. Однако на 48-м круге наступила кульминация гонки. Немец, покидавший пит-лайн после своего второго, и последнего, пит-стопа, вылетел на трассу колесо к колесу со своим партнером, имевшим преимущество в скорости, и не отдал тому ни пяди асфальта! Назревало столкновение. Оба гонщика тормозили, но даже со стороны было видно, что они делали это с разными намерениями и настроением. В итоге Баррикелло, в очередной раз (вопреки своим клятвам!) вспомнивший об интересах команды, дабы избежать аварии, был вынужден уйти с трассы в зону безопасности.

Шумахер занял позицию лидера, но напарник успокоиться ему не позволил. Не успевший остыть после этой, мягко говоря, спорной схватки Баррикелло ринулся догонять немца, чтобы дать ему бой, но был остановлен командой по радио с командного мостика Скудерии. Бестелесный голос в наушниках бесстрастно произнес по-английски примерно следующее: "Полегче, парни. Сохраните машины до финиша". В "Феррари" не принято игнорировать пожелания "центра". Особенно это касается вторых пилотов...

- У меня получился классный круг, когда Михаэль заехал в боксы на свой второй пит-стоп, и я был уверен, что смогу сохранить лидерство, - скажет позже Баррикелло. - Но на выезде с пит-лайн Михаэль оказался очень близко от меня. Я попытался проскочить перед ним, однако не успел. Тем не менее сегодня ночью я буду спать спокойно, потому что честно пытался. Конечно, жаль, что мне достались не 10, а лишь 8 очков. С другой стороны, если бы я уперся и что-нибудь случилось бы, пострадала бы прежде всего команда. Поэтому я предпочел уступить.

В итоге впервые в сезоне-2005 мы увидели пару пилотов в алых комбинезонах на высшей и средней ступенях подиума. Стоя на котором, Шумахер и Баррикелло были... освистаны! Правда, далеко не всеми присутствующими. Да и вообще свист, улюлюканье, аплодисменты и восторженные вопли фанатов "Феррари" не были столь уж впечатляющими, как можно было ожидать, увидев цифру в техническом протоколе: 160 000 зрителей. К концу этой гонки трибуны были больше чем наполовину пусты.

ПОИСКИ КОМПРОМИССА НИ К ЧЕМУ НЕ ПРИВЕЛИ

Потому что, по сути, смотреть было совершенно не на что. Кроме двух "Феррари" на трассу выехали еще всего четыре машины, представлявшие аутсайдеров чемпионата "Джордан" и "Минарди". Больше никаких болидов на полотне "старой кирпичницы" не было. Остальные 14 пилотов наблюдали разворачивавшийся в Индианаполисе трагифарс из боксов.

Да, угроза бойкота, витавшая над паддоками "Гран-при США" с вечера пятницы, стала реальностью. Всю субботу и утро воскресенья боссы команд и представители FIA посвятили попыткам найти компромисс в создавшейся, прямо скажем, тупиковой ситуации. Напомню, что в пятницу "Тойоты" Ральфа Шумахера и Риккардо Зонты потерпели аварии в 13-м повороте, самом скоростном и опасном участке трассы, где болиды выходят на бэнкинг - часть бетонного овала знаменитого автодрома Индианаполиса. И произошло это по одной и той же причине - из-за взрыва покрышки. К счастью, Зонта отделался легким испугом, а Шумахер-младший, проведя ночь в госпитале, к квалификации и гонке допущен не был.

Как ни старались представители фирмы "Мишлен", найти объяснение двойному фиаско своей продукции им не удалось. И, несмотря на то, что взрывались покрышки только у "Тойот" и только в пятницу, мишленовцы сочли своим долгом предупредить их команды-клиенты о том, что гарантировать пилотам стопроцентную безопасность в сложившейся ситуации они не могут.

К воскресенью в Индианаполис был доставлен самолетом другой набор покрышек, более, с точки зрения "Мишлена", безопасный, однако воспользоваться ими не представлялось возможным: по новым правилам пилоты имеют в своем распоряжении лишь один комплект резины и на квалификацию, и на гонку. A FIA, несмотря на явно форс-мажорные обстоятельства, ни на какие уступки не пошла. Даже на то, чтобы сменившие резину команды стартовали позади шестерки тех, кто едет на "Бриджстоуне" и покрышек не менял. Более того, "обутые" в "Мишлен" пилоты были согласны не получить за это никаких очков!

Тогда девять из десяти команд - семерка мишленовских и примкнувшие к ним клиенты "Бриджстоуна" "Джордан" и "Минарди" - заявили, что, если в пресловутом 13-м повороте не будет смонтирована временная тормозная петля-ретардер из отработанных покрышек, они на старт не выйдут, дабы не подвергать риску жизнь своих гонщиков. Но и этот наиболее реальный выход из конфликтной ситуации был похоронен на корню - "Феррари" не желала соглашаться ни на какие предложения. А вместе с ней и FIA.

Позиция "Феррари" неудивительна - эта команда издавна известна тем, что всегда и везде выступает только на стороне самой себя, принимая во внимание лишь свои интересы и амбиции. Но FIA... Ведь в последние 11 лет все свои действия эта организация предпринимает под лозунгом "Мы печемся о безопасности гонок и гонщиков!"

В воскресенье все увидели истинную цену этой декларации. Не за безопасность выступает FIA, а лишь за свой тотальный контроль над "Формулой-1" как видом уже не спорта, а суперприбыльного бизнеса.

В общем, никакого ретардера при выходе на бэнкинг сделано не было, и семь команд из девяти в воскресный полдень сдержали свое слово: 20 машин построились на стартовом поле, согласно итогам квалификации, а после прогревочного круга 14 из них зарулили на пит-лайн. Остались лишь "Феррари", что было ясно с самого начала, и "Минарди" с "Джорданами"...

ТОДТ УДИВЛЯЕТСЯ, FIA И "МИШЛЕН" ВЫЯСНЯЮТ, КТО ПРАВ

После финиша этого идиотского клоунского спектакля самым разъяренным выглядел босс "Минарди" Пол Стоддарт.

- Этого дня не было, слышите?! Не было! - бушевал австралиец. - Меня не трогают эти жалкие 7 очков, они не добавили мне чести и не доставили удовольствия! Я не хотел, чтобы мои пилоты принимали участие в этом фарсе, но был вынужден оставить их на трассе, когда увидел, что руководство "Джордана" нарушило данное утром обещание и приказало своим гонщикам стартовать. Приношу искренние извинения зрителям, обманутым в лучших ожиданиях и чувствах, но вину за случившееся возлагаю на тех, в чьей власти было принять правильное решение и дать возможность состояться нормальной гонке. Лекарство было под рукой, но им предпочли не воспользоваться. Сегодня в "Формуле-1" торжествовал не здравый смысл, а голая политика.

Стоддарт добавил, что в подобных ситуациях провинившиеся подают в отставку, прозрачно намекая на президента FIA Макса Мосли. Однако англичанин не моргнув глазом перевел стрелки на "Мишлен", сказав, что французские шинники, столкнувшись с проблемой, хотели разрешить ее в свою пользу, но за чужой счет.

Представители "Мишлен" с мнением Мосли не согласились. А клиенты компании распространили общее коммюнике, в котором принесли извинения публике, но в то же время твердо стояли на том, что их решение не стартовать было единственно верным и профессиональным.

- Это самый позорный момент в моей карьере, - признался спортивный директор "Мишлена" 67-летний Пьер Дюпаскье. - Но свою репутацию можно погубить только тогда, когда совершаешь идиотские и непоправимые поступки. Если ты выпускаешь на трассу гонщика на своей резине, и из-за ее отказа он врезается в стену, вот тогда ты и губишь свою репутацию.

- Мы совершенно уверены в том, что принятое решение было абсолютно верным и ответственным, - согласился с Дюпаскье генеральный директор "Мишлена" по вопросам спорта Фредерик Анри-Бибо.

Сожаления по поводу американского фарса выразил и вице-президент FIA, генеральный промоутер "Формулы-1" Берни Экклстоун, но сожаления эти носили, мягко говоря, своеобразный характер. По словам мистера Экклстоуна, он предпринял "миллион разных попыток" убедить семерку бунтарей все-таки выйти на старт "Гран-при США". Правда, ни он, ни Мосли почему-то не объяснили, что, кроме явно отрицательного отношения "Феррари" к поискам компромисса, помешало им принять предложение "Мишлена" и большинства команд. Вместо этого Экклстоун заявил, что он в ярости, и добавил, что в старые добрые времена он силой заставил бы гонщиков стартовать. Услышав это, экс-пилот, а ныне телекомментатор Мартин Брандл тут же вспомнил Аделаиду-91, когда из-за чудовищного дождя гонщики по инициативе Алена Проста решили было отказаться от старта, но Экклстоун бранью и угрозами все же заставил их сесть в кокпиты. Тогда силу воли проявил лишь Прост. Как считает Брандл, сейчас в "Формуле-1" на смену диктата одного человека пришел диктат одной команды, победить который, с точки зрения англичанина, можно лишь с помощью единства остальных.

Что ж, сезон-2005 можно назвать сплошным испытанием этого самого единства. Политика "Феррари", налагающей вето на все, что идет хоть сколько-нибудь вразрез с ее интересами, разрушительна, очередным подтверждением чему стала демонстрация эгоизма Скудерии на "Гран-при США". К счастью, семерка бунтарей выступила единым фронтом, и никто не дал слабины. Пускай в итоге "Феррари" завоевала 18 очков и единым махом оказалась среди лидеров как в чемпионате пилотов, так и в Кубке конструкторов. Тех, кто от этих очков отказался, я проигравшими не считаю. Напротив, для "Феррари" и Шумахера победа на "Гран-при США" - Пиррова победа. Хотя сама Скудерия так, кажется, не считает.

- Выражаясь боксерским языком, мы с "Бриджстоуном" одержали победу техническим нокаутом, - позволил себе пошутить спортивный директор итальянцев Жан Тодт. - Честно говоря, я сильно удивлен создавшейся ситуацией, но предпочел бы не комментировать то, что лежит вне моей ответственности.

А вот как отозвался о воскресных событиях победитель "Гран-при США".

- Это была та еще гонка, доложу я вам! - сказал на пресс-конференции Михаэль Шумахер. - Мы с Рубенсом вели очень плотную борьбу. Команда сказала нам: "Вперед, ребята, давайте развлечемся!" - и мы с ним этим и занялись. Немного странный "Гран-при" и, возможно, не самый выгодный для первой победы в сезоне, но я за свою карьеру одержал 84 победы и вполне могу позволить себе одну вот такую.

Хочу напоследок привести весьма любопытный отзыв о воскресной гонке одной из ее зрительниц.

- Победил лучший. Тот, кто должен побеждать всегда, - сказала эта дама в интервью Би-би-си. - Все остальное - shit!

Глас народа, так сказать.

Ольга ЛИНДЕ