Газета Спорт-Экспресс № 93 (3771) от 27 апреля 2005 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

27 апреля 2005

27 апреля 2005 | Экстремальные

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ

ПЕШКОМ ПО ВОДОПАДУ!

Как уже сообщал "СЭ", россиянин Александр Кленов свободным лазанием взобрался по стене самого высокого в мире водопада Анхел (976 м) в Венесуэле.

Еще во времена конкистадоров существовала легенда о том, что в джунглях Венесуэлы есть водопад, низвергающийся с небес. В начале тридцатых годов прошлого века его случайно увидел сверху американский летчик Джимми Энджелл, который позже посадил свой маленький самолетик на плато Ауян Тепуи, откуда срывается водопад. Колеса самолета завязли в болоте, Энджелл с трудом спасся, а водопад получил его имя - Анхел. Это чудо природы высотой 976 м в наши дни так и манит к себе бэйсеров и альпинистов. Москвич Валерий Розов в 2000 году совершил прыжок с парашютом с высшей точки водопада, а в середине апреля этого года Александр Кленов из Екатеринбурга прошел от подножия Анхела до его истока в составе экспедиции, организованной Федерацией альпинизма Великобритании. Оказавшись недавно проездом в Москве, Кленов встретился с корреспондентом "СЭ".

- Водопад находится примерно в тысяче километров от Каракаса, куда мы прилетели на самолете, - начал Александр свой рассказ. - Оттуда ехали 16 часов на автобусе до города Боливар, а затем отправились в маленький индейский поселок Канайма около плато Ауян Тепуи, где находится Анхел. Из поселка плыли три дня на лодке до подножия водопада. Местные индейцы до сих пор используют выдолбленные из ствола дерева каноэ, в одно из которых поместились семь членов нашей экспедиции, четверо сопровождающих и 500 кг груза. В то время была очень низкая вода, и полдороги мы только и делали, что перетаскивали лодку через перекаты.

-Могу предположить, что Анхел являет собой грандиозное зрелище...

- В первый раз мы его увидели с самолета. Кажется, что водопад висит в воздухе. На самом деле водой вымыт огромный желоб, который очень скрадывает масштаб Анхела. Если смотреть снизу, то впечатление, что стоишь на дне колодца.

-Что представляет собой, с точки зрения альпиниста, стена, с которой срывается водопад?

- Это столбовые горы. Таких около ста в этом районе Амазонки. Абсолютно уникальная скальная порода. Очень твердый песчаник с высоким содержанием кварца трудно обрабатывать во время лазанья.

-Почему именно англичане организовали эту экспедицию?

- Ее инициатор и руководитель Джон Аран увидел видеоклип бэйсерского прыжка с Анхела пять лет назад и лишился покоя. Подняться к истоку этого водопада стало для него чуть ли не навязчивой идеей. Были две неудачные попытки. Три года назад поднялись на 300 м, но не хватило опыта, начались болезни и пришлось спуститься. На следующий год один из участников сломал руку, что тоже не способствовало успеху.

-Почему на этот раз пригласили россиянина?

- Я считаюсь одним из сильнейших в мире восходителей на Big Wall, у меня большой опыт прохождения таких стен в различных районах мира, более десяти значимых первопроходов. Кроме того, в России свободным лазаньем лучше меня никто не владеет, в Англии это знали. В прошлом году я был на международной встрече Free climbing в Уэльсе, в которой приняли участие лучшие альпинисты этого стиля, и все могли увидеть меня в деле. А когда англичане узнали, что один из проектов, который я хочу осуществить, это прохождение Рорайма Тепуи, находящейся в том же массиве, что и Ауян Тепуи, то пригласили меня на Анхел.

-Они и финансовые расходы взяли на себя?

- Не полностью. Мне помогла наша екатеринбургская фирма "Манарага", которая производит спортивную одежду.

-Объясните непосвященным, что такое свободное лазанье.

- Это лазанье без применения искусственных точек опоры, когда альпинист только руками и ногами опирается о стену. Все ее участки проходятся за счет физических качеств, опыта, умения лазать. Минимум крючьев, только закладки. Сорвался - повиснешь на веревке.

-Что вы испытываете, когда бросаете вызов стене?

- Потрясающее ощущение: я могу сделать то, что на первый взгляд кажется невыполнимым.

-Страшно бывает?

- Конечно, страшно всегда. Страх - твой лучший помощник, он оберегает. Потерял его - погибнешь, потому что перестанешь чувствовать ту тонкую грань, которая отделяет тебя от потустороннего мира.

-На этой стене что конкретно испытывали?

- Я уже говорил, что желоб, по которому мы лезли, кажется компактным, а на самом деле это полуокружность метров пятьсот. Все время кажется, что вот он, верх, недалеко. А проходишь веревку за веревкой - и конца края не видно. Неделю лезли, а стена все увеличивается, увеличивается. Это за счет нависания. Психологически такая обстановка давит.

-Сколько дней лезли?

- Девятнадцать. Пять лагерей было на стене. Много времени занимает подъем грузов, да и само лазанье проходило небыстро. Максимум три веревки в день, это 150 - 180 метров. Такое лазанье сильно изматывает из-за того, что ты вынужден выбирать безопасный по возможности маршрут, а это самое трудное на стене.

-Как спали?

- Находили на стене полочки, на которых и располагались на отдых. Если все на них не помещались, то использовали две подвесные платформы, на двоих каждая. Бывало так: четверо на платформах, один в гамаке, остальные на полочке. Нас всего семеро было. Если и этого не могли оборудовать, то кто-то ночевал выше или ниже по стене.

-Вы сказали, что приходилось тащить много груза.

- Полтонны привезли в базовый лагерь. Килограммов 100 оставили там, но добавилось 300 литров воды.

-Что, лезешь на водопад и тащишь с собой воду?

- Мокрыми мы были только первые 3 - 4 веревки, а после этого начинается такое огромное нависание стены, что струя водопада отходит от нее метров на 150. Вокруг стопроцентная влажность, идешь в облаке брызг, а воды добыть невозможно.

-Что ели?

- В основном чечевицу, рис, макароны. Лепешки делали. Но все равно сильно похудели.

-Как выглядело место финиша?

- Абсолютно ровное плато, местами камни разбросаны.

-А в справочнике написано, что там течет река Чурун, которая дает начало водопаду.

- Загадка природы. Совершенно непонятно, откуда берется вода. Там мшистая растительность, нога на метр проваливается, ступаешь - и через некоторое время в ямке появляется вода. Облака над плато висят постоянно, водяная взвесь в воздухе. А вот реки там я никакой не увидел.

-По праву первопроходцев вы дали маршруту название Rainbow Jambaia. Что означает второе слово?

- Это первые буквы имен всех восходителей: Джон, Анна, Майлс, Бэн, Алекс, Иван, Альфредо. Слово не переводится, но очень напоминает название танца - Джамба. Получилось "Танец Радуги". И еще такие ассоциации: семь восходителей, семь цветов радуги. Над водопадом постоянно радуги висят.

-Расскажите о тех, с кем шли.

- Джон и Анна Аран - муж и жена, вместе лазают 14 лет. Бэн Хейсон и Майлс Гибсон - молоды, больше всего преуспели в боулдеринге. Иван Калдерон и Альфредо Рэгел - фанатики Тепуи, одни из лучших альпинистов Венесуэлы, но больших достижений в свободном лазанье пока нет. Для них это восхождение - неоценимый опыт.

-Эту стену мало кому удавалось пройти. А сколько было попыток?

- Точно не знаю, но много. С 1989 года, когда ее прошли испанцы, никто не мог повторить. Мы были первыми, кто проложил в свободном лазанье новый маршрут, и вторыми, кто вообще эту стену покорил.

-Какие отклики были на ваше прохождение?

- Для скалолазов оно стало крупным событием. Перед стартом нам говорили: "Анхел - это невозможно". Никто не верил. А теперь все поздравляют.

-Как оцениваете сложность маршрута?

- В России до сих пор нет оценок сложности свободного лазанья. Столько лет бьюсь, но, к сожалению, никак не могу сдвинуть с места нашу федерацию. А в Англии это выглядит так: Е7 - 6В. Е7 определяет общую сложность маршрута, сюда входят его опасность, психологическая составляющая, сложность страховки и некоторые другие компоненты. 6В - сложность свободного лазанья. Если перевести на французскую систему, которой пользуется большинство, то получится 7С+. Это предел лазанья on sight (с первого взгляда), когда лезут без разучивания маршрута: посмотрел - и полез.

-Вы говорили о психологической сложности маршрута. Видимо, не последнюю роль здесь играет психологическая совместимость? Все-таки 19 дней шесть мужчин и одна женщина были оторваны от остального мира...

- Сохранять благоприятный психологический климат помогало то, что собрались вместе не случайные люди, а единомышленники. Мы были объединены общей идеей, которая позволяла победить все противоречия, которые порой возникали. Не было трений в выборе тактики и техники прохождения маршрута. Если кто-то отставал, ему давали поспать, помедитировать. Для этой цели у ребят флейта была.

-Интересно, как это выглядело?

- Иван и Юппи (Альфредо. - Е.Р.) - любители индейской музыки. Обычно после завтрака Юппи садился в уголке и такие интересные мелодии выводил под сопровождение ударника - фляги из-под воды! Колоритная музыка, западала нам в душу.

-Чей голос в экспедиции был решающим?

- Джон отвечал за все ключевые моменты доставки экспедиции к подножью водопада. На стене он генерировал идеи, но руководства "ты - сюда, а вот ты - туда" с его стороны не было. Мы сразу разработали график - как будем лезть, как сменяться - и строго его придерживались. В тактике и выборе маршрута Джон в основном мне доверял. На всех сложных участках маршрута я выходил вперед и искал дорогу.

-Соревнование внутри команды было?

- Конечно. Каждому хотелось как можно лучше пройти веревку on sight, и он выкладывался на ней полностью. Но это скорее соревнование с самим собой, оно не вызывало нездоровой конкуренции.

-А со спортивной точки зрения лидер был?

- Трое англичан и я были одного уровня и несли основные нагрузки. Я прокладывал маршрут, который не могли проложить другие, у меня - очень большой опыт организации закладок, страховки. Но лидеров не было. Нельзя сказать, что это стена Джона или Алекса. Это работа команды.

-Травмы были?

- Серьезных - нет, а мелкие случались. Без срывов не обошлось - летишь метров пять, а то и все восемь. Ранились все: поцарапанные, избитые, обожженные веревками, пальцы перемотаны...

-Кто первым вылез наверх?

- Мы с Майлсом. Получилось так. Последний день лазанья, все устали от стены. Джон говорит: "Алекс, сделай вершину!" "Есть, кэп!" - отвечаю. Вышли на вершину с Майлсом - ощущение непередаваемое! Водопад перестал шуметь, все парит в облаках, дурманящие запахи - словом, затерянный мир. Потом мы спустились в лагерь, ниже по стене. И только через сутки все оказались на вершине. Джон был очень счастлив - он пять лет жил этой идеей.

-Что-то захватили с вершины?

- Камешки, буду дарить друзьям. А из одного, может, сделаю миниатюрный водопад Анхел.

-В этом затерянном мире наверняка не обошлось без приключений. Что вам больше всего запомнилось?

- Наверху ночью к нам пришла огромная мышь с большими ушами. Такой добродушный зверек оказался. Хозяйничал в наших мешках, уходил, возвращался, доел конфеты. Еще видел много огромных пауков, с ладошку величиной, ядовитые. Со змеей был интересный случай. Уже когда спустились, сидел в базовом лагере у костра, ломал веточки, подкладывал в огонь. Потянулся за очередной, а она вдруг у меня на глазах начала расти. Думаю, неужели глюки после восхождения начались? Присмотрелся, а это змея встает.

-Какие планы на будущее?

- Идей много, надо понять, чего хочется больше. Если говорить о Южной Америке, то это Рорайма, тоже Тепуи. Плато Рорайма питает все реки Амазонии, там находится водопад чуть ниже Анхела. У меня есть книга "Восхождение в затерянный мир", я хорошо знаком с ее автором, который 30 лет назад прошел маршрут на Рорайме. Мне очень интересно сделать там восхождение. Для такой стены нужна команда, и хочется, чтобы она была российской. Надо развить первый мировой успех в прохождении стены в свободном лазанье, в котором россиянин не был статистом, а выступал как основной участник. Пока команды не вижу, нет у нас таких скалолазов. Но в Екатеринбурге подрастают двое ребят, которые, надеюсь, через год-два о себе заявят. Тогда и подумаю о восхождении на Рорайму.

Елена РЕРИХ