Газета Спорт-Экспресс № 48 (3726) от 4 марта 2005 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

4 марта 2005

4 марта 2005 | Велоспорт

ВЕЛОСПОРТ

В среду в Москве на 72-м году жизни после тяжелой болезни скончался легендарный велогонщик и тренер, чемпион Олимпиады 1960 года в Риме Виктор Капитонов.

ПОСЛЕДНИЙ КРУГ

Расхожее замечание о жизни как о дороге наиболее точно подходит к велогонщикам. Для них вся судьба, как и гонка, делится на круги, на каждом из которых необходимо решать свою задачу.

В историю великие герои въезжают порой самым неожиданным способом и на совершенно невероятных видах транспорта. Достаточно вспомнить гасконца д'Артаньяна, приехавшего покорять Париж на неказистой желтой лошаденке. А Ламанчский идальго Алонсо Кихана, въехавший в бессмертие на чахлом Росинанте?

Наверное, в этом и проявляется величие большого человека, способного отворить дверь в легенду даже на туристическом велосипеде фирмы "Чинелли". Да-да, самое первое шоссейное золото Олимпиады в Риме советский гонщик Виктор Капитонов выиграл не на веломонстре (на который у отечественной федерации и денег-то не хватило бы), а на любительской машинке римских почтальонов.

"Капитонов ввел русских в международный велоспорт с парадной двери!" - писал с Олимпиады о триумфе советского спортсмена французский журналист. И действительно, СССР после 175 км асфальтовой саги Капитонова ворвался в элитарный клуб олимпийских победителей шоссейных гонок, куда до того входили лишь Италия, Франция, Бельгия и Голландия.

В КРУГЕ ПЕРВОМ, КАПИТАНСКОМ

Но до этого Капитонов, которого на западный манер соперники звали "Капитановым", отдавая дань его лидерским качествам, успел не раз короноваться в горах велогонки Мира, снискав славу неуступчивого бойца и тонкого тактика. Умение держать удар было его отличительным качеством. Нежелание носить титул "вечно второго" гнало Капитонова вперед и после падения на олимпийской трассе в Мельбурне-56, и после аварий на чемпионатах мира и велогонках Мира. Завалы перед решающими финишами выбивали его из борьбы за первые места, но не могли вышибить из седла. Вот лишь один характерный эпизод, в котором как в капле воды - весь Капитонов.

1959 год. Велогонка Мира. Первый этап в Берлине. И вновь досадное падение Виктора Капитонова. Нога от бедра до голени разодрана так, что консилиум местных эскулапов требует от гонщика прекратить борьбу, даже не начав ее. И лишь тренер сборной Леонид Шелешнев, как никто знавший своего подопечного, скупо заявляет:

- Это он сам решит.

И Капитонов принимает единственно возможное для него решение: ехать. 2075 км! Но он капитан команды, и не важно, сколько йода и зеленки израсходуют на него врачи, чтобы вернуть на шоссе. И ведомая им сборная выиграла ту велогонку, а сам израненный гонщик финишировал в личном зачете 8-м.

В КРУГЕ ВТОРОМ, ОЛИМПИЙСКОМ

Двойной финиш Капитонова на раскаленной трассе Гротаросса в олимпийском Риме уже стал легендой и описан многократно.

Данте писал о девяти кругах ада, однако та адская олимпийская трасса добавила еще три 12-километровых круга при температуре +45 в тени. Это была гонка на выживание. Тремя днями раньше в 100-километровой гонке, на которой, перегревшись на солнце, 12 человек угодили в больницу, а один - умер, лишь тепловой удар, полученный на трассе Алексеем Петровым, помешал нашей команде выиграть первое место, оставив ее с бронзой. Как говаривал позже Капитонов, для золота команде не хватило всего четырех кружек воды...

В групповой гонке фаворитами вновь выступали итальянцы. Хозяева Игр уже выиграли четыре пьедестала на домашней Олимпиаде и жаждали пятой золотой медали. Но в лице советской четверки - Гайнана Сайдхужина, Евгения Клевцова, Юрия Мелехова и Капитонова - звезды "Скуадры адзурры" во главе с Ливио Трапе встретили достойных соперников. Главной дуэлью и стало противостояние двух капитанов - Капитонова и Трапе. Фамилия любимца тифози украшала плавящийся асфальт и гнала Трапе вперед.

За 40 км тройка наших бросает в главную атаку самого свежего - Капитонова. Пелотон проспал его рывок, и лишь Трапе мог выдержать дикий темп. Коварный тактик, Капитонов подпустил Ливио - все-таки вдвоем идти легче, - и гонщики заключили негласный альянс: каждый отрабатывает часть пути в лидерах, давая передохнуть конкуренту. Увлекшись в пылу борьбы, Капитонов ошибся в подсчете кругов. К удивлению итальянца, он бросился на финиш, приподнявшись в седле и раскачивая на ходу машину, за круг до конца гонки. Финишный спурт на последних метрах дался ему ценой тяжелого перенапряжения. Победа?!

- Ошибся! - кричит Шелешнев. - Еще круг.

Это был приговор. Для любого другого, но не для Капитонова. Никто, даже он сам позже, не смог объяснить, откуда появились силы настигнуть убежавшего на два километра Трапе. Причем психологически настроить себя на новый круг борьбы после эмоционального броска на финиш было куда как сложнее, чем найти в себе физические силы продолжать крутить педали в боевом режиме. Но он сделал это. И вновь заработал альянс Капитонов - Трапе. А вторую свою атаку Капитонов провел в парадоксальном стиле, решившись на обгон с наветренной стороны, то есть оттуда, откуда самоуверенный Трапе не ждал подвоха. Мощнейший финишный бросок Капитонова с танцем на педалях - и Трапе второй, опоздав на ленту на полколеса.

Честное слово, если бы этой драмы 11-го круга не было, то ее следовало придумать. Поздравляя чемпиона, министр иностранных дел Италии сказал, что вся страна готова обменять четыре золотые медали своих велогонщиков на этой Олимпиаде на одну, но ТАКУЮ, какую выиграл Капитонов. Вот так, квинтэссенцией всей велоистории Олимпиад стал этот двойной финиш Рима-60, как вся ярчайшая история баскетбола на Олимпиадах вместилась в драматичнейшие три секунды Мюнхена-72. Право на величие можно завоевать только в противостоянии с великими.

А Трапе, кстати, нарек своего сына Виктором, в честь достойного соперника...

В КРУГЕ ТРЕТЬЕМ, ТРЕНЕРСКОМ

В 1969 году Виктор Капитонов сменил Леонида Шелешнева на тренерском мостике сборной. И проехавший 8 велогонок Мира в качестве гонщика, он еще 18 раз одолел эту гонку в техничке тренера.

Вот как вспоминает о тренере один из его любимых учеников, победитель велогонки Мира-76, ныне - президент ФВСР Александр Гусятников:

- О таких тренерах, как Капитонов, говорят "отец солдатам". Он оберегал нас, словно малых детей, от любых нападок как соперников, так и прессы. Помню в 1971 году на велогонке Мира при въезде на стадион в Познани мы должны были проехать через туннель, в котором попали в завал многие, в том числе и польский гонщик, лидировавший тогда. Нас местная пресса обвинила в том, что мы специально завалили лидера. И тогда только Капитонов возразил журналистам, заявив, что как же в темном туннеле они смогли разглядеть зачинщиков падения? А позже выяснилось, что мы едем с поляками на одном автобусе в гостиницу. В салоне возникла перепалка между нашими и польскими гонщиками. Так Капитонов просто, без церемоний выдворил соперников из автобуса. Характер у него был не сахар!

-Вас же он выделял из своих учеников. Почему?

- Наверное, за то, что я был прежде всего командным гонщиком. Для него понятие команды было священным. Помню, как противился он моему желанию поступать в военное училище и даже выдворил меня из сборной, поскольку считал, что этим шагом я предаю сборную. Позже я пришел к Капитонову и просто спросил, что мне нужно сделать, чтобы вернуться в команду. Он ответил:

- Выиграешь критериум - возьму обратно.

- Виктор Арсентьич, говорю, побойтесь Бога, это же не моя дистанция, я же не спринтер.

А он так хитро прищурился и говорит:

- А ты попробуй. Захочешь вернуться в команду - выиграешь.

И ведь победил я в том критериуме!

В КРУГЕ ЧЕТВЕРТОМ, СРЕДИ ВЕЛИКИХ

"Пятерых великих знает история велогонок Мира. Спринтеры - Ян Веселы и Властимил Ружичка, тактик Густав-Адольф Шур, мастер разделок Ромео Вентурелли и великий инициатор, забияка Виктор Капитонов". Эта классификация принадлежит болгарской спортивной прессе.

Задиристость и самоотверженность Капитонова-гонщика отмечал и его товарищ по тренерскому цеху, бронзовый призер Рима-60 Ростислав Варгашкин:

- Наше знакомство с ним состоялось в 1957 году, когда я, участник уже двух Олимпиадах, схлестнулся в дуэли с Капитоновым на тренировочной трассе. Так этот худой юнец (а было ему тогда 24 года) и не думал мне уступать. Даже на тренировке. Так и упали мы с ним вместе, сцепившись колесами. С этой аварии и началась наша дружба.

-Как вы считаете, были бы у Капитонова шансы на успех в "Тур де Франс", если бы он выступал в этой супергонке профи?

- Трудно однозначно сказать. Все-таки в мире профессионалов более жестокие условия борьбы. Там совершенно иные законы.

Может, и так, но вот то, что гонщики первой советской профессиональной велогруппы "Альфа Люм" - Андрей Чмиль, Дмитрий Конышев, Джамолидин Абдужапаров, Петр Угрюмов - не потерялись в мире велопрофи и сумели покорить высоты Кубка мира и пьедесталы всех трех супермногодневок, - заслуга тренера Виктора Капитонова, создавшего одну из сильнейших школ велосипедного мастерства. Думаю, что и выигрыш в 1999 году Андреем Чмилем Кубка мира, и второе место Петра Угрюмова на "Туре" и "Вуэльте" - это плоды той великой победы на раскаленной трассе Гротаросса в олимпийском 1960-м.

Ровшан АСКЕРОВ