Газета Спорт-Экспресс № 38 (3716) от 19 февраля 2005 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

19 февраля 2005

19 февраля 2005 | Лыжные гонки

ЛЫЖИ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Юлия ЧЕПАЛОВА: "КАЖДАЯ ГОНКА - ЭТО МАЛЕНЬКАЯ ЖИЗНЬ"

Как уже сообщал "СЭ", в четверг двукратная олимпийская чемпионка Юлия Чепалова стала в Оберстдорфе второй в коньковой гонке на 10 км, причем уступила победительнице, Катерине Нойманновой из Чехии, всего 1,2 секунды.

Теперь у Чепаловой полный комплект наград чемпионатов мира, ведь в Лахти-2001 она завоевывала бронзу в спринте и золото в эстафете.

Ровшан АСКЕРОВ

из Оберстдорфа

Эта беседа с Чепаловой состоялась в четверг вечером в холле гостиницы "Вальдотель" - сразу после церемонии награждения.

-Поздравляю вас с "полным бантом". Может, хоть это подсластит вам горечь досады от серебряного финиша.

- Спасибо, что попытались меня утешить. Знаете, я все-таки слукавила там, в микст-зоне, когда заявила, что не считаю это серебро обидным, а проигрыш Нойманновой - горьким. Рядом полно людей стояло, и нужно было, как говорится, держать марку. Сейчас скажу: обидно до жути! Лучше уступить 5, 10, 20 секунд, чем остановиться в одной секунде от золота чемпионата мира.

-Спасибо за откровенность. Нетрудно предположить, что вам было бы куда приятнее остаться без полного комплекта медалей, но зато с двумя золотыми?

- Видимо, кто-то там, наверху, решил, что для того, чтобы замахнуться на второе золото мирового первенства, мне сначала нужно постоять на всех ступенях пьедестала.

-А не было с утра ощущения, что все получится, что день будет удачным?

- Ощущение такое есть всегда. Каждый раз, выходя на гонку, я думаю только о победе. Так было и на этот раз. Недаром девчонкам - Завьяловой и Барановой - перед стартом сказала: "Ну, сейчас тряхну стариной, только держись!" А если серьезно, то была уверена, что в тройку попаду обязательно. Правда, конкретно о золоте не думала. Но ведь аппетит приходит во время еды. И теперь мне жутко жаль упущенного первого места.

-На завершающем отрезке дистанции вы, зная, что проигрываете Катерине Нойманновой около трех секунд, резко ускорились. Но при этом, конечно же, понимали, что чешку, которая стартовала позже, тренеры ведут по вашему времени и что она тоже вполне может увеличить обороты. На что надеялись, когда уже после финиша ожидали соперницу? Верили, что Нойманнова не сдюжит на последней прямой?

- Надежда, сами знаете, всегда умирает последней. К тому же все последнее время я очень серьезно работала как раз над финишным спуртом и имела право считать, что в этом компоненте сильнее чешки. Хотелось думать, что на спуске и на последней прямой я выжала из себя максимум и буду вознаграждена за это первым личным золотом чемпионата мира.

-Вы обмолвились после финиша, что здешняя трасса - не чета другим, кубковым. Насколько она тяжелее?

- Организаторы сделали все, чтобы осложнить гонщикам жизнь. Такие подъемы спроектировали, что умаешься проходить. Но я очень тщательно готовилась к этой гонке, изучила трассу досконально.

-И какой же момент в этой гонке оказался для вас самым тяжелым?

- Середина дистанции, 5-й и 6-й километры, когда нужно включать второе дыхание. Это очень тяжелый отрезок. Если в этот момент переборешь себя, свою усталость, если сумеешь "включить" на втором круге те же эмоции, на которых прошла первый, то успех придет. А тут еще как раз на середине круга высокая гора - я ее взяла, можно сказать, на одних морально-волевых.

-По ходу гонки вы, конечно, были в курсе того, насколько отстаете от Нойманновой. Скажите, подобная информация не давила на вас психологически?

- Абсолютно нет. Наоборот, всегда нужно знать, насколько и где лучше ускориться, чтобы настигнуть соперницу. И потом, тяжело всем приходится, в том числе и лидеру, которому сообщают, что он опережает конкурента. Ему ведь после такой новости нужно найти в себе силы не сбрасывать обороты. А сделать это очень хочется - ведь лидер несется на пределе сил.

-Как я понимаю, ваш отец и личный тренер Анатолий Чепалов специально выводил вас на пик формы к этому чемпионату. Получается, вы сознательно пожертвовали первыми этапами Кубка мира ради успеха в Оберстдорфе?

- Совершенно верно. Потому и нахожусь сейчас в отличной форме.

-А вот некоторые профессиональные гонщики, знаю, сознательно готовят себя к двум пикам - в начале сезона и в его конце, чтобы выиграть на коммерческих кубковых гонках побольше денег. При этом чемпионат мира они рассматривают, как проходное мероприятие.

- Принять такую позицию я не могу. Видимо, в силу воспитания. Я все-таки очень азартна и честолюбива. Каждая гонка для меня - это маленькая жизнь. Не понимаю, как можно пренебречь чемпионатом мира! К тому же этот турнир проходит раз в два года, и, по-моему, вполне можно чередовать успешные выступления в Кубке мира и на мировых первенствах.

-У вас, Юля, много титулов и наград. Есть золото чемпионата мира и Олимпийских игр, есть на вашем счету и Кубок мира...

- Олимпийские игры - это вообще особое соревнование. Уже один тот факт, что проходят они раз в четыре года, завораживает участников - недаром даже самые опытные и титулованные нередко оказываются неудачниками. Вспомните выдающуюся биатлонистку Магдалену Форсберг: в ее долгой блестящей карьере лишь одна бронзовая олимпийская медаль.

А мне, видимо, повезло. Я выиграла Олимпиаду 22-летней девчонкой, еще не отдавая себе отчет в том, какие это соревнования. Сумасшедшие! Что это такое - победить на Играх, - поняла лишь после того, как завоевала в Солт-Лейк-Сити свое второе золото.

Чемпионат мира - тоже по-своему уникальный турнир. Пусть за победу здесь международная федерация премиальных не платит, зато уже сам статус дорогого стоит. Вы только вслушайтесь в волшебное звучание: чемпионка мира. А Кубок мира вообще стоит отдельно. Ведь чтобы завладеть Хрустальным глобусом, нужно показывать стабильно высокие результаты на протяжении всего сезона. Я горжусь, что удавалось победить в каждом из соревнований. Правда, теперь хочется выиграть личное золото чемпионата мира.

-Можете назвать самую яркую победу и самое досадное поражение в карьере?

- Ну, с самым досадным проигрышем все очень просто: то, которое жжет сильнее. То есть "десятка" в Оберстдорфе и поражение всего в одну секунду Нойманновой. А самая яркая победа... Гонка на 30 км в Нагано. От нее и по сей день осталось ощущение светлого праздника. В тот день мне все удавалось. Или, может, мне теперь только так кажется?

-Плюс ко всему вас в Нагано никто не рассматривал в качестве фаворита. Кстати, вам проще выступать в роли темной лошадки или в ранге главного претендента на титул?

- Совершенно не задумываюсь об этом. Как говорится, у каждого возраста есть свои прелести (смеется). Сегодня я уже не прежняя молодая девчонка, готовая бежать все гонки подряд, а матерая волчица, умудренная опытом и способная грамотно распределять свои силы и на конкретную гонку, и на длительное соревнование уровня чемпионата мира или Олимпийских игр.

-Вы готовитесь к важным стартам под руководством отца. Не тяжело тренироваться практически в одиночестве, без подруг?

- Наверное, в группе было бы поинтереснее, веселее. Да и спортивнее - все-таки каждая тренировка превращалась бы в мини-соревнование.

-С подругами по команде делитесь секретами подготовки?

- Да я вообще человек достаточно открытый. Особых секретов не держу, всегда готова помочь девчатам и поддержать их.

-С Нойманновой вы практически одновременно решились прервать карьеру, чтобы стать мамами. Но складывается ощущение, что чешка быстрее набирает форму и успешнее выступает. С чем это связано?

- Я бы не сказала, что она сильнее меня. Просто ей чуть больше везет. При этом мы часто вместе оказываемся на пьедестале. А кто стоит выше, кто ниже - это не так уж и важно. Сегодня - она, а завтра первую ступень займу я.

-Вы обе - молодые мамы. Встречаясь на соревнованиях, обмениваетесь опытом воспитания детей?

- Нет. Нойманнова плохо говорит по-русски и не знает немецкого, а я не так хорошо владею английским.

-Ваше соперничество в Оберстдорфе еще продолжится - в дуатлоне. Некоторые специалисты предрекают чешке победу и в этой дисциплине.

- Ну, это мы еще посмотрим! Ведь дуатлон, как и "десятка", - одна из любимых моих дистанций.

-Многое ли в дуатлоне зависит от скорости переобувания на пит-стопе? Верно ли, что тот, кто быстрее меняет обувь и лыжи, автоматически получает преимущество над соперниками?

- Не думаю. Говорят, рекорд на пит-стопе составляет 8 секунд. Мне до этого далеко: я справляюсь за 18. Но считаю, что лучше не спеша переобуться, чем торопиться, ошибиться с креплением и в итоге потерять лыжу, а с ней и шансы на победу. Однажды со мной такое случилось. С тех пор я на пит-стопе веду себя очень спокойно. А торопиться буду на трассе.