Газета Спорт-Экспресс № 191 (3569) от 23 августа 2004 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

23 августа 2004

23 августа 2004 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

САФИНА ИЗ-ЗА ЗАНОСЧИВОСТИ ХОТЕЛИ ВЫДВОРИТЬ ИЗ ДЕРЕВНИ

Руководитель спортивной делегации России Анатолий КОЛЕСОВ рассказывает в олимпийском офисе "СЭ" о причинах неудач в первую неделю Игр.

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

из Афин

Выступление нашей команды на Олимпиаде никак не назовешь триумфальным или хотя бы просто достойным. Для того чтобы рассказать российским журналистам, работающим в Афинах, о причинах неудач, в субботу к ним пришел руководитель нашей спортивной делегации в Греции олимпийский чемпион Анатолий Колесов. Сначала он провел небольшую пресс-конференцию в главном пресс-центре Игр, а затем в течение получаса в олимпийском офисе "СЭ" отвечал на вопросы наших корреспондентов.

- Не все ожидания пока оправдываются. Усилий прикладываем максимум, но не отстают в этом плане и соперники. Штаб нашей делегации работает почти круглосуточно - сегодня, например (в субботу. - Прим. Е.Д.), нас подняли в четыре утра.

- Что случилось?

- Тренеры по велоспорту пытались ввезти велосипеды в Олимпийскую деревню, не оформив это должным образом. Конфликт скорее процедурный, чем юридический, но сейчас тем не менее идет разбирательство. Продолжу, однако, о главном. Мы ждали и не скрывали тревоги по поводу того, что Игры окажутся для нас необычайно трудными. За четыре последние года нам действительно не удалось выправить ситуацию настолько, чтобы не очутиться с самого начала Олимпиады во втором десятке стран-медалистов. Особенно в плавании.

Были заверения федерации этого вида спорта, что ситуация изменится, что мы получим большой приток молодых талантливых спортсменов, но на самом деле все осталось на уровне Сиднея - весьма невысоком. Или даже ниже. Одна серебряная медаль - это провал, который давит на психику всех остальных спортсменов. А в стрельбе, например, мы отдали два золота из-за неправильной тактики спортсменов в финалах, которую потом пришлось корректировать.

- Насколько мы отстаем от первоначально намеченного медального плана?

- На вечер пятницы у нас должно быть 13 золотых медалей, а всего - 31 (на самом деле к вечеру пятницы у нас было 28 медалей, из них золотых - только 5. - Прим.Е.Д.). Американцы и китайцы между тем наш "план" выполняют или превышают (40 и 17, 36 и 15 соответственно. - Прим.Е.Д.).

- То есть отставание от графика составляет восемь золотых медалей?

- Я озвучил цифры, которые рассчитывались еще в Москве. Однако план борьбы за лидерство в общекомандном зачете по-прежнему остается в силе. Начинаются легкая атлетика, бокс, синхронное плавание, борьба и другие наши ударные виды. Расписание составлено так, что они спланированы на самый конец Олимпиады. Поэтому надо набраться терпения и ждать: за три дня - 27, 28 и 29 августа - мы должны стать первыми в общекомандном зачете.

- Вы считаете, это реально?

- Уверен, мы сможем это сделать. Учтите, что российский успех отнимает медали у американцев и китайцев - главных конкурентов. Кроме того, готов привести несколько цифр.

27 августа у России будет приблизительно 75 - 78 медалей, из которых 27 золотых. У США - 31 золото, у Китая - 29. 28 августа американцы выйдут на уровень 80 наград, из которых 36 будут золотыми. У нас - 90 и 33. У Китая - 75 и 32. Ну а 29 августа, в самый тяжелый день, мы планируем выйти на уровень более 90 всех медалей и более 36 золотых, что позволит обойти Америку и Китай. Задача трудная, но выполнимая. Кроме того, медали одних могут и должны морально подстегнуть других. Есть также много команд, которые "растаскивают" медали у фаворитов, и борьба, не исключено, может завершиться на куда более низком медальном уровне.

Ну а пока, не скрою, есть явные промахи. Как ни опасались мы подвоха от тяжелоатлетов, но в пятницу все-таки получили извещение, что в организме российской штангистки Альбины Хомич обнаружено запрещенное вещество - метандростенолон. Проба "В" сразу не была сделана, поскольку в афинском допинговом центре выстроилась настоящая очередь - тут мы неодиноки, однако с Хомич, в сущности, все ясно, поскольку Международная федерация тяжелой атлетики уже приостановила ее участие в соревнованиях.

- Но ведь 19 августа та же организация объявила, что провела всеобщее тестирование всех участников Олимпиады, из которых только пятеро были "не чисты". И Хомич среди них не значилась.

- Могу сказать только следующее: Хомич прошла наш российский допинг-контроль и не была поймана. Поэтому начато расследование всей ситуации.

- Может, наш контроль плох?

- У российской лаборатории есть международная аккредитация и сертификат, поэтому обвинять ее в отсталости оснований нет. Другое дело, бывает, что группа забора привозит на анализ не то, что она должна привозить, хотя увозит то, что нужно. Такие случаи уже были, и работников увольняли за это.

- Могли бы что-то сказать о причинах поражений Александра Попова?

- Думаю, многое началось с процесса выдвижения Попова в президенты федерации плавания России. Я еще тогда высказывался против выборов в любой федерации до Олимпиады - так спокойнее. А сейчас еще и врачи доложили, что у него есть определенные проблемы с плечом.

- А что происходит с нашей гимнастической сборной? Где медали, почему на соревнованиях почти не видно главного тренера Леонида Аркаева?

- Аркаев на меня уже не обижается, поэтому повторю все то, что давно говорю ему в глаза. Гимнастика - своеобразная Бородинская битва нынешней Олимпиады. От нее во многом зависела судьба всей команды. Но в последние годы здесь наметился спад. Причины очевидны. Мы совершенно забыли о регионах, сосредоточили всю гимнастику на "Озере Круглом", подчинив ее Аркаеву. Другие тренеры были если и не бесправны, то лишены стимула и возможности проявить инициативу. И это была ошибка. Аркаев знал о ней, но времени исправить что-то у него уже не было. В других видах спорта, кстати, произошло то же самое. Значит, теперь необходимо децентрализовывать наш спорт, иначе он останется без притока новых сил.

- Протест по поводу судейства Хоркиной подавать не думали?

- Гимнастическая федерация, считаю, не нашла для этого оснований. В боксе в этом смысле картина интересная. Наш Алексеев проиграл кубинцу, который вроде бы все время отступал и меньше бил. Но руководители нашего бокса сказали: да, в этом бою правила были нарушены. А скандал поднимать нельзя - его нам потом припомнят. Там вообще ситуация неважная. Президент АИБА не очень здоров и далеко не молод, а его окружение настроено против России.

- Если мы правильно поняли, в гимнастике грядут перемены?

- Безусловно. Во-первых, нам нужно омолаживать состав тренеров, во-вторых, ориентироваться на провинцию. В малых городах вообще нет большого спорта. Все, что появляется, тут же отфильтровывается для Москвы и больших городов, где в крупных школах с огромным штатом директоров и администраторов до спортсмена и его тренера мало что доходит. А необходимы малые группы, где тренер самостоятелен в решениях. Тогда, если он ошибается, забракованной окажется одна группа, а не весь вид спорта в стране.

- Не знаете, куда делась наша спортивная наука? Раньше, помнится, на Олимпиадах всегда была масса руководителей так называемых комплексных научных групп. А сейчас где они?

- Из состояния стагнации наша наука так и не вышла - это точно. Есть несколько научных групп, работающих на уровне, близком к современному. Но в целом мы не только застыли в этом плане, но и продолжаем отставать. Вообще, моя личная точка зрения такова: спорт опустили ниже подвала. Господи, нас подчинили Министерству здравоохранения! Да у нас даже в приличную больницу надо ложиться со своим одеялом, подушкой, ложкой-вилкой-кружкой. Скоро, похоже, мы будем на сборы ехать со всеми этими причиндалами, если останемся в подчинении Минздрава.

- Большие суммы премиальных за победу не влияют на выступление наших спортсменов?

- Считаю, что надо было объявить о деньгах раньше, чтобы человек мог осознать. А в последний момент дай ему миллион или миллиард, он не сможет прибавить в своих показателях.

- Как прокомментируете выступление наших теннисистов?

- Как крайне слабое. Федерация тенниса, несмотря на некоторые справедливые жалобы с ее стороны в адрес штаба, не справилась с организаторскими функциями. Сафин приехал с таким настроением, так вел себя, что мы были близки к выдворению его из Олимпийской деревни. Откуда такая заносчивость по отношению к Играм?! Мы получили извещение о прилете Сафина из Сопота, где он играл, в Афины за полтора часа до приземления его самолета. Попытались встретить спортсмена в спецзоне, но нашего человека не пустили туда, поскольку разрешение на это нужно оформлять заранее. Что, трудно было предупредить о своем рейсе хотя бы за сутки? Но никто ведь не удосужился это сделать!

Отметил бы, кстати, некоторые неудобства в Олимпийской деревне. Там нет хорошего международного центра, негде отвлечься, послушать музыку и так далее. Мы тоже к этому оказались не готовы: не привезли, например, актеров, которые могли бы как-то развлечь ребят. Впрочем, сейчас об этом уже поздно говорить.

- Не угнетает ли наших претендентов на пьедестал в решающие моменты соревнований огромная разница между общей суммой призовых за первое место и за серебро с бронзой?

- Если бы они знали обо всем раньше, эта разница была бы стимулом, а не помехой и нервотрепкой. Да и не в деньгах дело. Штангист Перепеченов тактически позволил лидеру загнать себя не в те веса - при чем тут премии?

- У нас маловато золота, но немало серебра. Не в психологии ли тут дело?

- А разве у нас в стране есть спортивные психологи? Единственный - Рудольф Загайнов уже работает со сборной в Афинах. А раньше такие спецы были почти в каждой команде.

- Что такое "считаная" медаль? Скажем, на золото батутиста Москаленко вы рассчитывали?

- Нет. Возможно потому, что, когда считали, его не любой батут мог выдержать. А сейчас он стройный, как мальчик. Но вот Караваева должна была побеждать, потому что у нее была самая сложная и хорошо отработанная программа на Играх. Не повезло - увы.

- Китайцы заявили, что 60 процентов их делегации взяты в Афины с прицелом на Пекин-2008. А у нас перспективная команда?

- К сожалению, нет. Поэтому и говорю, что надо менять систему подготовки спортсменов. Уберите из Москвы всех приезжих легкоатлетов и пловцов, и окажется, что в столице нет своей легкой атлетики и плавания. Тренер Иоселиани, которому под 80, все работает, считается одним из ведущих. Честь ему и хвала, но где другие, новые люди? Почему вместо бассейна на Мироновке - дельфинарий?

- То есть в Пекине нам будет еще хуже?

- Если не начнем перестраивать спортивное хозяйство, окажемся там статистами.

- Не боитесь, что китайцы выиграют дома комплектов сто наград и интерес к Олимпиадам в мире резко упадет?

- Конечно, только конкуренция способствует такому отношению к Играм во всем мире. Но в изменившихся условиях надо меняться и нам. Скажем, сосредоточить усилия только на тех дисциплинах, где мы способны добиться успеха. Это сохранит положительный посыл, веру в то, что мы еще что-то можем. А будем серенькими, средненькими - загубим спорт в стране.