Газета Спорт-Экспресс № 178 (3556) от 7 августа 2004 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 2

7 августа 2004

7 августа 2004 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

Виктор БОНДАРЕНКО

ВЕРЮ, ЧТО "ДИНАМО" ПОБЕЖИТ

Три матча провели московские динамовцы под началом Виктора Бондаренко. Одержаны две победы: в чемпионате над "Аланией" и в Кубке России над махачкалинским "Динамо". А вот "Локомотиву" бело-голубые уступили, несмотря на более интересную, чем в победных матчах, игру. Удовлетворен ли промежуточным итогом сам и. о. главного тренера? С этого вопроса началась наша беседа на базе в Новогорске.

ПОВЫСИТЬ УРОВЕНЬ КОМПЛЕКТОВАНИЯ

- Мне вообще присуща постоянная неудовлетворенность собой, - заметил Бондаренко. - То, что мы дважды выиграли, немного воодушевляет. Вместе с тем я сознаю, что объем работы необходимо проделать огромный, а времени на это не отпущено. Голова забита тем, как быстро поправить дела команды, отдалиться от опасной зоны, вселить уверенность в футболистов, настроить их на тяжелый труд и освоение современных нагрузок, увеличить командную скорость и лучше использовать индивидуальные возможности каждого.

- Пока события развиваются примерно так, как вы ожидали?

- В целом да. Я и прежде находился рядом и видел, что главная проблема - уровень мастерства, а также атлетизма игроков. Если мы хотим бороться за первое место - а я всегда ставлю перед собой именно такую задачу, - надо подняться на новую ступень комплектования, привлечь в клуб индивидуально сильных футболистов.

- Вы не раз говорили о недостаточной функциональной готовности динамовцев. Сейчас, видимо, работаете над ее повышением?

- Ежедневно. Наметил определенный план работы, который команда и выполняет. В ходе тренировок решаем и тактические задачи, но главное - повышение физической готовности. Как команды в целом, так и отдельных игроков. Некоторые по различным причинам оказались в разобранном состоянии: Ромащенко и Точилин давно не играли, Бесчастных пришел из другого клуба, Булыкин перенес травму. Сейчас, правда, нагрузки начинаем снижать. Если переборщить, недолго и в функциональную яму угодить. Надеюсь, команда побежит. "Динамо" всегда славилось скоростными игроками.

ДВА МЕДВЕДЯ В ОДНОЙ БЕРЛОГЕ

- Чешские легионеры, постоянно игравшие при Ярославе Гжебике, в интервью "СЭ" утверждали, что осуществить свои планы вашему предшественнику не удалось потому, что некоторые игроки работали недостаточно прилежно. Что вы об этом думаете?

- Я не посещал тренировки Гжебика и судить об этом не могу.

- Вы, второй тренер, не участвовали в тренировочном процессе?

- Нет, потому что Гжебик меня к тренировкам не подпускал. Я видел, что он настороженно относился к моему появлению на них, и не лез. Зачем мешать человеку? Пусть чувствует себя комфортно, работает так, как ему удобно.

- Другими словами, он вас фактически отстранил от работы?

- Он меня просто к ней не привлекал. Как-то Гжебик сказал, что Бондаренко - специалист очень высокой квалификации и потому не может быть его помощником.

- Согласитесь, что в той ситуации Гжебик мог видеть в вас не столько партнера, сколько конкурента?

- Ситуация и впрямь сложилась непростая. Но я отнесся к ней с пониманием, старался соблюдать профессиональную этику, не выпячивал себя, не навязывал свое мнение. В конце концов, ответственность за результат лежит на главном тренере, и он вправе работать так, как считает нужным.

- Чем же вы в первой половине сезона занимались?

- Селекционной работой, дублю помогал. Обсуждали с генеральным директором проблемы стратегического комплектования команды, причины неудач, искали пути их преодоления. Работы, поверьте, хватало.

- А какую роль вы поручили Андрею Кобелеву, на днях включенному в тренерский штаб "Динамо"?

- Кобелев - мой непосредственный помощник. Он будет выполнять обязанности второго тренера, в том числе, конечно, участвовать в тренировках.

- Кстати, еще о тренировках. Что вас надоумило использовать на них мегафон?

- Жизнь заставила. В Африке трудно доносить идеи до футболистов. Раз крикнешь, другой - не доходит. Как-то сорвал голос. И тогда пришлось призвать на помощь технику.

- У кого переняли такой способ проведения занятий?

- Когда взял в руки мегафон, об этом не думал. Уже потом вспомнил, что в ростовском СКА его использовал Герман Зонин.

РЕМЕСЛЕННИКИ-ЧЕХИ И НАШ ЧЕЛОВЕК ИЗ СЕРБИИ

- Вы объяснили вывод чехов из основного состава тем, что они не отвечают вашим требованиям как игроки. Сознайтесь, не было ли в этом шаге и некоей подоплеки? Может быть, хотели очистить коллектив от группировок?

- Иногда от футболистов поступала информация, что, мол, в коллективе нет единства. Но своими глазами я, не находясь внутри команды, этого не видел, о группировках знал только понаслышке. Зато видел, что нет быстрой комбинационной игры. Как ее наладить? Одним из шагов стало освобождение команды от игроков, которые не отвечают моим футбольным принципам, желанию повысить командную скорость. Пусть лучше в команде будут те, кто помоложе, кто по духу ей подходит больше и со временем способен выйти на нужный уровень. Я работал с футболистами разных национальностей, уважаю игроков и никогда не ставил во главу угла тот факт, что тех привел Гжебик, а этих - Бондаренко. Но, на мой взгляд, иностранцы нужны, если они превосходят наших в технической оснащенности. Чехи же оказались просто хорошими ремесленниками.

- И Гашек тоже?

- Этот игрок умело действует в обороне, но малоконструктивен в атаке.

- Точилин, при всем к нему уважении, тоже особой конструктивностью не отличается.

- Он ошибается, но у него есть понимание, куда и как следует сделать острый пас. Не получается - другое дело. Но человек долго не играл. Ему надо выйти на свой уровень. Гашек же играл слишком просто. Он хорошо помогал оборонять центральную зону, крутился, как говорится, в ногах у центральных защитников, но все его передачи были поперек поля и только на пять метров. Не срабатывал командный механизм перехода от обороны к атаке, который я считаю ключевым моментом в игре и который зависит от опорного полузащитника.

- Вам не кажется, что Гашек мог бы быть хотя бы дублером Точилина?

- Мог бы. Но он уже немолод. А у нас на этой позиции способны сыграть и Братич, и Ганек. Михайлова подтягиваем. Не думаю, что эта позиция у нас ослабла. Может быть, как раз наоборот.

- Как вы решились назначить капитаном Батака?

- С одной стороны, этот игрок сейчас хорошо готов физически и играет ярко. С другой - он в отличие от некоторых был откровенен: Батак критически высказывался о делах в команде, потому что волновался за ее судьбу. Я решил в трудный момент опереться на человека, который без лишней дипломатии говорил то, что думал.

- Несмотря на то, что он иностранец?

- По духу Батак - наш человек. И по-русски отлично говорит. Если бы не знал, никогда не подумал бы, что он из дальнего зарубежья. Вместе с тем в капитанах он пока временно. Я обещал игрокам, что капитана они изберут сами на демократической основе.

ГЬЯН БЫЛ ЛУЧШИМ, НО СРЫВАТЬСЯ ПРАВА НЕ ИМЕЛ

- Насколько существенно длительное отсутствие Гьяна?

- Вот это - большая потеря. Гьян обеспечивает командную скорость, у него яростное желание играть, бороться за каждый мяч, каждый метр. Его по-настоящему не хватает.

- Вы согласны с мнением, что ганец был лучшим среди динамовцев в первом круге?

- Вне всякого сомнения. Более того, у него в игре есть еще большие резервы.

- Инцидент в матче с "Ростовом", обернувшийся дисквалификацией Гьяна, психологически на нем не сказался?

- Он успокоился. Я, как "старый африканец", побеседовал с ним - и Гьян понял, что был не прав.

- Между тем его все-таки спровоцировали. Вы же знаете, что черные ребята заводятся с полуоборота, если в пренебрежительном тоне пройтись по поводу цвета их кожи.

- Гьян - опытный игрок, за сборную своей страны выступает. Он не имел права столь бурно реагировать. Надо держать себя в руках в любой ситуации.

- Со стычками на расовой или племенной почве вам в ЮАР доводилось сталкиваться?

- Много раз. Команды на поле даже "стенка" на "стенку" шли врукопашную. Очень там горячие и футболисты, и клубные руководители. К тому же некоторые игроки покуривают перед матчами наркоту - считают, она поможет им ярче себя выразить.

- Так это же допинг!

- Да. Но куда он психику заводит?

БЕСЧАСТНЫХ В СБОРНОЙ? НЕ УДИВЛЮСЬ

- Чья была идея привлечь в "Динамо" Бесчастных? Он сам в команду попросился?

- О том, что Володя - свободный агент, мне сказал Юрий Заварзин. И предложил проверить, на что Бесчастных способен. Мне же было интересно посмотреть этого игрока в деле, потому что, работая за границей, я давно его не видел, но за российской прессой следил и, в частности, знал, что это лучший бомбардир сборной. Когда Бесчастных пришел на тренировку, то в физическом отношении выглядел неважно. Но привлекали его постоянное стремление двигаться и культура паса. Я предложил ему специальные тренировочные упражнения, которые обычно дают игрокам, восстанавливающимся после травм. Бесчастных выполнял их старательно и умело. Это побудило еще внимательнее к нему приглядеться. А через десять дней я принял решение.

- То есть, быть ему в команде или не быть, зависело от вас?

- Заварзин тренеру доверяет. Для меня это даже непривычно, потому что в ЮАР иначе: президент купил игроков а ты с ними работай. У президента своя сеть скаутов, и какими соображениями он руководствовался, набирая состав, тренера не касается. А здесь ответственность была возложена на меня. Конечно, я расспрашивал Заварзина, хорошо знакомого с Бесчастных, о человеческих качествах футболиста, которые очень важны для жизни в коллективе. В конце концов, было принято положительное решение, о чем не жалею. Думаю, при том профессиональном отношении к делу, которое демонстрирует Бесчастных, у него есть серьезный шанс вернуться в сборную.

- Но ей он все-таки был нужен как нападающий.

- Амплуа может со временем меняться. Открывается более глубокое видение футбола - и в игре появляются новые краски и штрихи. Ничего удивительного не будет, если Бесчастных призовут в сборную и как полузащитника.

- В "Динамо" уже есть игрок сборной - Булыкин. Что ему, на ваш взгляд, нужно, чтобы играть стабильнее и проявлять себя в клубе так, как удавалось в национальной команде?

- Мне трудно определенно ответить на этот вопрос, потому что с Булыкиным я работаю только одну неделю. Однако мне кажется, что сегодня трудно многого добиться без фанатизма, без самопожертвования. Очень уж высоки скорости, слишком ожесточенная борьба идет за мяч.

- То есть постоянного фанатизма Булыкину и не хватает?

- Он нормально относится к работе. Но, может, этого недостаточно, чтобы действительно блистать. Надо еще уметь работать и через не могу.

- С первого матча под вашим руководством "Динамо" перешло на игру с тремя защитниками. У вас любовь к такому построению?

- В данном случае следует говорить о необходимости. В "Динамо" нет острых фланговых нападающих. Менди и Половинчук скоростью обладают, но сидели сзади, в атаки подключались редко. Мне же хотелось придать игре более наступательный характер. При построении с тремя защитниками наши крайние игроки могут действовать ближе к чужим воротам и лучше использовать свои скоростные качества. Кое-что в этом плане получается.

- Ваши предыдущие команды тоже играли в три защитника?

- Не всегда. Некоторые использовали четырех.

- Значит, и "Динамо" может вернуться к квартету в обороне?

- Вполне. Все зависит от соперника и конкретной ситуации.

Александр ПРОСВЕТОВ