Газета Спорт-Экспресс № 274 (3361) от 6 декабря 2003 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

7 декабря 2003
Копировать ссылку
Отправить на почту
Печать страницы

7 декабря 2003 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Итоги сезона

О самом неоднозначном в российской истории сезоне "Спартака" корреспонденты "СЭ" побеседовали с легионерами красно-белых - украинцем Владиславом Ващуком и сенегальцем Ибра Кебе. И их оценки оказались чуть ли не прямо противоположными.

Владислав ВАЩУК

ЧЕРНЫЙ ГОД СЛАВА БОГУ, ЗАКАНЧИВАЕТСЯ

Наверное, совсем иначе представлял себе спартаковский виток своей карьеры бывший капитан киевского "Динамо" Владислав Ващук, когда в начале 2003-го задумал сменить украинскую столицу на российскую. Переход тот, ежели кто забыл, обернулся грандиозным скандалом, докатившимся аж до ФИФА. А спустя всего-то десять месяцев 28-летний защитник, за плечами которого почти полсотни матчей в сборной Украины, со "Спартаком" попрощался - тихо и незаметно. И теперь, как уже сообщал "СЭ", подыскивает себе новый клуб.

ЖДУ ОТВЕТА ОТ СЕМИНА

- Где начнете следующий сезон? - вопрос Ващуку.

- Варианты есть. Зовет "Грассхоппер", а также клубы из Франции, Испании и Голландии. Период дозаявок в Европе открывается 15 декабря - тогда, полагаю, все и прояснится. А пока собираюсь хотя бы недельку на море отдохнуть. В прошлом году, по сути, остался без отпуска. Мама тяжело болела, поэтому из Киева никуда надолго уехать не мог.

- Со "Спартаком" вас еще что-нибудь связывает?

- Ничего. Контракт расторгли по обоюдному согласию. Сейчас у меня статус свободного агента. Правда, новому клубу придется заплатить за меня "Спартаку" определенную компенсацию, но эта сумма не слишком велика.

- Команду вам ищет агент?

- Да. Впрочем, я и сам сложа руки не сижу. Позвонил Шевченко, Каладзе, попросил переговорить их со своими знакомыми скаутами - может, сумеют мне как-то помочь.

- Футбольная молва уже отправила вас в "Шахтер". Нет, поди; дыма без огня?

- Это фантазии журналистов . Да и не для того я уходил из киевского "Динамо", чтобы уже через год возвращаться в украинский чемпионат. Хочется попробовать свои силы в Европе.

- А российские клубы звали?

- Был разговор с Семиным. Мы случайно встретились в аэропорту. Я летел в Киев, а он в Симферополь - просматривать игру с участием "Динамо". Юрию Павловичу я честно признался, что с удовольствием перешел бы в "Локомотив". "У нас много хороших защитников. А я бы не хотел, чтобы ты сидел на лавке. Тебе надо играть", - сказал Семин. Тем не менее окончательный ответ пообещал дать после заключительного матча Лиги чемпионов с "Арсеналом".

РАЗВОД С КРАСНО-БЕЛЫМИ

- Правда, что "Спартак" собирался выставить вас на трансфер еще летом - при Андрее Чернышове?

- После поражения в Москве от "Рубина" - 0:2 - он вызвал меня к себе. Помимо него в кабинете сидели Шикунов и Юран. Главный тренер с порога огорошил: "Мы отказываемся от твоих услуг. Создается новая команда, и в нашу тактику ты не вписываешься. Спасибо за работу". Разумеется, я спросил, чем это вызвано, однако в ответ только и услышал: "Мы так решили".

- Для вас такой поворот стал неожиданностью?

- Еще бы! Я был в шоке - иного слова и не подберешь. Подобное развитие событий абсолютно ничто не предвещало. Матч тот с "Рубином" провальным для меня тоже не назовешь... Сложилось впечатление, что Чернышов просто искал козла отпущения. И нашел его в лице Ващука. Ведь ни игры, ни результата у "Спартака" не было. Что от нас хотел Чернышов, мы так и не поняли. Физической подготовке, тактике на тренировках внимания не уделяли. Для него существовала лишь одна схема с игрой обороны в "линию". Говорил, что так действует "Милан". Но нашим защитникам для этого, во-первых, не хватало класса, а во-вторых - сыгранности. Все-таки столько новичков! Вдобавок Чернышов затеял перестройку в разгар чемпионата. Отсюда и неудачи.

- И как развивалась ситуация дальше?

- Вскоре у меня состоялась беседа с Червиченко, где договорились: я продолжаю тренироваться с основой, а включать меня в число 11 или нет - решать Чернышову. После "Рубина" нам предстоял выезд в Ярославль. Не сомневался, что останусь в запасе. Но уже в день игры вдруг подошел Юран. Поинтересовался, готов ли я выйти на поле. "Конечно, - отвечаю. - Я профессионал и, независимо от личных отношений с тренером, в каждом матче буду выкладываться до конца". "Хорошо, - сказал он. - Ты в составе". "Шинник" мы одолели, и с той поры при Чернышове я играл постоянно.

- А в сентябре его сменил Владимир Федотов...

- Серьезных претензий ко мне у него не было. Инициатива убрать меня из команды исходила не от Федотова.

- А от кого?

- Президент "Спартака" был недоволен моей игрой в двух осенних матчах - в Москве с "Ураланом" и в Дании с "Эсбьергом". С элистинским клубом мы сыграли 1:1. Приехав на следующий день в Тарасовку, узнал, что меня и Белозерова оштрафовали за плохую игру. Посчитали, что мы оба виноваты в пропущенном голе. Причем на базе на самом видном месте повесили почему-то приказ только о моем наказании ... А в Дании также 1:1 закончили. Задачу выполнили - вышли в 1/32 Кубка УЕФА. Меня же заменили еще при счете 1:0 в нашу пользу. Но по возвращении в Москву выяснилось, что отныне наши дороги со "Спартаком" расходятся. Мне сообщили, что "я не вписываюсь в игровую систему "Спартака", а возможно, и в игровую систему его будущего тренера".

- Месяц назад Андрей Червиченко в интервью "СЭ" заявил: "Сегодня только слепому не видно, что Влад не играет на уровне игрока "Спартака"...

- Я хотел остаться в "Спартаке". Прошлой зимой из-за травмы фактически не был ни на одном сборе. И сейчас просил Червиченко дать мне хотя бы шанс впервые пройти с командой всю предсезонку, доказать, что я не разучился играть в футбол. Но руководители клуба свое решение не изменили.

- Вы в обиде на "Спартак"?

- Контракт был подписан на пять лет. Не скрою, даже не предполагал, что союз наш окажется таким скоротечным. Напротив, был уверен, что пришел в команду всерьез и надолго. Увы...

- Есть ли в этом ваша вина?

- Я не стал меньше вкалывать на тренировках или хуже относиться к работе. Но после тяжелейшей травмы колена сразу заиграть на прежнем уровне очень и очень непросто. Когда шел в "Спартак", прямо об этом спросил руководство: "Не боитесь меня брать?" - "Нет, мы в тебя верим", - был ответ. Но кому-то, как, например, Титову с Парфеновым, восстановить былые кондиции удается быстрее, кому-то - медленнее. К сожалению, в отличие от Егора и Димы у меня быстро не получилось. А "Спартак" ждать больше не захотел...

- Не секрет, что вы были одним из самых высокооплачиваемых игроков клуба. Возможно, еще и в этом кроется причина столь поспешного разрыва контракта?

- Не исключено.

"ЕГОР, НЕ ВМЕШИВАЙСЯ!"

- Сами-то как оцениваете свою игру в чемпионате-2003?

- Из двух с лишним десятков матчей, что провел за "Спартак", в актив себе могу записать максимум половину. Были игры, за которые мне не стыдно. Но случалось и наоборот. А встреча в Раменском с "Сатурном" и вовсе как кошмарный сон. Там я здорово напортачил. Привез первый гол, потом сам забил, получил желтую карточку, затем красную... Друзья из киевского "Динамо", смотревшие матч по телевизору, шутили: "Для полного букета, Влад, тебе еще нужно было судье по морде врезать"...

- До этого, к счастью, не дошло. Зато покритиковать арбитра в послематчевом интервью вы позволили себе так, что КДК оштрафовал "Спартак" на 30 тысяч рублей. Кто платил - вы или клуб?

- Я. К слову, в "Спартаке" за сезон у меня набралось штрафов едва ли не столько же, сколько за десять лет в киевском "Динамо"...

- По мнению некоторых специалистов, главная ваша проблема заключалась в том, что уровень вашей готовности не соответствовал уровню игровой самооценки. Согласны?

- Да, похожую мысль высказывали и мои киевские друзья - Белькевич, Хацкевич, Федоров, Шовковский, Калитвинцев. Они в один голос сказали: "Забудь пока на поле о нестандартных ходах. Попроще играй, понадежнее". И в дальнейшем - как раз после "Сатурна" - я уже старался понапрасну не рисковать.

- Помнится, когда летом в редакцию "СЭ" пришел Чернышов, он обратился к нам с просьбой: "Пожалуйста, не ставьте Ващуку такие низкие оценки - он очень переживает". Что, правда переживали?

- Ну, немножко неприятно было - не более того. Однажды с Титовым просматривали "СЭ", и я обронил: дескать, мне, как обычно, низкий балл влепили. Чернышов же проходил мимо и это услышал. А вообще не верьте тому, кто утверждает, будто оценки в газетах его ничуть не волнуют. Лукавство это. Имидж футболиста складывается из множества факторов - и не в последнюю очередь из рейтинга в прессе.

- Хуже сезона, чем нынешний, у вас, наверное, не было?

- Это точно. Черный получился год. Как начался безрадостно, так и заканчивается травма, долгая тяжба с "Динамо", потеря мамы, скомканный период в "Спартаке"... Кроме общения со своей семьей и друзьями, я нигде не получал положительных эмоций. А хотелось бы набирать их там, где ты трудишься, и чувствовать, что действительно нужен. Единственное светлое пятно - в Москве я нашел новых друзей. В том числе среди спартаковских болельщиков. Один из них, Антон Добрянский, который значительно старше меня, поразил тем, что дома у него вся комната окрашена в красно-белые цвета. Даже жалюзи и обшивка на диване со спартаковской символикой! Сдружился я крепче за этот сезон с Титовым, Парфеновым, Ковтуном, музыкантом Колей Трубачом, художником-декоратором Борисом Красновым.

- Кстати, как отреагировал Титов на ваш уход из "Спартака"?

- Он как капитан пытался обсудить эту тему с президентом клуба, но тот отрезал: "Егор, не вмешивайся!"

БЕЗ СОЖАЛЕНИЯ О ПРОШЛОМ

- На ваш взгляд, десятое место "Спартака" закономерно?

- Думаю, останься у руля клуба Романцев, результат был бы иным. А так все справедливо. Об уровне сегодняшнего "Спартака" красноречивее всего говорит тот факт, что лучшим на поле в недавних матчах был Парфенов, который из-за травмы не играл больше года. На тренировках иной раз люди пас в ноги нормально дать не могут - потеря за потерей. Нет сейчас в "Спартаке" настоящего коллектива.

Вот взять, допустим, Мойзеса. Да, хороший центральный защитник. Весь сезон играет стабильно, временами эффектно, сражается, не жалея себя. Однако, если внимательно за ним понаблюдать, действует бразилец сам по себе. Своего игрока часто не берет. Тому же Парфенову в связке с ним нелегко, потому что Мойзес ему почти не помогает, редко страхует. Гол пропустили - кто виноват? Парфенов. А Мойзес вроде как ни при чем, хотя он-то и должен был подстраховать. Или Луизао. Мне казалось, что во время матча он летает где-то в облаках. Гаркнешь на него - сразу приходит в чувство, начинает все правильно делать. А потом опять отключается и словно впадает в прострацию...

- Влад, но ведь вы и сами небезгрешны.

- А я разве спорю? Просто констатирую факты.

- А что думаете по поводу назначения Скалы?

- Последний его крупный успех датирован началом 90-х в "Парме". С тех пор Скала работал в разных клубах, но лавров особых не снискал. Да, "Шахтер" при нем впервые стал чемпионом Украины. Но ведь вскоре в еврокубках последовал оглушительный провал. Считаю, "Спартаку" необходим свой тренер. Такой, как Романцев или Ярцев. Впрочем, время рассудит, кто прав.

- Если честно, теперь-то не жалеете, что затеяли эту историю с переездом из Киева в Москву?

- Нет. Это было именно мое решение, и локти я не кусаю. Несмотря ни на что.

- Как прокомментируете слова Червиченко в том же интервью "СЭ": "Ващуку нужно было лучше вспоминать, что, когда и с кем он подписывал, чтобы не вводить всех в заблуждение"?

- Еще раз могу повторить то, что говорил в начале года: никаких бумаг в киевском "Динамо" я не подписывал. Я отвечаю за свои слова.

- Вопрос, который в последнее время вы, наверное, и сами себе не раз задавали: удастся ли вам снова подняться на те высоты, которых достигали в киевском "Динамо" и сборной Украины?

- Надеюсь. По крайней мере веры в себя за этот сезон не потерял. Главное, чтобы тренер в меня поверил. Прекрасно понимаю, что сейчас, по сути, начинаю с нуля. Но трудности не пугают. В конце концов, мне пока 28, а это совсем не тот возраст, когда в футболе хочется жить только прошлым.

Александр КРУЖКОВ