Газета Спорт-Экспресс № 261 (3348) от 21 ноября 2003 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

22 ноября 2003

22 ноября 2003 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

ЧЕ-2004.2-й стыковой матч

УЭЛЬС - РОССИЯ - 0:1 (0:1)

Гол: ЕВСЕЕВ (Гусев, штрафной), 22.

УЭЛЬС

1. ДЖОУНС

6,5

2. Дилэйни

5,0

3. Барнард

4,5

4. Мелвилл

5,0

5. Гэббидон

6,0

6. Джонсон

5,5

18. (Эрншо, 58)

5,5

7. Сэведж

4,5

8. Кумас

5,0

17. (Блэйк, 74)

5,0

9. Хартсон

5,0

10. Спид (к)

4,5

11. Гиггз

6,0

Запасные: 21. Кроссли, 12. Саймонс, 14. Эдвардс, 15.Робинсон, 16. Остер.

РОССИЯ

1. Малафеев

6,0

2. Евсеев

7,5

3. Сенников

6,5

4. Смертин

7,0

5. Аленичев

7,0

6. Игнашевич

6,5

7. ОНОПКО (к)

7,5

8. Гусев

7,0

9. Титов

6,0

15. (Радимов, 59)

6,5

10. Булыкин

6,0

11. Измайлов

6,5

Запасные: 12. Акинфеев, 13. Соломатин, 14. Алдонин, 16. Лоськов, 17. Сычев, 18. Кержаков.

Первый тайм - 46:00.

Второй тайм - 49:00.

Всего - 95:00.

Судьи: МЕХУТО ГОНСАЛЕС. Алонсо, Саманиего (все - Испания).

19 ноября. Кардифф. Стадион "Миллениум". 73 062 зрителя (вмещает 74 000). 10 градусов.

Удаления

-

-

Предупреждения

Сэведж, 57 (грубая игра) Барнард,65 (грубая игра)

Аленичев, 60 (грубая игра)
Булыкин, 74 (грубая игра)
Радимов, 90 (неспорт. поведение)

ПОКАЗАТЕЛИ МАТЧА

3

Голевые моменты

3

0

Процент реализации

33,3

8

Удары (всего)

10

4

Удары в створ

3

6

Удары из штрафной

6

2

Удары из-за штрафной

4

1

Штанги, перекладины

0

2

Угловые

6

1

Офсайды

1

20

Фолы

14

Зрелищность матча

6,0

ЗНАЙ РУССКОГО ИВАНА!

22-я минута. Вадим ЕВСЕЕВ - 0:1

Гусев делает навес в штрафную площадь хозяев. Онопко ведет там жесткую борьбу с Кумасом и Гэбиддоном, чем помогает Евсееву опередить Спида и в падении нанести удар по воротам. Мяч летит Джоунсу в противоход, ударяется о землю и проскакивает в сетку под рукой у вратаря.

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

из Кардиффа

ВАЛЛИЙСКИЙ КОТЕЛ

"Вы нужны вашей стране!" - кричал в микрофон ведущий матча Уэльс - Россия. И гигантский "Миллениум", на котором в среду был побит рекорд посещаемости (пришло 73 тысячи 62 зрителя!), подбадривая игроков, вторил ему мощнейшим стоном людских глоток. "Шумите! Шумите!" - призывало толпу цветное световое табло, установленное под раздвижной крышей арены. И толпа шумела, да так, что приезжим становилось не по себе.

Насчет ведущего матча не удивляйтесь: на "Миллениуме" действительно был человек с микрофоном, воспламенявший трибуны. Он потакал их слабостям, затягивал песни и восхвалял валлийских игроков. До игры он замолчал лишь однажды - когда местный баритон исполнял национальный гимн на валлийском языке. Его текст высветился на том же самом табло под раздвинутой по требованию нашей команды крышей. И грянул хор - такой, что мурашки по коже.

Глаз автоматически подмечал детали всеобщего единения против сборной России. На это, собственно, и было рассчитано представление. Оглушить, подавить, лишить спокойствия и победить - вот чего добивался кипящий "Миллениум".

И как только началась игра, показалось, что британцы в этом преуспели: ошибся Онопко, а вслед за ним и Сенников. Впоследствии защитник "Локомотива" еще не раз обозначит свое волнение, но до реальных угроз нашим воротам дело не дойдет до самого конца первого тайма. И мы так и не узнаем, что чувствовал в первые минуты своего первого матча за сборную Малафеев. Хотя предположить творившееся в душе голкипера, наверное, нетрудно.

Занимай сборная Уэльса место повыше 58-й строчки в рейтинге ФИФА, она, готов предположить, так и не дала бы нам шанса прийти в себя. Но прошло минут десять, и россияне расправили плечи: хозяева позволили им сменить нервозность на расчетливость. А у журналистов в ложе прессы появилась возможность оценить диспозицию и поразмыслить о козырях, заготовленных Ярцевым и Хьюзом.

КОЗЫРИ ЯРЦЕВА

Первое, что бросилось в глаза, - перевод Аленичева в центр поля и появление на левом фланге полузащиты Измайлова. Снова знаменитая непредсказуемость Ярцева! Должен признать: этот вариант в бригаде "СЭ", три дня обсуждавшей стартовый состав, основным не считался. Что ж, факты - вещь упрямая: хавбек "Порту" провел едва ли не лучший матч в сборной за последние годы, а после встречи поблагодарил Ярцева, предоставившего ему возможность сыграть на любимой позиции.

Об Измайлове же сложилось такое впечатление: в первом тайме он был самым смелым в нашей команде. Не в стыках и силовой борьбе, а в конструктивизме и отваге. Самый молодой на поле в нашей команде, Измайлов оказался удивительно стойким к "воздействию окружающей среды", то бишь, к бешеному напору "Миллениума". Вот, глядишь, подхватил мяч, чуть помельчил, посеменил, наткнулся на чье-то бедро, сделал финт и остался-таки с мячом в середине поля! За это время его партнеры успели перестроиться, оглядеться по сторонам, разобрать своих. А главное, понять: грохот валлийского котла неприятен, но не смертелен.

На 17-й минуте нам удалось первое по-настоящему продуктивное и коллективное действие - атака с участием Смертина, Титова и Измайлова. Ни мы, ни валлийцы, если честно, не уловили в ней предвестницу гола. И тем не менее он состоялся.

Не буду поднимать тему мести Евсеева Уэльсу вообще и Гиггзу в частности по одной простой причине. Сказать больше, чем сказал своим голом сам Евсеев, здесь нечего. Вы, господа чиновники, спорили о принципах fair play в игре мистера Гиггза? Вы слали в УЕФА кассеты, которые туда почему-то не доходили? Зачем, право слово! Ведь есть же другой способ наказать футбольное чванство. Он прост и гениален одновременно. А главное, он смертелен и унизителен для виновных.

Евсеев и Измайлов, разумеется, были не единственными козырями Ярцева. Смело плюсуйте сюда же Онопко. Ветеран, которому после матча вручили слегка запоздавший памятный приз "100 матчей за сборную", выдал фантастическую игру. Натыкаясь раз за разом на могучую тушу Хартсона, Онопко не спасовал перед ней ни разу. Валлиец умудрился рассечь нашему капитану голову (на нее после игры врачи наложили внушительных размеров пластырь). Но вспомните, сколько воздушных дуэлей выиграл Онопко своей рассеченной головой!

Блестяще вошел в игру Радимов. Абсолютными королями своих участков поля стали Гусев и Смертин. Армеец во второй игре подряд был хорош на правом фланге (именно о бездействии флангов в начале первого матча сожалел потом в раздевалке Никита Симонян). А хавбек "Портсмута", порхавший по полю как бабочка, но жаливший как пчела, казался сделанным из железа. Об него разбилось немало валлийских атак, но сам он не дал слабины ни разу.

Сразу после игры Смертин уехал в Лондон, а в понедельник его клуб сыграет против "Фулхэма". Именно в "Фулхэме" играет валлийский защитник Энди Мелвилл. Тот самый, которого жутко оскорбило, что Булыкину неведома его персона: потому он всю игру и хамил нашему форварду. Смертина ждет второе подряд свидание с Мелвиллом, который все-таки добился своего. В России его теперь знают. Но не как хорошего защитника, а как скандалиста.

БИТАЯ КАРТА ХЬЮЗА

Вот так плавно мы перешли к козырям Марка Хьюза. То, что вытворял на поле Сэведж, находилось за гранью добра и зла. Егор Титов после матча назвал его актером: после зацепов и подначек, словесных оскорблений и ударов исподтишка Сэведж неизменно пожимал руку человеку, которого он только что пытался вывести из себя. Что ж, актерские школы бывают разными: кроме очередной желтой карточки, валлийский Тартюф не заработал в Кардиффе ничего - ни славы, ни почестей. Так же, как и его нервный и обласканный славой соотечественник - Гиггз.

Разумеется, наивно было бы утверждать, что наши крушили соперника с первой до последней минуты. И тактическая правота Ярцева тоже не казалась бесспорной до самого финального свистка. "Почему он не меняет Титова?" - спрашивали мы друг у друга, наблюдая за несколькими промахами нашего полузащитника. "Разве Ярцев не видит, как устал Булыкин и как нервничает Сенников?"

Лучше всего, если журналистский взгляд базируется на профессиональном тренерском мнении. В раздевалке беспрерывно куривший Ярцев (во время игры он не выкурил ни одной сигареты: сначала забыл о них, потом - на удачу) и так оказался в цепких руках коллег-журналистов. Булыкин с абсолютно счастливым лицом переживал подробности матча и принимал поздравления, в том числе и от "СЭ" (в Москве уже наступил четверг, и, значит, Дмитрию только что исполнилось 24). Поэтому я обратился за консультацией к другому специалисту. К какому - не скажу, потому что говорили без диктофона, и, значит, дословно воспроизвести сказанное я не могу. Суть же в следующем.

Менять Титова раньше середины второго тайма было рискованно. Сменщик мог не попасть в игру, и тогда понадобилась бы еще одна замена. Счет нас устраивал, и Ярцев, скорее всего, решил выждать, чтобы потом действовать наверняка. Булыкин имел голевые моменты до последних минут, а его мощь и умение играть головой остались при нем даже на фоне усталости. Ну а Сенников попал под действие принципа "защиту раньше времени трогать нельзя". Да, он волновался, - но успешно разрушал! Кроме того, по скоростным качествам Сенников априори сильнее Соломатина.

УЛЫБНИСЬ, СТРАНА!

Вообще в раздевалке все говорили много и охотно. Ну а на Евсеева был и вовсе особый спрос. Герой матча, сразу из Кардиффа уехавший к выздоравливающей дочке в Германию, не отказал никому. И ответил мне, между прочим, даже на такой вопрос.

- Вы могли бы сейчас повторить слова, сказанные прямо в телекамеру сразу после игры?

- Сейчас и не вспомню всего, но последняя фраза была: "Знай русского Ивана!" Ну и пару слов еще добавил не для протокола.

- Вы уже знаете, что этот момент видела вся страна, и, хоть самих слов не было слышно, по артикуляции все все поняли?

- Да, знаю. Позвонили.

- Не переживаете по этому поводу?

- Нет.

Улыбнись, страна, вместе с Ярцевым, Евсеевым и миллионами своих болельщиков. Потому что ты, страна, едешь на чемпионат Европы!