Газета Спорт-Экспресс № 276 (2769) от 30 ноября 2001 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

30 ноября 2001

30 ноября 2001 | Формула-1

ФОРМУЛА -1

Panasonic Toyota Racing- так полностью звучит имя новой команды, которая появится на трассах "Формулы-1" в сезоне-2002. Заявку на участие в чемпионате мира руководство "Тойоты" подало на минувшей неделе, а официальная презентация гоночной машины команды состоится 17 декабря в Кельне.

"ТОЙОТА" НАЧИНАЕТ

Историческим днем для "Тойоты" стало 14 февраля 2001 года, когда на полотне французского автодрома Поль Рикар был представлен миру ее первый болид. После этого торжественного мероприятия для новой конюшни "Формулы-1" началась настоящая работа. Впрочем, для Toyota Motorsport GmbH (TMG) это не в новинку - трех Кубков конструкторов в классическом ралли и успешных выступлений в знаменитой 24-часовой гонке в Ле-Мане без огромной работы не добудешь.

И все-таки "Формула-1" - совершенно новая для TMG и ее президента Ове Андерссона область деятельности. Для того чтобы максимально удачно влиться в караван "Больших призов", под флагами "Тойоты" были собраны лучшие силы. На протяжении нынешнего сезона, пока 11 конюшен "Формулы" сражались в чемпионате, "Тойота" вела свою борьбу, и ее пилоты Мика Сало и Аллан Макниш наездили, наверное, не меньше километров, чем иные призовые гонщики. Порой работа шла в строжайшей тайне - вплоть до июля, когда на тестах в Барселоне корреспондент "СЭ" и еще несколько журналистов из московских изданий получили уникальный шанс познакомиться с командой лично.

Аллан МАКНИШ. ПИЛОТ

Вопрос о паре призовых пилотов стоял в "Тойоте" достаточно остро: Мика Сало, прервавший на год карьеру в "Формуле-1" для того, чтобы присоединиться к новой команде, был подтвержден в качестве боевого гонщика еще весной. А вот имя второго пилота не называлось вплоть до начала осени. И мало кто верил в то, что им станет Аллан Макниш. Против британца был и возраст (32 года), и тот факт, что, несмотря на постоянную близость к "Формуле", он еще никогда не был боевым пилотом. Хотя в других видах автогонок владеет массой титулов, в том числе и одним самых почетных - абсолютного чемпиона Ле-Мана-98.

- Вы "почти" попали в "Ф-1" десять лет назад...

- Действительно, тогда я был в ситуации, очень похожей на нынешнюю. За эти десять лет так много сделано... И хорошего, и плохого.

- Как случилось, что именно вы оказались вовлечены в проект "Тойоты" в "Формуле-1"?

- Близкое сотрудничество началось еще с гонки в Ле-Мане. Я был за рулем "Тойоты" в 1999 году. Именно с того момента и я, и команда поняли, что можем прекрасно работать вместе, что нам это нравится и приносит удовлетворение. Таким вот образом и было положено начало моей карьеры в "Тойоте" вообще и в нынешнем проекте по "Формуле-1".

- И все-таки: наверное, сложно было решиться связать себя с абсолютным новичком в "Формуле-1"?

- С первого взгляда "Тойота" действительно новичок в "Формуле", но если копнуть поглубже, нетрудно понять, что это не совсем так. Ведь ее структура, прекрасные технические возможности, большое количество людей, уже опробованных в ралли и гонках в Ле-Мане, - все это говорит в пользу "Тойоты". "Тойота Моторспорт групп" существует давно, и ее программы всегда были весьма успешны. У компании огромный опыт, и все, что требовалось, - добавить "формулическую" нотку. В лице, например, известнейшего конструктора Густава Брюннера.

Приятно стоять у истоков проекта: в этом случае четко понимаешь всю концепцию. И потом, я верю, что людям, столь успешно выступавшим в других гонках, удача должна сопутствовать и в новой области. Так что, как видите, с одной стороны, решение было довольно простым. Сложность была лишь в том, чтобы оценить правильность моего личного пути в "Формулу-1". Но в какой-то момент пришло ощущение: да, я этого хочу, и это правильное решение.

- А каково ваше мнение о команде на данном этапе?

- Сейчас мы занимаемся развитием машины. И это будет продолжаться еще довольно долго. Правда, реальные плоды мы сможем оценить лишь в будущем сезоне, когда появится возможность выступать в гонках наравне с другими командами. Пока же могу сказать, что развитие явно идет в правильном направлении. "Формула-1" чрезвычайно сложна, и каждый должен показывать здесь максимум возможного, быть постоянно на пике. Почему я уверен в том, что мы будем продолжать развитие? Потому что мы постоянно, от тестов к тестам, улучшались, у нас прекрасные специалисты и не менее прекрасные технические возможности.

- Какова самая большая проблема из всех, с которыми вам пришлось столкнуться?

- Думаю, что самой большой проблемой будут оставшиеся 22 машины стартового поля-2002 года! Шутка... Если мы и испытываем недостаток в какой-то области, то это недостаток опыта в "Ф-1". Его ни за какие деньги не купишь и ничем не заменишь. Нам придется сопротивляться людям, которые в "Формуле" по 20-30 лет, а таких немало. Это будет трудная и упорная работа.

- Вы очень опытный гонщик. Чем, на ваш взгляд, вы можете помочь команде ускорить прогресс?

- У меня действительно немалый опыт в автоспорте. К тому же в прошлые годы я успел поработать тест-пилотом в "Макларене" и "Бенеттоне". Думаю, что помочь команде могу многим. Правда, не всегда необходимо, чтобы гонщик помогал команде. Думаю, оптимален такой вариант: команда помогает гонщику, каждый помогает каждому, и в итоге все работают как единое целое. Да и потом, мы с Микой - не единственные, у кого имеется опыт. Есть и другие. И вместе со специалистами в других областях мы составляем прекрасное содружество.

- Где вы видите себя и "Тойоту" в будущем году?

- Ну, это большой вопрос! Одно знаю - для начала мы приедем в Мельбурн. Шучу. Просто в данный момент очень сложно делать какие-либо предположения касательно грядущего сезона. Невозможно сказать, на какой позиции нам удастся квалифицироваться, на какой финишировать в гонке. Скажу лишь, что мы постараемся реализовать все возможности для того, чтобы достичь наилучшего результата. Какого? Поживем - увидим.

Густав БРЮННЕР. КОНСТРУКТОР

Одна из ключевых фигур проекта "Тойоты" - безусловно, опытнейший конструктор Густав Брюннер, который провел в "Формуле-1" почти 20 лет. За его плечами - работа в "Эрроузе", "Альфа Ромео", "Феррари", "Минарди". Надо сказать, что переход австрийца из итальянской конюшни в "Тойоту", состоявшийся в начале мая нынешнего года, оказался по-настоящему неожиданным.

- Перед "Минарди" у меня не было юридических обязательств. Были некоторые моральные: это маленькая команда, поэтому, когда уходит даже один человек, его отсутствие сразу ощущается и "заделать пробоину" сложно.

- Но дружеские отношения с бывшей командой остались?

- Конечно, они мои друзья и останутся ими навсегда.

- Почему же все-таки вы ушли в "Тойоту"?

- Именно в этой команде я увидел свое будущее - у нее огромные возможности. Поэтому и принял предложение. Хочу, прежде чем выйду на пенсию, еще раз попробовать построить все с самого начала! Решил все очень быстро: в пятницу встретился с представителями "Тойоты", в субботу все обдумал, в воскресенье уже фактически работал у них. А в понедельник объявил о том, что произошло, Полу Стоддарту: "Извини, Пол. Ты мне очень нравишься, и я буду помогать тебе и впредь всем, чем смогу, но теперь у меня есть и другие дела".

Конечно, будь у меня какие-то более четкие обязательства перед "Минарди", я бы сейчас не был с "Тойотой". К тому же это огромная компания, третья в мире по выпуску автомобилей, и она наверняка не взяла бы меня на работу, имей я действующий контракт с какой-либо другой командой "Формулы-1".

- А каково было первое впечатление от машины?

- В конструкции много интересных находок, поэтому первое впечатление было позитивным. Одно должно быть ясно: машина была построена в очень сжатые сроки и предназначалась для использования на тестах. Она хороша для испытаний и свою службу уже сослужила. Шасси определенно сработано крепко: видно, что делали его люди, которым уже приходилось трудиться над подобными вещами.

- Как прошли тесты этого года?

- В общем и целом - хорошо. В иные дни гонщики проводили на треке много времени, и мы были счастливы. Были дни, когда удавалось выехать на трассу совсем ненадолго, и у нас возникали проблемы. Но я всегда говорю, что плохой день на данном этапе развития команды даже более плодотворен, чем хороший. Ведь нам надо тренироваться во всех областях: готовить команду в целом, механиков, другой персонал. Когда все идет гладко, нет тренинга! И я должен создавать проблемы для того, чтобы ребята постоянно шевелились и были в тонусе. Они должны были научиться быстро менять мотор, распознавать проблемы с электроникой и делать многое другое. Получалось, что на тестах мы не столько заботились о результате, показанном гонщиками, сколько смотрели, как работают мотор, электронные системы и команда в целом. У нас ведь все новое - механики, инженеры, система телеметрии... Именно поэтому я говорю: иногда чем больше проблем, тем лучше!

- Как идет сотрудничество с "Мишленом"? Они сделали для вас что-то новенькое?

- У "Тойоты" с "Мишленом" давние связи. Компании вместе достигли большого успеха и в раллийном чемпионате, и в Ле-Мане.

- Команду начал строить Андрэ Де Кортанз, и большинство людей набрано именно им. Насколько было сложно заменить его?

- Он действительно создал многое. Но, возможно, не лучшую машину. Правда, задача построить наиболее современную из машин "Формулы-1" перед ним и не стояла. Зато он выстроил прекрасную структуру команды, создал офис для дизайна и еще много необходимых вещей. Люди, привлеченные к проекту, хорошо знают свое дело и к тому же обладают весьма ценным качеством: способностью созидать. Единственное, в чем они нуждаются, так это в опыте в "Формуле-1".

- А вы принесли с собой что-то новое, чего не хватало коллективу раньше?

- Для того чтобы создать хороший болид "Формулы-1", необходимы не только хорошие инженеры - необходим опыт специфического ноу-хау "Ф-1". Ты можешь быть лучшим в мире инженером, но здесь постоянно появляются настолько особые вещи, которые можно знать, только погрузившись в "Большие призы". Вот этого чуть не хватало. И, наверное, я принес эту малость, но растем мы все равно вместе.

- Вы славитесь тем, что способны многое сделать в небольшой и малобюджетной команде. "Тойота" - не из таких. Это как-то изменит вашу философию и стратегию дизайна?

- Определенно, задачи у меня теперь иные - появилось больше возможностей, вокруг гораздо больше людей. Но несмотря на это, цель - построение новой команды - остается очень сложной. Разумеется, я не буду все чертить и проектировать сам. Скорее моя задача в том, чтобы придавать мотивацию окружающим, учить их тому лучшему, что есть у меня самого. Если обладаешь большим опытом, тебя уважают и к тебе прислушиваются. Правда, для того чтобы остальные много работали, приходится самому трудиться не меньше - ведь только так можно повести за собой других.

Ричард КРИГАН. КООРДИНАТОР

Криган - один из ветеранов "Тойоты": он работает с командой с 1984 года, прошел путь от механика до главного координатора по "Формуле-1" и познал с японской командой все ее успехи в ралли и Ле-Мане.

- Первые наши тесты были направлены исключительно на то, чтобы убедиться в самых общих вещах относительно машины. Надо было понять, насколько она близка к тому, на что мы рассчитывали. Затем нам надо было понять, насколько хорошо она себя чувствует на различных автодромах, и собрать максимум информации относительно самих трасс. Это очень поможет нам в гонках будущего сезона.

Могу сказать, что тесты от раза к разу были все удачнее. Возьмем, к примеру, Барселону, где мы впервые работали с двумя машинами. В первый день у нас были некоторые проблемы и мы не смогли провести запланированную работу. Но уже вечером связались с фабрикой в Кельне и объяснили им ситуацию. На следующий же день все необходимое оборудование прибыло в Барселону, и работа вошла в нормальное русло. Это не какая-то невероятная ситуация, это нормально. Каждый день мы делаем шаг вперед к старту в Мельбурне. И как на любом пути, у команды возникают проблемы, которых мы не ожидали и которые необходимо решать. Но, как я уже сказал, мы постоянно находимся на связи с Кельном, и там делают все необходимое, чтобы решить любые возникающие вопросы.

- Насколько я поняла, оборудование и детали доставляют на самолете?

- Да. И довольно быстро. Правда, в случае с Барселоной сделать это было довольно легко - автодром находится в непосредственном соседстве с аэропортом. А если бы мы были, скажем, в Японии или Малайзии? Так что перед такими дальними поездками надо хорошенько убедиться в том, что никаких непредвиденных ситуаций не будет.

- В нынешнем году команда ставила целью объехать максимум автодромов, на которых предстоит гоняться?

- Это было бы желательно, чтобы в 2002-м остальные команды "Формулы-1" не имели над нами большого преимущества в знании трасс. В итоге мы побывали на 11 автодромах, а наши гонщики за 8 месяцев наездили 15 тысяч километров на двоих!

- А почему "Тойота" не проводила тесты совместно с другими командами?

- Это было бы преждевременным шагом. У нас по сравнению с остальными были иные задачи и цели. Момент, когда мы начнем сравнивать себя с другими, придет лишь в начале следующего года.

- Нынешний автомобиль "Тойоты", наверное, далек от того, что выйдет на старт в Австралии?

- Как и любая другая машина "Формулы-1". Никто не стоит на месте, все развиваются и совершенствуются. Для нашей команды был неоценим приход опытнейшего конструктора Густава Брюннера, который хорошо знает, какими путями сейчас идет "Формула-1" с точки зрения дизайна и техники.

- Расскажите немного о фабрике в Кельне.

- Там на площади 38 тысяч квадратных метров работают около 560 человек. Этому заводу много лет - именно там создавались все машины для выступления в классическом ралли и "спорткары" для Ле-Мана. Теперь в Кельне построены несколько новых блоков: цех сборки болидов, цех по работе с композитными материалами, аэродинамическая труба. Правда, пока она не работает - сначала ее необходимо откалибровать, что занимает несколько месяцев и для чего были необходимы данные, полученные на тестах.

- Несколько слов о гонщиках.

- Команде на разных этапах развития необходимы разные пилоты. На начальном этапе желательно иметь максимально опытных гонщиков. Считаю, что Мика Сало и Аллан Макниш - очень хорошая пара. И тот и другой имеют за плечами большое количество гонок. Мика в "Формуле-1" с 1994 года, Аллан в свое время был тест-пилотом "Бенеттона" и "Макларена". За этот год мы прекрасно узнали друг друга, и здорово, что оба стали призовыми гонщиками "Тойоты". Возможно, в будущем нам понадобится кто-то другой...

- Более молодой и амбициозный?

- Более "голодный" до побед. Но в ближайшие пару лет у "Тойоты" иные задачи - нам надо войти в мир "Формулы-1" и освоиться там. Никто не собирается сразу же бороться за высокие места в чемпионате.

Лина ХОЛИНА