Газета Спорт-Экспресс № 260 (2753) от 12 ноября 2001 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1

12 ноября 2001

12 ноября 2001 | Бокс и ММА

БОКС

Константин ЦЗЮ: "ДЖУДА ПАРУ РАЗ
В МЕНЯ ПОПАЛ. НО НЕ ПОТРЯС"

Победив американца Заба Джуду, Константин Цзю стал не только абсолютным чемпионом мира в первом полусреднем весе, но и одним из самых труднодоступных людей в мире. И никакой вины его в этом не было. Как говорил Наполеон, "у победы множество отцов, а поражение всегда сирота".

ГЛАЗАМИ ПОБЕДИТЕЛЯ

Боксерский ринг - такое поле боя, где победитель всегда один, как и побежденный. И у людей, собравшихся вокруг Цзю сразу после боя с Джудой, в тот момент было только одно, вполне невинное и бескорыстное желание: почувствовать свою причастность к чему-то большому.

- Извини, друг, но тебе опять не повезло: Костя сейчас на пресс-конференции и, судя по всему, его оттуда отпустят не скоро, - ответил вежливый голос с австралийским акцентом. И так раз пятнадцать подряд. Менялось только место, где находился новоиспеченный абсолютный чемпион мира в первом полусреднем весе, но неизменным оставалось одно - он был по-прежнему недоступен.

В конце концов мне удалось перекинуться с ним парой слов, которые и были опубликованы в "СЭ". Говорить было практически невозможно: Костю рвали на части многочисленные друзья, да к тому же в комнате, где он находился, стоял такой гвалт, что я едва слышал его голос. Все понятно: победу празднуют. Точно так же было и год с небольшим назад в Финиксе, когда Костя нокаутировал легендарного мексиканца Хулио Сесара Чавеса. Тогда в не слишком большую комнату набилось людей, как сельдей в бочку, и каждый так громко, как только мог, рассказывал какую-то свою историю о том, какой Цзю молодец. Сам был свидетелем и участником. Только на этот раз народу, по-моему, набралось еще больше, а места для выступлений было еще меньше. В конце концов мы договорились о том, что я позвоню Косте, когда он приедет домой в Австралию, а перед этим вышлю ему все, что написал о нем в последнее время.

Но и здесь все получилось далеко не сразу. В первый раз, когда я позвонил, у Кости за столом, по-моему, сидело пол-Австралии. Мешалась русская и английская речь, и было ясно одно: люди празднуют. Договорились о точном времени повторного звонка, и только со следующей попытки разговор наконец состоялся.

Цзю начал без обиняков:

- Честно говоря, мне не очень понравилось, что вы обо мне на этот раз написали. Вы, по-моему, опасались, что я проиграю.

- Опасался. Как почти все ваши здешние друзья и знакомые.

- Вы не просто опасались. Вы, по-моему, еще и подстраховывались. Чтобы в том случае, если я проиграю, вы все могли бы сказать: "Но мы же говорили".

- А вот этого не было. Мы просто боялись, понимаете? Да мы тут чуть не поседели до срока, пока смотрели первый раунд!

Костя засмеялся и, уже чуть оттаяв, сказал:

- Это вас не оправдывает.

- Ладно, черт с нами. Лучше расскажите, как выглядел бой, если смотреть на него изнутри, а не снаружи, как видели его все мы. Ведь в первом раунде вам все-таки досталось.

- Что значит досталось? Да, пару раз Джуда в меня попал. Попал, но не потряс. Вот и все. Еще до боя я совершенно точно знал, как он будет проходить, понимал, что Заб будет много бегать. Но все время бегать невозможно, вот я и ждал момента, когда он наконец остановится. В том же первом раунде мне удалось несколько раз хорошо попасть ему по животу, и в целом я уже представлял, как бой сложится дальше.

- Ну а во втором...

- Во втором я уже взял инициативу в свои руки. Я решил не торопиться, тем более что ситуация находилась под моим полным контролем. Я заставил его делать именно то, что мне было нужно. Он, сам того не зная, уже играл в мою игру. Ну а дальше все было делом техники. Я попал - он попятился, я догнал и ударил снова. Челюсть у него, кстати, оказалась не лучшая.

- Мне показалось, что он совершенно неправильно уходил от второго удара.

- Будешь тут правильно уходить, когда в голове колокола звенят...

Здесь вспомнилось, как Джуда перед боем говорил, что стиль Цзю "скроен под него" и что Константин поэтому не будет для него тяжелым соперником. Кто не помнит его высказывания: "У него в защите полно дыр. Я порву его, как швейцарский сыр". Заб ошибся: это его собственный стиль оказался скроен под Цзю. По крайней мере в этом бою. Ну а кто кого и как порвал, видел весь мир.

А Костя оказался куда лучшим пророком. Еще пару лет назад, когда звезда Джуды только начала восходить, он довольно точно описал, как именно с ним расправится. Кажется, это было даже опубликовано в одном из интервью с ним.

- И все-таки можно ли сказать, что Джуда был для вас трудным соперником?

- Какой же он трудный, если это был мой самый короткий чемпионский бой?

- А если сравнить его с Шармбой Митчеллом, у которого вы отобрали титул по версии WBA?

- Разные они очень. Митчелл, конечно, гораздо опытнее. Джуде ведь в нашей встрече, кроме всего прочего, не хватало еще и элементарного опыта. Помните, как он после нокдауна сразу вскочил только для того, чтобы снова упасть? Да и нервы у него тоже слабоваты для таких боев.

- Это уж точно: никогда не видел, чтобы проигравший устраивал такую истерику прямо на ринге. Но, насколько я знаю, серьезные люди уже больше не говорят о том, что бой был остановлен преждевременно?

- А какой серьезный человек мог такое сказать? Ну, там в запале после боя - еще ладно, а теперь-то? Все же все видели. Просто я оказался сильнее.

- И все-таки, Костя, никто не ожидал, что вы так легко его победите.

- Почему никто не ожидал? В Австралии, например, очень многие ожидали именно этого. Многие люди большие деньги выиграли, поставив на меня. У меня в команде не принято говорить о ставках, то есть ставь, если хочешь, только перед боем об этом не говори. Все, кто ставит, так и делают. А после боя подходит ко мне один человек и говорит, что выиграл 150 тысяч долларов.

- Жаль, что это был не я. Напоследок бестактный в данной ситуации вопрос: ну а что дальше?

- Отдыхать! И больше никаких разговоров о боксе до Нового года.

- Но по крайней мере перчатки на гвоздь не повесите?

Костя засмеялся:

- После Нового года отвечу. Мы говорили еще довольно долго - об общих знакомых, об австралийском климате и о многом другом, - но о боксе действительно не сказали больше ни слова. Герой устал и имеет право на отдых. Только в одном я уверен: это был не последний бой Цзю.

ГЛАЗАМИ СУПЕРВАЙЗЕРА

Эдмунд Липинский, вице-президент WBC, который был супервайзером на матче Цзю - Джуда, тоже вернулся домой. Только не в Сидней, как Костя, а в Москву.

Напомню, что в своем кратком интервью "СЭ" перед отлетом Эдмунд Чеславович выразил полную уверенность в победе Цзю. Честно скажу, что тогда таких было не слишком много. Набирая его номер, я ожидал, что он скажет что-то вроде: "Ну, что я говорил?" Но вместо этого Липинский рассказал следующую историю:

- Помните, перед боем я говорил, что супервайзер в общем-то имеет довольно ограниченные полномочия? Но какие-то все-таки имеет, и мне их пришлось применить. Правда, не во время боя, а накануне - на взвешивании. Представьте себе такую картину: Костя становится на весы - ровно 140 фунтов (63,5 кг - лимит первого полусреднего веса. - Прим.А.Б.). И тут два здоровенных негра, каждый килограммов по 150, забегают за весы и начинают прыгать. Пол там был гулявый, стрелка заходила ходуном - и тут же вопли: "Перевес! Перевес!" Так что пришлось призвать всех к порядку.

- А что говорят по поводу скандального поведения Джуды после боя?

- Что тут скажешь? Испортил себе парень биографию, да и не только биографию. Для начала Атлетическая комиссия штата Невада удержала миллион из его гонорара и теперь решает, какой штраф на него наложить. Кроме того, комиссия рассматривает вопрос о том, чтобы запретить Джуде выступать в штате Невада, то есть в Лас-Вегасе. Не надо объяснять, что это означает для боксера-профессионала. Ну и, наконец, рефери, по всей видимости, подаст на него в суд.

- У меня создается впечатление, что Джуда сам перебежал себе дорогу. Показал себя в таком свете, что его просто стало неудобно защищать. Ведь сейчас даже самые оголтелые персонажи американского боксерского мира - и те не решаются однозначно осуждать решение рефери об остановке боя.

- Да что тут говорить! Мальчик-то гнилой оказался. Конечно, если бы не схулиганил, адвокатов бы у него сейчас было много: а так никто не хочет дискредитировать себя, защищая такую шпану. Кстати, хочу еще раз подчеркнуть: рефери Джей Нейди поступил совершенно правильно, и руководство WBC уже выразило полное удовлетворение его действиями.

Александр БЕЛЕНЬКИЙ