Газета Спорт-Экспресс № 256 (2749) от 6 ноября 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

6 ноября 2001

6 ноября 2001 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ

Самый молодой хоккеист НХЛ Илья Ковальчук за первый месяц выступлений в "Атланте" уже успел побить несколько клубных рекордов. В том числе и со знаком "минус", заработав три удаления за симуляцию.

Илья КОВАЛЬЧУК

КАК МЕНЯ ЗАПИСАЛИ В СИМУЛЯНТЫ

В последние четыре месяца общаюсь с "золотым мальчиком" российского хоккея вот уже третий раз - и не устаю удивляться изменениям в его характере. Впервые позвонил ему за океан 23 июня - непосредственно во время процедуры драфта новичков НХЛ, на которой он стал первым в истории нашим хоккеистом, названным североамериканцами лучшим юниором мира. Тогда 18-летний форвард заметно волновался, а слова из него приходилось вытаскивать едва ли не клещами.

Следующий разговор состоялся в самом начале октября - за несколько часов до официального дебюта Ильи в НХЛ. В тот день Ковальчук, блестяще проведший контрольный сезон, был весел, словоохотлив и предельно (а может быть, и запредельно) откровенен. Неудивительно, что на следующий день после выхода интервью в редакцию "СЭ" позвонил агент хоккеиста, которого не порадовали некоторые высказывания своего клиента.

Третье интервью состоялось несколько дней назад. После того как Ковальчук в четырех матчах подряд забивал голы и установил рекорд "Атланты". На сей раз новичок "Дятлов" вел себя, как матерый НХЛовский волк. Был в меру разговорчив и откровенен, отвечал на вопросы коротко и динамично. А затем обратился с просьбой: когда интервью будет готово, еще раз позвонить ему в Атланту и зачитать то, что получилось. Что я вчера и сделал.

КАК СНИМАЮТСЯ ПРОКЛЯТИЯ

- Семь голов в первых 10 матчах чемпионата, а ведь вам, Илья, всего-то 18 лет. Я внимательно изучил статистику НХЛ и готов утверждать, что этот результат в истории лиги прецедентов не имеет. Ожидали от себя такой скорострельности?

- Конечно, нет. После выставочного чемпионата, когда мне удалось забить несколько голов, существовала опасность (по крайней мере этого опасались тренеры) потери мотивации. Но я прекрасно понимал разницу между контрольными матчами, которые многие команды проводят вторыми составами, и регулярным чемпионатом. А потому к своему официальному дебюту в НХЛ отнесся очень серьезно.

- В Северной Америке в последние годы говорили о том, что для любого юниора главное - не стать на драфте... абсолютно лучшим! Титул первого номера словно кем-то в НХЛ проклят - кто бы его ни получил, вскоре он становится в лиге главным разочарованием. Но на вас, похоже, это проклятие не действует.

- Я слышал о том, что многие мои предшественники с той славой, которая непременно сопровождает лучшего юниора драфта, не справились. Такое произошло, к примеру, с канадцем Александром Дэглом, недавно завершившим свою карьеру. Именно поэтому для меня было крайне важно уверенно стартовать - чтобы максимально быстро сбросить психологический груз. По-моему, это у меня получилось.

В НХЛ ИГРАЮТ В СОВЕТСКИЙ ХОККЕЙ

- Теперь вы знаете, что такое НХЛ. Каков же там уровень хоккея?

- Отмечу прежде всего фантастические скорости, на которых ведется игра, а также ее комбинационность. А больше всего удивило, что здесь никто не вбрасывает шайбу в зону. Даже трудно поверить в то, что в прежние годы в НХЛ играли именно так.

- Что еще удивило?

- Чистота игры. Зацепы и задержки караются мгновенно. Тем более что игру ведут сразу два главных арбитра, контролирующих всю площадку.

- В предыдущем интервью "СЭ" вы не рискнули сравнить уровень хоккея в НХЛ и российской Суперлиге. А сейчас рискнете?

- Мне кажется, сейчас в НХЛ играют во многом в советский хоккей. Не сомневаюсь, что когда-нибудь этот суперхоккей вернется и в Россию. Дипломатично я ответил, верно?

- Тогда сформулирую вопрос по-другому: какое место заняла бы ваша "Атланта" в Суперлиге?

- Ну и вопрос! Скажу лишь, что "Дятлы" отнюдь не являются командой дуболомов, о чем часто пишут в российской прессе. Меня такие статьи, честно скажу, просто раздражают. У нас много молодых игроков, и мы играем в задорный и быстрый хоккей. Хотя, без сомнений, к фаворитам НХЛ нас не отнесешь.

- Любой снайпер в хоккее - человек зависимый от центрфорварда. Есть ли у вас в "Атланте" классные диспетчеры?

- Игоря Ларионова или другого центра его уровня у нас, увы, нет. В последнее время я выхожу на лед с кем-то из трех наших центральных нападающих - Андреасом Карлссоном, капитаном Рэем Ферраро или Бобом Коркамом. Все они игроки хорошего уровня. А вот второй крайний форвард в моем звене всегда один и тот же - мой лучший друг в "Атланте" Дэни Хитли.

ЗДОРОВЫЙ НЕМЕЦКИЙ МУЖИЧОК

- Какой из голов в НХЛ запомнился вам больше других?

- Конечно же, первый, в Бостоне, в нашем первом гостевом матче. Мне повезло: после броска шайба попала точно в "девятку", и у вратаря не было шансов ее парировать.

- В России такие голы забивали?

- Десятки раз!

- Счастливую шайбу, наверное, сразу же забрали в личную коллекцию?

- Тут любопытная история. Прихватить шайбу с собой я забыл, но выручили арбитры. Они, оказалось, были в курсе, что я забросил первую шайбу в карьере, и привезли ее к нашей скамейке для запасных, отдав главному тренеру Керту Фрэзеру. Тот передал шайбу мне. Я был поражен! Потом выяснилось, что в НХЛ это некий ритуал и следят за его соблюдением именно судьи.

- А какой из ваших голов получился самым красивым?

- Все были в меру красивыми. А вот самым ценным - гол в ворота "Вашингтона", оказавшийся единственным в том матче.

- Алексей Касатонов в интервью "СЭ" назвал этот гол истинно харламовским...

- Приятно слышать, тем более что свой 17-й номер я взял в честь этого великого хоккеиста. О Харламове мне много рассказывал отец.

- Какой клуб запомнился больше других?

- Все тот же "Вашингтон". Классная команда! В нашем матче я играл и против Яромира Ягра, и против Петера Бондры, и против Сергея Гончара. До сих пор не могу поверить, что переиграл вратаря "Вашингтона" немца Олафа Колцига! Здоровенный такой мужичок, он своими огромными щитками практически полностью перекрывает ворота!

- А как вам понравился Марио Лемье, с которым вы тоже недавно встретились с глазу на глаз?

- Честно говоря, встреча с "Питтсбургом" мне не очень-то запомнилась - да и Лемье выглядел несколько уставшим. Но, конечно, я понимал, что сражаюсь с легендой североамериканского хоккея.

ЛЕД ПОРТЯТ РЕБЯТА ИЗ НБА

- В конце октября за пять дней вы провели три матча. Как вам такая, экстремальная, по российским меркам, нагрузка?

- Ничего страшного. Особенно если учесть, что впереди у "Атланты" серия из 15 встреч, на которую составители календаря выделили нам лишь 30 дней. Так что о нагрузках давайте поговорим через месяц.

- Слышал, что лед в Атланте, мягко говоря, не идеального качества.

- Не согласен. На мой взгляд, качество льда здесь, в теплой Атланте, такое же, как в холодной России. Правда, когда наши домашние серии совпадают с сериями баскетболистов из "Атланта Хокс", проблемы действительно возникают. Хозяевам арены "Филлипс Центр" за 24 часа, отделяющие в Атланте некоторые матчи хоккеистов и баскетболистов, приходится заново намораживать лед. Ведь перед играми клуба из НБА его обязательно размораживают и настилают специальный паркет.

- С кем-то из соседей-баскетболистов уже познакомились?

- Нет. Да и вряд ли меня можно назвать фанатом баскетбола и НБА.

ПОРАЖЕН В ПРАВЕ НА ПАДЕНИЕ

- Мы в "СЭ" уже отмечали, что вы побили и один рекорд "Атланты" со знаком "минус", - речь о ваших трех удалениях за симуляцию, заработанных в первых девяти матчах.

- Это, с одной стороны, любопытная, а с другой - поучительная история. Все началось в моем дебютном поединке в НХЛ, который состоялся в Баффало. В одном из эпизодов соперник меня неверно атаковал, и я, скажу честно, для пущей убедительности решил проиллюстрировать это нарушение своим падением. Привык к тому, что в России, если не рухнешь на лед, удаление противника не заработаешь. И тут же горько об этом пожалел: оба главных арбитра матча в Баффало на мое падение не купились! Более того, тут же "выписали" мне две минуты за симуляцию.

- Ну и что же тут любопытного? В НХЛ удалениями за симуляцию уже года три никого не удивишь. Более того, для заокеанского судьи "выписать" такой штраф - настоящий шик.

- Меня поразило то, что произошло дальше. После того матча к одному из наших тренеров подошел представитель судейского комитета и предупредил, что отныне большинство падений Ковальчука будет рассматриваться как симуляция. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

- Судя по статистике ваших удалений, в последующих восьми матчах вы упали дважды...

- Совершенно верно! Оба последующих удаления за симуляцию были совершенно абсурдными - очевидность фолов отмечали даже тренеры других команд. Но, видимо, арбитров смущал поставленный мне в Баффало штамп "симулянт". Мы в "Атланте" - и руководство клуба, и игроки - поначалу были шокированы несправедливостью действий арбитров. Так что права на падение у меня теперь, можно сказать, нет.

ГЛАВНОЕ В АТЛАНТЕ -
НЕ ЗАНИМАТЬ ЛЕВУЮ ПОЛОСУ

- Действительно, поучительная история. А чему еще вы научились за два месяца жизни в Атланте?

- Не занимать левую полосу, когда в твоей машине меньше трех человек.

- ?!

- Я был не меньше удивлен, когда недавно ехал на своей машине (джип БМВ последней модели. - И.Л.) по одной из городских магистралей и без всякой видимой причины был остановлен местным "гаишником"! Долго не мог понять, что ему от меня нужно. Даже удостоверение игрока клуба НХЛ на полицейского не очень-то подействовало - отпускал он меня нехотя. А затем мне знакомые все разъяснили. Оказывается, в том случае, когда в твоей машине сидят один или два человека, в Атланте ни в коем случае нельзя занимать левую полосу! И не важно, какая у тебя скорость, - 20 миль в час или 120.

- Что-то не вижу логики в этом правиле.

- А я вижу: оно предоставляет преимущество общественному транспорту. Так в Америке отдают приоритет интересам общества, а не личности.

- Понятно. А чем еще кроме вождения машины вы занимаетесь в Атланте в свободное время?

- Радует, что в дни, свободные от матчей чемпионата, свободного времени много. В такие дни утром едешь на машине на тренировку, а уже к полудню полностью свободным человеком возвращаешься домой. Что делаю в такие вечера? Иногда сижу дома, иногда иду в ресторан, иногда - в кино.

- Какие фильмы успели посмотреть?

- Откровенно говоря, даже не знаю их русские названия. В последний раз в кинотеатр мы ходили всей командой на фильм с участием артиста, фамилию которого я забыл, но который снимался в "Крепком Орешке" (предположу, что Ковальчук имеет в виду Брюса Уиллиса. - И.Л.).

- С кем из наших легионеров НХЛ общаетесь?

- В основном с Алексеем Морозовым из "Пингвинз". Познакомился с ним в те дни, когда перед драфтом жил в Питтсбурге. Сам Бог велел мне поддерживать связь и с защитником "Финикса" Даниилом Марковым - он же спартаковец! Кстати, "СЭ" на днях сообщил, что вскоре у меня в "Атланте" может появиться первый соотечественник. Как вы думаете, насколько реален обмен в наш клуб Дарюса Каспарайтиса?

- Если честно, то вряд ли его душу греет мысль завершать карьеру в таком слабом клубе, как"Атланта".

- Я все же надеюсь, что кого-нибудь из российских хоккеистов мы выменяем. И тогда, не сомневаюсь, моя жизнь в Атланте станет еще веселее.

Игорь ЛАРИН

P.S.Вчера вечером, зачитывая разбуженному моим телефонным звонком Ковальчуку все восемь страниц этого интервью, услышал лишь одно замечание. Илье не понравилась формулировка "Атланта" - слабый клуб", прозвучавшая в последнем вопросе. После недолгих переговоров согласие было достигнуто - к вопросу о силе его команды мы договорились вернуться весной. Когда, как надеется хоккеист, "Атланта" получит место в плей-офф. Или - как считаю я - уйдет на каникулы. Думаю, шансов победить в нашем споре у Ковальчука нет.