Газета Спорт-Экспресс № 243 (2736) от 22 октября 2001 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

22 октября 2001

22 октября 2001 | Остальные

БАТУТ

СЛУХИ О СМЕРТИ ПРЕУВЕЛИЧЕНЫ

УСКОЛЬЗАЮЩАЯ КРАСОТА

Говорить о летальном исходе применительно к виду спорта, в котором россияне завоевали две золотые олимпийские медали из двух возможных, на первый взгляд, неуместно. Но, побывав в Краснодаре, где расположен центр подготовки наших батутистов, корреспондент "СЭ" Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ убедился: как и в любом виде спорта, проблем в российском батуте хватает.

"ОП, ОП, ОП!"

Поселок Пашковский на самом деле никакой не поселок, а один из районов Краснодара. Его административная самостоятельность проявляется лишь в том, что некоторые улицы называются так же, как и в самом городе. Есть, например, улица Шевченко, расположенная километрах в трех от своей городской однофамилицы. Одноэтажные домики, зелень, заборы, дребезжание трамвая-"пятерочки" у перекрестка...

Дом номер 54 чем-то напоминает пожилой школьный спортзал. Сентябрьская теплынь, двери настежь. Внутрь заглядывать некому - прохожих раз, два и обчелся. Да и что там интересного, внутри-то?! На входе бабулька - "заходите-коли-пришли-только-обувь-снимите-у-нас-тут-все-в-носочках-ходют". В одной половине - снаряды кое-какие, маты, в другой - огромные раскладушки с сетками вместо брезента, маты опять же. На не очень серьезных деревянных приступочках сидит тренер: "Oп, oп, oп", - повторяет, как метроном. На сетке ученик - вверх-вниз, вверх-вниз.

Первый - Виталий Федорович Дубко, лучший в мире специалист по батуту. Второй - его воспитанник Александр Москаленко, олимпийский чемпион Сиднея. А невзрачный с виду спортзал - колыбель русского батута, взлелеявшая обладателей более пятидесяти золотых медалей чемпионатов мира и Олимпийских игр.

РИСКОВАННЫЙ ШАГ МИЛЛИОНЕРА

Говорят, подпрыгивать на растянутых моржовых шкурах когда-то очень любили эскимосы - и согревает, и тундру с высоты лучше видно. Европейцы - люди более практичные: в позапрошлом веке натягивать сетку под акробатами на трапециях придумал циркач-рационализатор с характерной фамилией Трамплин. В тридцатые годы XX века американец Джордж Ниссен сообразил, что конструкция может выполнять не только страховочные функции. Поколдовав немного у себя в гараже, Ниссен представил на суд общественности прообраз современного батута.

Далее события развивались стремительно: в 1964 году в Лондоне состоялся первый в истории чемпионат мира по прыжкам на сетках уже сложившихся размеров - 4,1 на 2,15 метра. Ниссен захватил мировую монополию на производство батутов и стал миллионером (в последние годы, правда, инициатива перешла к немецкой фирме Eurotramp). А в прошлом году 86-летний богач, наплевав на возраст и болячки, приехал в Сидней, чтобы поаплодировать первым олимпийским чемпионам по прыжкам на придуманном им снаряде - россиянам Ирине Караваевой и Александру Москаленко.

ПАШКОВКА ПРОТИВ АМЕРИКИ - 6:0!

Лет двадцать пять назад автор этих строк стоял последним в длинной шеренге юных пловцов, которым предстояло отмахать три километра по реке Кубани во славу краснодарского спорта и по случаю Дня родного города. От волнения немного трясло - хорошо еще, отвлекали рабочие, устанавливавшие на прибрежном песке пару батутов. А затем громкоговорители прорычали: "Встречайте чемпионов мира и Европы Евгения Яниса и Евгения Яковенко!" С этого момента пловцы забыли про дистанцию, а многочисленные пляжники - про пиво и вареную кукурузу. Два жилистых дядьки вытворяли в воздухе такое!..

Не скажу, что с тех пор раз и навсегда влюбился в батут, однако нишу в памяти эпизод занял. Возможно, потому, что на Кубани всегда знали и чтили своих летающе-прыгающих героев. Начало было положено в 76-м, когда наша команда, впервые приехав на чемпионат мира в американский штат Оклахома, выиграла на родине законодателей батутной моды шесть золотых медалей из шести! Три из них достались краснодарцам, после чего в городе родилась шутка - Пашковка обыграла Америку... До той поры представители краевого центра не выигрывали мировых первенств ни в одном виде спорта. Так стоит ли удивляться тому, что батут в южном крае обласкан всенародной любовью и вниманием властей?

ГИБДД НЕ ТВ - ДЕНЕГ НЕ ПРОСИТ

Своих батутных чемпионов на Кубани обожают. За день до моего приезда Москаленко и Караваева участвовали в открытии спортивного магазина из сети "Высшая лига" - с двух дня до семи вечера раздавали автографы. Безостановочно! Зайдя в другой такой же магазин, я с немалым удивлением обнаружил стенд с многочисленными медалями и кубками Москаленко.

- Вам не жалко было отдавать с таким трудом добытые раритеты?

- В "Высшей лиге" работают мои большие друзья. Кроме того, эта фирма - мой личный спонсор. Почему бы и не пойти навстречу людям, которые хотят, чтобы мои награды стали достоянием общества?

- И много у вас таких спонсоров?

- Столь серьезных больше нет. Но внимание к своей персоне ощущаю. Вот, например, за сотовый не плачу - спасибо "Кубань-GSM".

- Видел, вы и за рулем "Мерседеса" не прочь по телефону поговорить. Гаишники не штрафуют?

- Меня? Ну что вы... Привет, Санек, как дела - и отпускают.

- Они что, все поголовно вас знают?

В ответ Москаленко, нисколько не рисуясь, сказал, что почти все. Потому что для Краснодара он - положительный герой счастливого романа. А затем добавил что-то о "синдроме небольших городов".

Последние слова - маленький, но точный штрих к портрету Москаленко. Живи он не в провинции, а в Москве - быть бы ему самой настоящей мегазвездой. Не меньшей яркости, чем, скажем, Александр Карелин, представляющий сравнимую с батутом по популярности борьбу, или пловец Александр Попов. Для того чтобы стать кумиром нации, у краснодарского чемпиона есть все - большие победы, ум, обаяние, кипучая натура, стремление проявить себя не только в спорте.

Чувствуется, что нехватка "промоушна" занозой сидит в его сердце.

- Не обо мне речь, - уточняет Москаленко. - О батуте. В Дании проходит чемпионат мира - пресса ни гу-гу. Обратились на РТР: приезжайте в Краснодар, снимите сюжет о чемпионате России. Запросто, говорят - 12 тысяч долларов, и мы ваши навеки. Радио "Маяк" - и то спрашивает, сколько мы готовы выложить за малюсенькое сообщение. Надежда только на личные связи. Звоню Бордовских: Юльчик, помоги. Попробую, Санек, отвечает. Глядишь - секунд 15 о батуте в новостях и расскажут. Да-а, далековато отсюда до столицы, а то качнул бы я эту тему.

ТРУСЫ И ТАПОЧКИ - ТОЛЬКО ЧЕМПИОНАМ

Многое хотел бы изменить Москаленко в существующем положении вещей.

- Мы приносим России две золотые олимпийские медали из двух возможных (таким же стопроцентным попаданием может похвастать только синхронное плавание. - Прим. Е.Д.), а нас финансируют тремя рублями и шапкой сухарей. Экипировку на чемпионат мира сами в складчину покупаем, потому что родина одела-обула только двух первых номеров мужской и женской программы, не подумав об остальных. А ведь третий и четвертый номера - перспективнейшие ребята, победители и призеры чемпионатов мира и Европы! Что ж молодой поросли делать с таким-то отношением - менять вид спорта? Но он у нас и так недорогой: сетка стоит полторы тысячи долларов, а ее не на один месяц хватает.

Отношение к батуту за пределами Краснодарского края и впрямь несколько странное. Можно даже сказать - равнодушное. Где-то в Москве существует национальная федерация. Я звонил туда раза четыре - дважды кто-то поднял трубку. Хотя это, конечно, не показатель: наверняка люди там делают что-то полезное, хотят, чтоб было "как лучше". Да и нельзя без федерации - должен же кто-то заниматься планированием соревнований, осуществлять общее руководство, так сказать. Не беда, что батутный пульс России бьется на полторы тысячи километров южнее - из столицы рулить, как известно, сподручнее.

В Краснодаре московских боссов никто не ругает: без них было бы сложнее выезжать на международные турниры, организовывать сборы в Новогорске (правда, в последние годы краснодарцы успешно освоили один из пансионатов на берегу Черного моря, в 140 километрах от города). Но когда речь заходит о конкретной помощи, чаще упоминаются местные власти: недавно новый зал построили, хотя занятия пока проходят в старом, привычном. "Газель" купили, пружины новые для батутов достают.

КИТАЙСКАЯ ПОГОНЯ

Но все познается в сравнении. Стремительно прогрессируют богатенькие французы, канадцы, южноафриканцы, немцы. Почуяв запах олимпийского золота в не очень затратном виде спорта, тянутся за нами украинцы и белорусы. О китайцах и говорить не стоит - для начала в дело вложены 3 миллиона долларов, и координированные от природы жители Поднебесной из кожи вон лезут, чтобы обойти россиян уже в Афинах, не говоря о Пекине.

Батут стал первым видом олимпийской программы в Сиднее, на который билеты были раскуплены полностью. В 20-тысячный роскошный "Супер Доум", представляете! Под впечатлением от победного выступления Ирины Караваевой президент Путин позже скажет Дубко: "Батут - удивительно красивый вид спорта!" Фраза почти историческая - краснодарцы даже напечатали ее на небольших плакатиках, рекламирующих достижения наших батутистов.

Я не силен в спортивном маркетинге, но дальнейшие шаги представляю себе примерно так: заключается договор с одним из гигантов по производству спортивной экипировки, на плакатики наносится логотип фирмы-спонсора, они увеличиваются в размерах и расклеиваются на улицах крупных городов. Как минимум. (В Москве же не редкость портреты Семака, Филимонова, Саутина, Чепаловой, Титова.) Результат: народ знает своих героев в лицо, сборная России по батуту обута-одета, подрастающее поколение осознает, что в жизни есть не только родное ПТУ и фанатские разборки, но и замечательный вид спорта, в котором наши выигрывают все, что можно и нельзя.

Кто сейчас смотрит на те плакаты-плакатики? Неужели президенту необходимо лично попрыгать на сетке, чтобы этому виду спорта повезло так же, как в свое время теннису, а теперь дзюдо и горным лыжам? Существует ли вообще хоть одна причина, по которой батут не заслуживал бы элементарного уважения, не говоря уж о финансовой и моральной поддержке со стороны спортивных властей?

ПАТРИОТЫ

Не осознаем мы пока и еще одной благодати, ниспосланной нам свыше: Дубко и Москаленко не хотят уезжать за рубеж. Бог знает почему, но не хотят - и все тут! Перед сиднейской Олимпиадой турки предлагали Москаленко за смену гражданства миллион долларов и дом в любой части Турции. После его победы, надо думать, новообращенного турецкоподданного и вовсе носили бы на руках. Сейчас зовут американцы, обещая построенный специально под него современный батутный центр, вид на жительство, роскошные тренерские и гражданские перспективы.

Дубко вовсю завлекали греки. Но человек, изо дня в день повторяющий "оп-оп" на улице Шевченко в поселке Пашковский, сказал, что не может бросить своих воспитанников. А Москаленко, получающий официальную стипендию в размере 6 тысяч рублей ("Немного меньше, чем Заза Джанашия, не правда ли?" - его слова), произнес давно девальвированную нашей жизнью фразу: "Я - патриот". В его устах она прозвучала совсем не пафосно и чертовски убедительно.

Батут вообще нельзя отнести к невостребованным спортивным профессиям. На Западе существуют коммерческие показательные шоу, батутные клубы участвуют в чемпионатах своих стран. Кое-кто из прыгунов заполняет перерывы на теннисных турнирах с участием Андре Агасси и даже создает фон на концертах Бритни Спирс. За неплохие, естественно, деньги. Второй номер нашей мужской сборной, чемпион мира-98 Герман Хнычев однажды две недели выступал за германский клуб. Заработал немного, а затем вернулся в Краснодар, где продолжает исступленно готовиться к чему-то в тихом спортзале. К чему?

На самом деле целей перед нынешними сборниками прибавилось. В Афины-2004, скорее всего, поедут по четыре человека от страны, а не по двое, как было в Сиднее. Москаленко считает, что России по силам завоевать две золотые, серебряную и бронзовую медали. Дотянет ли сам - неизвестно. Живет от турнира до турнира: если будет побеждать и через год, и через два - почему бы и нет? В любом случае, тот же Хнычев, его жена Наталья Чернова, Сергей Яшев, Александр Русаков - способные, амбициозные, а кое-кто уже и именитый, - оплошать не должны.

- "Старики"-то в порядке, - говорит Дубко. - И малыши к нам идут с удовольствием. Вот среднего звена почти нет. Это первый признак того, что вид спорта медленно умирает. Как спасать - пока не знаю, будем думать.

- Не боитесь, что вас "проглотят" иностранцы?

- Смотря кто. У меня, как и у каждого тренера, есть свои секреты. Немцам и китайцам ни за что не стал бы даже намекать на них - схватят на лету и используют на полную катушку. А на аргентинцах однажды решил испробовать, каково зерну в невспаханную землю попадать. Рассказал им все, что знаю, как на духу. Даже Иру Караваеву удивил: не думала, говорит, что вы такую массу информации о батуте в голове держите. И что? Да ничего! Не усекли аргентинцы тонкостей - не та культура батута, не тот уровень...

ПЯТКИ БАТУТИСТА

Самый сложный прыжок в батуте - тройное сальто с поворотом на 1080 градусов. Мне не под силу представить, как это выглядит в изометрии. А ведь надо еще и приземлиться на сетку, и оттолкнуться для нового прыжка! Причем судьями оценивается не только сам факт приземления, но и его точность (для этого в центре сетки нарисован красный крест). А высота некоторых прыжков у мужчин достигает девяти метров. Так стоит ли удивляться тому, что Москаленко пять раз ломал ноги, что до сих пор лежит в коме австралийский батутист, разбившийся перед Играми доброй воли, что на последнем чемпионате мира из восьми финалистов упало шестеро... А вам никогда не доводилось видеть пятки батутиста? Нет? И не смотрите - дольше проживете. Ступни Москаленко чем-то напоминают черепаховый панцирь - заскорузлые, дубовые. А в чешках не напрыгаешься: тряпичных, за 12 долларов, хватает дня на четыре, кожаных, по 40, - недели на две. Мягкая сетка не только дарит радость полета, она еще и калечит, и уродует.

И привораживает навсегда. Иначе Москаленко не вернулся бы. Об этой истории писали немало: как уговаривали его с трех сторон по разработанной Дубко хитрой стратегии, как похудел он в рекордные сроки на 26 килограммов, как продал свой бизнес, вернувшись к соленому поту на тренировках. Лично меня во время беседы на эту тему поразили три не очень известные ранее детали. Первая - гениальная идея Дубко, подразумевающая постановку прыжковой техники на фоне избыточного веса. Толстый Москаленко крутил свои пируэты "на невозмоге", а по мере снижения массы делал это все легче, четче и правильнее. (Как в анекдоте: - Зачем ты тащишь на себе эту телефонную будку? - Если нападут бандиты, брошу и налегке убегу!)

Деталь вторая - меню будущего олимпийского чемпиона в тот период. На завтрак - кофе с сухариком. На обед - сырое яйцо, 15 граммов твердого сыра и тертая морковь. На ужин - кусок нежирной жареной рыбы. Все это - без хлеба, соли, сахара, мучного и сладкого. Неудивительно, что снились ему частенько и борщи, и громадные куски мяса. Москаленко, кстати, и сейчас режимит - на сборах не ужинает, во время нашей беседы пил несладкий кофе. Сказал, что если и расслабляется изредка на каком-нибудь банкете, то потом неделю истязает себя тренировками.

Третья деталь - психологического толка. Я спросил Дубко, для чего перед Олимпиадой понадобилось "реанимировать" бизнесмена Москаленко, если в его распоряжении был чемпион мира-98 Хнычев.

- Я знал технику одного и другого, - после секундного замешательства ответил тренер.

- Решил так: из двух выбирать всегда проще, чем из одного.

Ну разве не тонкий ход? Разве не будет Хнычев после того как ему - чемпиону мира! - предпочли другого, еще усерднее стремиться возглавить батутный рейтинг? И разве не оправдал себя в итоге столь рискованный шаг?

FAIR PLAY ПО-КРАСНОДАРСКИ

Женский батут отличается от мужского только сложностью элементов и высотой прыжков. Но, по словам Москаленко, Ирина Караваева успешно стирает и эти различия, выступая в агрессивной, атлетичной манере. Однако в Краснодаре олимпийскую чемпионку я не застал - уехала в Ростов по каким-то неотложным делам. А жаль - уж очень хотелось спросить Караваеву о том, зачем и при каких обстоятельствах она отказалась от золотой медали последнего чемпионата мира в пользу натурализованной немки Анны Догонадзе.

Ситуация, согласитесь, нестандартная - человек выигрывает мировое первенство в Дании, а через какое-то время, на Всемирных играх в Японии, объявляет о том, что уступает награду серебряному призеру. Что это - сверхчестность, давление обстоятельств или чьи-то закулисные игры?

До конца разобраться со случившимся так и не удалось. Имела место судейская ошибка - арбитры неправильно определили сложность выступлений участниц. У немки вроде бы программа была чуть сложнее, а значит, и общая сумма баллов должна быть выше. Но выяснилось это лишь тогда, когда все протоколы были подписаны, медали вручены, а итоги чемпионата официально утверждены. Немцы не подавали протест - медаль перекочевала к Догонадзе после довольно мирной и непродолжительной беседы.

Со времен Игоря Нетто, отказавшегося от назначенного в пользу сборной СССР несправедливого пенальти, столь красивых жестов в отечественном спорте не совершал, по-моему, никто. И даже если Караваева действительно выступила в Дании хуже своей грузино-германской оппонентки, международная федерация батута, которую, кстати, возглавляет немец, могла бы отметить нашу спортсменку не только призом fair play. Но еще и объективным судейством, например. Увы: на Играх доброй воли Караваева, по общему мнению, выступившая лучше, вновь оказалась второй. Вслед за той же Догонадзе.

Вот такой это вид спорта: жестокий и элегантный, добрый и сложный, искренний и, по словам президента, "удивительно красивый". А по Достоевскому, красота должна спасти мир. Если, конечно, сама спасется.