Газета Спорт-Экспресс № 185 (2678) от 15 августа 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

16 августа 2001

16 августа 2001 | Футбол

ФУТБОЛ

23 августа в Москве пройдет первый международный футбольно-музыкальный фестиваль "Арт-Футбол-2001". Российскую команду артистов "Старко" к турниру готовит известный в прошлом голкипер "Спартака", "Торпедо" и "Динамо", олимпийский чемпион Сеула Алексей Прудников.

Алексей ПРУДНИКОВ

Я ЧУТЬ БЫЛО НЕ УСТРОИЛ РОМАНЦЕВА В "ДЕПОРТИВО"

Алексей Прудников - из тех, кто нашел себя в послефутбольной жизни. Впрочем, из футбола заслуженный мастер спорта и не уходил - выступления за ветеранов московского "Спартака" он совмещает с работой селекционера российских клубов и тренерскими функциями в команде артистов "Старко". Предстоящий фестиваль, в котором также примут участие звезды-ветераны мирового футбола, и стал поводом для звонка обладателю золотой олимпийской медали. Но разговор вышел далеко за рамки сиюминутной темы.

В МОСКВЕ ЖДУТ ЗИКО И МАРАДОНУ

- Праздник действительно ожидается грандиозный, - предвкушает Прудников. - Организаторы фестиваля разрешили каждой из 16 команд-участниц включить в состав по два знаменитых ветерана футбола. Согласие приехать в Москву уже дали югослав Стойкович, испанец Бутрагеньо, шведы Далин и Брулин, бразилец Зико и немец Литтбарски, причем двое последних будут выступать за Японию. Наконец, в составе аргентинцев ожидается приезд самого Диего Марадоны. Где еще наши болельщики смогут одновременно увидеть воочию столько футбольных звезд? Усилится, разумеется, и "Старко". Мы рассчитываем на Вагиза Хидиятуллина и Александра Бородюка. Надеемся, руководители самарских "Крыльев" пойдут нам навстречу и отпустят на несколько дней своего тренера.

- Где пройдет футбольная часть фестиваля?

- На Малой спортивной арене "Динамо". Вот только не знаю, вместят ли там трибуны всех желающих. Возможно, придется устанавливать дополнительные кресла и лавочки. Ведь по регламенту у каждого коллектива будет выходной день, в который он выступит с концертом. А поклонников эстрады у нас в стране не меньше, чем футбольных болельщиков.

- Фестиваль - это прежде всего шоу. Неужели певцы, музыканты и артисты кино будут всерьез сражаться на поле?

- Еще как будут! Когда перед началом матча звучит гимн твоей страны, благодушие, поверьте, улетучивается мигом. Все выходят на поле биться, номер никто не отбывает. "Старко" часто встречается с зарубежными коллегами, и в этих матчах нет и намека на договоренность. Разве что судьи, дабы никого не обидеть, частенько стараются свести дело к ничьей. Но с судьями тяжело бороться что в футболе большом, что в маленьком. "Старко", как правило, все равно побеждает. Итальянцев вот по сумме двух матчей обыграли -3:1 дома, 0:0 - в гостях. А с югославами дважды вничью сыграли - 5:5 и 4:4, но в серии пенальти все равно их дожали. Неужели, думаете, соперники хотели проигрывать на глазах своей публики?

- А в России с кем встречаетесь?

- С банкирами, командами городских и областных администраций, ветеранами футбола. Часто выезжаем в провинцию на Дни города. Тут уж, чтобы не омрачать хозяевам праздник, иногда "вничейку" гоняем. Встречаемся, бывает, и с профессионалами - из второй и третьей лиг. "Шатуре", лидеру турнира КФК, весной 2:5 уступили. Главное - два забили, уже успех. Правда, за нас негр Нарцисс выступал, а в низших дивизионах, как известно, запрет на легионеров. (Смеется). Но парень и впрямь очень техничный, здорово нам помог.

- А как вы сами оказались в эстрадном созвездии?

- С Юрием Давыдовым, основателем "Старко", мы большие друзья. Он, кстати, тоже вратарь, бывший торпедовец - у тренера Ивакина в свое время начинал. Давыдов и попросил меня поработать с вратарями, когда "Старко" Евгений Ловчев тренировал. Я выезжал с ребятами на турниры, сам выходил на поле в благотворительном матче в Югославии - правда, в качестве полевого игрока. Но полноценно участвовать в тренировочном процессе по понятным причинам не получалось - в начале 90-х возобновил профессиональную карьеру.

ХАВБЕК ГУБИН И ПЕНАЛЬТИСТ КРЫЛОВ

- Принято считать, что эстрадные звезды, равно как и добившиеся признания футболисты, - народ в большинстве своем избалованный и капризный. Не тяжело управлять такой разношерстной компанией, учитывая, что футбол для ваших подопечных - любимое, но все же хобби?

- Никаких проблем в общении с ребятами не возникает. Артисты такие же люди, как и все остальные, со своими плюсами и минусами. Цену себе, безусловно, знают, но не задаются. Атмосфера в "Старко" самая благожелательная, я к коллективу, можно сказать, кожей прирос. Разве что не запою никак. (Смеется.)

Вообще же футбол такая игра, в которой каждый - что во дворе, что в зале - мнит себя стратегом. Мои, как вы выразились, подопечные - не исключение. Но все разногласия исчезают, стоит выйти на поле. Ведь футбол - не шоу. К тому же вы заблуждаетесь, если думаете, что я имею дело с футбольными неучами. Леня Стуликов, написавший гимн "Старко", в свое время играл за элистинский "Уралан". По техническому оснащению он и сейчас в первой лиге не затерялся бы. Давыдов и Андрей Мельников - воспитанники торпедовской ДЮСШ. В большом порядке и Пресняков-старший. Эти люди, если бы не выбрали музыку, могли бы в футболе многого достичь.

- Кто еще составляет костяк команды?

- Каждый силен по-своему. Взять, к примеру, Николая Трубача. Жесткий, цепкий, действует в типично украинском силовом стиле. Чувствуется николаевская школа. Андрей Губин - мотор, ноги команды. Левую бровку готов без устали бороздить. Ну и, конечно, нельзя не отметить Сергея Крылова - это столп, штатный пенальтист и главный шоумен "Старко".

ВТОРОГО РАХИМИЧА ПОКА НЕ ВИДНО

- Когда я звонил вам на мобильный телефон, чтобы договориться об интервью, вы только что сошли с трапа самолета, прилетевшего из Боснии. С какой целью туда летали?

- У меня сохранились хорошие отношения с руководителями "Сараева", за который я выступал в начале 90-х. Они пригласили меня в качестве почетного гостя на финал Кубка Боснии. К сожалению, мой бывший клуб уступил "Железничару" - 2:3.

- Приметили там игроков, которые могли бы усилить российские клубы?

- Судя по увиденному, с талантами в Боснии сейчас глухо. Второго Рахимича пока не видно. Кстати, знаете, что Элвер попал в Россию по моей протекции?

- Признаться, впервые слышу.

- И не только Рахимич, но и Ранджелович, которого я высмотрел во втором дивизионе чемпионата Югославии. Я контактирую с руководством "Анжи", и Гаджи Муслимович Гаджиев, с которым мы поддерживаем отношения еще со времен олимпийской сборной, попросил помочь с игроками. Я ведь много езжу по миру, да и связи у меня обширные - поиграл в Югославии, Чехии, Финляндии, Южной Корее. Рахимича я привез на сбор "Анжи" в Турцию, а Ранджеловича Гаджиев и вовсе брал без просмотра, под мое честное слово, поскольку срок заявок истекал со дня на день. До этого Предраг побывал в лужниковском "Торпедо", однако с Алешиным не удалось сойтись в цене.

- Странно, а вот мне доводилось слышать, что в "Анжи" Рахимич и Ранджелович попали по протекции македонца Лазо Липоски.

- Когда дело доходит до переходов, сразу обнаруживается много людей, причастных к организации трансферов. Как мог Липоски заниматься селекцией, если в то время еще сам играл? Лазо действительно помогал в решении некоторых вопросов, но уже позже.

- Вас, стало быть, можно назвать футбольным агентом?

- Агент - человек, который владеет правами на игроков. А я скорее селекционер - езжу, смотрю футболистов. Где президент клуба попросит найти игрока, где тренер. Почему не помочь людям, если есть возможность? Все отношения построены на доверии. Скажем, в свое время я помогал "Спартаку" при переходах в финский клуб Поповича и Иванова. У меня есть бумага от агентов, наделяющая правом вести от их лица переговоры с игроками. Единственный вопрос, находящийся вне моей компетенции, - финансовый.

- А сами получить лицензию агента ФИФА не думали?

- Пока нет. Даже не интересовался, какие для этого надо собрать бумаги и какой сейчас взнос.

- Помимо Рахимича и Ранджеловича, кого-то из иностранцев в Россию сосватали?

- Да, есть еще "мои" ребята. Но куда интереснее, полагаю, история с едва не состоявшимся переходом Олега Ивановича Романцева в "Депортиво". Это ведь с моей легкой руки он чуть не уехал в Испанию.

- ?!

- После возвращения из Сараева, если не ошибаюсь, в 1991 году, пришел ко мне за советом знакомый иностранец: ищу, дескать, для "Депортиво" русского тренера. По тем временам переход в западный клуб нашего специалиста стал бы суперсенсацией - такого история футбола еще не знала! И вот за чашечкой кофе я предложил кандидатуру Романцева. Гость за эту идею уцепился двумя руками: Олег Иванович уже тогда считался одним из ведущих отечественных тренеров. Ох, и шумихи, помню, было... Вопрос решался на самом высоком уровне. Но в конце концов правительство Советского Союза Романцева за границу не отпустило.

БИЗНЕС И ФУТБОЛ

- Вы сменили четыре зарубежных клуба. Не многовато?

- Так уж судьба распорядилась. В Чехословакии я выступал за "Топольчани". Команду возглавлял Александр Бокий, а я помогал ему в качестве играющего тренера. Вывели мы "Топольчане" в высшую лигу, но тут меня пригласили в "Спартак", голкиперов тренировать. Вратарская бригада тогда интересная подобралась: Чижов, Жидков, Стауче, Плотников. Черчесов еще не уехал - с ним, правда, Зернов индивидуально работал. Надеюсь, в успехах ребят есть и толика моей заслуги. Почему ушел из "Спартака"? Честно говоря, не устраивала зарплата. Раньше ведь не было такой ставки - тренер вратарей. Числился тренером-инструктором. А тут еще дефолт, все сбережения государству отошли. Я же из Югославии, когда там война началась, рванул чуть ли не в чем был. Даже машину оставил. Потом, когда приехал в Сараево, друзья-боснийцы подтрунивали: мол, видели твое авто - выжило под бомбежками, если хочешь, подгоним.

- Из "Спартака" вы отправились в Финляндию, но и там долго не задержались.

- ФК "Яро" с моим приходом чуть из высшей лиги не вылетел. Вот и решил не гневить финнов. Если же серьезно, то после возвращения из Чехословакии мы с Юрой Давыдовым организовали свое дело - производство футбольной формы и вратарских перчаток. Перчатки тогда в дефиците были, а те, что привозили из-за рубежа, стоили баснословных денег. У самих денег не было, взяли кредит в банке. Александр Корешков помог достать сырье под Саратовом. В общем, крутились, как могли. Я то на полгода бросал футбол, то возвращался. После Финляндии даже в "Локомотив" попал...

- Но, если верить статистике, бизнесмен Прудников за серебряных призеров российского чемпионата не выступал.

- Выступал, ошибаетесь. Накануне турнира четырех московских клубов у "Локомотива" сломались оба вратаря - Овчинников и Биджиев, и массажист железнодорожников в шутку бросил: "Может, сыграешь?" Почему бы, думаю, людям не помочь? Массажист позвонил Семину, а Юрий Павлович - мне. Пришел на игру, спрашиваю: "С кем играем?" - "Разве не знаешь? Со "Спартаком". Выиграли то ли 2:0, то ли 2:1. Собираю вещи, говорю: "Спасибо". - "Какое спасибо? Завтра с "Торпедо" играем!" Сыграл, вновь победили. А после матча Юрий Павлович, к моему удивлению, приглашает поехать с командой на сбор в Болгарию, а затем на Кипр: помоги, дескать, в первых играх сезона, а потом с вратарями работать будешь. Но голкиперы "Локо" выздоравливать начали, и я из Болгарии домой рванул. Голова-то была совсем другим забита: как кредит банку отдавать?

- Каким же тогда ветром вас в Калининград, а потом и в краснодарский "Колос" занесло? Там тоже дефицитное сырье обнаружилось?

- Насчет Калининграда почти угадали. Мне нужна была поддержка, и я не видел, где, кроме футбола, ее можно получить. Предложение от "Балтики" было взаимовыгодным. А в "Колос" меня Федор Новиков пригласил. Этот тренер, работавший в свое время в "Спартаке" с вратарями, очень многое дал и мне, и Ринату Дасаеву. Мог ли я ему отказать? "Колос" вышел в первую лигу, но затем у клуба начались финансовые проблемы, и он приказал долго жить. А тут как раз выгодное предложение из Южной Кореи. Первый год удачно сложился, но потом местные власти урезали иностранцам игровое время до 30 процентов, и пришлось переквалифицироваться в играющего тренера. Когда же был введен тотальный запрет на легионеров, посчитал, что в Корее делать больше нечего, и улетел домой. В "Старко". Но корейцы не унимались, уже официально предложив должность тренера. Уговорили, хотя одновременно Георгий Ярцев звал в "Ротор".

- Почему же опять в Корее не задержались?

- Так в "Спартак" же в декабре позвали.

- И...

- А потом передумали. И такое бывает.

- Да, мы как-то отвлеклись: бизнес-то ваш как?

- Закрылся.

Сергей ИЛЬЕВ